- Преподавателю
- Биология
- МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ «В гостях у ЛЕСА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ «В гостях у ЛЕСА»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Скринецкая Н.В. |
Дата | 14.04.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Муниципальное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №130
Ворошиловского района г.Волгограда
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеклассного мероприятия
ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ «В гостях у ЛЕСА»
Составитель:
Скринецкая Н.В., учитель биологии
Волгоград - 2014
Пояснительная записка:
Это методическая разработка экологического внеклассного мероприятия в форме командной игры. Продолжительность внеклассного мероприятия - 50 минут, для учащихся 3-4-ых классов. Для проведения этапов игры-путешествия можно использовать рекреации или спортивный зал образовательного учреждения.
Желательно проведение игры в осенне-весенний сезон, для того, чтобы обучающиеся смогли после мероприятия выполнить практические задания (посадить саженцы деревьев, выполнить их обрезку, провести наблюдения в природе и т. п.)
Цель и задачи мероприятия:
1. Повысить уровень информированности о роли учащихся в защите и охране лесов
2. Повысить уровень культуры учащихся по охране городских зеленых насаждений
3. Активизировать гражданскую позицию учащихся в практических делах по сохранению
и распространению зеленых насаждений
4. Развивать экологический потенциал подрастающего поколения
Оформление к внеклассному мероприятию:
-Плакаты «Бесценна российского леса краса, зеленое золото - наши леса»
«Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?»
-Распечатки по охране природы
-Путевые листы по количеству команд
-Грамоты и призы
-Презентация по теме мероприятия
Предварительный этап: участникам игры нужно разделиться на группы (команды),
выбрать название команды, эмблему, девиз. Получив путевой лист, команда должна
набрать за время, выделенное на каждый этап, максимально наибольший балл (верный ответ - 1 балл, неверный - 0 баллов). В конце игры учащиеся получают задание на дом,
например, выпустить боевой листок по теме или нарисовать плакат, посадить кустарники
или саженцы деревьев. Для каждого участника игры можно подготовить памятки-распечатки по охране природы.
Также необходимо выбрать жюри для прохождения этапов (7 человек, можно старших школьников).
Ход игры:
-
Вступление.
Ведущий: Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
Ведущий: Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцам облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником
Там, где обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом…
Ведущий: Писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять и свою малую Родину».
Ведущий: Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес? Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, с жизнью дерева. Оглянитесь вокруг: мебель, пол, окна, двери сделаны из дерева. Из древесины сделаны книги, тетради, специальные масла, деготь, скипидар и многое другое. Без дерева сегодняшняя жизнь не мыслима. Однако с каждым годом лес все больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истреблялось.
Ведущий: Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Лес - наше богатство!
Лес - зеленый наряд нашей планеты.
Там, где лес, всегда чистый воздух.
Лес - это дом для зверей и птиц!
Лес - это наш друг: задерживая влагу,
он помогает человеку выращивать хороший урожай.
Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары:
Орехи, ягоды, грибы.
Ведущий: Сегодня мы предлагаем вам стать участниками игры «В царстве ЛЕСА» и узнать, готовы ли вы охранять и оберегать лесные насаждения нашего края, своей школы.
-
Представление команд (название, девиз, эмблема).
Капитаны получают путевой лист. Общее время этапов - 35 минут, на прохождение одного этапа дается 5 минут, по окончании времени этапа, дается звуковой сигнал.
Перечень этапов:
«Тревожный» - разобрать жалобы от лесных обитателей. Участники должны назвать имя жалобщика и ответить, обоснованная жалоба или нет.
«Лесная аптека» - ответить на вопросы о лекарственных растениях.
«Зеленый друг» - ответить на вопросы о растениях, разгадать загадки.
«Отгадай-ка» - загадки о животных.
« Остроглаз» - отгадать ребусы.
«Всезнайка» - отгадать кроссворд.
«Охрана природы» - ответить на вопросы по охране природы. (можно провести в устной форме со всеми командами одновременно, пока жюри подсчитывает баллы)
-
Заключительный (подведение общих итогов, выбор победителей).
