Конспект урока Строение цветка

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6

Урок биологии 6 класс.

Тема урока: «Строение цветка»

Цель урока: Усвоение учащимися знаний о строении, многообразии и значении цветка как органа полового размножения покрытосеменных растений

Задачи урока:

Обучающие: Ознакомить учащихся со строением цветка, разнообразием цветов, изучить понятия диаграммы и формулы цветка , используемых для его описания.

Развивающие: Развивать навыки анализа информации, умение передавать информацию в сжатом и развернутом виде, навыки слаженной работы в группе, продолжать формировать навыки культуры речи, правильного использования терминов, умение выделять главное, практически применять теоретические знания,

Воспитательные: Воспитывать настойчивости в овладении знаниями, способность к взаимопомощи и взаимоподдержке, умение видеть красоту окружающего мира, формировать естественно - научное мировоззрение.

Тип урока: комбинированный , урок усвоения новых знаний

Оборудование: презентация урока, технологические задания для самостоятельной работы групп, мультимедиапроектор.

Предполагаемые УУД:

Познавательные.: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Регулятивные.: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Ход урока

1. Организационный момент. (Перед началом урока ребята объединяются в 4 группы, выбирая фанты с названием группы (ромашка, роза, василёк, одуванчик).

Учитель Здравствуйте, рассаживайтесь поудобнее. Мы с вами отправляемся в волшебное царство цветов.

II . Мотивация

Минута прекрасного. Видеоролик «Красивые цветы».

Учитель

Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь, поглядите на чудо,

Которое видеть вы раньше нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

Из одной и той же черного цвета земли

Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой!

Ассоциативный образ - цветок с лепестками и сердцевинкой. Учитель предлагает взять себе по одному лепестку с тем, чтобы в конце урока написать свои впечатления.

Учитель

М.А. Волошин

Когда февраль чернит бугор

И талый снег синеет в балке.

У нас в Крыму по склонам гор

Цветут весенние фиалки

Н. Заболоцкий

Учитель. Ребята, в курсе природоведения, вы уже знакомились со строением цветка. Поэтому этот материал для вас не нов. Сегодня на уроке мы узнаем больше о цветах, их многообразии, научимся понимать формулу цветка и читать его диаграмму, узнаем об увлекательной профессии цветовода. По ходу урока мы составляем опорный конспект (Приложение 1). А сейчас ваши группы будут собирать информацию по заданной теме. Время работы - 10 минут. Результатом работы будет выступление докладчика вашей группы.

ПI. Изучение нового материала.

1. Самостоятельная работа групп. Прием «Добудь информацию» (Возможные источники: интернет, п. 11 «Биология», информационные листы)

2. Представление материала.

Выступление группы «Общее строение цветка» (Приложение 2).

Выступление группы «Околоцветник» (Приложение 3).

Выступление группы «Тычинки» (Приложение 4).

Выступление группы «Пестик (гинецей). Однодомные и двудомные растений» (Приложение 5).

Учитель. Итак, цветок - приспособление покрытосеменных растений к половому размножению (Демонстрация видеофрагмента «Развитие цветка»)

В результате длительной эволюции цветы уникально приспособлены к своим опылителям, а опылители - к фактуре цветка (Демонстрация видеофрагмента «Опыление насекомыми», «Опыление птицами», «Опыление ветром»)

Физминутка «на лугу»

Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем. (Потягивания - руки в стороны)
Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)
Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка - клевер.
Растилается ковер
И направо, и налево. (Повороты вправо - влево)
Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два - цветок,
А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)
Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)
А вокруг так интересно! (Потягивание - руки в стороны)
Отдохнуть пора дружок
Мы присядем на пенек. (Садятся дети на места).

3. Изучение формулы цветка

Учитель (в поисковой беседе).

Начиная с XIX века, в учебной работе и научных исследованиях по ботанике для большей наглядности стали использовать формулы и диаграммы цветка.

Ребята, как вы определите что такое формула, диаграмма?

Ответы учеников: Формула - выражение, определяющее взаимозависимость нескольких показателей.

Учитель:

а) Формула цветка - условное обозначение строения цветка с помощью букв латинского алфавита, символов и цифр (учащиеся выполняют запись в тетради).

Полученные знания мы закрепим в ходе выполнения лабораторной работы №11 «Строение цветка»

V. Обобщение и систематизация полученных знаний.

Учитель. Напоминаю Вам о правилах техники безопасности во время проведения лабораторной работы. Работайте аккуратно, будьте особенно внимательны при работе с препаровальными иглами. После выполнения работы оставляйте рабочее место чистым.

Учащиеся выполняют лабораторную работу ..

После окончания работы учащиеся зачитывают выводы, к которым они пришли в результате лабораторного практикума.

V1. Подведение итогов урока. Учитель анализирует деятельность детей. Выставляет оценки. Идет проверка качества заполнения опорной схемы каждым учеником.

Домашнее задание: § 11. Выучить, уметь рассказывать о строении цветка и функциях его частей.. По желанию подготовить сообщение (не более 1 минуты) «Интересные факты о цветах»

VII. Рефлексия Учитель в конце урока я прошу вас на лепестке от ромашки написать свои ощущения от урока, было ли вам легко или какие-то моменты были сложными, что вы узнали нового .Уходя из кабинета, закрепите лепестки на ромашку.

Урок закончен. Всем спасибо.













ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА


Цветок - это_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

На стебле он располагается __________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть цветка

Возможные формы

Функция








Цветы бывают :

а) по симметричности _________________, _______________ и ______________:

б) по наличию пестика и тычинок _______, ________________и______________

в) по наличию околоцветника ___________________-и__________________

Разные особенности строения цветка - это приспособленность его к ______________

Различная окраска цветов - это приспособленность к ____________________

Наличие нектарников в цветке это приспособленность к ______________________

Формула цветка - ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диаграмма цветка - ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Информационный лист для группы 1: «Общее описание цветка».

Цвето́к- сложный орган семенного размножения цветковых (покрытосеменных) растений. Цветок представляет собой видоизменённый, укороченный и ограниченный в росте спороносный побег, приспособленный для образования спор, гамет и полового процесса, завершающегося образованием плода с семенами. Цветок представляет собой верхушку стебля (особой оси), на которой развиваются листья (цветолистики) , служащие для полового размножения . Междоузлия между отдельными цветолистиками или их кружками очень маленькие

Цветок состоит из стеблевой части (цветоножка и цветоложе), листовой части (чашелистики, лепестки) и генеративной части (тычинки, пестик или пестики).

Цветок занимает апикальное (верхушечное) положение, но при этом он может располагаться как на верхушке главного побега, так и бокового.

Он прикрепляется к стеблю посредством цветоножки. Если цветоножка сильно укорочена или отсутствует, цветок называется сидячим (подорожник, вербена, клевер).

На цветоножке располагаются также два (у двудольных) и один (у однодольных) маленьких предлиста - прицветника, которые часто могут отсутствовать.

Верхняя расширенная часть цветоножки называется цветоложем, на котором располагаются все органы цветка. Цветоложе может иметь различные размеры и форму - плоскую (пион), выпуклую (земляника, малина), вогнутую (миндаль), удлинённую (магнолия)


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Информационный лист для группы 3: «Тычинки (андроцей)»

Тычинка - мужской репродуктивный орган цветка покрытосеменных растений. Совокупность тычинок называется андроцеем

Большинство ботаников считают, что тычинки являются видоизменёнными спороносными органами неких вымерших голосеменных растений.

Количество тычинок в одном цветке у разных покрытосеменных широко варьируется от одной (орхидные) до нескольких сотен (мимозовые)

Как правило, число тычинок постоянно для определённого вида. Нередко расположенные в одном цветке тычинки имеют разное строение (по форме или длине тычиночных нитей). Тычинки могут быть свободными или сросшимися.

Тычинка состоит из тычиночной нити, посредством которой она нижним концом прикреплена к цветоложу, и пыльника на её верхнем конце. Пыльник имеет две половинки соединенные связником, являющимся продолжением тычиночной нити. Каждая половинка разделена на два гнезда - два микроспорангия.

В пыльнике происходит два важнейших процесса: микроспорогенез и микрогаметогенез.






ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Информационный лист для группы 2: «Околоцветник»

Околоцветник - стерильная часть цветка, защищающая более нежные тычинки и пестики. Элементы околоцветника называются листочками околоцветника, или сегментами околоцветника. У простого околоцветника все листочки одинаковы; у двойного - дифференцированы. Зелёные листочки двойного околоцветника образуют чашечку и называются чашелистиками, окрашенные листочки двойного околоцветника образуют венчик и называются лепестками.

У подавляющего большинства растений околоцветник двойной (вишня, колокольчик, гвоздика). Простой околоцветник может быть чашечковидным (щавель, свёкла) либо (что бывает чаще) венчиковидным (гусиный лук)..

Чашечка состоит из чашелистиков и образует наружный круг околоцветника. Основной функцией чашелистиков является защита развивающихся частей цветка до его распускания. Иногда венчик полностью отсутствует, или сильно редуцирован, а чашелистики принимают лепестковидную форму и ярко окрашены Чашелистики могут быть обособлены друг от друга или срастаться между собой.

Венчик образован различным количеством лепестков и образует следующий за чашечкой круг в цветке. Происхождение лепестков может быть связано с вегетативными листьями, но у большинства видов они представляют собой утолщённые и разросшиеся стерильные тычинки. Как и чашелистики, лепестки венчика могут срастаться с собой краями (сростнолепестной венчик) или оставаться свободными (свободнолепестной венчик).


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Информационный лист для группы 4: «Пестик (гинецей)»

Плодолистики (гинецей)

Совокупность плодолистиков одного цветка, образующих один или несколько пестиков называют гинецеем. Пестик - наиболее существенная часть цветка, из которой формируется плод.

Пе́стик - часть цветка, образованная одним либо несколькими сросшимися плодолистиками; женский

Полагают, что плодолистики - это структуры, у которых прослеживается листовая природа происхождения. Большинство морфологов считают, что в ходе эволюции листики превратились в плодолистики. срослись краями и образовали пестик. Пестик занимает центральную часть цветка. Он состоит из завязи, столбика и рыльца.

Однодомные растения, растения, у которых однополые цветки - мужские (тычиночные) и женские (пестичные) - находятся на одном и том же растении. Примеры однодомных растений .: берёза, лещина, дуб, сосна, ель, кукуруза, тыквенные.

Двудомные растения, растения, у которых мужские (тычиночные) и женские (пестичные) цветки или мужские и женские половые органы (у нецветковых растений) находятся не на одной особи, а на разных. К двудомным растениям . относятся ива, осина, конопля и др.


© 2010-2022