Урок по биологии на тему Транспорт веществ в организме

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока.

Тема урока: «Транспорт веществ в организме».

Место урока в системе уроков: девятый урок в разделе «Жизнедеятельность организмов».

Тип урока: комбинированный.

Время реализации занятия: 40 минут.

Цели урока:

  1. образовательные - повторение темы «Дыхание животных», формирование понятия «транспорт веществ», изучение способов переноса веществ у различных организмов.



  1. воспитательные - воспитание бережного отношения к окружающей среде.



  1. развивающие - развитие логического мышления, внимания, памяти.

Ход урока.

  1. Организационный момент: приветствие, проверка отсутствующих,повторение домашнего задания.



  1. Опрос домашнего задания.

1 вопрос: строение и значение органов дыхания у различных животных.

  1. Объяснение нового материала.

Мы убедились, что все живые организмы имеют очень сложное строение и процессы, которые происходят в различных клетках, тканях и органах, также очень сложны. Чтобы живым системам поддерживать эти процессы в норме, им нужен постоянный приток полезных веществ из вне, образование веществ внутри него, а также равномерное распределение их по всем структурам организма. Для этого у организмов есть специальные приспособления для транспорта веществ. Сегодня их мы и рассмотрим.

Если под микроскопом рассмотреть клетки различных организмов, то можно увидеть, как органоиды медленно перемещаются внутри клетки. Значит, что цитоплазма все время движется, а вместе с ней движется и все содержимое клетки: органоиды, питательные вещества и газы.

Таким образом, перемещаются вещества у одноклеточных организмов: у амеб, инфузорий и так далее.

У инфузорий непрерывными круговыми движениями цитоплазмы переносится пищеварительная вакуоль и распределяются питательные вещества.

У многоклеточных животных питательные вещества нужно распределять не только внутри клетки, но и между клетками организма. Поэтому цитоплазмы различных клеток не изолированы друг от друга полностью. Через поры мембран свободно перемещаются питательные вещества и газы.

Но вспомните, что у клеток растений есть очень плотные клеточные стенки и, чтобы через них проходили вещества, в них сформировались цитоплазматические мостики - специализированные каналы, соединяющие клетки друг с другом и делающие возможным транспорт веществ между растительными клетками.

Самое активное перемещение веществ у растений происходит по проводящим тканям.

Вопрос ученикам: « Какие проводящие ткани растений вы знаете?»

Ответ: « Луб и древесина».

Вопрос: « Какие именно вещества они проводят?»

Ответ: « Луб проводит органические вещества от листьев к корням, древесина - минеральные соли, растворенные в воде, в обратном направлении.»

Сегодня мы немного уточним эту информацию.

В лубе есть специальные ситовидные трубки. Это клетки, между которыми есть перегородки с перфорациями, отверстиями, которые похожи на сито. Поэтому так клетки и назвали.

А частью древесины являются сосуды. Мертвые полые клетки, внутри которых есть спиралевидные бороздки.



  1. Закрепление материала.

Вопросы для закрепления:

  1. Роль транспорта веществ в организме.

  2. Способ переноса веществ у простейших.

  3. Для чего нужны цитоплазматические мостики между клетками растений?

  4. Что соединяет между собой все органы растений?



  1. Итог урока.

Задание на дом.



© 2010-2022