Ведущий: Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Давайте будем охранять лес, не загрязнять природу!
IV Завершение игры. Объявление команд победителей, награждение грамотами и призами, вручение памяток по охране природы с практическим заданием на дом.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Этап « Тревожный»
Задание: Разберите жалобы от лесных обитателей. Вы должны назвать имя жалобщика и ответить, обоснованная жалоба или нет.
Жалоба №1
На земном шаре нет, пожалуй, существа, о котором рассказывали бы столько небылиц и легенд, как о нас. Не нравится, что темноту любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились! Обижают нас часто.
Ответ: Летучая мышь.
Жалоба №2
Сама знаю, что не красавица. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая. И в сказках обо мне пишут, а после поцелуя принца, я превращаюсь в красавицу.
Ответ: Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу - они исчезнут.
Этап « Лесная аптека»
- Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?
( Приложить лист подорожника)
- Какая ягода заменяет лимон?
( Клюква, содержит лимонную кислоту)
- Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?
( Шиповник, черная смородина)
- Какую лекарственную траву любят кошки?
( Валериану)
- Какие заболевания лечит берёза?
( Это мочегонное средство для почек)
Этап « Зелёный друг»
-
Стебель усатый, плод - полосатый. (арбуз)
-
Посреди двора - золотая голова. (подсолнечник)
-
Все детки на ветках - с рожденья в беретках.
С дерева упадут - береток не найдут. (Желуди)
-
Дышит, растет, а ходить не может? (Растение)
-
- Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища?
( Она корнями укрепляет берег, защищает водоем от излишнего испарения)
-
-Название, какого ядовитого растения леса связано с названием птицы, зверя?
( Вороний глаз, волчье лыко)
Этап « Отгадай - ка»
Загадки о животных.
-
Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук)
-
Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу. (Муравей)
-
Не зверь, не птица, нос долог, голос звонок,
Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)
-
Идет в баню черен, а выходит - красен. (Рак)
-
Не человек, а говорит. (Попугай)
-
Рыжая птичница пришла в курятник порядки наводить. (Лиса)
-
Под кустами, под елками катится клубок с иголками. (Еж)
-
Не мышь, не птица в лесу резвится,
На деревьях живет и орешки грызет. (Белка)
Этап « Остроглаз»
ОТГАДАЙТЕ РЕБУС:
ЩАВ ,
Этап « Всезнайка» (кроссворд)
1. Подмигнет тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий. (Земляника)
2. На верхушке стебелька
Солнышко и облака. (Ромашка)
3. Как зовут меня скажи,
Часто прячусь я во ржи.
Скромный полевой цветок
Синеглазый… (Василек)
4. Не пустили в огород-
Оттого она и жжет. (Крапива)
5. С этих шариков пушистых
Полетят парашютисты. (Одуванчик)
5
3
2
1
ОТГАДАЙТЕ КРОССВОРД:
4
Этап « Охрана природы»
(можно провести в устной форме со всеми командами одновременно, пока жюри подсчитывает баллы)
-Какая охота разрешается в лесу в любое время года?
(Фото охота)
-Каковы причины лесных пожаров?
( Непотушенный костер, окурок, молния)
-Почему многие растения не оставят потомства, если выловить всех бабочек в лесу?
( Не будет естественных опылителей)
-Что может произойти с деревьями, если в лесу станет мало птиц?
(Погибнут от насекомых вредителей)
Стихотворение С. Михалкова «Прогулка»
Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят
Отдыхают, как хотят сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли.
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто нам назло, даже битое стекло.
Мы по бережку прошли, место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли.
Мы прошли, конечно, мимо.
-Эй, ребята! - крикнул Дима-
-Вот местечко - хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид, прекрасный пляж,
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костер, в футбол играли -
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули и ушли.
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки,
Словом, мусора гора.
Мы приехали на речку Понедельник провести,
Только чистого местечка Возле речки не найти!
7