КТП биология 5 классФГОС

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено на заседании МО естественно-математического цикла

протокол № 4 от «27» августа 2015 г.

Руководитель МО ______/Кузнецова Е.А..


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______ Попова Т.П.

27 августа 2015 года



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Октябрьская средняя общеобразовательная школа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ



по биологии ______

Класс 5_______________________________________

Учитель Попова Т.П.___________________________________

Количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час;


Планирование составлено на основе рабочей программы

Поповой Т.П., приказ №62-0 от 31.08.2015 г.

Принято на

заседании педагогического совета протокол №1 от31.08.2015 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс

Дата

№ урока

Тема урока


Основное содержание по темам рабочей программы

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Термины и понятия

примечание

план


факт

предметные

метапредметные

личностные

Тема 1 Биология - наука о живой природе (9 часов)

1

Наука о живой природе.

Человек и природа. Живые организмы - важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе - биология

Выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов, оценивать её значение. Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Характеризовать особенности и значение науки биологии.

Анализировать задачи, стоящие перед учёными-биологами

Знание определений наук, изучающих живое, задач, стоящих перед учёными-биологами;

Умение анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

Познавательные: Формирование умения видеть проблему (происхождение культурных растений и животных).

Коммуникативные: строить рассуждения, использовать речевые средства для отстаивания своей точки зрения.

Регулятивные: умение работать с понятиями (выделять и формулировать то, что нужно усвоить, определить качество и уровень усвоения).

Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении домашних растений и животных, делать выводы о роли этих организмов в жизни человека.

Биология, ботаника, микология, зоология, микробиология

2

Свойства живого.

Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм - единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого

Характеризовать свойства живых организмов.

Сравнивать проявление свойств живого и неживого.

Анализировать стадии развития растительных и животных организмов, используя рисунок учебника.

Характеризовать органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника.
Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма

Знание основных признаков живой природы.

Умение выявление существенных признаков биологических объектов (признаков живого); взаимосвязи органов в организмах.

Познавательные: Умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР).

Коммуникативные: структурировать материал об основных признаках живого (формулировать собственное мнение и позицию).

Регулятивные: давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм)

Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого.

Обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение, организм, органы

.

3

Методы изучения природы.
Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях

Различать и характеризовать методы изучения живой природы.

Осваивать способы оформления результатов исследования

Знание основных методов исследования.

Умение овладение основами знаний о методах исследования биологических наук; дальнейшее формирование знаний основных правил поведения в природе в ходе исследования.

Познавательные: умение сравнивать, анализировать, выявлять целесообразность использования тех или иных методов исследования.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем;

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Приобретение знаний основных правил отношения к живой природе при знакомстве с методами её изучения.

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделирование.

.

4

Увеличительные приборы. Лабораторная работа 1 «Изучение устройства увеличительных приборов»
Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Объяснять назначение увеличительных приборов.

Различать ручную и штативную лупы, знать величину получаемого с их помощью увеличения.

Изучать устройство микроскопа и соблюдать правила работы с микроскопом.

Сравнивать увеличение лупы и микроскопа.
Получать навыки работы с микроскопом при изучении готовых микропрепаратов.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Умение овладение правилами работы с биологическими приборами; формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами.

Познавательные: формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов;

умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений об изобретении микроскопа.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов.

Штатив, тубус, окуляр, объектив, предметный столик, микропрепарат, препаровальная игла, предметное стекло.

5

Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа 2 «Знакомство с клетками растений»

Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.

Выявлять части клетки на рисунках учебника, характеризовать их значение.

Сравнивать животную и растительную клетки, находить черты их сходства и различия.
Различать ткани животных и растений на рисунках учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции.

Наблюдать части и органоиды клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа и описывать их.
Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани.

Обобщать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием

Знание строение клетки и виды тканей.

Умение формирование умения выделять существенные признаки растений и животных на основе знаний о строении клетки и тканей; умение различать на таблицах клетки животных и растений, их органоиды, животные и растительные ткани; дальнейшее развитие навыков работы с увеличительными приборами при рассматривании микропрепаратов.

