ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ 10-11 КЛАСС

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №59"



« ОБСУЖДЕНО » « СОГЛАСОВАНО»

на заседании ШМО Зам. директора УВР

______/ / _______/ /

Протокол №_____ от

«____ » августа 2015 г. «___» августа2015 г

« УТВЕРЖДАЮ »

Директор школы

________/Л. А. Дундук/

Приказ №____от

«____ » августа 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


элективного курса по биологии


для 10 класса

Срок реализации программы:

на 2015/2016 учебный год


Уровень: базовый




Рабочая программа составлена на основе примерной программы элективного курса по биологии для 10-11 классов «Избранные вопросы биологии ».

Составитель: Сидякина Ольга Анатольевна, учитель биологии,

первая квалификационная категория

Рассмотрена на заседании педагогического совета

Протокол № ____ от « » августа 2015 г.

Севастополь

2015



Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии (элективный курс)

10 класс, 1 час в неделю, итого 34 часа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии (элективный курс) составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:

Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897;

Основной образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения;

Рабочая программа реализуется в учебниках для 10 класса под редакцией Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. - М.: Просвещение, 2014 год.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями ).



Актуальность программы.

Проблема подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ, поступающих в учебные заведения, связанные с биологией, весьма актуальна. Выпускникам необходимо повторить и систематизировать материал по биологии за весь школьный курс. В рамках уроков - это сложно. Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 68 часов (1 час в неделю).

Курс включает основные сведения по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека, общей биологии. Программа составлена в соответствии с программой по биологии для поступающих в вузы и новыми Государственными стандартами биологического образования РФ. Она предназначена для повторения и систематизации знаний.

Ожидаемый результат:

Формирование целостного представления о живом организме.

Углубление основ биологических знаний и умений.

Улучшение навыков работы с тестами ЕГЭ.

Продолжение работы по формированию знаний о сохранении здоровья человека.

Улучшение навыков самоконтроля.

Формы контроля:

Текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашнего задания);

Тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);

Итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)

Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества, уровня сложности выполненных работ.

Раздел 1. Организация учебного процесса

Цель программы : упрочить и углубить имеющиеся знания и подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Задачи:

Обучающие:

Повышать качество биологических знаний.

Воспитательные:

Формировать способности к самостоятельному процессу познания и мониторингу знаний.

Формировать умения работать в коллективе.

Развивающие:

Развивать интеллектуальные и психоэмоциональные черты личности.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственному отношению к своему здоровью.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Раздел

Кол-во

часов

Форма проведения

занятия

1

Биология - наука о живой природе.

Методы научного познания.

1

Теоретическое занятие.

2

Клетка как биологическая система.

8

Теоретические и практические занятия.

3

Организм как биологическая система.

17

Теоретические и практические занятия.

4

Система и многообразие организмов.

20

Теоретические и практические занятия.

5

Организм человека и его здоровье.

10

Теоретические и практические занятия.

6

Эволюция живой природы.

5

Теоретические занятия.

7

Экосистемы и присущие им закономерности.

3

Теоретические и практические занятия.

8

Работа с контрольно-измерительными заданиями.

5

Работа контрольно-измерительными материалами и тренировочными заданиями.

В результате изучения данного курса ученик должен

Знать: анатомические, физиологические особенности организма, понимать место человека в природе, взаимодействия между живыми организмами, экологические знания, законы наследования признаков, основы селекции, закономерности эволюции.

Уметь: соблюдать правила гигиены, сохранять свое здоровье, работать с наглядным материалом, с техническими средствами обучения, с микроскопом, решать биологические задачи, работать с материалами ЕГЭ.

Раздел 2. Содержание дисциплины

Учебный план. Тематический план.

Темы.

Кол-во

часов

Кол-во

лекций,

семинаров

Экскурсии,

практич.

занятия

1

Раздел 1. Биология - наука о живой природе. Методы научного познания.

