- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 7 класс (ФГОС)
Рабочая программа по биологии 7 класс (ФГОС)
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Болдырева Е.А. |
Дата | 06.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта с использованием регионального компонента, учебного плана, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника «Биология. Животные. 7 класс» (Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2012 г).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В.Пасечника): Биология. Животные. 7 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2013.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе на основе федерального государственного образовательного стандарта. Они формируются на нескольких уровнях:
Глобальном: социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваеваемых в процессе знакомства с миром живой природы; приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки; ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе; развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными.
Метапредметном: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности; умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью; умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметном: выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий); соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями; классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека; различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов; сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения; выявление приспособлений организмов к среде обитания; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Рабочая программа для 7-х классов включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их классификации; структуре и функционировании биоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Принципы отбора основного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также обусловлены возрастными особенностями развития учащихся.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического воспитания школьников.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений, экскурсии. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу "готовых знаний", сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Пасечник В.В. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 кл.- М.: Дрофа, 2013.
Программа рассчитана в соответствии с учебным планом на 70 часов: 2 час в неделю. Из них: лабораторных работ - 11, экскурсий - 2.
Формы промежуточной аттестации: тесты, проверочные работы.
Результаты изучения курса "Биология. 7 класс. Животные" приведены в содержании программы для каждой темы, а также в разделе "Требования к уровню подготовки обучающихся" и полностью соответствуют стандарту.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Содержание программы
Биология. Животные.
7 класс (70 часов, 2 часа в неделю)
Введение (2 ч)
Животные. Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Строение животных. Процессы жизнедеятельности. Многообразие животных их роль в природе и жизни человека. Систематика животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- эволюционный путь развития животного мира;
- историю изучения животных;
- структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории.
Учащиеся должны уметь:
- определять сходства и различия между растительным и животным организмом;
- объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- давать характеристику методов изучения биологических объектов;
- классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;
- наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
- использовать знания по зоологии в повседневной жизни;
- применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций.
Раздел 1. Простейшие (3 ч)
Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.
Демонстрация
Живые инфузории. Микропрепараты простейших.
Лабораторная работа. Изучение одноклеточных животных.
Раздел 2. Многоклеточные животные (42 ч)
Беспозвоночные животные. Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация
Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Влажный препарат медузы. Видеофильм.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакцией на раздражение.
Многообразие кольчатых червей.
Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Демонстрация
Многообразие моллюсков и их раковин.
Лабораторные работы.
Изучение строения моллюсков по влажным препаратам.
Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Демонстрация
Морские звёзды и другие иглокожие. Видеофильм.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.
Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение представителей отрядов насекомых.
Тип Хордовые. Многообразие хордовых животных (типы и классы хордовых). Класс Ланцетники. Позвоночные животные.
Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения рыб, наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения птиц.
Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности, приспособления к различным средам обитания; значение в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Демонстрация
Видеофильм.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- систематику животного мира;
- особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;
- исчезающие, редкие и охраняемые виды животных.
Учащиеся должны уметь:
- находить отличия простейших от многоклеточных животных;
- правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;
- работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;
- распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими;
- раскрывать значение животных в природе и жизни человека;
- применять полученные знания в практической жизни;
- распознавать изученных животных;
- определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе;
- наблюдать за поведением животных в природе;
- прогнозировать поведение животных в различных ситуациях;
- работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
- объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
- понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение;
- отличать животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
- совершать правильные поступки по сбережению и приумножению природных богатств, находясь в природном окружении;
- вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугивать и не уничтожать животных;
- привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия;
- оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;
- использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
- выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных;
- абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и организмы из среды их обитания;
- обобщать и делать выводы по изученному материалу;
- работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;
- презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ.
Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных
(17 ч)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Органы размножения, продления рода. Усложнение животных в процессе эволюции.
Демонстрация
Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.
Лабораторные и практические работы
Изучение особенностей различных покровов тела.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- основные системы органов животных и органы, их образующие;
- особенности строения каждой системы органов у разных групп животных;
- эволюцию систем органов животных.
Учащиеся должны уметь:
- правильно использовать при характеристике строения животного организма, органов и систем органов специфические понятия;
- объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;
- сравнивать строение органов и систем органов животных разных систематических групп;
- описывать строение покровов тела и систем органов животных;
- показывать взаимосвязь строения и функции систем органов животных;
- выявлять сходства и различия в строении тела животных;
- различать на живых объектах разные виды покровов, а на таблицах - органы и системы органов животных;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать и сопоставлять особенности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;
- использовать индуктивные и дедуктивные подходы при изучении строения и функций органов и их систем у животных;
- выявлять признаки сходства и отличия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных;
- устанавливать причинно-следственные связи процессов, лежащих в основе регуляции деятельности организма;
- составлять тезисы и конспект текста;
- осуществлять наблюдения и делать выводы;
- получать биологическую информацию о строении органов, систем органов, регуляции деятельности организма, росте и развитии животного организма из различных источников;
- обобщать, делать выводы из прочитанного.