Познавательные: формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки и тканей живых организмов.

Коммуникативные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Регулятивные: предвидеть результат выполнения лабораторной работы.

Формирование умения сравнивать клетки растений и животных, растительные и животные ткани, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия.

Ткань, виды тканей: эпителиальная, мышечная, нервная, соединительная, образовательная, основная (фотосинтезирующая), покровная, проводящая, механическая.

6

Химический состав клетки.
Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки

Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма.

Наблюдать демонстрацию опытов учителем, анализировать их результаты, делать выводы.
Анализировать схему, представленную на рисунках учебника

Знание основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки

Умение выявление существенных признаков (химический состав) живых организмов; приведение доказательств родства всех живых организмов исходя из особенностей химического состава клетки.

Познавательные: Умение анализировать увиденные опыты по обнаружению веществ, входящих в состав клеток растений, делать выводы о наличии органических и минеральных веществ.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий при составлении схемы.

Формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы.

Неорганические вещества, органические вещества, белки, жиры, углеводы, микроэлементы, минеральные соли.

7

Процессы жизнедеятельности клетки.

Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам.
Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы - биосистемы

Оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки.

Характеризовать биологическое значение понятия «обмен веществ».

Объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события.

Устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника.

Аргументировать вывод о том, что клетка - живая система (биосистема)

Знание основных процессов жизнедеятельности клетки.

Умение выделение существенных признаков живого: обмена веществ в клетке, деления, роста, развития; соблюдение правил работы с микроскопом во время демонстрации микропрепарата.

Познавательные: умение адекватно использовать речевые средства при аргументировании вывода о клетке как живой системе.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Умение строить рассуждения о клетке как живой системе, анализируя информацию о процессах жизнедеятельности клетки.

Размножение, деление, хромосомы, наследственность.

8

Великие естествоиспытатели.
Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.

Анализировать информацию учителя о выдающихся учёных-естествоиспытателях.
Выделять области науки, в которых работали конкретные учёные, оценивать сущность их открытий.

Называть имена отечественных учёных, внёсших важный вклад в развитие биологии.

Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества.

Знание имён естествоиспытателей и их вклад в развитие биологии.

Умение анализировать информацию учителя о выдающихся учёных-естествоиспытателях.

Познавательные: формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР) для подготовки сообщений.

Коммуникативные: строить понятные для участников учебного процесса высказывания.

Регулятивные: соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

естествоиспытатель

9

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология - наука о живом мире»

Рисовать (моделировать) схему строения клетки.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения.
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Знание наук о живом мире; строение клетки; процессов жизнедеятельности.

Умение выделение существенных признаков живых систем, клеток и тканей животных и растений, процессов, протекающих в клетке; различение на рисунках органоидов клетки, тканей растений и животных; знание правил работы с микроскопом, умение готовить микропрепарат.

Познавательные: формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР) для подготовки сообщений.

Коммуникативные: строить понятные для участников учебного процесса высказывания.

Регулятивные: соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.


Тема 2 Многообразие живых организмов (12 часов)


1/10

Царства живой природы.
Классификация живых организмов. Раздел биологии - систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации

Объяснять сущность термина «классификация».

Определять предмет науки систематики. Различать основные таксоны классификации - «царство» и «вид».

Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации.

Знание царств живой природы и их признаков.

Умение приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, ВИЧ-инфекции; умение определять принадлежность организмов к определённой систематической группе.

Познавательные: Устанавливать связь между царствами живой природы на схеме, приведённой в учебнике. Выделять отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов

Коммуникативные: умение работать с дополнительной литературой, оформлять результаты в виде сообщений или презентаций, грамотно излагать дополнительный материал.

Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о вирусных инфекциях и их профилактике; развитие интеллектуальных умений анализировать особенности живых организмов и определять их принадлежность к царствам природы.

2/11

Бактерии: строение и жизнедеятельность.

Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах

Характеризовать особенности строения бактерий.

Описывать разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника.

Различать понятия: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты».

Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерии как прокариот.

Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе

Знание особенности строения бактериальной клетки, понятий автотрофы и гетеротрофы, прокариоты и эукариоты.

