- Преподавателю
- Биология
- Проект озеленения и цветочно-декоративного оформления территории школы Школьный двор моей мечты
Проект озеленения и цветочно-декоративного оформления территории школы Школьный двор моей мечты
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Емельянова О.И. |
Дата | 18.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Департамент социальной политики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Кургана
«Средняя общеобразовательная школа №23»
имени 32-го лыжного полка
Проект озеленения и цветочно-декоративного оформления территории школы
«Школьный двор моей мечты»
Курган 2014- 2015
-
Паспорт проекта озеленения и цветочно-декоративного оформления территории школы
Дата рождения
2014-2015 год
Место рождения
г. Курган, поселок Увал, Интернатовская 46, школа №23
Авторы
Васипов Константин 10 «А» класс, Мухин Виктор 8 «К» класс, Титарев 8 «К» класс, Дружинина Дарья 6 «Б» класс, Бондаренко Екатерина 10 «А» класс
Руководители
Емельянова О.И. - учитель биологии, высшая квалификационная категория; Чумак Н. А. - заместитель директора по воспитательной работе
Исполнители
Обучающиеся 1-11 классов, родители
Тип проекта
Долгосрочный
Значимость
Социальный
Сфера реализации
Пришкольный участок школы №23
Причины
Возникновения
Привлечение внимания общественности к вопросам экологии, формирование
экологической культуры населения поселка
Увал.
Время реализации
2014-2015 год
Если бы каждый человек
на клочке земли своей
сделал все, что он может,
как прекрасна
была бы Земля наша.
А.П. Чехов
Оглавление
1. Паспорт проекта озеленения и цветочно-декоративного оформления территории школы «Школьный двор моей мечты»..……………………………………2
2. Проект озеленения и цветочно-декоративного оформления территории школы
«Школьный двор моей мечты»………………………………………………..4
Введение………………………………………………………………………...4
Цели и задачи…………………………………………………………………...5
План участка……………………………………………………………………7
Описание проекта………………………………………………………………8
Перспективы развития………………………………………………………...16
3. Приложение……………………………………………………………………..17
4. Библиография……………………………………………………………………24
Аннотация проекта.
-
Актуальность и важность проекта.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 расположена в микрорайоне Увал. Проблема благоустройства территории школы актуальна на сегодняшний день. На школьной территории расположены спортивная площадка, цветочные клумбы, кустарники, деревья.
Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Школьный двор и школьная территория - эффективное средство формирования экологической культуры обучающихся, становления их нового гражданского сознания. Эту работу можно рассматривать, как часть системы социального становления личности.
Благоустройство школьной территории развивает и открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я.
Становясь участниками проекта, школьники пробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. Проект «Школьный двор моей мечты» является эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры.
2. Постановка проблемы.
Территория нашей школы - какая она?
Ученики составили 10 прилагательных:
Чаще всего повторялись: родная, большая, уютная, пустая, строгая, яркая, шумная, удобная, любимая, зелёная, просторная.
Определение проблемы.
-
Небольшая территория.
-
Отсутствие мест для отдыха.
-
Небольшое количество цветов и деревьев.
-
Мусор, приносимый с других территорий.
Банк идей.
- Зимой - горка, летом - альпийская горка
- Скамейки вокруг центральной клумбы
- Кусты сирени вдоль стен школы
- Клумбы с цветами
Цель: разработка плана благоустройства и озеленения участка школьного двора3.Постановка цели и задач.
Задачи:
-
Изучить литературу по дизайну территории.
-
Выбрать элементы игрового комплекса и разместить их на плане.
-
Определить вид клумб, подобрать цветочные культуры.
-
Организовать сбор бросового и строительного материалов.
-
Составить смету расходов.
-
Высадить рассаду и кусты.
-
Организовать строительство и установку архитектурных конструкций.
Основные этапы решения задач:
-
Превратить цветники вокруг школы в мини-коллекции растений;
-
На территории внутреннего дворика создать тематические композиции с использованием малых архитектурных форм;
-
Объединить все композиции в одну коллекцию.
Растения каждой озеленительной композиции (мини-садика) можно использовать для проведения различных научных наблюдений и опытов. На наш взгляд, все это способствует формированию навыков разумного поведения в природе.
