Рабочая программа по элективному курсу общей биологии Хромосомы и пол

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа курса «Хромосомы и пол» предназначена для учащихся10- 11 классов. Рассчитан на 34 часа (1час в неделю). Вид элективного курса: предметно-ориентированный.

Программа предлагает углубленное изучение отдельных тем и разделов курса «Общая биология»,таких как «Учение о клетке», «Размножение и развитие организмов», «Основы генетики и селекции».

Программа представляет собой курс углубленного изучения основ наследственности и факторов, определяющих развитие человеческого зародыша в существе мужского или женского пола; причин наследственных болезней и девиантного (отклоняющегося) поведения.

Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и поэтому помогает решать важные учебные задачи, систематизируя, углубляя и расширяя биологические знания.

Цель курса состоит в систематизации, подкреплении и расширении знаний об основных свойствах живого: наследственности, размножении, росте и их проявлениях в организме человека.

Задачи курса:

1.Систематизировать и углубить научно-понятийный аппарат, основные биологические положения;

2.Расширять биологические знания через исторический обзор, изучение персоналий и толкование ряда вопросов;

3.Углубить знания о происхождении половых различий, детерминации пола и поддержании соотношения полов в популяции;

4.Показать значение в раскрытии механизма наследовании и определении пола цитологических и генетических знаний;

5.Познакрмить с наследственными заболеваниями человека и их причинами, с различными видами девиантного поло-ролевого поведения и причинами их возникновения;

6.Сформироватьпотребность в приобретении новых знаний и способах их получения путем самообразования;

7.Научить умение вести научную дискуссию, эвристическую беседу.

Содержание учебного материала программы

Соответствует целям профильного обучения и в определенной степени дополняет учебную программу. Благодаря чему обеспечивает знакомство с отраслями биологии, медицины, с медицинскими специальностями; готовит учащихся к ЕГЭ, вхождению во взрослую жизнь.

В результате обучения учащиеся должны:

  1. Приобрести новые дополнительные знания по биологии (сверх базового уровня);

  2. Осознать свою индивидуальность, научиться бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;

  3. Научиться толерантному отношению к людям с девиантным полоролевым поведением;

4) Расширить свои представления о профессиях.

Основные формы и методы

- лекции

-защита рефератов

-практикумы по решению задач

-сообщения

-семинары

- индивидуальная форма работы

-тесты, лабиринты

- интернет

Учебно-тематический план

п/п

Наименование

разделов и тем курса

Всего

часов

Лек-

ции

Практи-ческие,

самосто-ятельны

Форма

контроля

1

Введение

Занятие№1.Странности обыденной жизни.

Занятие№2.Человек как объект генетических исследований.

2

2

2

Существуют ли « гены сексуаль-ности»?

Занятие№3.Предэмбриональный период развития. Сперматогенез.

Занятие№4.Предэмбриональный период развития. Овогенез.

Занятие №5-6.Оплодотворение.Эмб-рилнальный период развития.

Занятие № 7.Хромосомы-носители наследственных задатков.

Занятие №8 «Лестница жизни».

Занятие №9.Существуют ли отдельные «гены сексуальности»?

Занятие № 10.Возможно ли «непорочное» зачатие ?

8

5

1

1

1

1

1

3



1

1

1

Творче-ские задания

тест

Семинар

Творчес-кое задание

3

Нарушение определения пола

Занятие № 11.Человек как объект генетических исследований.

Занятие № 12.Гены и здоровье.

Занятие № 13.Таратогены.

Занятие № 14.Наследственные заболевания, связанные с изменением числа хромосом.

Занятие №15.Тестикулярная феминизация. Адреногенитальный синдром.

Занятие № 16-17.Популяционная генетика. Закон Харди- Вайнберга.

7

4

1

1

1

1

1

1

1

1

Сост-е родословной

Тест

семинар

4.

Наследование, сцепленное с полом.

Занятие № 18.Типы определения пола.

