- Преподавателю
- Биология
- Проект урока биологии «Бактерии: строение и жизнедеятельность. Их значения в природе и для человека»
Проект урока биологии «Бактерии: строение и жизнедеятельность. Их значения в природе и для человека»
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Можаева В.М. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Образовательный портал "Мой университет" moi-universitet.ru
Виртуальная образовательная платформа Моего университета - moi-uni.ru
Проект урока биологии
«Бактерии: строение и жизнедеятельность.
Их значения в природе и для человека» (5 класс)
Можаева Валентина Михайловна
учитель биологии, химии, экологии
МОУ «Лопъювадская ООШ»
Этап
Содержание этапа
1. Определение и анализ планируемых образовательных результатов
Достижение личностных образовательных результатов обучения:
-
способствовать формированию у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности (я хочу и буду знать, потому что…; зачем мне надо слушать, читать)
«Отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить великой науки.
Раскроим сегодня бактерий секреты -
Без ядер, зато санитары планеты!...»
-
творческий подход к выполнению заданий
-
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
-
оценивать свой собственный вклад в работу группы
-
выделение существенных признаков живых организмов, различение на таблицах частей и органоидов клетки бактерий, выявление приспособлений к среде обитания, овладение методами биологии.
-
формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.
Достижение метапредметных образовательных результатов обучения:
-
умение определять цели и задачи урока
-
создать условия для развития умений работать с различными источниками информации: текстом, схемой, рисунками;
-
создать условия для развития у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по плану;
-
способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в группе совместно приходить к общему решению.
Достижение предметных образовательных результатов обучения:
-
создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации по строению и жизнедеятельности бактерий, применяя их в знакомой и новой учебной ситуациях;
-
создавать условия для развития умений сравнивать растительную и бактериальную клетки, уметь отличать бактерии от других живых организмов и учить применять различные источники информации в раскрытии значения терминов «бактериальная спора», «сапрофит», «паразит».
Постановка цели и задач учебной деятельности : создание условия для осмысления информации об особенностях строения и жизнедеятельности бактерий; их значении в природе и для человека
2. Подбор видов учебной деятельности, соответствующих запланированным образовательным результатам
Познавательные: развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития, осознанное изучение учебного материала; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся
Демонстрация микропрепарата. Диалог: - К какому царству относят данные организмы?
- Можно ли тело данных организмов назвать клеткой? Почему?
- Какие особенности строения бактерий вы заметили?
- С помощью каких методов можно изучать данные организмы?
- Где обитают данные организмы?
- Как называется биологическая наука, изучающая бактерии?
- Как получили данный микропрепарат? Предложите способ получения микропрепарата в школьной лаборатории. С какими трудностями мы встретимся при изготовлении микропрепарата?
- Есть ли бактерии в организме человека? Как можно это доказать?
Определение ключевых слов: бактерии, бактериология, микроорганизмы, болезнетворные бактерии
Регулятивные: умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Формирование социальной роли ученика и положительного отношения к учению.
Коммуникативные: формирование коммуникативных умений; потребность в общении с учителем, умение слушать, вступать в диалог, работать с источниками информации, сравнивать и анализировать факт
Личностные: саморегуляция, контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным образцом.
Оценивание: определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения, определяют степень своего продвижения к цели («Светофор»)
3. Конструирование учебных ситуаций
Проблемная ситуация.
Вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения и формировать самостоятельное создание способов решения проблемы поискового характера: «Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в фруктах? Какие изменения происходят с фруктами при долгом и неправильном хранении? Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий? Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения. Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение? Где найти эти знания?»
Учащиеся высказывают своё мнение, предполагают, что нужно знать и о жизнедеятельности бактерий, предлагают разные источники, выдвигают свои гипотезы.
Целеполагание. Постановка учебной задачи, прогнозирование результатов уровня усвоения материала. Формирование познавательных мотивов учебной деятельности, построение логической цепочки рассуждений.
Цель: «Как сохранить фрукты свежими? Мы не знаем о бактериях. Нам нужно узнать о строении бактерий, когда и как они размножаются, какую имеют форму, где поселяются, приносят вред или пользу и т.д.?»
Работа в группах, по инструкции. 1 группа изучает строение бактерий по учебнику; составляет рисунок-схему; 2 группа составляет схему размножения бактерий и в виде символов изображает благоприятные условия для размножения; 3 группа изучает понятие «споры», (информация из интернета), определяет неблагоприятные условия для бактерий; 4 группа изучает значение бактерий, составляет схему «Значение бактерий» (положительное и отрицательное).
Выступление, обмен мнениями, дополнения, объяснение символов, схем, рефлексия работы в группах.
Умение применять знания в новой ситуации «Сравнить растительную и бактериальную клетки. Выявить черты сходства и различия».
Исходя из новых знаний, отвечают на основной вопрос - как сохранить фрукты свежими?
Рефлексия:
- не знал
- не понимал
- не мог представить
- не мог выполнить
- выяснил
- познакомился
- запомнил
4. Отбор средств обучения для реализации видов учебной деятельности
ЭОР - электронные справочники; компьютерное оборудование - компьютер, видеопроектор, экран, интерактивные планшеты; образовательные Интернет-ресурсы
ru.wikipedia.org
scienceland.info/
ru-ecology.info›term/1299/
______________________________________________________________
Полное или частичное воспроизведение материала допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
© Международный Институт Развития "ЭкоПро", 2013
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
© Н.Ю. Манькова