Умение выявление существенных признаков прокариот и эукариот; определение принадлежности бактерий к прокариотам; различение на рисунках частей бактериальной клетки; выявление существенных признаков автотрофов и гетеротрофов, их роли в природе

Познавательные: умение работать с различными источниками информации (печатными и электронными); интерпретировать информацию - переводить сплошной текст в схему.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; умение задавать вопросы.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о бактериальных инфекциях и их профилактике.

Автотрофы, гетеротрофы, эукариоты, прокариоты.

3/12

Значение бактерий в природе и для человека.

Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения.

Роль бактерий в природе и жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями

Характеризовать важную роль бактерий в природе.

Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз».

Выявлять наличие фотосинтеза у цианобактерий, оценивать его значение для природы.

Различать бактерии по их роли в природе и жизни человека.

Характеризовать полезную деятельность бактерий, их использование в народном хозяйстве.

Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий

Умение приведение доказательств необходимости профилактических мер для сохранения здоровья; формирование представлений о роли бактерий в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяснение роли бактерий в практической деятельности человека; освоение приёмов первой доврачебной помощи в случае пищевого отравления.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации (печатными и электронными);

Коммуникативные: умение слушать собеседника.

Регулятивные: развивать способность выбирать целевые установки на сохранение и укрепление своего здоровья, соблюдая меры профилактики инфекционных заболеваний.

Реализовать установки здорового образа жизни на примере положительного воздействия закаливающих процедур в профилактике воздушно-капельных инфекций.

Симбиоз

»

4/13

Растения.

Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека

Характеризовать главные признаки растений.

Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях.

Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия.
Характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, определять термин «спора».

Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп.
Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы.
Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека

Знание существенных признаков растений; Умение соотносить различные растения к определённым систематическим группам; выявление существенных признаков споровых и семенных растений

Познавательные: умение сравнивать клетки растений и бактерий и делать умозаключения об усложнении строения клетки растений;

Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения.

Регулятивные: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения растения различных групп.

Развитие умения сравнивать живые объекты, анализировать особенности их строения и делать выводы об усложнении в строении растений от водорослей к покрытосемянным.

Флора, хлорофилл, слоевище, органы растений, спора

5/14

Лабораторная работа № 3

«Знакомство с внешним строением побегов растения»

Различать и называть части побега цветкового растения.

Определять расположение почек на побеге цветкового растения.

Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге.

Устанавливать местоположение шишки. Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны).

Фиксировать результаты наблюдений в тетради.

Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием

Знание определение существенных признаков семенных растений;

Умение различение на таблицах, рисунках, гербариях, живых экземплярах органов цветкового и голосемянного растений;

работать с биологическими приборами и инструментами

Познавательные: умение осуществлять простейшие исследования; умение преобразовывать информацию из одного вида в другой в ходе выполнения лабораторной работы.

Коммуникативные: развитие коммуникативных свойств в ходе выполнения работы в парах

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Развитие умений сравнения биологических объектов, умения делать выводы о многообразии и значении различных видов побегов.

Побег укороченный, удлинённый, почка пазушная и верхушечная

6/15

Животные.

Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника.

Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела.

Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы.

Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника.

Различать беспозвоночных и позвоночных животных.

Объяснять роль животных в жизни человека и в природе.

Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных

Знание существенных признаков одноклеточных и многоклеточных организмов, их роли в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; Умение объяснение роли различных животных в жизни человека; различение на рисунках и таблицах животных различных типов и классов.

Познавательные: умение работать с разными источниками информации, анализировать информацию, классифицировать живые объекты.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения.

Формирование эстетического отношения к живой природе при знакомстве с различными животными.

Фауна. Одноклеточные и многоклеточные животные, беспозвоночные и позвоночные животные.

7/16

Лабораторная работа № 4

«Наблюдение за передвижением животных»

Готовить микропрепарат культуры инфузорий.

Изучать живые организмы под микроскопом при малом увеличении.

Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей.
Формулировать вывод о значении движения для животных.

