• Преподавателю
  • Биология
  • Использование мультимедийных технологий в преподавании биологии с целью повышения учебной мотивации учащихся и активизации их познавательной деятельности

Использование мультимедийных технологий в преподавании биологии с целью повышения учебной мотивации учащихся и активизации их познавательной деятельности

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование мультимедийных технологий в преподавании уроков биологии с целью повышения учебной мотивации учащихся и активизации их познавательной деятельности.

Выступление на районном методическом объединении учителей биологии

Ахкозова Оксана Владимировна,

учитель биологии Донецкой гимназии № 70

Сегодня пред учителем встают задачи огромного значения и объема - формирование информационной культуры учителей и учащихся. И здесь большие возможности для творчества учителя, и прежде всего, для организации под его руководством творчества учащихся.

Мультимедиа- область компьютерной технологии, позволяющая объединить в компьютере некоторые возможности других технических устройств (видеоплейера, магнитофона, микроскопа и др.), что позволяет работать с программами, оснащенными анимацией, стереозвуком, видеоизображением и другими аудио-видеоэффектами. «Восприятие информации обеспечивается сразу несколькими органами чувств, в сочетании с быстрым доступом и интерактивными возможностями работы с ней».

Внедрение в технологии компьютерного обучения мультимедийных образов позволяет надеяться на использование всех важнейших способностей восприятия человека: в результате сокращаются затраты на подготовку на 60%; сокращение времени обучения на 40 % и повышается эффективность обучения на 30%.

Появление мультимедийных технологий вывело взаимодействие компьютера и человека на новый уровень: сегодня ученик может просмотреть видеосюжет о различных явлениях, прослушать голоса природы, наблюдать физиологические процессы, стать участником экологической акции. Учитель на медиа-уроке играет ведущую и главную роль: он режиссер данного урока.

Бартенева Т.П. определяет информационную технологию как совокупность систематических и массовых способов и приёмов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи.

Алборова С.З. считает, что информационные технологии в обучении в обучении представляют собой «совокупность методов и средств обучения, направленных на формирование у учащихся определённых знаний, умений и навыков».

Использование информационных технологий в обучении изменило содержание методов и форм обучения. Всё большее признание получил интеграционный подход к обучению. Познание мира осуществляется в результате создания его модели, а не путём традиционного заучивания. Целью обучения становится формирование личности обучаемого в процессе приобретения знаний, навыков и умений, а не простое приобретение знаний, навыков и умений.

Современные исследователи, проанализировав учебную деятельность, обеспечивающую условия взаимодействия между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами ИКТ и направленную на достижение образовательных целей, - это одно из её определений. Другое определение говорит о том, что информационно-учебная деятельность, определяется как деятельность, в основу которой положено информационное взаимодействие между обучаемым, преподавателем и средствами новых информационных технологий, направленную на достижение учебных целей, и включающую в себя следующие виды деятельности - регистрацию, сбор, накопление, хранение.

При использовании ИКТ на уроках биологии могут применяться следующие составляющие учебной деятельности:

  • Познавательная деятельность и деятельность по организации целеполагания, контролирующая деятельность. Для этого используются презентации, информационно-обучающие программы.

  • Отработка конкретного алгоритма (формулы, свойства) для создания определённого навыка. Для этого используются тренажёры.

  • Самостоятельная работа на ПК, направленная на усвоение материала, а также на обеспечение контроля усвоения разделов определённой темы.

  • Контролирующая деятельность. Для этого используются тесты - предлагаемые тесты могут быть как обычные, так и матричные.

  • Исследовательская или творческая деятельность - обобщающие задания на ПК по определённой теме.

Таким образом, компьютерные средства дают наглядную картину того, что происходит в процессе работы, и того, что получилось в результате.

Внедрение ИКТ в учебный процесс рассматривается:

  • не как цель, а как способ постижения мира учащимися

  • как источник дополнительной информации по предметам

  • как способ самообразования учителя и учащегося, как возможность реализации личностно-ориентированного процесса.

«Аппаратные средства мультимедиа, наряду с базами знаний, позволили создать и использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и на их базе дидактические и развивающие игры, вызывающие особый интерес у детей» - писал Селевко Г.К.

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет:

  • повысить качество усвоения материала;

  • осуществлять дифференцированный подход к обучению;

  • размещать на слайде большой объём информации, но выводить её постепенно, не перегружая восприятие ученика и существенно экономя время

Функции учителя сводятся к тому что он должен:

  • Наглядно представить материал;

  • Регулировать объём и скорость содержания;

  • Повышать познавательную активность учащихся

Функции ученика в учебном процессе при использовании ИКТ заключаются в том, что он, в свою очередь, должен:

  • За урок усвоить большой объём информации;

  • Развивать мышление, память, внимание, восприятие;

  • Активно участвовать в уроке.

Использование ИКТ на уроках имеет свои преимущества, а именно:

  • Эффективность обучения;

  • Индивидуализация обучения;

  • Повышенная мотивация обучения

  • Активизация познавательной деятельности учащихся

  • Развитие у учащихся продуктивных функций и психических процессов;

  • Повышение интереса к изучаемому предмету

В своей работе я использую следующие компьютерные программы: Word используется мною для создания дидактических материалов, работа в Internet Explorer позволяет мне и моим ученикам находить и извлекать нужную информацию и использовать её для создания презентаций, написания рефератов и сообщений. Но чаще всего в своей работе использую программу POWER POINT.

