- Преподавателю
- Биология
- Разработка урока на тему Генетика пола
Разработка урока на тему Генетика пола
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Власова С.Г. |
Дата | 14.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
План урока по теме :
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом
Урок проводится для учащихся 10 класса, естественно - научного профиля, поэтому содержит более полный объём биологической информации, соответствующая уровню углубленного изучения.
Учитель химии и биологии: муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Маккавеево Власова СГ
Форма урока: комбинированный
Этап обучения: основной
Вид деятельности: проблемно - поисковый и репродуктивный
Методы и приемы урока: исследовательский (самостоятельная работа), эвристическая беседа,программированных заданий, монологическое изложение, решение задач
Цель: показать каким образом происходит наследования сцепленное с полом и научить применять полученные знания на практике.
Задачи:
Обучающая
-
Познакомить учащихся с хромосомным определением пола, сцепленным с полом наследования;
-
Научить записывать схемы генетических скрещиваний, решать генетические задачи на эту тему
-
Продолжить формирование навыков работы с дополнительной информацией, подготовки сообщений на заданную тему
-
На примере семьи Николая II показать наследование гемофилии, конкретизировать личностную значимость трагедии царской семьи для исторического пути России.
-
Закрепление понятийного аппарата
Воспитательная
-
Воспитание патриотизма, гуманности
-
Положительного отношения к знаниям
-
Этических представлений и норм
Развивающая
-
Формирование умений выделять существенные признаки, выделять главное
-
Развивать умение делать выводы, обобщать
-
Развивать умения применять знания на практике
-
Развитие умения частично-поиского характера при решении проблемной ситуации
-
Формировать умение оценивать свою работу
-
Развивать умения работать самостоятельно с учебником и дополнительным материалом
Задачи для учащихся:
-
Учащиеся формируют умения определять закономерности в наследовании признаков
-
Учащиеся реализуют умения применять теорию на практике при решении задач
-
Учащиеся учатся владеть специальными терминами
-
Вырабытывают навыки для самооценивании, самопроверке, взаимопроверке
Оборудование: информационные листы для каждого учащегося, компьютер, презентация, мультимедиа, таблицы
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом
«Самая сокровенная тайна на свете»
Слайд № 1 до начала урока
I. Вступительное слово учителя. Слайд № 2
В1988 году были начаты работы по реализации грандиозного мирового проекта «Геном человека». По масштабам финансирования этот проект сравним с космическим. Его цель: определение полной последовательности ДНК человека, т.е. прочесть «книгу жизни». Россия стала участвовать в нем с 1989 года под руководством Алекс. Алекс. Баева. Наши ученные расшифровывали код 3,5,13,19 хромосом. В результате этого были раскрыты механизмы определения пола, наследования, в том числе природа наследственных заболеваний, которые являются тяжким бременем для человеческого общества. Вот и мы сегодня приоткроем самую сокровенную тайну жизни - тайну пола
.
Тема урока (слайд №3)
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом
«Самая сокровенная тайна на свете»
Задачи (слайд №4):
Повторение опорных терминов
-
Хромосомное определение пола
-
Типы хромосомных наборов
-
Сцепленное наследование с полом.
Решение задач ответим на два почему:
-
Почему несут болезнь женщины, а болеют мужчины?
-
Почему запрещены близкородственные браки?
II. Подготовка к восприятию нового материал. Повторение опорных терминов.
Задание на три варианта. Таблицы раздаются на каждый стол. Вопросы для каждого варианта раздаются отдельно.
Биологические понятия.
понятия
1 вариант
2 вариант
3 вариант
Фенотип
3
А
Ген
7
Г
l
Доминантный
1
Б
f
Гомозигота
5
Д
a
Локус
2
В
c
Рецессивный
6
З
g
Генотип
4
И
h
гетерозиготный
8
Ж
e
Зачитываются определения, учащиеся должны выбрать правильный ответ и проставить в тетрадь соответствующую букву или цифру.