Занятие № 19.Характеристика болезней человека, гены которых локализованы в половых хромосомах.

Занятие № 20-21.Решение задач. Наследование, сцепленное с полом.

Занятие № 22.Наследование групп крови по системе АВО

5

3

1

1

1

2



1

1

Тест

п/р

п/р

5

Решение задач на моно- и дигибридное скрещивание

Занятие №23-24.Моногибридное скрещивание.1 закон Менделя.

Занятие № 25. 2 закон Менделя.

Занятие № 26-27.Дигибридное скрещивание.

Занятие № 28.Анализирующее скрещивание.

Занятие № 29-30.Взаимодействие неаллельных генов.

9

5

1

1

1

1

1

4

1

1

1

1

п/р

п/р

п/р

п/р

6

«Мальчик или девочка»?

Занятие №31. «Мальчик или девочка»?

Занятие №32.Медицинская генетика.

Занятие № 33-34.Заключительное занятие.

4

2

1

1

2

1

1

Рефераты

Защита эссе

Итого

34

21

13

Содержание курса

1.Введение(2 часа)

Цели и задачи курса.

История вопроса пола. Аристотель, Леонардо да Винчи, А.Везалий. К. Бэр: «Все живое из яйца». Вводная диагностика.

2.Существуют ли « гены сексуальности»?(8 часов)

Гаметы, их отличие от соматических клеток. Гаметогенез. Фазы сперматогенеза. Строение сперматозоида. Овогенез, его фазы. Особенности строения яйцеклеток животных и человека. Овуляция. Гуморальная регуляция овуляции. Оплодотворение, его фазы.

Хромосомы- носители наследственной информации. История открытия хромосом. В. Гофмастер, А. Вейсман. Хромосомы, их строение и типы. Кариотип человека - мужчин и женщин.

История открытия нуклеиновых кислот. И.- Ф. Мишер, Р.Альтман, Д. Уотсон, Ф. Крик, М.Уилкинс, их вклад в изучение ДНК. ДНК: правило Чаргаффа, сущность принципа комплементарности.

Эмбриональный период развития. Дробление, его виды и формы. Бластула. Типы бластул. Гаструляция. Типы гаструл. Производные зародышевых листков. Морфологические движения клеток при органогенезе. Ранее развитие млекопитающих. Половое развитие зародыша. Открытие партеногенеза :К.Зибольд, И. Даревский. Виды партеногенеза - гаплоидный и диплоидный. Естественный и искусственный партеногенез.

3.Нарушение определения пола.(7 часов)

Наследственные заболевания, их причины: мутации, изменение числа хромосом. Евгенека. Причины нарушения числа хромосом. Тератогены, их влияние на организм. Заболевания, связанные с нарушением числа хромосом:синдром Шерешевского - Тернера, синдром Клайтфельтера, трисономия по половым признакам. Тестикулярная феминизация. Адреногенитальный синдром.

Практическая работа №1. Популяционная генетика человека. Закон Харди -Вайндерга.

4.Наследование, сцепленное с полом. (5 часов)

Типы определения пола. Соотношение полов. Гомо- и гетеро-гаметный пол. Типы хромосомных наборов. Сцепленное с полом наследование. Характеристика болезней и признаков , контролируемых генами, локализованными Х- и У - хромосомах.

Практическая работа №2.Решение задач по генетике. Наследование признаков, сцепленных с полом.

5.Решение задач на моно- и дигибридное скрещивание(9 часов).

Решение задач на различные законы классической генетики.

Практическая работа № 3.решение задач, анализ полученных результатов.

6. « Мальчик или девочка»(4 часа)

Девиации в полоролевом поведении: гомосексуализм, неверная половая идентификация, несформированность полоролевого поведения.

Медицинская генетика. Медико - генетическое консультирование. Выбор пола по желанию. Коррекция пола. Наследственные заболевания, их предупреждение и лечение.

© 2010-2022