1

ӀӀ

Раздел 2.

8

1

Клеточная теория. Строение клетки.

1

1

1

2

Многообразие клеток (клетки грибов, растений и животных).

1

1

1

3

Химический состав клетки.

2

2

4

Энергетический обмен в клетке.

1

1

5

Фотосинтез и хемосинтез.

1

1

6

Пластический обмен. Биосинтез белков.

1

1

7

Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз.

1

1

ӀӀӀ

Организм как биологическая система.

17

8

Вирусы - неклеточные формы жизни.

1

1

9

.виды бесполого размножения организмов.

1

10

Особенности полового размножения. Онтогенез.

1

11

Эмбриональное развитие организма

1

12

Генетика - наука о наследовании признаков. Моногибридное скрещивание.

1

13

Решение задач.

1

1

14

Дигибридное скрещивание.

1

1

15

Решение задач по генетике.

1

1

16

Сцепленное наследование. Работы Т. Моргана.

1

1

17

Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.

1

1

18

Решение задач по генетике.

1

1

19

Наследование генов сцепленных с полом.

1

1

20

Решение задач по генетике.

1

1

21

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость.

1

1

22

Наследственная изменчивость.

1

1

23

Методы изучения наследственности человека. Наследственные болезни и их профилактика.

1

1

26

Селекция, ее методы и перспективы развития. Биотехнология.

1

1

ӀV

Система и многообразие организмов.

20

27

Царство растений. Растительные ткани и органы.

1

1

28

Жизнедеятельность растительного организма.

1

1

29

Классификация организмов. Бактерии

1

1

30

Грибы и лишайники

1

1

31

Водоросли. Мхи.

1

1

32

Папоротники.

1

1

33

Голосеменные.

1

1

34

Покрытосеменные растения. Семейства Однодольных растений.

1

1

1

35

Семейства Двудольных растений. Значение растений.

1

1

1

36

Царство животные. Основные признаки, классификация. Одноклеточные животные.

1

1

1

37

Тип Кишечнополостные.

1

1

38

Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви.

1

1

39

Тип Моллюски.

1

1

1

40

Тип Членистоногие (ракообразные и паукообразные)

1

1

1

41

Тип Членистоногие (насекомые)

1

1

1

42

Тип Хордовые. Класс Рыбы.

1

1

1

43

Тип Хордовые. Класс Земноводные.

1

1

44

Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся.

1

1

45

Тип Хордовые. Класс Птицы.

1

1

1

46

Тип Хордовые. Класс Млекопитающие.

Контрольно-обобщающее занятие.

1

1

1

V

Организм человека и его здоровье.

7

47

Место человека в органическом мире. Ткани. Опорно-двигательная система.

1

1

1

48

Кровообращение и лимфообращение.

1

1

49

Пищеварительная система. Обмен веществ.

1

1

51

Дыхательная и половая системы.

1

1

52

Нервная система.

1

1

53

Эндокринная система

1

1

54

Анализаторы.

1

1

55

Высшая нервная деятельность.

1

1

1

56

Контрольно-обобщающее занятие

1

1

Эволюция живой природы.

5

57

Вид, его критерии. Характеристика популяции.

1

1

58

Развитие эволюционной теории. Основные факторы эволюции.

1

1

59

Микроэволюция. Способы видообразования. Дивергенция, конвергенция, параллелизм.

1

1

60

Макроэволюция.

1

1

1

61

Происхождение человека.

1

1

VӀӀ

Экосистемы и присущие им закономерности.

3

62

Биогеоценоз, его структура.

1

1

1

63

Саморазвитие и смена экосистем. Влияние деятельности человека. Агроценозы.

1

1

64

Биосфера. Проблема устойчивого развития биосферы.

1

1

1

VӀӀӀ

Работа с контрольно-измерительными заданиями.

5

65

Работа с тестами.

1

66

Работа с тестами.

1

67

Работа с тестами.

1

68

Работа с тестами.