Раздел 4. Индивидуальное развитие животных (3 ч)
Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных.
Лабораторные и практические работы
Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
Изучение строения куриного яйца.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- основные способы размножения животных и их разновидности;
- отличие полового размножения животных от бесполого;
- закономерности развития с превращением и развития без превращения.
Учащиеся должны уметь:
- правильно использовать при характеристике индивидуального развития животных соответствующие понятия;
- доказать преимущества внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме;
- характеризовать возрастные периоды онтогенеза;
- показать черты приспособления животного на разных стадиях развития к среде обитания;
- выявлять факторы среды обитания, влияющие на продолжительность жизни животного;
- распознавать стадии развития животных;
- различать на живых объектах разные стадии метаморфоза у животных;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать и сопоставлять стадии развития животных с превращением и без превращения и выявлять признаки сходства и отличия в развитии животных с превращением и без превращения;
- устанавливать причинно-следственные связи при изучении приспособленности животных к среде обитания на разных стадиях развития;
- абстрагировать стадии развития животных из их жизненного цикла;
- составлять тезисы и конспект текста;
- самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;
- конкретизировать примерами рассматриваемые биологические явления;
- получать биологическую информацию об индивидуальном развитии животных, периодизации и продолжительности жизни организмов из различных источников.
Раздел 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3 ч)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
Демонстрация
Палеонтологические доказательства эволюции.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции;
- причины эволюции по Дарвину;
- результаты эволюции.
Учащиеся должны уметь:
- правильно использовать при характеристике развития животного мира на Земле биологические понятия;
- анализировать доказательства эволюции;
- характеризовать гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы;
- устанавливать причинно-следственные связи многообразия животных;
- доказывать приспособительный характер изменчивости у животных;
- объяснять значение борьбы за существование в эволюции животных;
- различать на коллекционных образцах и таблицах гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы у животных.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- выявлять черты сходства и отличия в строении и выполняемой функции органов-гомологов и органов-аналогов;
- сравнивать и сопоставлять строение животных на различных этапах исторического развития;
- конкретизировать примерами доказательства эволюции;
- составлять тезисы и конспект текста;
- самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;
- получать биологическую информацию об эволюционном развитии животных, доказательствах и причинах эволюции животных из различных источников;
- анализировать, обобщать, высказывать суждения по усвоенному материалу;
- толерантно относиться к иному мнению;
- корректно отстаивать свою точку зрения.
Раздел 6. Биоценозы (4 ч)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населённый пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия
Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- признаки биологических объектов: биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов;
- признаки экологических групп животных;
- признаки естественного и искусственного биоценоза.
Учащиеся должны уметь:
- правильно использовать при характеристике биоценоза биологические понятия;
- распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания;
- выявлять влияние окружающей среды на биоценоз;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания;
- определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу;
- определять направление потока энергии в биоценозе;
- объяснять значение биологического разнообразия для повышения устойчивости биоценоза;
- определять принадлежность биологических объектов к разным экологическим группам.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать и сопоставлять естественные и искусственные биоценозы;
- устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов;
- конкретизировать примерами понятия: «продуценты», «консументы», «редуценты»;
- выявлять черты сходства и отличия естественных и искусственных биоценозов, цепи питания и пищевой цепи;
- самостоятельно использовать непосредственные наблюдения, обобщать и делать выводы;
- систематизировать биологические объекты разных биоценозов;
- находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов и явлений;
- находить в словарях и справочниках значения терминов;
- составлять тезисы и конспект текста;
- самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;
- поддерживать дискуссию.
Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 ч)
Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Экскурсия
Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- методы селекции и разведения домашних животных;
- условия одомашнивания животных;
- законы охраны природы;
- причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу;
- признаки охраняемых территорий;
- пути рационального использования животного мира (области, края, округа, республики).
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться Красной книгой;
- анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- выявлять причинно-следственные связи принадлежности животных к разным категориям в Красной книге;
- выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны;
- находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов;
- находить значения терминов в словарях и справочниках;
- составлять тезисы и конспект текста;
- самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы.
Личностные результаты обучения
- Знание и применение учащимися правил поведения в природе;
- понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
- умение реализовывать теоретические познания на практике;
- понимание учащимися значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
- проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
- воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим животный мир, и эстетических чувств от общения с животными;
- признание учащимися права каждого на собственное мнение;
- формирование эмоционально-положительного отношения сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;
- проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
- умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
№
Тема.
Количество
Количество часов.
Лабораторных работ.
Экскурсий.
1
Введение
2
0
0
2
Простейшие
3
1
0
3
Многоклеточные животные
42
6
0
4
Эволюция строения и функций органов и их систем у животных
14
4
5
Развитие и закономерности размещения животных на Земле
3
0
0
6
Биоценозы
3
0
1
7
Животный мир и хозяйственная деятельность человека.
3
1
Итого за год.
