• Преподавателю
  • Биология
  • Влияние внеурочной деятельности на формирование экологической культуры детей младшего школьного возраста 2. 1. Содержание, формы, методы внеурочной деятельности по курсу «Окружающий мир»

Влияние внеурочной деятельности на формирование экологической культуры детей младшего школьного возраста 2. 1. Содержание, формы, методы внеурочной деятельности по курсу «Окружающий мир»

В данной статье говориться о сущности экологического воспитания детей младшего школьного возраста. В младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся.Общение с природой вызывает у детей эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляется симпатия и влечение ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Влияние внеурочной деятельности на формирование экологической культуры детей младшего школьного возраста

2.1. Содержание, формы, методы внеурочной деятельности по курсу «Окружающий мир»

В младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся.

Общение с природой вызывает у детей эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Ребята радуются зеленой травке, щебетанию птиц, полету бабочек и стрекоз, запахам и ярким цветкам растений. Многие из детей наделяют живую природу чертами человеческого осмысленного поведения. Наблюдается любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.

Но в тоже время есть дети, которые относятся к природе потребительски, жестоко (ловят насекомых, разоряют муравейники и птичьи гнезда, рвут без нужды растения и цветы). Иногда наносят вред природе не по злому умыслу, а по незнанию, не задумываясь над своими поступками и их последствиями.

Это говорит о сложности взаимоотношений природа - дети. Очень важно приучить детей восхищенно - уважительно смотреть на все, что рас-тет, цветет, движется, с тревогой и переживанием воспринимать факты гру-бого отношения к природе. Природа должна стать для каждого школьника не только живой лабораторией, где можно наблюдать и изучать жизнь ее обитателей, но и школой разумного пользования, умножения и сохранения ее богатств.

Одно из ведущих мест в воспитании ответственного отношения к природе принадлежит ознакомлению учащихся с окружающим миром, которое позволит систематизировать процесс приобретения знаний о природе, ее взаимосвязях, подробнее познакомить с характером природных особенностей родного края и страны, мероприятиями по охране окружающей среды.

Воспитанию бережного отношения к природе, как отмечает Е.Н. Ердаков в своей работе, способствует сосредоточение внимания учителя на сочетание учебной и внеучебной работы так, чтобы экологическое содержание уроков имело продолжение во внеурочной деятельности, дополняло и обогащало его. Четко организованная, целенаправленная внеучебная работа позволяет использовать дополнительный материал, расширяет природоохранительный кругозор и конкретизирует знания. Дети имеют возможность чаще вступать в контакты с природой, участвовать в общественно полезном труде [].

Наблюдения и анализ школьниками реальной жизни в процессе вне-урочной работы позволяют им делать выводы о состоянии окружающей среды, намечать конкретные программы ее улучшения, извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности и поведение в окружающей среде в соответствии с законами природы.

Внеурочная работа - организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка (по М.Г. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирову).

Т.И. Тарасова и П.Т. Калашникова под внеурочной работой по курсу «Окружающий мир» понимают организованную и целенаправленную образовательно-воспитательную работу учащихся, связанную с изучением данной дисциплины, основанную на добровольных началах и проводимую во внеурочное время. Она строится на основе общих дидактических принципов, которые определяют ее направление, содержание, методы и формы, как-то: научность, связь с жизнью, трудом, практикой и т. д.[95, 7]

Внеурочная работа во всех ее проявлениях нацелена на развитие интереса детей к познанию природы, применение ими знаний на практике, заложение начал профориентационной работы, формирование исследовательской деятельности в целом.

Разнообразная деятельность во внеурочной работе дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы, быть психологически готовыми к общению со специалистами различных областей природопользования, активно оперировать знаниями с целью принятия конкретных решений и убеждения тех, кто еще не осознает необходимость бережного отношения к природе.

Эффективность внеурочной работы по формированию экологической культуры школьников в значительной степени зависит от связи ее содержания с урочным материалом предмета окружающий мир в начальных классах.

А.Н. Захлебный и И.Т. Суравегина выделяют три линии взаимодей-ствия урочных и внеурочных занятий: познавательную, ценностную и дея-тельностную.

Познавательные взаимосвязи обусловлены единством содержания экологического образования. Знания, полученные на уроке, углубляются во внеурочной работе путем наблюдений окружающей среды, чтения литературных источников, просмотра телевизионных передач, а также работы с другими источниками. В процессе развития знаний формируется их оценка учащимися.

