Лист-часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа

сейчас я вам предлагаю немного окунуться в мир устного народного творчества. Совсем недавно на уроках литературы вы изучали басни. Вспомним одну из них  (прослушивание басни И.А.Крылова «Листы и корни» из фонохрестоматии – 1 часть). - кто же является «…красой долины всей»? Кто готов хвалить  себя, не уставая?(листья) А действительно ли есть за что? И о чем заставляет задуматься нас басня? В чем листья правы, а в чем – нет? (обсуждение учащихся, высказывание своих мыслей)   Я предлагаю сегодня на...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока биологии в 6 классе

Автор: учитель биологии ГБОУ СОШ с.Майское Радаева Наталья Владимировна

Класс, программа: 6 класс, программа И.Н.Пономаревой

Тема: Лист-часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа.

Цель: изучить особенности строения и значение листа в жизни растения, познакомиться с видоизменениями листьев и их функциями.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • развитие эмоционально-ценностного и эстетического отношения к природе;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем;

  • формирование основ экологической культуры на примере изучения темы «Лист», осознания необходимости охраны природы.

Метапредметные:

  • Формирование умения самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • формирование умения оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • формирование самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности;

  • формирование умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, сравнивать и делать выводы;

  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ-технологий;

  • умение создавать, применять модели и схемы(интерактивные рисунки и рисунки учебника, гербарии) и способность использования их в учебной и познавательной деятельности при решении практических задач.

Предметные:

  • Формирование представлений о строении листа и его функциях, видоизменениях листьев;

  • объяснять сущность процесса фотосинтеза и значение видоизменений листьев;

  • приобретение опыта применения научных методов познания при выполнении мини-исследований.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: частично-поисковый с использованием ИКТ-технологии, проблемной дискуссии.

Оборудование: гербарии «Многообразие листьев», живые комнатные растения, комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, интерактивная доска); ПК для каждого ученика, презентация, набор ЦОР; фонохрестоматия, учебник «Биология. 6 класс», Пономарева И.Н.. М.: «Вентана-Граф»,2014.







Ход урока.

На доске написан девиз урока: «Жизнь растительного мира интересна и полна тайны, разгадать которую еще предстоит человеку».

  1. Организационный момент.

Учитель: традиционная занимательная минутка сегодня посвящена корню, похожего на человека….(загадка с фотографией на слайде об этом была загадана на предыдущем уроке на дом, сообщает ученик, подготовивший задание-слайд№1).

Проверка домашнего задания.

1.Интерактивное задание «Виды корней», «Типы корневых систем» и «Зоны корня» выполняют трое учащихся на доске из коллекции ЦОР, класс дополняет, задает вопросы и оценивает.

Лист-часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа.Лист-часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа.Лист-часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа.

2.Задание «Что лишнее?» ученик выполняет и комментирует ответ (слайд№2)

  1. Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию новой темы.

Учитель: А сейчас я вам предлагаю немного окунуться в мир устного народного творчества. Совсем недавно на уроках литературы вы изучали басни. Вспомним одну из них (прослушивание басни И.А.Крылова «Листы и корни» из фонохрестоматии - 1 часть).

- кто же является «…красой долины всей»? Кто готов хвалить себя, не уставая?(листья) А действительно ли есть за что? И о чем заставляет задуматься нас басня? В чем листья правы, а в чем - нет? (обсуждение учащихся, высказывание своих мыслей)

Я предлагаю сегодня на уроке найти ответ на проблемный вопрос: действительно ли лист - важный орган растения? Оправдано ли их хвастовство? А для этого необходимо изучить внешнее и внутреннее строение листьев и убедиться в правильности их высказывания в басне, привести аргументы.

Учащиеся формулируют тему урока и записывают её в тетрадь.

  1. Учитель: используя ссылку на интерактивный рисунок, изучите внешнее строение листа, типы жилкования и зарисуйте в тетрадях (в учебнике рис.51 и 53):

«Внешнее строение листа»: files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a9a58bb-b692-4ea6-b7c9-b1f5797905d2/%5BBIO6_03-18%5D_%5BIM_02%5D.swf

«Типы жилкования листьев»: files.school-collection.edu.ru/dlrstore/635b9caf-b6d8-41f4-a7f6-028d4627e913/%5BBIO6_03-18%5D_%5BIM_03%5D.swf

Учащиеся: рассматривают рисунки, изучают и рисуют в тетрадях.


  1. Учитель: а теперь рассмотрите, какие бывают виды листьев (на экране фронтально используется ЦОР «Виды листьев»: files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5ff83ee8-37e6-47a9-bb65-65d1af2e6a5e/%5BBIO6_03-18%5D_%5BPT_04%5D.html) -

и выполните лабораторную работу.

Учитель объясняет, как нужно выполнить лабораторную работу по теме «Внешнее строение листа». У каждого учащегося инструктивная карточка, пользуясь которой учащиеся выполняют лабораторную работу, делают рисунки и записи в тетради. Обсуждают результаты лабораторной работы в парах, делают взаимопроверку и формулируют вывод.

Учитель: Все ли листья одинаковы? В чем их сходство и различие? Сделайте вывод по результатам выполнения двух работ(индивидуальной(1) и парной(2). (выводы учеников)

ФИЗМИНУТКА

  1. Учитель: а теперь давайте дослушаем басню (актерское чтение из фонохрестоматии - 2часть).

- кто возмутился хвастовством листьев?(корни) За что корни осуждают листья?(за то, что они не ценят их тяжелый труд).

- а какую же работу выполняют корни? (учащиеся вспоминают уже изученное и называют функции корней: закрепляет растение в почве (якорь), поглощает воду и минеральные вещества (насос), хранит запасные питательные вещества (хранилище), проводит вещества по стеблю.

