• Преподавателю
  • Биология
  • Проект урока биологии «Бактерии: строение и жизнедеятельность. Их значения в природе и для человека»

Проект урока биологии «Бактерии: строение и жизнедеятельность. Их значения в природе и для человека»

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательный портал "Мой университет" moi-universitet.ru
Виртуальная образовательная платформа Моего университета - moi-uni.ru

Проект урока биологии

«Бактерии: строение и жизнедеятельность.

Их значения в природе и для человека» (5 класс)


Можаева Валентина Михайловна

учитель биологии, химии, экологии

МОУ «Лопъювадская ООШ»


Этап

Содержание этапа

1. Определение и анализ планируемых образовательных результатов

Достижение личностных образовательных результатов обучения:

  • способствовать формированию у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности (я хочу и буду знать, потому что…; зачем мне надо слушать, читать)

«Отправимся в путь без сомнений и муки,

Чтоб тайны освоить великой науки.

Раскроим сегодня бактерий секреты -

Без ядер, зато санитары планеты!...»

  • творческий подход к выполнению заданий

  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

  • оценивать свой собственный вклад в работу группы

  • выделение существенных признаков живых организмов, различение на таблицах частей и органоидов клетки бактерий, выявление приспособлений к среде обитания, овладение методами биологии.

  • формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Достижение метапредметных образовательных результатов обучения:

  • умение определять цели и задачи урока

  • создать условия для развития умений работать с различными источниками информации: текстом, схемой, рисунками;

  • создать условия для развития у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по плану;

  • способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в группе совместно приходить к общему решению.

Достижение предметных образовательных результатов обучения:

  • создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации по строению и жизнедеятельности бактерий, применяя их в знакомой и новой учебной ситуациях;

  • создавать условия для развития умений сравнивать растительную и бактериальную клетки, уметь отличать бактерии от других живых организмов и учить применять различные источники информации в раскрытии значения терминов «бактериальная спора», «сапрофит», «паразит».

Постановка цели и задач учебной деятельности : создание условия для осмысления информации об особенностях строения и жизнедеятельности бактерий; их значении в природе и для человека

2. Подбор видов учебной деятельности, соответствующих запланированным образовательным результатам

Познавательные: развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития, осознанное изучение учебного материала; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся

Демонстрация микропрепарата. Диалог: - К какому царству относят данные организмы?

- Можно ли тело данных организмов назвать клеткой? Почему?

- Какие особенности строения бактерий вы заметили?

- С помощью каких методов можно изучать данные организмы?

- Где обитают данные организмы?

- Как называется биологическая наука, изучающая бактерии?

- Как получили данный микропрепарат? Предложите способ получения микропрепарата в школьной лаборатории. С какими трудностями мы встретимся при изготовлении микропрепарата?

- Есть ли бактерии в организме человека? Как можно это доказать?

Определение ключевых слов: бактерии, бактериология, микроорганизмы, болезнетворные бактерии

Регулятивные: умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Формирование социальной роли ученика и положительного отношения к учению.

Коммуникативные: формирование коммуникативных умений; потребность в общении с учителем, умение слушать, вступать в диалог, работать с источниками информации, сравнивать и анализировать факт

Личностные: саморегуляция, контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным образцом.

Оценивание: определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения, определяют степень своего продвижения к цели («Светофор»)

3. Конструирование учебных ситуаций

Проблемная ситуация.

Вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения и формировать самостоятельное создание способов решения проблемы поискового характера: «Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в фруктах? Какие изменения происходят с фруктами при долгом и неправильном хранении? Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий? Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения. Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение? Где найти эти знания?»

Учащиеся высказывают своё мнение, предполагают, что нужно знать и о жизнедеятельности бактерий, предлагают разные источники, выдвигают свои гипотезы.

Целеполагание. Постановка учебной задачи, прогнозирование результатов уровня усвоения материала. Формирование познавательных мотивов учебной деятельности, построение логической цепочки рассуждений.

Цель: «Как сохранить фрукты свежими? Мы не знаем о бактериях. Нам нужно узнать о строении бактерий, когда и как они размножаются, какую имеют форму, где поселяются, приносят вред или пользу и т.д.?»

Работа в группах, по инструкции. 1 группа изучает строение бактерий по учебнику; составляет рисунок-схему; 2 группа составляет схему размножения бактерий и в виде символов изображает благоприятные условия для размножения; 3 группа изучает понятие «споры», (информация из интернета), определяет неблагоприятные условия для бактерий; 4 группа изучает значение бактерий, составляет схему «Значение бактерий» (положительное и отрицательное).

Выступление, обмен мнениями, дополнения, объяснение символов, схем, рефлексия работы в группах.

Умение применять знания в новой ситуации «Сравнить растительную и бактериальную клетки. Выявить черты сходства и различия».

Исходя из новых знаний, отвечают на основной вопрос - как сохранить фрукты свежими?

Рефлексия:

- не знал

- не понимал

- не мог представить

- не мог выполнить

- выяснил

- познакомился

- запомнил

4. Отбор средств обучения для реализации видов учебной деятельности

ЭОР - электронные справочники; компьютерное оборудование - компьютер, видеопроектор, экран, интерактивные планшеты; образовательные Интернет-ресурсы

ru.wikipedia.org

scienceland.info/

ru-ecology.info›term/1299/


______________________________________________________________
Полное или частичное воспроизведение материала допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
© Международный Институт Развития "ЭкоПро", 2013

© Образовательный портал "Мой университет", 2013

© Н.Ю. Манькова


© 2010-2022