70
11
2
Тематическое планирование
№ п/п
Дата
Тема урока
Проблемы,
решаемые учеником
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Понятия
Предметные
результаты
УУД, ИКТ- компетентности
Личностные результаты
Введение (2 ч)
1 неделя сентября
История развития зоологии. Вводный инструктаж по охране труда.
Как развивалась наука зоология?
Зоология, систематические категории
уметь объяснять историю изучения животных; определять сходство и различие между растительным и животным организмом
Р: осознавать важность выполнения правила техники безопасности
П: уметь извлекать необходимой информации из слов учителя.
К: владение монологической и диалогической формами речи.
ИКТ: уметь получать информацию из презентации
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных.
Осознание значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для выведения новых пород животных
1 неделя сентября
Современная зоология. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте.
Зачем нужны зоологические знания?
Этология, энтомология, ихтиология, орнитология
уметь объяснять значения зоологических знаний
Простейшие (3 ч)
2 неделя сентября
Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики.
Кто такие простейшие?
Корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, циста.
уметь отличать систематические группы простейших, объяснять особенности их строения и жизнедеятельности
Р: постановка новых целей
планирование.
П: уметь извлекать необходимой информации из слов учителя.
К: владение монологической и диалогической формами речи.
ИКТ: уметь получать информацию из презентации
Осознание значимости знаний о паразитических простейших и путях их передачи
2 неделя сентября
Жгутиконосцы. Инфузории. Лабораторная работа № 1 "Многообразие водных простейших". Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте.
В чем преимущество колониальных животных по сравнению с одноклеточными?
Инфузории, жгутиконосцы, колония, вольвокс
уметь сравнивать строение различных систематических групп простейших;
Р: уметь планировать работу;
адекватно оценивать правильность выполняемых действий.
П: уметь сравнивать объекты
К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
ИКТ: уметь получать информацию из презентации
3 неделя сентября
Закрепление пройденного.
Каково значение простейших в природе и жизни человека?
амебная дизентерия, токсоплазмоз, сонная болезнь
уметь объяснять о значении простейших в природе и жизни человека
Р: планировать пути достижения цели
П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
К: аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию
ИКТ: уметь составлять тезисы по презентации
Многоклеточные. Беспозвоночные (21 ч.)
3 неделя сентября
Тип Губки.
В чем различие и сходство губок и простейших животных?
Губки, скелетные иглы, слои клеток
уметь объяснять особенности строения губок; сравнивать губок разных классов
Р: уметь планировать работу;
П: проводить наблюдения по плану
К: уметь работать в группах
Понимание научного значения классификации живых организмов;
знание правил личной гигиены во избежание возможности заражения гельминтами
4 неделя сентября
Тип Кишечнополостные.
В чем различие и сходство губок и кишечнополостных?
Эктодерма, энтодерма, чередование поколений, регенерация
уметь отличать клетки кишечнополостных по строению и функциям
Р: планировать пути достижения цели
П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
К: аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию
ИКТ: уметь составлять тезисы по презентации
4 неделя сентября
Классы Кишечнополостных
Чем отличаются классы кишечнополостных?
Гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы
иметь представление о значении кишечнополостных и их многообразии
Р: уметь планировать работу;
адекватно оценивать правильность выполняемых действий.
П: проводить наблюдения под руководством учителя; строить логические рассуждения
К: уметь работать в парах;
формулировать выводы.
ИКТ: уметь получать информацию из презентации.
1 неделя октября
Тип Плоские черви.
Каковы особенности строения плоских червей?
Кожно-мышечный мешок, гермафродит, системы органов
уметь объяснять особенности строения плоских червей
Р: уметь планировать работу;
адекватно оценивать правильность выполняемых действий.
П: уметь обобщать понятия и делать выводы
К: уметь работать в парах;
формулировать выводы.
1 неделя октября
Классы Плоских червей.
Какие особенности строения и образа жизни позволяют разделить тип плоские черви на классы?
Ресничные черви, сосальщики, ленточные
уметь отличать классы плоских червей и приводить примеры представителей классов
Р: уметь регулировать свои эмоциональные состояния
П: проводить сравнения объектов; осуществлять контроль и взаимоконтроль
К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
ИКТ: уметь зарисовывать увиденные с фотографии объекты
2 неделя октября
Тип Круглые черви.
Зачем ветеринарам и врачам изучать строение и образ жизни червей?
Нематоды, аскариды, острицы, анальное отверстие, разнополость
Уметь объяснять цикл развития аскарид и остриц
Р: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им
П: уметь строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей при объяснении циклов развития;
К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
ИКТ: уметь получать информацию из аудиозаписи.
Готовность и способность к саморазвитию; мотивация к познавательной деятельности; Способность правильно и аккуратно работать с биологическими объектами
.
2 неделя октября
Тип Кольчатые черви. Лабораторная работа № 2 "Внешнее строение дождевого червя". Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте.
В чем отличие кольчатых червей от круглых?