-
(Б,f) Место положение гена
-
(В, c) Совокупность всех признаков и свойств организма
-
(А, b) Участок молекулы ДНК, определяющие возможность развития признака или белковой молекулы
-
(И, h) Совокупность всех генов организма
-
(Д, a) Явление, преобладания у гибридов признаков одного из родителей
-
(З, g) Зигота, в которой содержится 2 разных аллельных гена
-
(Г, l) Подавление признаков одного из родителей
-
(Ж, e) Зигота, в которой содержится 2 одинаковых аллельных гена
Проверка (слайд №5)
I 2,3,7,4,1,8,6,5 II В,А,Г,И,Б,Ж,З,Д III c,b,L,h,f,e,g,a
Ученики самостоятельно оценивают свою работу. Выставление оценок на таблицах:
Критерии оценивания:
все правильные ответы - «5», 1-2 не правильных -«4», 3-7 не правильных - «3»
Поднимите руку у кого оценка 5, 4, 3.
III. Основная часть
1. Хромосомное определение пола
А теперь попробуйте ответить на вопрос:
- Как вы думаете, в какой момент определяется пол будущего ребенка?
У разных животных пол будет определяться в разный момент.
Самостоятельная работа с приложением 1 и заполнение таблицы
(слайд № 6).
Типы определения пола
Определение пола
Особенности процесса
примеры
Прогамное
До слияния гамет
Коловратки, тля
Сингамное
В момент слияния гамет
Млекопитающие, птицы, рыбы
Эпигамное
В онтогенезе
Морской червь
Ответы учащихся по типам определения пола.
Самое распространенное сингамное, которое происходит и у человека. В определении пола имеется закономерность
2. Соотношение полов. (слайд №7)
Посмотрите таблицу.
Соотношение родившихся особей мужского пола
у некоторых животных
особь
%
Человек
51
Лошадь
52
Осел
49
Крупный рогатый скот
50
Овца
49
Свинья
52
Собака
56
Мышь
50
Курица
49
Утка
50
Голубь
50
Беседа
- какую закономерность вы наблюдаете? (Ученики делают вывод: соотношение полов при рождении одинаково.)
- какое соотношение особей? (1/1)
- какое это скрещивание? (анализирующее)
- если это анализирующее, тогда каков генотип исходных особей?
(гетеро- и гомозиготная)
Значить один из полов должен быть гетеро-, а другой гомозиготный
Это было подтверждено исследованиями Менделя, Донкастера, Корренса и цитологическими фактами при изучении мейоза выяснилось, что хромосомы распределяются не равномерно и имеются отличия в их строении
Слайд № 8 опорный конспект.
Рассказ учителя.
Так у клопа Protentor в одних сперматоцитах наблюдали 7 хромосом, а в других 6.
Лишнюю назвали Х - хромосомой, пол при этом оказался женским, а в организме, в котором не было гомологичной хромосомы - мужским. Такой тип назвали в честь клопа
Далее ученные обнаружили, что у некоторых организмов половые хромосомы разные по форме и размеру - Х и Y. У многих животных и растений у особей женского пола образуется 1 тип гамет Х, а у другого и Х, и Y. Так у типа Drosophila (муха дрозофила) ХХ женский набор хромосом, а ХY - мужской, а в типе Abraxas (в честь бабочки пяденицы) наоборот.
Давайте докажем выводы при помощи решения задачи. Ученик у доски.
Р ХХ х ХY
G Х Х, Y
F1 ХХ; ХY
1 / 1
3. Сцепленное с полом наследование
Запись определения.
Наследование признаков, определенных генами, локализованными в половых хромосомах, называется сцепленным с полом.
Сцепление в половых хромосомах бывает разным
Самостоятельная работа. Приложение 2, рисунок (слайд № 9)
Заполните таблицу «Гены, локализованные в половых хромосомах»
Гены, локализованные в половых хромосомах человека
Группа сцепления
Локализация на хромосомах
Проявления признака
Примеры заболеваний
Полностью сцепленные с полом
Локализована в той части хромосомы, которая не имеет гомологичного участка с Y
Доминантные признаки одинаково проявляются у обоих полов, у женщин только в гомозиготном и у мужчин
Гемофилия, дальтонизм, атрофия зрительного нерва и др.
Сцепленные с Y хромосомой
Расположены в непарном участке Y
Могут встречаться только у лиц мужского пола
волосатость ушей, ихтиоз, перепончатые пальцы на ногах
Неполно или частично сцепленные с полом
Расположены в парном сегменте половых хромосом, гомологичном для Х и Y
Могут передаваться как Х, так и с Y, и переходит из одной в другую в результате кроссинговера
общая цветовая слепота, пигментная ксеродерма, геморрагический диатез
Проверка заполнения таблицы, объяснение рисунка.