Фиксировать результаты наблюдений в тетради.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Познавательные: Формирование познавательных интересов в ходе наблюдении за животными, сравнения их способов передвижения, вывода о зависимости способа передвижения от среды обитания;

Коммуникативные: развитие коммуникативных свойств в ходе выполнения работы в парах

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Развитие эстетического отношения к живой природе.


8/17

Грибы.

Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения - грибокорень (микориза)

Устанавливать сходство грибов с растениями и животными.

Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части.

Определять место представителей царства Грибы среди эукариот.

Называть знакомые виды грибов.
Характеризовать питание грибов.

Различать понятия: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», «грибокорень», пояснять их примерами

Знание существенных признаков царства грибы;

Умение различение на рисунках, таблицах частей тела гриба.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации; овладение методами биологических исследований в процессе постановки опыта по выращиванию плесневых грибов (дома) и объяснению их результатов.

Коммуникативные: связано и грамотно излагать информацию.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Знание основных правил отношения к живой природе на примере сбора грибов.

Грибница, гиф, плодовое тело, микориза. Грибы: паразиты, хищники, симбионты, сапротрофы

9/18

Многообразие и значение грибов.
Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы - дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и жизни человека

Характеризовать строение шляпочных грибов.

Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые.

Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника.

Объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин».

Распознавать съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника.

Участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов.

Объяснять значение грибов для человека и для природы

Знание существенных признаков грибов, значение грибов в круговороте веществ, в жизни человека; Умение различение на рисунках и муляжах съедобных и ядовитых грибов; освоение приёмов оказания первой помощи при отравлении грибами; выявление мер профилактики грибковых заболеваний.

Познавательные: умение осуществлять исследования (выращивание плесени, изучение, сравнение), анализировать полученные результаты, аргументировано излагать их.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Регулятивные: составлять план и последовательность своих действий.

Реализация установок ЗОЖ при изучении материала о значении грибов в жизни человека.

Шляпочные грибы: трубчатые и пластинчатые. Плесневые грибы, пенициллин, антибиотик, паразитические грибы.

10/19

Лишайники.

Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники - показатели чистоты воздуха

Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников - симбиоз двух организмов - гриба и водоросли.

Различать типы лишайников на рисунке учебника.

Анализировать изображение внутреннего строения лишайника.

Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды.

Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека

Знание существенных признаков лишайников как симбиотических организмов их роли в круговороте веществ и образовании гумуса;

Умение приведение доказательств влияния факторов окружающей среды на развитие лишайников (чистота воздуха);

Познавательные: выбор информации о строении, особенностях жизнедеятельности лишайников их различных источников, структурирование её; различение на рисунках и среди гербарных экземпляров различных типов лишайников

Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Формирование познавательного интереса в ходе изучения симбиотического организма; умение анализировать информацию, делать выводы.

Симбиоз, лишайник

11/20

Значение живых организмов в природе и жизни человека

Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

Определять значение животных и растений в природе и жизни человека по рисункам учебника.

Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе.

Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом.

Знание основных правил поведения в природе.

Умение приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; различение на таблицах и рисунках животных и растений, нуждающихся в охране, занесённых в Красную книгу Нижегородской области

Познавательные: структурирование материала, полученного их различных источников информации

Коммуникативные: умение грамотно излагать материал

Регулятивные: развитие способностей выбирать целевые установки по отношению к живой природе

Мотивация на изучение живой природы, частью которой является человек; эстетическое отношение к объектам живой природы.

Биологическое разнообразие, редкие виды организмов

12/21

Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Знание существенных признаков растений, животных, грибов, лишайников.

Умение различать растения, животных, грибы на таблицах, рисунках и т.д.

Познавательные: формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР) для подготовки сообщений.

Коммуникативные: строить понятные для участников учебного процесса высказывания.

Регулятивные: соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

формирование интеллектуальных умений строить рассуждения, анализировать, делать выводы при выполнении заданий.

Тема 3 Жизнь организмов на планете Земля (8 часов)

1/22

Среды жизни планеты Земля.

Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов - обитателей этих сред жизни

Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.

Характеризовать организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника.

Приводить примеры обитателей организменной среды - паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина

Знание существенных признаков различных сред обитания; Умение выявление взаимосвязи между условиями среды и особенностями организмов; сравнение биологических объектов, обитателей различных сред; оценить живые объекты с эстетической точки зрения.

