Конспект по биологии на тему Двустворчатые моллюски (7 класс)

«Класс Двустворчатые моллюски»Цель урока: – образовательная: ознакомить учащихся с характеристикой класса Двустворчатые моллюски, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием. – воспитательная: формировать нравственные ценности у учащихся; бережное отношение к природе, в частности, к животным; – развивающая: развивать у учащихся умение сравнивать, различать и характеризовать классы Брюхоногие и Двустворчатые моллюски на основе заполнения таблицы; продолжить формирование гр...
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кадыров Елжас Елдосович

учитель биологии Аксуатской ОСОШ

Теректинского района ЗКО


«Класс Двустворчатые моллюски»

Цель урока:

- образовательная: ознакомить учащихся с характеристикой класса Двустворчатые моллюски, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.

- воспитательная: формировать нравственные ценности у учащихся; бережное отношение к природе, в частности, к животным;

- развивающая: развивать у учащихся умение сравнивать, различать и характеризовать классы Брюхоногие и Двустворчатые моллюски на основе заполнения таблицы; продолжить формирование грамотной речи при использовании научных терминов; совершенствовать познавательные умения учащихся через использование когнитивных операций (сравнение, синтез, обобщение).

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы обучения: фронтальный опрос, рассказ, объяснение, демонстрация, беседа, работа с учебником.

Средства обучения: таблица «Класс Брюхоногие моллюски», набор раковин моллюсков.


Ход урока:

І. Организационный момент (2 мин)

ІІ. Актуализация знаний (10 мин)

На прошлом уроке мы изучали тему: «Класс Брюхоногие моллюски». Сейчас мы повторим изученный материал:

1. Фронтальный опрос:

1. Рассказать: Класс Брюхоногие моллюски: среда обитания, внешнее строение, пищеварительная система.

2. Класс Брюхоногие моллюски: дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная системы.

3. Класс Брюхоногие моллюски: органы чувств, развитие, роль в природе и значение для человека.

2. Индивидуальная работа 3-х обучающихся по карточкам:


Задание 1.

Напишите, какие части тела обыкновенного прудовика обозначены цифрами на рисунке.

Задание 2. Напишите определение термина:

Мантия - это …

Тёрка - это …

Почки - это …

Конспект по биологии на тему Двустворчатые моллюски (7 класс)

3. Индивидуальная работа: Допишите пропущенные слова на листках контроля. Особенности систем внутренних органов:

А- язык брюхоногих называется …;

Б- всасывание пищи происходит в …;

В-органом воздушного дыхания является ...;

Г- водные моллюски дышат …;

Д- кровеносная система …;

Е- сердце состоит из …;

Ж- органом выделения является …;

З- щупальца- это органы …;

И- по способу размножения брюхоногие -…;

К- оплодотворение у прудовика …;

Л- у морских брюхоногих из яиц развиваются ….

ІІІ. Изучение нового материала (20 мин)

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим следующий Класс - Класс Двустворчатые моллюски.

Раздача раковин моллюсков.

Класс Двустворчатые моллюски насчитывает приблизительно 20 тысяч видов.

Представителей, которых мы сегодня с вами рассмотрим - это Беззубка и мидия.

Конспект по биологии на тему Двустворчатые моллюски (7 класс)

Среда обитания: моря, пруды, озёра, реки.

Внешнее строение: туловище, нога. В отличии от брюхоногих, у двустворчатых отсутствует голова. Тело двусторонне симметричное. Раковина состоит из двух створок, которые скреплены биссусом.

Давайте запишем в тетрадях:

Биссус - это прочные белковые нити, с помощью которых моллюск прикрепляется к камням.

Тонкие листки мантии, свешиваясь с боков тела, прилегают к раковине, как подкладка одежды. Между ними расположена мантийная полость, в которой лежат пластинчатые жабры и нога. Нога двустворчатых имеет вид киля или клина (отсюда одно из названий класса - киленогие) и служит в основном для рытья песка или ила. Ползают они очень медленно, а иные стали сидячими. У таких нога редуцируется, как у мидий, или исчезает совсем, как у устриц.

Пищеварительная система: Т. к. отсутствует голова, то исчезают слюнные железы, радула, глотка (у Брюхоногих они имеются). Т.о. отделы пищеварительной системы: ротовое отверстие, пищевод, желудок, кишка, анальное отверстие. Двустворчатые моллюски питаются, как губки, профильтровывая через мантийную полость воду. Эпителий стенок мантийной полости и жабр слагается ресничными клетками. Согласованные удары ресничек создают ток воды. Свежая вода с пищевыми частицами вроде микроскопических водорослей поступает через вводной сифон, образованный лепестками мантии, совершает по мантийной полости круг и выводится через выводной сифон.

Давайте запишем: сифоны - это трубки на заднем конце тела моллюска, образованные мантией.

В это время она отдает кислород, насыщается углекислым газом, а пищевые частицы, предварительно склеенные слизью, поступают, захваченные ротовыми лопастями, в ротовое отверстие. Устрица средних размеров пропускает за 1 ч через свою мантийную полость до 10 л воды. Размножаясь во множестве, ракушки становятся мощным фактором очистки водоемов.

Дыхательная система: пластинчатые жабры, снабжённые капиллярами.

Кровеносная система: незамкнутая. Сердце состоит из желудочка и двух предсердий.

Органы выделения: парные почки.

Нервная система: три пары ганглиев (нервных узлов)

Органы чувств: химические органы чувств, органы равновесия, глаза, органы осязания.

Размножение: раздельнополые животные. Оплодотворение внутреннее - в мантийной полости.

ІV. Закрепление изученного материала (7 мин).

Заполнение таблицы: «Сравнительная характеристика брюхоногих и двустворчатых моллюсков»

Сравниваемые признаки

Классы

Брюхоногие

Двустворчатые

Симметрия тела

Ассиметричны

Двусторонне-симметричны

Части тела

Голова, нога, туловище

Туловище, нога

Раковина

Спирально закрученная

Две створки

Пищеварительная система

Рот, глотка, радула, пищевод, желудок, печень, слюнные железы, кишка, анальное отверстие.

Рот, пищевод, желудок, печень, кишка, анальное отверстие.

Органы дыхания

Лёгкие

Пластинчатые жабры

Кровеносная система

Незамкнутая, 1 предсердие, 1 желудочек.

Незамкнутая, 2 предсердия, 1 желудочек.

Выделительная система

Левая почка

Парные почки

Нервная система

Разбросанно-узлового типа. Перекрёст между нервными узлами.

3 пары нервных узлов - ганглиев

Размножение

Гермафродиты. Личинка парусник. Оплодотворение внутреннее, перекрёстное.

Раздельнополые. Личинка парусник. Оплодотворение внутренне - в мантийной полости

V. Рефлексия (3 мин).

Продолжи предложение:

На уроке я:

Узнал _____________________________________________________________

Хочу знать_________________________________________________________

Научился (Сообщение «Самые, самые»)_______________________________

Полученные знания мне пригодятся____________________________________

VI. Оценивание знаний учащихся (с комментарием) (2 мин).

VII. Домашнее задание (1 мин).

На дом §41 стр.158. Заполнить таблицу.







© 2010-2022