1

Содержание отдельных тем учебной дисциплины.

Тема 1. Биология - наука о живой природе. Методы научного познания.

Основные понятия: термины, законы биологии, выдающиеся ученые-биологи.

Методы проведения занятия: лекция, беседа, тестирование

Форма организации занятия: фронтальная, групповая

Межпредметная связь: биология, медицина, экология

Техническое оснащение занятия: ИКТ

Тема 2. Клетка как биологическая система.

Клеточная теория, ее развитие и роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Химическая организация клетки. Метаболизм. Пластический и энергетический обмен. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз.

Основные понятия: плазматическая мембрана, клеточная стенка, кариоплазма, хромосомы, кристы, тилакоиды, нуклеоид, пластиды, эндоплазматическая сеть, митохондрии, аминокислоты, нуклеотиды, полисахариды, моносахариды, липиды, кроссинговер, биваленты, редукционное деление, веретено деления.

Практическая работа: педагогическая мастерская, исследовательская работа

Методы проведения занятия: беседа, педагогическая мастерская, викторина, участие в конференциях.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная

Контрольные задания: тестирование

Межпредметная связь: информатика, биология, медицина, физика

Техническое оснащение: ИКТ, микроскоп

Тема 3. Организм как биологическая система.

Вирусы - неклеточные формы жизни. Заболевание СПИД. Меры профилактики. Размножение организмов (половое и бесполое). Оплодотворение и его виды. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушения развития организма. Генетика как наука, ее методы. Законы Г. Менделя, Т. Моргана. Наследование признаков, сцепленных с полом. Методы изучения наследственности человека. Взаимодействие генов. Виды наследственной изменчивости, ее причины. Мутагены. Селекция , ее задачи, методы и практическое значение. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты клонирования.

Основные понятия: вирион, ВИЧ, инкубационный период, аутотомия, гермафродитизм, партеногенез, почкование, вегетативное размножение, зигота, бластула, гаструла, ген, доминирование, рецессивность, аллель, моно- и дигибридное скрещивание, сцепленное наследование, мутации, полиплоидия, анеуплоидия, клеточная и генная инженерия, клонирование.

Практическая работа: выпуск школьной газеты, тестирование, решение биологических задач

Методы проведения занятия: беседа, лекция, ролевые игры

Форма организации занятия: индивидуальная, групповая

Контрольные задания: тестирование, создание презентаций

Межпредметная связь: информатика, биология, сельское хозяйство, медицина

Техническое оснащение занятия: ИКТ, кинофильмы

Тема 4. Система и многообразие организмов.

Систематика. Основные группы организмов. Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Особенности лишайников как симбиотических организмов. Царство Растения, их клеточное строение, ткани. Строение и жизнедеятельность растений. Классификация растений. Водоросли, их строение, разнообразие и роль в природе. Мхи, папоротникообразные, голосеменные, их строение, разнообразие и роль в природе. Покрытосеменные растения. Однодольные и двудольные, их основные семейства. Царство животных, основные признаки и классификация. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших, их многообразие и значение. Характеристика Кишечнополостных, Плоских, Круглых и Кольчатых червей, Моллюсков, Членистоногих, Хордовых. Особенности их строения жизнедеятельности, многообразие и значение.

Основные понятия: таксон, прокариоты, низшие и высшие растения, вегетативные и генеративные органы, типы корневых систем, типы жилкования, флоэма, ксилема, камбий, устьица, чечевички, слоевище, мицелий, плодовое тело, ризоиды, радиальная симметрия, целом, кутикула.

Практическая работа: тестирование, лабораторные работы.

Методы проведения занятия: беседа, педагогическая мастерская, викторина, участие в конференциях.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Контрольные задания: тестирование.

Межпредметная связь: информатика, биология, медицина, сельское хозяйство.

Техническое оснащение: ИКТ, микроскопы.

Тема 5. Организм человека и его здоровье.