Познавательные: развитие навыков проектной деятельности, умения структурировать материал, грамотно и аргументировано его излагать: умение работать с различными источниками информации

Коммуникативные: вести устный и письменный диалог

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

Формирование познавательных интересов и интеллектуальных умений сравнения, анализа, явлений и живых объектов и умения делать выводы в ходе работы над мини-проектами

Среда жизни: водная, почвенная, наземно-воздушная

2/23

Экологические факторы среды.
Условия, влияющие на жизнь организмов в природе, - экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов

Различать понятия: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Характеризовать действие различных факторов среды на организмы, приводить примеры собственных наблюдений.

Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор

Знание основных правил поведения в природе.

Умение объяснение места и роль человека в природе, последствий его хозяйственной деятельности для природных биогеоценозов

Познавательные: развитие способности выбирать смысловые установки в поступках по отношению к живой природе

Коммуникативные: вести устный и письменный диалог

Регулятивные: развитие способностей выбирать целевые установки по отношению к живой природе

Развитие умения анализа данных, сравнения действия различных факторов на живые организмы.

Экологический фактор, факторы неживой и факторы живой природы. Антропогенный фактор

3/24

Приспособления организмов к жизни в природе.

Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата у цветков, наличия соцветий у растений

Выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов.

Объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений.

Характеризовать приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника

Знание влияния среды на организмы.

Умение выявление изменчивости организмов как приспособленности к среде обитания; оценивать биологические объекты с эстетической точки зрения.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, оценивать, преобразовывать из одной формы в другую (сообщения, презентации);

Коммуникативные: умение аргументировано излагать свою точку зрения; умение работать в парах при осуществлении взаимоконтроля

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

формирование эстетического отношения к организмам; уважительное отношение к иному мнению одноклассников.

Сезонные изменения организмов

4/25

Природные сообщества

Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения - производители органических веществ; животные - потребители органических веществ; грибы, бактерии - разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ

Определять понятие «пищевая цепь». Анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника.

Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.

Различать понятия: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество».

Характеризовать разные природные сообщества.

Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе

Знание существенных признаков экосистем, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

Умение выявление типов взаимодействия различных видов организмов в природе

Познавательные: умение выбирать целевые установки в действиях человека по отношению к живой природе; умение преобразовывать информацию из одной формы (текст учебника, ЭОР) в другую (рисунок, сообщение).

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

Осознание ответственности человека за бережное отношение к природе.

Пищевые цепи, природные сообщества, организмы производители, потребители, разрушители (разлагатели)

5/26

Природные зоны России.

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны

Определять понятие «природная зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике.

Различать и объяснять особенности животных разных природных зон.

Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством

Умение приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей различных климатических зон.

Познавательные: формирование способности выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях по отношению к живой природе; работать с различными источниками информации.

Коммуникативные: строить понятные для участников учебного процесса высказывания.

Регулятивные: развитие способностей выбирать целевые установки по отношению к живой природе

Формирование познавательных интересов и интеллектуальных умений сравнения, анализа, явлений и живых объектов и умения делать выводы в ходе работы над мини-проектами

Природные зоны, редкие и исчезающие виды

6/27

Жизнь организмов на разных материках.

Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды

Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике.

Объяснять понятие «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания.

Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника.

Анализировать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарке, ботаническом саду, музее.

Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле

Умение приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей различных материков;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

Познавательные: умение использовать различные источники информации, преобразовывать её

Коммуникативные: грамотно и связано излагать информацию.

Регулятивные: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений

Осознание ответственности человека за бережное отношение к природе.

Местный вид, зоопарк, музей, ботанический сад

7/28

Жизнь организмов в морях и океанах.

Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий

и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

Описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания.

Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб.

Оценивать значение планктона для других живых организмов по рисунку учебника. Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана.

Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания.