На внеурочных занятиях школьники получают знания об экологиче-ском состоянии своего региона, его экосистем, сообществ территорий нашей страны и биосферы в целом, что позволяет сформировать обобщенные знания о проявлении экологической опасности на этом уровне.

В процессе ролевой игры, при подготовке рефератов, на школьной конференции учащиеся расширяют и углубляют знания о видовом многообразии биосферы и влиянии человека на нее.

Ценностный подход в экологическом образовании реализуется во взаимосвязи естественнонаучных знаний учащихся с социальными аспектами экологии. Специфической особенностью ценностного подхода является то, что проблемы охраны окружающей среды рассматриваются и по отношению к человеку. Широкое понимание ценности природы дает возможность более полно рассматривать направления ее использования человеком и обществом в целом [95].

Базисные и природоохранительные знания, формируемые учителем на уроках, безусловно, влияют на поведение школьников в окружающей среде, отношение к объектам природы. Знания создают предпосылки включения учащихся в разнообразную деятельность по охране и восстановлению природы, но непосредственно в рамках урока организовать эту деятельность весьма трудно, да, чаще всего, и невозможно. На занятиях и других формах внеурочной работы учитель имеет возможность включать школьников в практическую деятельность по изучению экологических проблем родного края, охране растений и животных.

Таким образом, и осуществляется третья линия взаимодействия классных и внеурочных занятий - деятельностная. Осуществление ее в практике экологического образования имеет особенно большое значение, так как самым наглядным проявлением отношения учащихся к природе является их практическая деятельность, в которой отражается нравственно-этические и ценностные идеалы, эстетические чувства, понимание научных основ взаимодействия общества и природы. Организации практической экологической деятельности учащихся следует уделять большое внимание, как в учебной, так и во внеурочной работе [].

Систематичность, последовательность и перспективность в работе по-вышает эффективность внеурочных занятий. Добровольность, активность и самостоятельность отличают участия школьников во внеурочной работе от учебной. Здесь они могут избрать такие виды деятельности, которые их интересуют и увлекают.

Связь внеклассной работы с учебными занятиями состоит в объединении усилий учителей по формированию ценностных ориентаций учащихся, развитию нравственно-эстетических чувств школьника, его приобщение к опыту принятия научно обоснованных решений в области природопользования.

Изучение практики школы по экологическому образованию свидетельствует, что в этой работе уделяется недостаточное внимание рассмотрению природы как источника красоты, здоровья и научно-познавательной деятельности людей. Знания учащихся отражают в основном материальную значимость природы. При изучении программного материала школьники широко обсуждают правила поведения в природе, ситуации морального выбора, описанные в разнообразных источниках - книгах, журналах, газетах. Повседневная практика ставит школьника в условия, где приходится принимать решения в реальных ситуациях, условиях - на прогулках в лес, в парк, при выпол-нении исследований на экскурсии, в походах, в работе на пришкольном или приусадебном участках, в живом уголке и т.д. Такие ситуации возникают постоянно. При этом задача учителя состоит в том, чтобы обратить внимание школьников на событие, помочь оценить поведение участников и, если можно, исправить допущенные ошибки, найти правильное решение, поощрить усилия, направленные на разрешение конфликта. Значительными возможностями в решении указанной задачи располагает внеклассная работа. Удовлетворение различных потребностей человека и его повседневной деятельности вносит в природу непредвиденные изменения, которые оказывают как положительные, так и негативные воздействия. Знания об антропогенных факторах, которые учащиеся получают при изучении программного материала, включают в себя информацию о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу, об изменениях в природе, наступающих в результате воз-действия человека, о последствиях, которые возникают в результате таких изменений, о влиянии их на здоровье человека и его хозяйственную деятельность [95,10].

Успех формирования экологической культуры младших школьников зависит не только от того, как учитель понимает его цели и задачи, методы и приемы, но и от создания необходимых условий для воплощения их в учебно-воспитательный процесс.

Главными из них являются:

- учет возрастных и психологических особенностей восприятия и

познания природы школьниками;

- усиление межпредметных связей;

- реализация краеведческого подхода; - тесная связь с жизнью и трудом;

- взаимосвязь учебной и внеклассной работы;

- использование примеров положительного отношения к природе учителя, взрослых и детей;

- формирование знаний о взаимосвязях и взаимоотношениях между природными компонентами [].

Существенным вопросом для современной начальной школы является вопрос о том, какие технологии следует использовать для формирования основ экологической культуры у младших школьников на уроке и во внеклассной работе.

И.М. Чередов указывает на то, что выбор конкретной формы внеклассного занятия по формированию экологической культуры зависит от особенностей класса, общего развития детей, интересов и местных условий.

Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности . Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.

По своему содержанию, форме организации, методам проведения внеклассная работа по курсу «Окружающий мир» очень разнообразна:

индивидуальная работа; групповая работа; массовые мероприятия.

Индивидуальная работа включает в себя конкретные задания отдель-ным детям, проявляющим интерес к природе. При этом тематика их проведения может быть самой разнообразной: по уходу за растениями, животными уголка живой природы или дома; проведение индивидуальных наблюдений помимо программного минимума; беседы по материалам прочитанной литературы о природе; постановка простейших опытов дома и т.д.

Важным видом индивидуальной внеклассной работы до сих пор остается домашнее чтение литературы о природе. На современном этапе остаются актуальными книги В.Бианки, М.Пришвина, И.Акимушкина, Н.Сладкова, Ю. Дмитриева и др., раскрывающие перед читателем увлекательный мир живой и неживой природы, способствующие воспитанию бережного отношения и любви к нему.

К индивидуальным видам внеклассной работы также относятся сезонные наблюдения за изменениями в природе. Под ними подразумевают задания, не только предусмотренные дневником наблюдения, но и связанные с конкретными наблюдениями, дающими целостные представление о строении, образе жизни, развитии живых существ. В процессе наблюдений на стадии их обработки и обобщения полученных данных происходит формирование у детей исследовательских умений.

К самым распространенным видам групповой внеклассной работы по курсу «Окружающий мир» следует относить:

эпизодическую работу групп, чаще всего приуроченную к подготовке массовых мероприятий в школе, районе природоведческой направленности. Для ее реализации необходим отбор и составление групп из детей, интересующихся исследуемой проблемой и проявляющих повышенный интерес и желание к участию в данном действе. Эпизодические группы обычно имеют временный состав, распадающийся после завершения массового мероприятия.

Основную форму внеклассной работы - организацию кружков юных любителей природы, имеющих по содержанию работы как общую, широкую направленность, так и конкретно-тематическую специализацию. Например, кружок «Юный эколог», «Любитель комнатных растений», «Исследователь» и др.

Массовые виды внеклассной работы позволяют привлечь к участию в общественно полезной работе практически всех младших школьников (учащихся одного или нескольких классов, одной или всех параллелей). К ним относят: вечера, конференции, праздники, олимпиады, викторины, утренники, тематические недели, экскурсии, конкурсы, марафоны, ролевые игры, путешествия по станциям, КВН [].

Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружке. Именно кружки получили наибольшее распространение в практике внеклассной работы по окружающему миру. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Чаще всего в кружках занимаются 15-20 человек одного возраста с близким уровнем подготовки и интересам. В кружках занятия выстраиваются наиболее планово, многообразно и целенаправленно, что не редко способствует их рассмотрению в качестве организационных центров для других видов внеклассной работы.

Кружковая работа позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Существуют следующие формы внеклассной работы:

проведение групповых наблюдений за доступными объектами неживой и живой природы, направленные на более глубокое уяснение причин наблюдаемых явлений, установление связей между различными компонентами природы;

экологические экскурсии в природу, краеведческие музеи, ближайшие места (лес, поле, сквер), с последующим оформлением собранных материалов;

внеклассное коллективное чтение детской научно-популярной природовед-ческой литературы;

организация уголка живой природы, проведение опытов за растениями и животными;

проведение экологических праздников, утренников, КВН, устных журналов;

ознакомление с передвижными или стационарными зоопарками, зверинцами;

беседы по охране природы, о пользе и значение в жизни человека растений и животных;

оформление краеведческих уголков, стенгазет, альбомов [58].

Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике большое место занимают экскурсии в природу. Систематическое проведение экскурсий - необходимое условие формирования экологической культуры учащихся [48].

Экскурсия - это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Когда в экскурсии принимает участие весь класс и материал экскурсии тесно связан с программой по естествознанию, она становится формой общеклассной работы. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Кроме того, экскурсия может быть формой внеклассной работы, когда ее проводят с группой отдельных, наиболее заинтересованных учащихся [51].

К специфическим признакам экскурсии относят: быстрое усвоение знаний учащимися при помощи передвижения в пространстве; способ синтетического изучения мира, преимущественно посредством анализа; способ предметного изучения; эмоциональность.

Педагогическое значение внеклассных экскурсий очень велико. Осо-бую значимость имеют экскурсии в природу. Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, то есть изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для эстетического ее восприятия, организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности.

Велико и воспитательные возможности экскурсий. Именно на экскур-сиях у учащихся воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе. Знания, полученные в условиях экскурсии, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся.