Параподия, замкнутая кровеносная система, брюшная нервная цепочка
уметь сравнивать системы органов разных типов червей
Р:. уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им во время практической работы;
П: устанавливают причинно-следственные связи между строением червя и его образом жизни
К: отображать в речи содержание совершаемых действий
3 неделя октября
Классы Кольчецов.
Какие особенности строения и образа жизни позволяют разделить тип кольчатые черви на классы?
Полихеты, олигохеты, пиявки, гирудин, анабиоз
уметь отличать классы кольчатых червей и приводить примеры представителей классов
Р: уметь преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П: осуществлять сравнение, сериацию и классификацию червей, самостоятельно выбирая критерии.
К: осуществлять контроль и взаимоконтроль
ИКТ: уметь зарисовывать увиденные с фотографии объекты
3 неделя октября
Тип Моллюски. Лабораторная работа № 3 "Строение моллюсков".
Как образуется раковина, каково ее строение и значение?
Мантия, мантийная полость, легкое, жабры, сердце
уметь объяснять строение систем органов моллюсков
Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия
П: осуществлять наблюдение под руководством учителя
К: осуществлять контроль и взаимоконтроль
ИКТ: уметь получать информацию из интернет ресурса
4 неделя октября
Классы Моллюсков.
Каковы черты сходства и различия брюхоногих и двустворчатых моллюсков?
Брюхоногие, двустворчатые, терка
уметь отличать классы моллюсков и приводить примеры представителей классов
Р: уметь планировать работу;
П: осуществлять сравнение, сериацию и классификацию классов моллюсков,
К: осуществлять контроль и взаимоконтроль;
ИКТ: уметь составлять тезисы по презентации
4 неделя октября
Закрепление пройденного
Какие усложнения в строении и поведении мы наблюдаем у моллюсков?
Головоногие, реактивное движение, перламутр, жемчуг
уметь сравнивать системы органов моллюсков и кольчатых червей
Р: уметь принимать решение в проблемной ситуации
П: устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования моллюска и его строением
К: уметь использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей.
ИКТ: уметь получать информацию из интернет ресурса
2 неделя ноября
Тип Иглокожие.
Какими особенностями строения обладают иглокожие?
Водно-сосудистая система, известковый скелет
уметь отличать классы иглокожих
Р: уметь устанавливать целевые приоритеты;
П: осуществлять сравнение, сериацию и классификацию иглокожих,
К: уметь работать в группах
ИКТ: уметь получать информацию из интернет ресурса.
2 неделя ноября
Тип Членистоногие. Лабораторная работа № 4 "Знакомство с ракообразными".
Какое строение имеют ракообразные?
Хитин, мозаичное зрение, фасеточные глаза
уметь объяснять особенности строения ракообразных и приводить примеры представителей
Р: уметь преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П: осуществлять наблюдение под руководством учителя
К: осуществлять контроль и взаимоконтроль;
ИКТ: уметь получать информацию из презентации
3 неделя ноября
Класс Паукообразные.
Чем отличаются паукообразные от ракообразных?
Паутинные бородавки, легочные мешки, трахеи, партеногенез
уметь объяснять особенности строения паукообразных и приводить примеры представителей
Р: уметь самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных ориентиров
П: осуществлять сравнение, сериацию и классификацию паукообразных, самостоятельно выбирая критерии.
К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
ИКТ: уметь составлять тезисы по презентации
3 неделя ноября
Класс Насекомые.
Что позволило насекомым стать самой многочисленной группой животных?
Трахейная система дыхания, развитие с превращением
уметь объяснять особенности строения насекомых
Р: уметь принимать решение в проблемной ситуации
П: уметь давать определения понятиям
К: осуществлять контроль и взаимоконтроль ИКТ: уметь получать информацию из презентации
Сформирован
ность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение отрядов насекомых
4 неделя ноября
Класс насекомых.
Лабораторная работа № 5."Изучение представителей отрядов насекомых"
Почему насекомые очень интересны как объекты исследования?
Ротовые аппараты, общественные насекомые
уметь находить сходство и различие между отдельными насекомыми
Р: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале
П: уметь сравнивать насекомых и делать выводы
К: уметь работать в группах
Осознание важности знаний о строении и жизненных циклах развития насекомых для сельскохозяйственной деятельности
4 неделя ноября
Отряд насекомых: Таракановые, Прямокрылые.
Почему человек преследует тараканов, но не обращает внимание на поденок?
Таракановые, прямокрылые, уховертки, поденки
уметь приводить примеры представителей данных отрядов
Р: уметь планировать работу;
П: осуществлять сравнение отрядов насекомых на основе анализа их внешнего вида
К: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
ИКТ: уметь получать информацию из презентации
5 неделя ноября
Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы.
Зачем надо знать особенности строения и жизни вшей и клопов?
Стрекозы, жесткокрылыеполужесткокрылые
уметь объяснять особенности образа жизни данных отрядов насекомых
Р: уметь устанавливать целевые приоритеты;
П: проводить наблюдение под руководством учителя
К: осуществлять контроль и взаимоконтроль
ИКТ: уметь получать информацию из презентации
5 неделя ноября
Бабочки. Равнокрылые Блохи.