Экспликация пришкольного участка
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА ОЗЕЛЕНЕНИЯ И ЦВЕТОЧНО-ДЕКОРАТИВНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЫ «Школьный двор моей мечты»
Проект предполагает создание на пришкольной территории коллекции мини - садов, состоящей из следующих объектов:
- объект « Березовая роща»
- объект « Цветники непрерывного цветения»
- объект «Сад многолетников»
- объект « Рябиновая аллея памяти воинов 32-го запасного лыжного полка»
- объект « Клумба у мемориальной доски»
-объект « Лето - это маленькая жизнь»
- объект «Пограничная застава»
- объект « Цветники у памятника»
ОБЪЕКТ «Березовая роща»
На территории школы есть уголок, который можно считать лесом. Более 20-ти лет назад в честь 40-летия победы в великой Отечественной войне ветеранами 32-го лыжного полка и учениками школы были посажены березы, был воспроизведен уголок естественной системы. Он представлен деревьями, кустарниками, лесными травами. На наш взгляд, эту зону необходимо расширить, а потом выпускники школы 2013 года должны высадить саженцы сосны обыкновенной, а обучающиеся обеспечить условия ухода. Необходимо соорудить домики-скворечники, дуплянки для привлечения перелетных птиц.
В ходе реализации проекта мы учли, что, во-первых, лес - это место, где дети и взрослые учатся воспринимать природу при помощи всех органов чувств: обоняния, осязания, слуха и зрения. Следует отметить, что чувственная сторона мироощущения у детей гораздо более развита, чем у взрослых, что и необходимо использовать в экологическом образовании и воспитании школьников.
Разнообразные виды деятельности с использованием органов чувств помогают узнать мир, прикоснуться к нему рукой и получить информацию самостоятельно, способствуют образованию положительных чувств по отношению к природе. Лес помогает снять стресс, улучшает настроение, побуждает к работе различные органы чувств.
Во-вторых, при общении с лесом появляется возможность заниматься практической и исследовательской работой не в стенах школы, а непосредственно на природе.
Цели создания уголка естественной экосистемы «Лес»:
- создание уголка отдыха
- изучение особенностей различных экосистем;
- углубление умений видеть, слышать и понимать красоту окружающего мир
- воспитание заботливого отношения к насекомым, птицам и зверям.
ОБЪЕКТ «Цветники НЕПРЕРЫВНОГО ЦВЕТЕНИЯ»
Сад непрерывного цветения создавался в течение нескольких лет с целью наблюдения за цветением растений с ранней весны до поздней осени. Эта композиция в период цветения имеет живописный вид, так как одни цветущие растения постоянно заменяются другими. Сад непрерывного цветения представлен клумбами перед школой.
Кустарниковыми формами являются сирень, жимолость. Многолетники - это ирисы, бальзамины, хризантемы. Большую часть клумб занимают однолетние декоративные культуры: цинии, георгины, астры, бархатцы, портулак. Посевной материал собирают учащиеся, хранят и высевают на следующий год. На наш взгляд, необходимо расширить и разнообразить эту коллекцию.
Цели создания «сада непрерывного цветения»:
- эстетическое воспитание обучающихся
-формирование положительных эмоций и чувств по отношению к природе
-воспитание культуры взаимоотношений между участниками педагогического процесса
- воспитание трудолюбия.
На наш взгляд, ценность этого сада еще и в том, что он представляет собой небольшие островки ароматов, где можно ощутить и насладиться различными запахами цветов, трав, пряностей различных ароматических растений. Здесь созданы условия для релаксации и улучшения настроения.
Островок запахов переполнен ароматами, которые обостряют ассоциативную память, способствуют восстановлению в памяти тех или иных событий, поэтому сад запахов можно назвать садом воспоминаний.
ОБЪЕКТ «САД МНОГОЛЕТНИКОВ»
Сад многолетников - коллекция состоит из резеды, лилии - 3 сорта, ирисов - 2 сорта, турецкой гвоздики, ландышей. Как показал опрос, создание этого цветника находится в начальной стадии и в будущем планируется расширить его видовое разнообразие. Растения размещаются рядами, куртинами, а также одиночными экземплярами.
Обучающиеся мечтают расширить эту коллекцию и вырастить бадан, борвинок, различные виды раннецветущих - очитков, молодило, а также луковичных раннецветущих растений: крокусы, безвременник весенний, которые можно изучать сразу после снежного покрова.
Цели создания сада многолетников:
- изучение природы посредством чувственного восприятия;
- развитие внимания и бережного отношения к растениям;
- формирование экологической культуры.