Мы рассмотрим первую группу: полностью сцепленных с полом, характерные для этого сцепления заболевания.
Какие это заболевания? (слайд №10),
Наследование некоторых сцепленных
с Х-хромосомой признаков человека
признаки
доминантный
рецессивный
Содержание а-глобулина
нормальное
Нарушено (отсутствует)
Свертываемость крови
нормальное
Нарушено (гемофилия)
Зрение
нормальное
Нарушено (дальтонизм)
(атрофия зрительного нерва)
Оволосенение головы
нормальное
Нарушено (облысение)
стр учебника 287, чтение Гемофилия. Ответ учащихся.
Гемофилия - болезнь несвертываемости крови. Для того, что бы кровь сворачивалась необходима работа 12 факторов (фибриноген, фибрин,Са+2 и др..) , если нарушения одного из них , то приводит к заболеванию. Ген гемофилии рецессивен, встречается редко.
Слайд № 11
Фотография царской семьи. Эта болезнь затронула и семью последнего российского самодержавца.
Чтение стихотворение учеником
Эмалевый крестик в петлицы,
И серой тужурки сукно…
Какие печальные лица
И как это было давно!
Какие прекрасные лица
И как безнадежно бледны
Наследник, императрица,
Четыре великих княжны… (Георгий Иванов)
Они вместе жили, любили, были счастливы. Все вместе они погибли в Ипатьевском доме.
Трагическая фигура императора Николая II - является символом русской истории. С его смертью история последнего столетия пошла в другом направлении.
Генеалогическое древо (слайд № 12)
Давайте посмотрим от куда появился ген гемофилии в русском царском дворе. Почему его не было в Британском? Так же гемофилия затронула прусский, испанский дворы. Потомков королевы Виктории было много, мы рассматриваем только те, в которых прослеживается ген гемофилии. Работа по генеалогическому древу.
Рассмотрим схему скрещивании при наследовании гемофилии.
Работа учащихся у доски. В первом задании учитель помогает записать генотип
Н - норма
h- ген гемофилии.
Р ХН Хh х ХНY
Александра Федоровна Николай II
G ХН, Хh ХН, Y
F1 ХН Хh ХН ХН ХhY ХНY
Ольга, Татьяна, Анастасия, Мария Алексей
А женщина может болеть гемофилией?
Р ХН Хh х ХhY 25%
Почему не разрешены близко родственные браки? (большой риск передачи наследственных заболеваний).
Следующее заболевание, которое мы рассмотрим дальтонизм.
Сообщение учащегося (приложение)
Составление схемы самостоятельно и у доски
D - ген норма
d - ген нарушения цветового зрения
Р ХD Хd х ХDY
G ХD, Хd ХD, Y
F1 ХD Хd ХD ХDХdY ХDY
Может ли женщина страдать нарушением цветового зрения? (может)
В каком случае? (если папа больной, а мама носитель гена дальтонизма)
Какой должен быть генотип у родителей?
Р ХD Хd х ХdY
А теперь посмотрите на слайд и определите пол котят
Слайд № 13
В - ген черной окраски
А - ген рыжей окраски
Задание дается по рядам: 1 ряд - черная кошка, рыжий кот
2 ряд - рыжая кошка, черный кот
3 ряд - черепаховая кошка, рыжий кот
черепаховая окраска может быть только если присутствуют оба гена.
Р ХВ ХВ х ХАY
G ХВ, ХА, Y
F1 ХВ ХА ХВY
черепаховая черный
IV.Закрепление изученного материала. Давайте ответим на три почему
Почему не бывает трех цветных котов?
Почему несут болезнь женщины, а болеют мужчины?
Почему запрещены близкородственные браки?
Сдайды14,15.
Задание №1
В останках, найденных под Екатеренбургом, принадлежащих царской семье, царевич найден не был. В 1941 г. в доме для умалишенных в Саратове жил человек, который называл себя Алексеем Романовым. Своё чудесное спасение он объяснял помощью старушки, которая выходила его раненого и да же смогла вылечить от гемофилии. Этот человек приводил такие подробности из жизни царской семьи, которые мог знать только настоящий наследник (по материалам книги Радзинского Э. «Господи, спаси и усмири Россию»). Предложите свои комментарии
Задание № 2
Приведите доводы «за» и «против» существования русалок
Что вы сегодня узнали на уроке нового?