Людям каких профессий требуются знания о насекомых?
Чешуекрылые
гусеница, двукрылые, блохи
уметь приводить примеры представителей данных отрядов и объяснять значение их для человека
Р: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им
П: осуществлять поиск информации, используя учебник
К: осуществлять контроль и взаимоконтроль
ИКТ: уметь получать информацию из презентации
1 неделя декабря
Перепончатокрылые.
Какое значение перепончатокрылые играют в жизни человека?
Перепончатокрылые, наездники, матка, трутни, прополис
иметь представление о жизни общественных насекомых
Р: принимать решения в проблемной ситуации
П: осуществлять поиск информации , используя учебник
К: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
1 неделя декабря
Закрепление пройденного.
Каково значение насекомых в природе и жизни человека?
Энтомология, трахейная система дыхания
уметь объяснять особенности класса насекомых и их роль в природе
Р: уметь устанавливать целевые приоритеты;
П: уметь обобщать знания об отрядах насекомых и использовать в новых условиях
К: уметь работать в группах
ИКТ: уметь получать информацию из интернет ресурса
Позвоночные (21 ч.)
2 неделя декабря
Тип Хордовые. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте.
Какие характерные особенности имеют животные, относящиеся к типу хордовых?
Хорда, череп, позвоночник, ланцетник
уметь объяснять особенности строения хордовых животных
Р: учится целеполаганию, включая постановку новых целей,
П: устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования ланцетника и его строением
К: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Осознавать себя частью живой природы;
способность к выполнению норм и требований школьной жизни; уметь вести диалог
2 неделя декабря
Классы рыб. Лабораторная работа № 6 " Внешнее строение рыб".
Какие особенности строения рыб помогают им жить в воде?
Костные рыбы, чешуя, плавательный пузырь, боковая линия
уметь приводить примеры приспособления рыб к жизни в воде
Р: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им во время лабораторной работы;
П: осуществлять наблюдение под руководством учителя
К: уметь работать в группах
ИКТ: уметь зарисовывать увиденные с фотографии объекты
3 неделя декабря
Класс Хрящевые рыбы.
В чем сходство и отличие хрящевых рыб и костных?
Акулы. скаты. химеры
уметь объяснять особенности строении хрящевых рыб
Р: учится целеполаганию, включая постановку новых целей,
П: строить логическое рассуждение, используя признаки строения рыб разных групп
К: осуществлять контроль и взаимоконтроль
ИКТ: уметь составлять тезисы по презентации
3 неделя декабря
Костные рыбы.
Почему костные более многочисленная группа, чем хрящевые?
Осетрообразные, сельдеобразные, лососеобразные, карпообразные
уметь приводить примеры представителей основных отрядов костных рыб
Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы
П: осуществлять сравнение классов костных рыб на основе анализа их строения;
К: эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
ИКТ: уметь получать информацию из презентации
4 неделя декабря
Класс Земноводные.
Почему данную группу животных назвали земноводные?
Земноводные, годовастики, трехкамерное сердце
уметь объяснять особенности строения земноводных
Р: уметь принимать решения в проблемной ситуации
П: устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и строением земноводных
К: осуществлять контроль и взаимоконтроль
4 неделя декабря
Отряды Земноводных.
Каковы черты сходства и различия земноводных разных отрядов?
Безногие, хвостатые, бесхвостые
уметь отличать отряды земноводных и приводить примеры представителей разных отрядов
Р: уметь устанавливать целевые приоритеты;
П: осуществлять сравнение разных отрядов земноводных на основе анализа их строения;
К: эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
ИКТ: уметь получать информацию из презентации
2 неделя января
Класс Пресмыкающиеся.
Почему пресмыкающиеся смогли полностью выйти на сушу?
ячеистые легкие, роговые чешуйки, яйца с оболочкой
уметь отличать строение земноводных и пресмыкающихся
Р: учится целеполаганию, включая постановку новых целей,
П: осуществлять поиск информации , используя учебник
К: приводить доказательства адаптации пресмыкающихся к суше
Осознавать значимость изучения строения и образа жизни животных, с которыми можно встретиться в жизни
2 неделя января
Отряды Пресмыкающихся.
Каковы черты сходства и различия пресмыкающихся разных отрядов?
чешуйчатые, черепахи. крокодилы
уметь отличать отряды пресмыкающихся и приводить примеры представителей разных отрядов
Р: уметь планировать работу;
П: осуществлять сравнение, сериацию и классификацию пресмыкающихся, самостоятельно выбирая критерии.
К: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
ИКТ: уметь выбирать необходимый материал из презентации
3 неделя января
Класс птицы. Лабораторная работа № 6 "Внешнее Строение птиц".
Какие приспособления у птиц для полета?