ОБЪЕКТ «Рябиновая аллея памяти воинов 32-го лыжного полка»
Рябиновая аллея была заложена ветеранами и кадетами школы в 2004 году в честь 25- летия музея Боевой Славы 32-го запасного лыжного полка.
Цели создания:
- увековечить память о героях Великой Отечественной войны;
- создать цветочные композиции;
- установить вдоль аллеи лавочки для отдыха
ОБЪЕКТ «Клумба у мемориальной доски»
Мемориальная доска открыта в память о выпускнике школы Вадиме Канцыреве, геройски погибшем при выполнении воинского долга в Республике Чечня.
Посмертно Вадим награжден орденом мужества.
Цели создания:
- воспитание бережного отношения к истории школы
- эстетическое воспитание обучающихся;
-формирование устойчивой жизненной позиции;
ОБЪЕКТ «Лето - это маленькая жизнь»
Лето - это пора отдыха, красоты цветения, благоухания ароматов. Это понимает каждый взрослый и ребенок, и поэтому обучающиеся начального звена, педагоги и родители решили создать детский уголок лета.
Цели создания:
- оборудовать сказочную полянку,
- разбить клумбу декоративных растений,
- сделать вазоны, высадив в них однолетние цветы,
- высадить вдоль забора многолетние растения, посадить липы, яблони, кусты жимолости .
ОБЪЕКТ «Пограничная застава»
В школе в 1996 году открыты кадетские классы, многие выпускники которых сегодня- офицеры пограничной службы.
Мы гордимся своей дружбой и сотрудничеством с КПИ ФСБ России.
Сегодняшние кадеты не только занимаются военной подготовкой, но и активно участвуют в благоустройстве территории школы.
Цели создания:
- воспитание чувства коллективизма, трудолюбия,
- благоустройство экологически чистой зоны,
- бережное отношение к природе.
ОБЪЕКТ «Цветники у памятника»
«Кем бы ты ни был на войне,
Простым бойцом или комбатом,
Мы покланяемся тебе,
Увальский лыжник с автоматом»
Семионов
В самом начале Великой Отечественной войны в августе 1941 года, на Увале формировался 32-й запасный лыжный полк. Здесь учились воевать на лыжах стрелки, минометчики, снайперы, минеры и саперы, разведчики. Всего было обучено 20 тысяч лыжников. Через полтора- два месяца они уезжали на фронт . Воевали на всех фронтах.
Ветераны- лыжники, вернувшись с фронта хотели увековечить память о тех, кто навечно остался на полях сражений. Решили воздвигнуть памятник.
Ребята нашей школы изучают историю создания памятника, проводят экскурсии, благоустраивают территорию у памятника. А клумбах высаживают красивые цветы, ухаживают в течении всего летнего периода, а это очень не просто. Вода для полива далеко. Ребята вместе с родителями привозят воду, высаживают рассаду, ухаживают за декоративными растениями. Очень гордятся успехами своего труда.
Помощь в реализации проекта оказывают
трудовые отряды и трудовые десанты.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
1. Совершенствование существующих экспозиций.
2. Создание коллекции семян декоративных, овощных и лекарственных.
3. Посадка саженцев сосны и уход за ними.
4. Посадка по периметру школьной территории молодых деревьев березы и рябины.
5. Расширение многообразия растений сада многолетников.
6. Создание цветника «Зеленая аптека».
7. Создание яркой мини-клумбы у входа в школу.
Приложение
АНКЕТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Нравиться ли тебе пришкольный участок?
А) Да;
Б) Частично;
В) Нет.
2. Что хотел бы изменить на пришкольном участке?
А) Больше деревьев и цветов;
Б) Новые композиции;
В) Больше цветов.
3. Принимаешь ли ты участие в озеленении школьно территории?
А) Да;
Б) частично;
В) нет.
4. Хотел бы ты принять участие в реализации проекта «Школьный двор моей мечты»?
А) Да;
Б) В свободное время;
В) нет.
Отчет о проведенной работе в ходе реализации проекта
период 2014 год
Поставленные перед нами задачи по озеленению пришкольной территории реализовываются в полной мере. За лето были сохранены все саженцы цветов и молодых деревьев. Разбиты новые цветники.
Необходимо отметить, что проект вышел за рамки запланированной сферы реализации. В ходе реализации проекта был проеден конкурс сочинений и рисунков « Школьный двор».