VI. Домашнее задание
Девушка, отец которой гемофилик, выходит замуж за здорового мужчину. Каких детей можно ожидать?
Слайд № 16
Подведение итогов
Почему не бывает трехцветных котов?
На вопрос, на такой кто ответить готов?
Не бывает трехцветных котов потому,
Что у кошки с котом - разница хромосом
Бедняги коту не везет потому,
Что Y-хромосома досталась ему,
А окраски что кошки, что кота
Только Х-хромосомой определена.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
для учащихся (для раздачи на парты)
Информационный лист
Типы определения пола.
Следует строго различать процессы определения пола и его развития. У раздельнополых организмов определение пола может происходить на разных фазах цикла размножения. Определение пола может осуществляться до слияния гамет - прогамно. Оно имеет место, например, у коловраток (Rotatora), тли (Phylloxera vastarix) и первичных кольчецов (Dinophilus). Яйцеклетки этих животных в результате неравномерного распределения цитоплазмы в процессе оогенеза становятся различными по размеру еще до оплодотворения. Например, в яйцевой капсуле Dinophilus содержатся два сорта яиц: крупные и мелкие; из крупных после оплодотворения развиваются только самки, из мелких - только самцы.
Наиболее распространено сингамное определение пола, происходящее в момент слияния гамет в процессе оплодотворения (млекопитающие, птицы, рыбы и др.).
Известны случаи определения пола и после процесса оплодотворения - эпигамно - в ходе индивидуального развития особи (у морского червя Bonelia viridis и др.).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Информационный лист
У млекопитающих, в том числе и человека, Х- и Y-хромосомы имеют гомологичный участок, в котором происходит их синапсис и возможен кроссинговер. Все гены, локализованные в половых хромосо мах человека, можно разделить на три группы в зависимости от того, в каких участках половых хромосом они находятся (рис.1 )
Первая группа - сцепленная с полом. В нее входят гены, локализованные в той части Х-хромосомы, которая не имеет гомологичного участка в Y-хромосоме. Они полностью сцеплены с полом, передаются исключительно через Х-хромосому. К их числу относятся рецессивные гены гемофилии, дальтонизма, атрофии зрительного нерва и др. Доминантные гены из этого участка одинаково проявляются у обоих полов, рецессивные - у женщин только в гомозиготном, а у мужчин - и в гемизиготном состоянии.
Вторую группу составляет небольшое число генов, расположенных в непарном участке Y-хромосомы. Они могут встречаться только у лиц мужского пола и передаются от отца к сыну. К ним относятся: волосатость ушей, ихтиоз (кожа в виде рыбьей чешуи), перепончатые пальцы на ногах.
Третья группа - гены, расположенные в парном сегменте половых хромосом, т.е. гомологичном для Х- и Y-хромосом. Их называют неполно или частично сцепленными с полом. Они могут передаваться как с Х-, так и Y - хромосомой и переходить из одной в другую в результате кроссинговера
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сообщение дальтонизм
(по материалам книги М.Д.Квасовой «Зрение и наследственность»).
Нарушения цветового чувства были известны очень давно, но первое точное описание цветовой слепоты дал в 1798 г. английский химик Джон Дальтон (1766- 1844). Поэтому данным аномалиям было дано название - «дальтонизм». В центральной части сетчатки человека расположены цветочувствительные нервные клетки, которые называются «колбочки». Они содержат три типа пигмента белкового происхождения. Один тип пигмента чувствителен к красному цвету, другой - к зеленому, а третий - к синему. Видение всех красок мира обеспечивается «складыванием» именно этих трех цветов в нашем мозге
Люди с нормальным цветным зрением имеют в колбочках все три пигмента (красный, зеленый и синий) - их называют трихроматами (от слова «хромос» - цвет). Если человек различает только два цвета (один из пигментов в сетчатке отсутствует), его называют дихроматом. Встречаются люди, у которых все три пигмента в колбочках в наличии, но активность одного из них снижена. Этих людей относят к аномальным трихроматам. Дефект красного пигмента в колбочках встречается чаще всего. По статистике, 8% белых мужчин и 0,5% белых женщин имеют красно-зеленый дефект цветного зрения, три четверти из них - аномальные трихроматы.