киль, маховые, рулевые, пуховые перья
уметь описывать внешнее строение птицы, объяснять как устроено перо
Р: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им во время лабораторной работы;
П: выделять существенные признаки строения птиц, необходимые для полета
К: эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
3 неделя января
Внутреннее строение птиц.
Какие особенности внутреннего строения позволили птицам стать теплокровными?
теплокровность, четырехкамерное сердце, воздушные мешки
уметь объяснять внутреннее строение птиц
Р: принимать решения в проблемной ситуации
П: устанавливать взаимосвязь между внутренним строением птиц и теплокровностью организма
К: строить монологическое контекстное высказывание;
ИКТ: уметь получать информацию из интернет ресурса
4 неделя января
Отряд птиц. Страусообразные. Гусеобразные. Повторный инструктаж по охране труда.
Каковы особенности данных отрядов птиц?
Страусообразные, казуарообразные, нандуобразные, гусеобразные
уметь отличать отряды птиц и приводить примеры представителей данных отрядов
Р: : уметь планировать работу;
П: осуществлять сравнение разных отрядов птиц на основе анализа их строения;
К: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
ИКТ: уметь создавать презентацию и представлять ее
4 неделя января
Дневные хищники. Совы. Куриные
Каковы особенности данных отрядов птиц?
Дневные хищники. Совы. Куриные
уметь отличать отряды птиц и приводить примеры представителей данных отрядов
Р: учится: целеполаганию, включая постановку новых целей
П: осуществлять сравнение разных отрядов птиц на основе анализа их строения;
К: строить монологическое контекстное высказывание;
ИКТ: уметь создавать презентацию и представлять ее
1 неделя февраля
Отряд птиц. Воробьинообразные. Голенастые.
Каковы особенности данных отрядов птиц?
Воробьинообразные. Голенастые.
уметь отличать отряды птиц и приводить примеры представителей данных отрядов
Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы
П: осуществлять сравнение разных отрядов птиц на основе анализа их строения;
К: строить монологическое контекстное высказывание;
ИКТ: уметь создавать презентацию и представлять ее
1 неделя февраля
Закрепление пройденного.
Какие признаки помогают отличить птиц разных отрядов?
форма клюва,
инкубация,
гнездовые и выводковые птенцы
уметь приводить примеры отрядов птиц и их представителей
Р: учится целеполаганию, включая постановку новых целей,
П: уметь обобщать знания об отрядах птиц и использовать в новых условиях
К: эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
ИКТ: уметь создавать презентацию и представлять ее
2 неделя февраля
Класс Млекопитающие или звери. Насекомоядные, Рукокрылые.
Почему первозвери, сумчатые и насекомоядные считаются примитивными млекопитающими?
Яйцекладущие, сумчатые, насекомоядные, рукокрылые
уметь называть основные признаки млекопитающих
Р: принимать решения в проблемной ситуации учится:
П: устанавливать причинно-следственные связи между внутренним строением животных и его систематической группой
К: строить монологическое контекстное высказывание;
ИКТ: уметь получать информацию из интернет ресурса
2 неделя февраля
Грызуны. Зайцеобразные.
Каковы особенности строения и образа жизни животных данных отрядов?
Грызуны. Зайцеобразные.
уметь приводить примеры представителей данных отрядов
Р: учиться целеполаганию, включая постановку новых целей
П: осуществлять сравнение разных отрядов млекопитающих на основе анализа их строения;
К: строить монологическое контекстное высказывание;
ИКТ: уметь создавать презентацию и представлять ее
Готовность и способность к саморазвитию;
способность к выполнению норм и требований школьной жизни;
Уметь слушать других, корректно исправлять ошибки других.
3 неделя февраля
Китообразные. Хоботовые. Хищные.
Каковы особенности строения и образа жизни животных данных отрядов?
Китообразные. Хоботовые. Хищные.
уметь приводить примеры представителей данных отрядов
Р: учиться целеполаганию, включая постановку новых целей
П: осуществлять сравнение разных отрядов млекопитающих на основе анализа их строения;
К: строить монологическое контекстное высказывание;
ИКТ: уметь создавать презентацию и представлять ее
3 неделя февраля
Парнокопытные. Непарнокопытные.
Каковы особенности строения и образа жизни животных данных отрядов?
Парнокопытные. Непарнокопытные.
уметь приводить примеры представителей данных отрядов
Р: учиться целеполаганию, включая постановку новых целей
П: осуществлять сравнение разных отрядов млекопитающих на основе анализа их строения;
К: строить монологическое контекстное высказывание;
ИКТ: уметь создавать презентацию и представлять ее
4 неделя февраля
Приматы.
Каковы особенности строения и образа жизни животных данных отрядов?
Приматы, человекообразные обезьяны
уметь приводить примеры представителей данного отряда
Р: учиться целеполаганию, включая постановку новых целей
П: осуществлять сравнение разных отрядов млекопитающих на основе анализа их строения;
К: строить монологическое контекстное высказывание;
ИКТ: уметь создавать презентацию и представлять ее
4 неделя февраля
Закрепление пройденного.
Чем отличаются приматы от представителей других отрядов?