Таким образом, важной формой внеклассной работы, направленной на формирование экологической культуры младших школьников, является экскурсии на природу [48,173].

Среди форм внеклассной работы по курсу «Окружающий мир» Т.И. Тарасова, П.Т. Калашникова и др. выделяют эколого-краеведческукую ис-следовательскую работу. Экологическое краеведение в школе является важной составной частью экологического образования. Организация эколого-краеведческой работы со школьниками позволяет решать в комплексе основные задачи экологического образования: изучении разнообразия и особенностей природы региона, накопление учащимися опыта экологически целесообразного взаимодействия с окружающей средой, реальное включение учеников в поисковую, исследовательскую деятельность по определению экологического состояния окружающей среды, основных ее компонентов (воздуха, почвы, растительности и др.), а также в практическую природоохранную деятельность. Тематика исследований окружающей среды может быть разнообразной. Например, «Изучение экологической обстановки в классе, в школьном помещении», «Изучение экологического состояния территории школы», экологический проект «Реки родного края» и др. [95,37].

Проведение недели экологии также является одной из форм внекласс-ной роботы. В процессе проведения экологической недели дети получают элементарные экологические знания. Начальная школа стремиться повысить общий уровень экологической культуры детей. Для этого проводятся различные развлекательные программы, которые имеют экологическое содержание и предусматривают воспитание у детей экологической культуры. Подготовка к любому празднику требует большой работы, но дети любят активно участвовать в них. Они устают быть зрителями, им интересно самим быть героями. Праздники имеют большое воспитательное значение [13,79].

В настоящее время в педагогических исследованиях большое внимание уделяется игровым формам непрерывного экологического образования [1, 68].

Содержание игр по ознакомлению с окружающим миром разнообразно. В них ярко отражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Это делает игру важным средством формирования личности, воспитания нравственных чувств и побуждений. Развитие игрового творчества способствует воспитанию у детей необходимых в жизни качеств: целенаправленности, изобретательности, настойчивости.

Игра служит ценным средством формирования личности. Она активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к познанию окружающего мира. Дети преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний. Разыгрываемая роль создает мотив обучения и оказывает положительное влияние на осознание его учащимися.

С точки зрения отечественных психологов, таких как Л.С. Выготский. В.С.Мухина, игра - это особая форма активности, деятельности ребенка. В ней выражаются отношения ребенка к окружающей действительности, к людям, к самому себе. Известный психолог С.Л.Рубинштейн считает, что игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир.[88,99]

В руках педагога игра может стать инструментом воспитания, приоб-щения ребенка к жизни природы и общества, развития его физических, ин-теллектуальных и эмоциональных качеств. Этому отвечают и возрастные особенности младших школьников - их эмоциональность и легкая утомляе-мость от однообразия видов деятельности, тяга к фантазии, творчеству, переключаемость внимания. Таким образом, игра, методика ее использования должна стать органической частью экологического образования младших школьников. Учитывая положительные стороны игры, надо отдать ей должное как важнейшему средству воспитания экологической этики, культуры отношений человека с природой [1, 69].

Одни игры - серьезные, деловые - более подходят для подростков, юношества и взрослых. Другие - дидактические, познавательные, ими пользуются на всех этапах обучения. Третьи - сюжетно-ролевые, или просто ролевые, - интересны для всех возрастов - и младшего, и подросткового. Поэтому в практике начальной школы особенно часто используются дидактические, обучающие игры и несколько реже - ролевые. Они имеют большие потенциальные возможности для экологического образования младших школьников[1, 69].

В последние десятилетия метод проектов вызывает большой интерес у учителей всех школьных дисциплин, в том числе и у учителей начальных классов [45, 65].

Учебный проект - это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных знаний, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Учебный проект должен соответствовать определенным требованиям, в которые входят: наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической; планирование действий по разрешению проблемы; исследовательская работа учащихся.

Результатом деятельности является «продукт», т.е. средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. Подготовленный «продукт» должен быть представлен в виде презентации.

В современной методической литературе описано несколько разновидностей учебных проектов. По доминирующей деятельности учащихся выделяют информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты [30, 35].

Учебный проект для школьников - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели. [30, 36]

В учебном проекте моделируются те же обобщенные этапы и процес-суальные процедуры, что и в реальной работе над проектом в любой дея-тельности.

Таким образом, для успешного усвоения знаний можно использовать разные приёмы, что позволяет показать детям природу в естественных условиях, во всём её многообразии, формируя у детей представления о разнообразии растений, животных и объектов живой и не живой природы.

© 2010-2022