Ведется активная работа по озеленению и благоустройству не только пришкольной территории, но и территории микрорайона Увал. В реализации проекта принимают участие трудовые отряды. С их помощью в микрорайоне были приведены в порядок тротуары и различные насаждения растений и деревьев. Планируется разбивка клумб у входа в школу, а также оформление клумб у памятника.
Помощь в благоустройстве территории школы оказывали многие родители обучающихся, а также спонсоры.
За 2014 год был оформлен уголок лекарственных трав и разбиты клумбы у входа в школу.
СМЕТА ПРОЕКТА НА 2015 ГОД
Наименование
Количество
Цена за 1 объект в рублях
Сумма в рублях
Инвентарь
Лейка
5 штук
150
750
Ведро
8 штук
40
320
Лопата
5 штук
60
300
Грабли
5 штук
50
250
Шланг
1 штук
300
300
Саженцы
Сосна
30 штук
50
1500
Береза
30 штук
50
1500
Боярышник
10 штук
50
500
Шиповник
10 штук
50
500
Жимолость
5 штук
50
250
Семена декоративных культур
Циния
10 пакетов
8
80
Настурция
10 пакетов
8
80
Рудбекия
10 пакетов
10
100
Адонис
5 пакетов
10
50
Брахикома
5 пакетов
10
50
Портулак
10 пакетов
10
100
Бадан
1 пакет
30
30
Борвинок
1 пакет
30
30
Молодило
1 пакет
30
30
Очиток
1 пакет
30
30
Ремонт забора
10000
Всего
16750
СПОСОБЫ И ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
-
Саженцы деревьев и кустарников предоставит филиал Курганского лесхоза, так как обучающиеся, занимаясь в кружке «Лесничество», помогали выращивать посадочный материал в питомнике.
-
На приобретение семян цветочно-декоративных культур и инвентаря планируется спонсорская помощь родителей обучающихся и заинтересованных в озеленении школьной территории, а также денежные выигрыши в конкурсах.
Проект озеленения и цветочно-декоративного оформления территории школы «Школьный двор моей мечты» - долгосрочный (2014-2015 г.г.).
Ответственные за реализацию этого проекта: заместитель директора по воспитательной работе Чумак Н. А., учитель биологии Емельянова О.И. и обучающиеся школы с 1 по 11 классы, а так же учителя школы.
Ожидаемые результаты.
* экологическое воспитание школьников в процессе проведения акций «Посади дерево», воспитание бережного отношения к живой красоте, созданной своими руками
* эстетическое оформление и озеленение территории школы;
* развитие у учеников элементарных практических навыков по способам посадки и выращивания кустарников, растений, приемам ухода за ними с учетом индивидуальных особенностей каждого вида;
* организация работы на пришкольном участке;
* стимулирование активной трудовой деятельности младших школьников;
* итоги акции будут освещены на страницах школьной стенной печати и на школьном сайте.
Заключение
Наш школьный двор - это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.
Создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов - таков был замысел авторов данного проекта. Двор для нас - это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха.
Школьный двор - понятие широкое. Можно говорить о паре лавочек и газоне перед парадным входом в здание, а можно - о хорошо оборудованной спортивной площадке, предназначенной для проведения физкультурно-спортивной деятельности с обучающимися школы, о заграждении вокруг школы. Это планы на будущее.
Благоустраивая нашу школу, тем самым мы улучшим облик микрорайона Увал, поскольку школа является одним из его культурных центров.
Наш школьный двор так хорош и прекрасен,
В нём яркие клумбы, дорожки вокруг.
Наш школьный двор цветами украшен,
Он создан трудами маленьких рук.
В нём каждый цветочек к солнцу стремится,
Искрящийся смех раздастся здесь вдруг,
Ведь в жизни мы сможем успеха добиться,
Когда всё красивым будет вокруг!
Библиография.
1. Акимушкин И. И. Занимательная биология. М. - «Молодая гвардия». 1972 2. Артомонов В. И. Занимательная физиология. - М. Дгропромиздат. 1991.
3. Верзилин. Н. Н. По следам Робинзона. - М. Просвещение. 1994.
4. Головин Б. Н. О чем говорят названия растений.- М. Колос. 1992.
5. Губанов И. А. Энциклопедия. Природа России. Пищевые Растения. Справочное издание.- М. 1996.
6. Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях.- М. Дрофа. 2002.
7. Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас определитель высших растений. - М. Просвещение. 1991.
8. Устименко Г. В. Справочник культурных растений.- М. Мысль. 1994.
28