Низшие приматы, высшие приматы
уметь объяснять отличия приматов от других отрядов
Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы
П: уметь обобщать знания об отрядах млекопитающих и использовать в новых условиях
К: уметь работать в группах
ИКТ: уметь получать информацию из презентации
1 неделя марта
Проверочная работа по теме: "Птицы. Млекопитающие".
Что общего и чем отличаются классы птиц и млекопитающих?
теплокровность, четырехкамерное сердце, альвеолярные легкие
уметь осуществлять сравнение разных классов животных
Р: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
П: уметь давать определения понятиям, связанным с внутренним строением птиц и млекопитающих
К: уметь грамотно излагать свою мысль
Строение, индивидуальное развитие, эволюция (14 ч.)
1 неделя марта
Покровы тела. Лабораторная работа № 7 "Особенности покровов тела". Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте.
Для чего нужны покровы тела?
Плоский эпителий, кутикула, эпидермис
уметь сравнивать покровы тела разных групп животных
Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы
П: устанавливать причинно-следственные связи между особенностями строения покровов и их функциями
К: эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
ИКТ: уметь получать информацию из презентации
2 неделя марта
Опорно-двигательная система.
Почему организму необходима опорно-двигательная система?
Наружный скелет, внутренний скелет, позвоночник, сустав
уметь отличать скелеты хордовых
Р: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале
П: осуществлять сравнение опорно-двигательных систем разных групп животных на основе анализа их строения;
К: уметь работать в группах
ИКТ: уметь получать информацию из презентации
Готовность к самообразованию, адекватной позитивной самооценке, устойчивое следование в поведении моральным нормам.
Осознание необходимости изучения внутреннего строения животных для понимания их особенностей поведения и жизнедеятельности
2 неделя марта
Способы передвижение животных. Полости тела. Лабораторная работа № 8 "Способы передвижения животных".
Почему нельзя утверждать, что существует универсальный способ движения?
амебоидное движение, полости тела
уметь перечислять различные способы передвижения животных
Р: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им во время лабораторной работы;
П: давать определение понятиям: амебоидное движение, первичная, вторичная полости тела
К: уметь работать в группах
3 неделя марта
Органы дыхания и газообмен.
Как осуществляется газообмен у разных групп животных?
Диффузия, газообмен, перистые жабры
уметь объяснять значение органов дыхания
Р: уметь устанавливать целевые приоритеты;
П: выделять существенные признаки строения органов дыхания у разных групп животных
К: строить монологическое контекстное высказывание;
ИКТ: уметь получать информацию из презентации
3 неделя марта
Дыхание и газообмен.
Чем отличаются органы дыхания хордовых?
Жабры, трахеи, бронхи, легкие, альвеолы, диафрагма
уметь объяснять строение органов дыхания у хордовых животных
Р: уметь устанавливать целевые приоритеты;
П: выделять существенные признаки строения органов дыхания у разных групп животных
К: строить монологическое контекстное высказывание;
ИКТ: уметь получать информацию из презентации
1 неделя апреля
Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.
Зачем живой организм питается?
Обмен веществ, превращение энергии, ферменты
уметь сравнивать пищеварительные системы разных групп животных
Р: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале
П: осуществлять самостоятельный поиск информации , используя учебник
К: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
1 неделя апреля
Кровеносная система. Кровь.
Зачем нужна кровеносная система?
Капилляры, артерии, вены, аорта, плазма, форменные элементы
уметь отличать строение кровеносной системы разных групп животных
Р: уметь принимать решения в проблемной ситуации
П: давать определение понятиям: капилляры, вены. артерии, аорта, форменные элементы крови
К: аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию
ИКТ: уметь зарисовывать увиденные с фотографии схемы
2 неделя апреля
Органы выделения.
Зачем нужна выделительная система?
Почки, мочеточник, мочевой пузырь
уметь объяснять особенности строения выделительной системы разных групп животных
Р: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале
П: осуществлять сравнение строения органов выделительной системы у разных групп животных
К: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
ИКТ: уметь получать информацию из презентации
2 неделя апреля
Нервная система.
Какие изменения нервной системы связаны с выходом животных на сушу?
Нервная ткань, нервный узел, нервная цепочка, спинной и головной мозг
уметь объяснять строение нервной системы разных групп животных
Р: уметь принимать решения в проблемной ситуации
П: устанавливать причинно-следственные связи между степенью развития нервной системы и сложностью поведения животных
К: аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию
3 неделя апреля
Рефлекс. Инстинкт.
Что общего между инстинктом и рефлексом?
Раздражимостьрефлекс, инстинкт
уметь отличать понятия: раздражимость, рефлекс и инстинкт
Р: учится: целеполаганию, включая постановку новых целей
П: осуществлять сравнение инстинкта и рефлекса самостоятельно выбирая критерии.
К: уметь работать в парах
ИКТ: уметь получать информацию из интернет ресурса
3 неделя апреля
Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Лабораторная работа № 9 "Изучение органов чувств".
Почему у наземных животных сформировались более сложно устроенные органы чувств?