Умение приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей водоёмов;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

Познавательные: умение использовать различные источники информации, преобразовывать её, грамотно и связано излагать её.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

Формирование познавательных интересов и интеллектуальных умений сравнения, анализа, явлений и живых объектов и умения делать выводы в ходе работы над мини-проектами

Донные животные, глубоководные животные, планктон

8/29

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля»

Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе.

Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов.

Строить схему круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира.

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала темы

Знание основные среды обитания живых организмов;

природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Умение сравнивать различные среды обитания;

характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

сравнивать условия обитания в различных природных зонах; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

приводить примеры обитателей морей и океанов

Познавательные: формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР) для подготовки сообщений.

Коммуникативные: строить понятные для участников учебного процесса высказывания.

Регулятивные: Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала темы

Диагностика степени сформированности интеллектуальных умений анализа, синтеза информации

Тема 4 Человек на планете Земля 5 ч

1/30

Как появился человек на Земле.
Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа - неандерталец. Орудия труда Человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни

Характеризовать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком.

Выделять особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев.

Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника.

Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Характеризовать существенные признаки современного человека.

Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека.

Доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития

Знание этапов развития человека

Умение аргументация родства человека с млекопитающими животными; различение на таблицах различных стадий развития человека; определять принадлежность человека к определённой систематической группе.

Познавательные: определять способы действия в рамках предложенных условий: работать с текстом учебника или ЭОР.

Коммуникативные: строить понятные для участников учебного процесса высказывания.

Регулятивные: умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Формирование уважительного отношения к истории человечества, освоение социальных норм и правил поведения.

Австралопитек, человек умелый, кроманьонец, человек разумный.

2/31

Как человек изменял природу.
Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы

Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли.

Приводить доказательства воздействия человека на природу.

Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок.

Аргументировать необходимость охраны природы.

Обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле

Знание мероприятий, проводимых для охраны природы Умение аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.

Познавательные: формирование способности выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях по отношению к живой природе; работать с различными источниками информации.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

Регулятивные: развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в ходе достижения результата

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; формирование личностных представлений о ценности природы; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем.

Антропогенное влияние, обезлесение, загрязнение, опустынивание.

3/32

Важность охраны живого мира планеты.

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ

Называть животных, истреблённых человеком.

Характеризовать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить примеры.

Объяснять значение Красной книги, заповедников.

Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных

Знание мероприятий, проводимых по восстановлению численности редких видов и природных сообществ

Умение аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.

Познавательные: умение получать информацию из различных источников и преобразовывать из одного вида в другой.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Регулятивные: Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала темы

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; формирование личностных представлений о ценности природы; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем.

Заповедник, заказник, памятник природы, национальный парк.

4/33

Сохраним богатство живого мира.

Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

Аргументировать ценность биологического разнообразия для природы и человека.

Оценивать роль деятельности человека в природе.

Приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами.
Проектировать мероприятия по охране растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.).

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Умение формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем.

Познавательные: структурирование материала, полученного их различных источников информации

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество с учениками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение; работа с различными источниками информации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ

Регулятивные: Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала темы

Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем в сфере охраны природы на основе личного выбора; формирование нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам в природе.

Красная книга, МСОП, Гринпис, ЮНЕСКО.

5/34

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса.

Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса.

Использовать учебные действия для формулировки ответов

Анализировать содержание выбранных на лето заданий

Знать основные понятия за курс биологии 5 класса

Умение анализировать, доказывать, сравнивать

Познавательные: структурирование материала, полученного их различных источников информации

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество с учениками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение; работа с различными источниками информации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Регулятивные: Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала темы

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий. Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем в сфере охраны природы на основе личного выбора; формирование нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам в природе.

Термины по курсу биологии 5 класса.

6/35

Экскурсия

«Весенние явления в природе» или

«Многообразие живого мира» (по выбору учителя).

Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы.

Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира.

Соблюдать правила поведения в природе.

Умение наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы;

систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира;

соблюдать правила поведения в природе.

Познавательные: структурирование материала, полученного их различных источников информации

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество с учениками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение; работа с различными источниками информации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Регулятивные: Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала темы

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий. Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем в сфере охраны природы на основе личного выбора; формирование нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам в природе.


19


© 2010-2022