Овладев программой составления презентаций Power Point, учитель становится режиссером своего урока. Эта программа позволяет педагогу создать анимационный конспект урока, включать видео- и аудиофрагменты, изобразить в динамике какое - то явление, событие, провести эксперимент, смоделировать какой-либо процесс и т.д., что поможет ученику легче усвоить новый материал.

Мультимедийные презентации позволяют реализовать следующие цели:

  1. стимулировать познавательный интерес;

  2. придавать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер;

  3. во многом способствовать обновлению содержательной стороны школьных предметов;

  4. развивать самостоятельность учащихся.

При помощи компьютерных презентаций, созданных в этой программе, я конструирую любые уроки в соответствии со своими потребностями и логикой построения конкретного урока для конкретного класса. Учебные занятия с использованием информационных технологий имеют огромные преимущества:

  • они повышают информационную насыщенность урока

  • подача материала за счёт звука и движения становится наглядной

  • его красочность создаёт яркий запоминающийся образ, пробуждающий чувства детей

  • за счёт размещения различных картинок, эффектов анимации, вставок видеофрагментов, использование звуковых эффектов позволяет повысить познавательный интерес учащихся к уроку

  • происходит ускорение темпа урока на 10% - 15%

Мультимедийный урок типа «Презентации» имеет значительные преимущества, в том, что информация в нем преподносится:

  • графически выразительно (легче запоминается);

  • в сочетании с изображением, текстом и звуком (эмоциональное восприятие) и любым объемом информации.

В течение нескольких лет использую такие мультимедийные уроки презентации по курсу «Анатомия человека» (9 класс), разработаны уроки по темам «Дыхание», «Строение и работа сердца» и др. в компьютерный урок включаю разный материал (текстовый, видеосюжет, схемы, иллюстрации).

Результаты моей работы таковы: все дети активны и заинтересованы на уроках. Запоминание учебного материала идёт более прочно и осознанно.

Компьютер используется мною на всех этапах обучения.

На этапе объяснения нового материала мне оказывает неоценимую помощь при демонстрации наглядного материала компьютерная техника. Проецируя картины, фотографии, печатный материал через проектор на большой экран, я вижу, как дети воспринимают этот материал с большим интересом, могу акцентировать внимание детей на деталях, чем добиваюсь лучшего усвоения нового материала.

При самостоятельной работе весьма эффективно использование как DVD/CD дисков, которые представляют довольно богатый учебный материал, так и учебных игр. Они помогают привлечь внимание детей, вызвать интерес к учебной деятельности.

На этапе обобщения и закрепления материала я удачно использую компьютерные кроссворды, тесты, тренажёры и игры.

Пользуясь готовыми электронными уроками или учебниками, какими бы совершенными они не были, некоторые важные учебные элементы могут выпасть из поля зрения. Задача учителя в данном случае - сконструировать такой урок, который мог бы наиболее эффективно достичь поставленной цели. На смену наглядным пособиям (таблицам, схемам, рисункам в учебнике) приходят анимации, подвижные схемы, появляющиеся и исчезающие иллюстрации. Часто в практической деятельности учителя встречается необходимость некоторые наглядные пособия показывать не сразу, а в определенный момент. Компьютер позволяет выполнить видеоряд эффективно и в нужный момент.

Внедрение компьютерных технологий в схему традиционного урока позволяет мне, как учителю, переложить часть своей работы на ПК, который расширяет возможности урока. Использование ИКТ в процессе обучения создаёт неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивает развитие у каждого школьника собственной траектории развития: внимания, восприятия, воображения, мышления, что так необходимо для успешного обучения в массовой школе.

В ходе мультимедийного урока объем поданного и соответственно, усвоенного материала можно увеличивать без риска перегрузить учеников. Информация, продублированная через различные сенсорные пути, через текст, видео, график, звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше, согласно теории ассоциативного запоминания: память о событии будет тем прочнее, чем больше сенсорных раздражителей.

Таким образом,

1) в этих условиях необходима роль: психолого-педагогического анализа компоновки урока;

2) рационального распределения учебного материала по категориям сенсорного воздействия на ученика.

3) Компьютер не может полностью заменить учителя, но помогает облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное. новое восприятие учебного материала.

4) Воспитательная функция мультимедийных технологий связана с формированием у школьников важных личностных качеств (аккуратность, ответственность, самостоятельность, творчество, коммуникативность). При компьютерном обучении каждый ученик получает возможность развития навыков исследовательской, в том числе моделирования биологических процессов разного уровня и направленности, разной степени сложности.

5) Можно утверждать, что нет причин, препятствующих внедрению компьютера в учебный процесс.

Какими бы яркими ни были таблицы и другие наглядные пособия - медиауроки - реалии сегодняшнего времени.

Анализ и обобщение результатов учебной и экспериментальной работы позволяет предположить, что при широком внедрении компьютеров в учебный процесс изменится сама технология обучения, а это приведет к пересмотру многих традиционных подходов в построении современного урока биологии.

Список используемой литературы

  1. Алборова С.З. Телекоммуникации как средство развития познавательного интереса учащихся. Автореф. дис. канд. пед. наук. - Владикавказ, 1999. 24.10.2003

  2. Бартенева Т.П. Использования информационных компьютерных технологий на уроках биологии [Electronic resource] / Т.П. Бартенева, А.П. Ремонтов // Mode of access: ito.su/2003/VIII/VIII-0-1806.html - Date of access: 10.12.2007.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко // М: Народное образование, 1998г. - 255с.



© 2010-2022