Боковая линия, монокулярное зрение, бинокулярное зрение, химическое чувство
уметь находить органы чувств у разных групп животных и давать характеристику этим органам чувств
Р: уметь планировать работу;
адекватно оценивать правильность выполняемых действий.
П: осуществлять сравнение строения органов чувств у разных групп животных
К: уметь работать в группах
ИКТ: уметь составлять тезисы по презентации
4 неделя апреля
Закрепление пройденного.
Как осуществляется регуляция деятельности организма?
Нервная регуляция, жидкостная регуляция
уметь сравнивать нервную и жидкостную регуляцию
Р: уметь принимать решения в проблемной ситуации
П: уметь обобщать понятия и делать выводы
К: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
4 неделя апреля
Продление рода. Органы размножения. Оплодотворение.
В чем основные различия бесполого и полового размножения?
Гермафродитизм, яичники, семенники, матка, плацента
уметь называть способы бесполого размножения и объяснять особенности полового размножения
Р: уметь устанавливать целевые приоритеты;
П: осуществлять сравнение полового и бесполого размножения самостоятельно выбирая критерии
К: строить монологическое контекстное высказывание;
ИКТ: уметь получать информацию из презентации
5 неделя апреля
Развитие животных с превращением. Лабораторная работа № 10 "Определение возраста животных" Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте.
В чем основные отличия развития с метомарфозом и без него?
Метаморфоз, развитие с превращением, развитие без превращения
уметь определять возраст некоторых групп животных по раковине и чешуе
Р: уметь преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П: : проводить наблюдения по плану
К: уметь работать в группах
Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3 ч.)
1 неделя мая
Доказательства эволюции животных.
Как доказать существование эволюции?
Филогенез, гомологичные органы, рудименты, атавизмы
уметь приводить доказательства эволюции
Р: учится целеполаганию, включая постановку новых целей
П: : аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию
К: : строить монологическое контекстное высказывание;
ИКТ: уметь составлять тезисы по презентации
1 неделя мая
Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира.
Каковы заслуги Чарльза Дарвина перед наукой?
Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор
уметь объяснять основные положения теории Ч. Дарвина
Р: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале
П: уметь извлекать необходимой информации из слов учителя.
К: владеть монологической и диалогической формами речи.
ИКТ: уметь получать информацию из презентации
2 неделя мая
Усложнение строения животных. Ареалы обитания. Миграции
Чем объяснить, что внешний вид животных столь разнообразен?
Дивергенция, видообразование, ареал, миграция
уметь объяснять как происходит видообразование, отличать зоогеографические области и объяснять причины их выделения
Р: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале
П: осуществлять расширенный поиск информации с использованием различной литературы
К: эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Биоценозы (3 ч.)
2 неделя мая
Естественные и искусственные биоценозы.
Экскурсия.
От чего зависит устойчивость биоценозов?
Биоценоз, ярусность, продуценты, консументы, редуценты
уметь отличать искусственные биоценозы от естественных
Р: уметь устанавливать целевые приоритеты;
П: осуществлять фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных
К: эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Формирование учебно-познавательной мотивации и гражданской позиции,
3 неделя мая
Факторы среды и их влияние на биоценозы.
Что такое факторы среды?
Абиотические, биотические, антропогенные факторы среды
уметь отличать разные экологические факторы друг от друга
Р: принимать решения в проблемной ситуации
П: осуществлять расширенный поиск информации с использованием различной литературы
К: владеть монологической и диалогической формами речи.
ИКТ: уметь получать информацию из интернет ресурса
Осознавать личную ответственность за сохранение всех компонентов биоценозов; необходимость соблюдения законов по охране животного мира
3 неделя мая
Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Зачем организмы приспосабливаются друг к другу?
Экологические группы, трофические связи
уметь приводить примеры взаимосвязей компонентов биоценоза
Р: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
П: обосновывать необходимость сохранения связей в биоценозах
К: эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
ИКТ: уметь создавать презентацию и представлять ее
Животный мир и хозяйственная деятельность человека (3 ч.)
4 неделя мая
Воздействие человека и его деятельности на животных.
Экскурсия.
Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных
Как деятельность человека влияет на животных?
промысел, промысловые животные, браконьерство, отбор, селекция
уметь называть последствия воздействия человека на животных
.
Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы
П: уметь получать и систематизировать информацию при посещении выставки
К: уметь работать в группах
4 неделя мая
Законы России об охране животного мира.
Для чего нужны законы об охране животного мира?
заповедник, заказник, мониторинг
иметь представление об охране природы в нашей стране
Р: принимать решения в проблемной ситуации
П: обосновывать необходимость соблюдения законов по охране животного мира
К: строить монологическое контекстное высказывание;
ИКТ: уметь получать информацию из презентации
5 неделя мая
Обобщение изученного.
Какова роль животных жизни человека?
летнее задание
давать определение основным понятиям, изученным за год
Р: уметь планировать
П: обобщать знания, полученные в течение года
К: уметь работать в группах