- так значит правы корни - растение не может жить без корня? (да) В чем же спор? (без корней растение жить не сможет, но и листья не менее важны) Можно ли оправдать листья в басне? (учащиеся высказывают свою точку зрения)

Учитель: Константин Аркадьевич Тимирязев говорил так: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, солнечного света, речку чистой воды и попросите, чтобы из… этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно - он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется… фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений».

Это и есть то, что действительно делает листья незаменимыми. Что же происходит в листьях? Это и предстоит вам сейчас выяснить, а для этого вы станете исследователями. Сначала загляните в справочное бюро и ознакомьтесь с исторической справкой:

(на доске надпись «СПРАВОЧНОЕ БЮРО» )

Из истории:

*1862-1864гг. немецкий ботаник Ю.Сакс доказал, что крахмал образуется на свету в хлоропластах листа;

*в 1877г. немецким физиологом В.Пфеффером был предложен термин «фотосинтез».

А теперь вас ждет таинственный мир под микроскопом, где изучив внутреннее строение листа вы попробуете найти ответ на проблемный вопрос.

Учащиеся: смотрят видеофрагмент «клеточное строение листа», а затем подписывают обозначения на рисунке с помощью интерактивной доски с комментариями и дополнениями учителя( в учебнике рис.54). А после обсуждения внутреннего строения листа учащиеся делают вывод о взаимосвязи внутреннего строения листа и его основной функции.

Учитель: Так кто же прав - листы или корни? Кто важнее? (Учитель (или сами учащиеся) дополняют): конечно же в басне у И.А.Крылова более глубокий смысл (корни- это простой народ, а листы- это правительство, но тем не менее мысль ясна: дерево, как и государство- это единое целое, благополучие и процветание которых зависит от слаженной работы всех его частей. Поэтому для растения не менее важна работа как корней, так и листьев, создающих для растения органические вещества в процессе фотосинтеза.

Но, кроме фотосинтеза листья выполняют и другие функции. Назовите их, просмотрев ЦОР «Строение устьица листа»: files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9e25f-0a01-022a-0110-50be164333eb/%5BBIO6_03-19%5D_%5BIM_06%5D.swf

У многих растений листья приобрели и другие функции. В связи с этим у них сформировались особые приспособления, отразившиеся во внешнем облике. Познакомьтесь с этими видоизменениями листьев: на слайдах фотографии растений гороха, барбариса, кактуса, очиток и видеофрагмент «Ловчие листья мухоловки».


  1. Закрепление.

Для проверки и закрепления полученных знаний учащиеся выполняют тест на ПК по ссылке: Тест «Внутреннее строение листа"

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79ea0d4e-0a01-022a-0001-9a64ad6f2056/index_listing.html

  1. Подведение итогов урока.

Какие новые понятия вы сегодня узнали на уроке? (жилки, устьице, фотосинтез), запишите их в словарь.

  1. Рефлексия:

оцените и объясните свой уровень знания, психологическое состояние и работу на уроке.

Самыми активными сегодня были …(обсуждение работы на уроке, выставление оценок)

Спасибо за работу.Лист-часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа.

Урок заканчивается рубрикой «А, знаете ли вы?...»:

* самое большое число листьев на побегах имеет кипарис - 40-50млн. чешуйчатых листьев;

* листья испаряют воду в большом количестве. Так, береза испаряет 6 ведер, а дуб - 5 ведер воды в день;

* произрастающая в тропиках цезальпиния дождевая так интенсивно выделяет через листья капельки воды, что под деревом как бы идет проливной дождь, поэтому это растение еще называют «плачущим деревом»;

* у ландыша есть три типа листьев: обычные зеленые, чешуйчатые у основания обычных зеленых и прицветные по одному у каждого цветка в виде маленькой чешуйки.

Домашнее задание: §9 ответить на вопросы. (мини-исследование-зад5)

Творческое задание: «В путевом дневнике английского путешественника Р. Шомбурга записано о замечательном открытии: «Я задумчиво смотрел на расстилавшуюся вокруг меня водяную гладь, как вдруг какой-то удивительный предмет вдали, у самого южного края реки, приковал к себе мое внимание. Скоро я очутился перед одним из чудес растительного мира и забыл все тревоги и горести! Передо мной расстилались гигантские листья, имевшие от 5 до 6 футов(1,5-1,8м) в поперечнике, сверху ярко-зеленого цвета, снизу светло-фиолетовые, плавающие в воде. В воде, которая собралась на листьях, птицы купаются как в ванне». Где был путешественник и что это за открытие он сделал? Как называют этот цветок индейцы и почему? (задание дается с фотографией на слайде и учащиеся выполняют его дома с использованием дополнительных источников, в том числе и интернет-ресурсы).























Приложение.

Инструктивная карточка для учащегося.

Лабораторная работа

«Внешнее строение листа»

Цель: изучение внешнего строения простых и сложных листьев.

Оборудование и материалы:

  1. Комнатные растения: пеларгония(герань), традесканция.

  2. Гербарий простых и сложных листьев.

Ход работы.

  1. Рассмотрите зеленый лист комнатного растения пеларгонии(герани). Найдите все части листа.

  2. Рассмотрите жилки на листовой пластинке пеларгонии. Сравните их с жилками у листа традесканции. Отметьте, в чем их различие.

  3. Рассмотрите в гербарии листья. Найдите среди них простые и сложные листья.

  4. Запишите результаты в таблицу:

    Растения с простыми листьями

    Растения со сложными листьями


  5. Сделайте вывод о различии простых и сложных листьев.





© 2010-2022