Предмет изучения анатомии, физиологии и гигиены человека. Ткани. Опорно-двигательная система, ее строение и функционирование. Первая помощь при повреждении скелета. Строение и работа дыхательной системы. Газообмен в легких и тканях. Первая помощь утопленнику. Заболевания органов дыхания. Мочевыделительная система и кожа. Их строение, работа и гигиена.

Кровь и кровообращение. Эндокринная, пищеварительная, нервная системы, органы чувств. Строение, функционирование и профилактика заболеваний. Высшая нервная деятельность. Особенности психики человека. Рефлекторная теория поведения. Врожденные и приобретенные формы поведения. Природа и значение сна. Виды памяти и способы ее укрепления. Значение речи, сознания, мышления. Половая система человека.

Основные понятия: ПДК, нейрон, остеон, остеобласты, остеоциты, остеокласты, миофибриллы, миозин, актин, атлант, эпистрофей, нефрон, эпидермис, дерма, кориум, меланин, иммунитет, фагоцитоз, антитела, агглютинация, фибриноген, перистальтика, гормоны, систола, диастола, анализаторы, рефлекс.

Практическая работа: выпуск школьной газеты, тестирование, лабораторные работы, создание презентаций.

Методы проведения занятия: беседа, лекции, ролевые игры.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Контрольные задания: тестирование.

Межпредметные связи: биология, медицина, информатика, психология.

Техническое оснащение занятия: ИКТ, кинофильмы.

Тема 6. Эволюция живой природы.

Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида и элементарная единица эволюции. История эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина. Синтетическая история эволюции. Микроэволюция. Способы видообразования. Макроэволюция. Направления и пути эволюции. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Происхождение человека.

Основные понятия: популяционные волны, дивергенция, конвергенция, параллелизм, биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, коацерваты, биосоциальная природа человека.

Практическая работа: тестирование, создание презентаций.

Методы проведения занятия: лекция, беседа, тренинги, ролевые игры.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Контрольные задания: тестирование.

Межпредметная связь: информатика, экология.

Техническое оснащение занятия: ИКТ, видеофильмы.

Тема 7. Экосистемы и присущие им закономерности.

Среда обитания, экологические факторы. Биогеоценоз, его компоненты и структура. Трофические уровни. Круговорот веществ и превращения энергии. Смена экосистем. Разнообразие экосистем. Биосфера, ее компоненты. Проблемы устойчивого развития биосферы.

Основные понятия: аэробионты, гидробионты, террабионты, эндобионты, биотические, абиотические и антропогенные факторы, биоценоз, биотоп, цепь питания, сеть питания, экологическая пирамида, сукцессия первичная и вторичная, агроценоз.

Практическая работа: тестирование, подготовка презентаций, исследовательская работа.

Методы проведения занятия: лекция, беседа, тренинги, ролевые игры.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Контрольные задания: тестирование.

Межпредметная связь: информатика, экология.

Техническое оснащение: ИКТ, видеофильмы.

Раздел 3. Информационное обеспечение учебной дисциплины.

Материально-техническое обеспечение реализации программы.

Программы - Microsoft Windows (Word, Power Point, Paint), Adobe Photoshop, Adobe PREMIERE PRO 2.07. Microsoft FrontPage 2003, создание анимации - Xara Webstyle 4.0.

Технические средства: мультимедийный проектор, телевизор, компьютер, СD-диски, видеокамера, фотоаппарат, микроскопы.

Оборудование: плакаты, картины, микропрепараты, муляжи, чучела, слайды, коллекции, гербарии.

Рекомендуемая литература.

Воронина Г.А., Калинова Г.С. Биология. Типовые тестовые задания.- М. «Экзамен» 2012.

Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2005

Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Животные. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2004.

Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Человек. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2004.

Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Общая биология. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2003.

Чебышев Н.В., Гузикова Г.С. и др. Биология. Новейший справочник.-М. «Махаон» 2007



© 2010-2022