Люди с дефектом синего пигмента в колбочках встречаются крайне редко, так же, как и люди, у которых полностью отсутствует цветное зрение (их называют ахроматами). Полная цветовая слепота проявляется как семейное отклонение с рецессивным типом наследования и встречается у одного человека на миллион. Однако в некоторых районах мира частота встречаемости наследственных заболеваний может быть выше. На небольшом датском острове, нaceлeниe которого длительное время вело замкнуть жизни среди 1600 жителей было зарегистрировано 23 больных с полной цветовой слепотой цветовой слепотой - результат случайного размножения мутантного гена и частых родственных браков. Дихроматы и люди с пониженным цветовым зрением воспринимают краски окружающего краски окружающего их мира иначе, чем мы, но часто не замечают своего отличия от других. Так, Дальтон, который не различал красный цвет, не знал о своей цветовой слепоте до 26 лет. Происходит это потом, что цветослепые с детства учатся называть цвета обыденных предметов общепринятыми обозначениями. Они слышат и запоминают, что трава - зеленая, небо - синее, кровь - красная. Кроме того, они сохраняют способность различать цвета по степени светлости. В настоящее время во всем мире проводится обязательная экспертиза людей, работа которых связана с цветовой сигнализацией. Отсутствие нормального цветного зрения - это не катастрофа, данное отклонение не отражается на здоровье. Вспомните, что у вашего друга, в отличие от вас, нет музыкального слуха, но он совсем не переживает, что не может поступить в консерваторию. Важно только с детства знать о наличии дефекта, чтобы правильно выбрать профессию.
Англичанин Джон Дальтон, несмотря на наличие цветослепоты, прожил 78 счастливых лет. Он родился в семье бедного ткача в маленькой английской деревне Иглсфилд и знания получил только путем самообразования. Всю жизнь Дальтон преподавал математику и философию в Манчестере, стал выдающимся химиком и физиком. У него были три брата и одна сестра, двое братьев то же страдали цветовой слепотой на красный цвет. Дальтон очень подробно описал свой семейный дефект, именно благодаря этому его имя уже известно 200 лет
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
раздаточный материал
1 ВАРИАНТ
-
Место положение гена
-
Совокупность всех признаков и свойств организма
-
Участок молекулы ДНК, определяющие возможность развития признака или белковой молекулы
-
Совокупность всех генов организма
-
Явление, преобладания у гибридов признаков одного из родителей
-
Зигота, в которой содержится 2 разных аллельных гена
-
Подавление признаков одного из родителей
-
e) Зигота, в которой содержится 2 одинаковых аллельных гена
2 ВАРИАНТ
Б. Место положение гена
В. Совокупность всех признаков и свойств организма
А. Участок молекулы ДНК, определяющие возможность развития признака или белковой молекулы
И. Совокупность всех генов организма
Д. Явление, преобладания у гибридов признаков одного из родителей
З. Зигота, в которой содержится 2 разных аллельных гена
Г. Подавление признаков одного из родителей
Ж. Зигота, в которой содержится 2 одинаковых аллельных гена
3 ВАРИАНТ
f. Место положение гена
c. Совокупность всех признаков и свойств организма
b. Участок молекулы ДНК, определяющие возможность развития признака или белковой молекулы
h. Совокупность всех генов организма
a. Явление, преобладания у гибридов признаков одного из родителей
g. Зигота, в которой содержится 2 разных аллельных гена
l. Подавление признаков одного из родителей
e. Зигота, в которой содержится 2 одинаковых аллельных гена
Таблица для заполнения
понятия
ответы
Фенотип
Ген
Доминантный
Гомозигота
Локус
Рецессивный
Генотип
гетерозиготный
Типы определения пола
Определение пола
Особенности процесса
примеры
Прогамное
Сингамное
Эпигамное
Гены, локализованные в половых хромосомах человека
Группа сцепления
Локализация на хромосомах
Проявления признака
Примеры заболеваний
Полностью сцепленные с полом
Сцепленные с Y хромосомой
Неполно или частично сцепленные с полом
14