- Преподавателю
- Биология
- Букет из листьев разной формы
Букет из листьев разной формы
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ушакова М.С. |
Дата | 31.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Занятие в группе предшкольной подготовки
Тема: Букет из листьев разной формы
Задачи:
-
Знакомство с разнообразием растительного мира: деревьями, кустарниками и травами. Различение деревьев по форме листьев.
-
Введение терминов «предметы одинаковой формы», «предметы разной формы».
-
Формирование УУД: формирование навыков сравнения; слухового восприятия, произвольного внимания, связности и выразительности речи.
Оборудование: по кабинету выложены три дорожки из осенних листьев, вырезанных из бумаги :красная, жёлтая, зелёная, которые ведут к декорациям лесных деревьев, домика; Сорока, Белочка, Лиса Елиса, Кронтик; пазл «Дерево»; конверт с телеграммой от Кронтика, краски, кисточки на пальчик, карточки с нарисованными воском геометрическими фигурами; мешочек с муляжами орехов, грибов, шишек; магнитофон и аудиокассета с записью звуков леса; осенние листья, собранные детьми и педагогом заранее, некоторые из них наклеены на стены в разных местах класса; компьютер и булавочки с кленовыми листочками картина, изображающая лесную полянку, магнитики: гриб-боровик, дождевая тучка, мухомор, колокольчик.
Оргмомент. Игра «Собери пазл»
- Сегодня на занятии мы поговорим о… А о чём, вы узнаете сами, когда на доске из кусочков пазла соберёте общую картинку.
Дети складывают пазл, на котором изображено дерево, называют его.
- Что такое дерево? Как оно живёт?
Кто все части дерева верно назовёт.
Дети читают стихи и по очереди показывают части дерева.
Есть у дерева крепкие корни,
Глубоко схоронились в земле,
Чтобы дерево крепко стояло,
Чтоб от ветра оно не упало,
Чтобы ветви питаться могли.
Есть ствол, а на столе кора.
Если жара - укроет кора,
Ну а если сильный мороз -
Ствол защитит, чтобы он не замёрз.
Словно руки там и тут
Сучья от ствола растут.
Тонких веток, тонких веток,
Может, сразу миллион!
Листья звонкие на ветках
Шелестят со всех сторон.
- А как дерево появляется на свет? Что для этого нужно?
Этюд «Из семени - в дерево».
Сейчас мы с вами поиграем в одну очень интересную игру. Представьте себе, что вы - маленькое сморщенное семечко (дети сжимаются в комочек, прячут головки, закрывают их руками). Садовник поливает семена (учитель гладит их по головам и по плечам), ухаживает за ними. С лучами тёплого весеннего солнышка семечко начинает расти (дети приподнимаются). У него раскрываются листочки (руки тянутся вверх), стебелёк растёт (дети поднимаются). Появляются веточки с почками (руки в стороны, пальцы сжаты в кулачки). Наступает момент и почки лопаются (дети резко разжимают кулачки), росток превращается в прекрасное сильное дерево. Наступает лето, дерево хорошеет, любуется собой, улыбается деревьям-соседям и садовнику.
- Скажите, а какие изменения происходят с деревом осенью? Почему это происходит?
- Расскажите о том, что вы наблюдали.
Раздаётся стук в дверь. В классе появляется Сорока (кукла) с конвертом.
Сорока. Телеграмма! Телеграмма!
Я летела прямо-прямо,
Никого не замечала,
Не трещала, не болтала,
Прилетела точно я,
Ведь телеграмма срочная!
- Что ж, спасибо тебе, Сорока. От кого же эта телеграмма? От Кронтика. Давайте прочтём, что нам Кронтик пишет. Ребята, оказывается он заболел, сильно простудился и не может собрать букет из разных листьев на день рождения бабушки Кронтильды. Он просит нас о помощи. Вот только не сказал, какие же ему листья нужны. Только вместо этого прислал какие-то карточки из бумаги, кисточки и краски. Как вы думаете, зачем? (Предположения детей.)
- Наверное, он хочет, чтобы мы сами нарисовали листья, которые захотим собрать. Что ж попробуем.
Дети кисточками на пальчиках раскрашивают карточки, на которых проявляются заранее нарисованные воском геометрические фигуры: (круг, овал, треугольники разных видов, ромб, трапеции).
- Какие фигуры мы нарисовали? Как они называются? (геометрические)
- Попробуйте разделить эти фигуры на группы. Как можно это сделать? По какому признаку вы распределяли фигуры по группам? (По форме, по цвету).
- Назовите фигуры одинаковой формы. Перечислите фигуры разной формы.
- С фигурами, конечно, работать очень интересно, но нам пора спешить в ботанический сад, может быть, там нам удастся узнать, как помочь Кронтику.
Дети вместе с педагогом подходят к выложенной из вырезанных из бумаги жёлтых листиков дорожке.
В сад ведёт, наверно,
Жёлтая дорожка.
По дорожке друг за другом
Зашагают ножки!
Ребята друг за другом на цыпочках идут по этой дорожке, которая ведёт их к декорациям леса.
Упражнение «Лесные звуки».
- Вот мы и в ботаническом саду. Оглянитесь вокруг. Как здесь красиво! Давайте прислушаемся. (Звучит кассета с записью звуков леса.) Как много интересных звуков! Какие звуки вы услышали? (Дети дифференцируют и проговаривают услышанные звуки: пение птиц, шорох листвы, шум ветра, стук дятла и др.).
Упражнение «Листопад».
- А теперь встанем в круг. Опустите спокойно руки и закройте глаза.
Дети закрывают глаза. В это время педагог осыпает их осенними листьями, собранными заранее.
- Представьте, что на вас падает дождь из сотен и тысяч золотых осенних листочков. Откройте глаза, посмотрите на красоту и сочность их красок. Почувствуйте, как они пахнут. Попробуйте описать, чем они пахнут? (Свежестью, тёплой землёй, ветром и т.д.)
Дети вместе с педагогом подходят к выложенной из вырезанных из бумаги красных листиков дорожке, проговаривают:
А теперь идём мы
По красненькой дорожке.
По дорожке друг за другом
Зашагают ножки!
Ребята друг за другом на цыпочках идут по этой дорожке, подходят к ёлочке, в ветках которой спрятана кукла Белочка.
- Вот и наша первая лесная хозяйка. (Учитель надевает куклу на руку.) Давайте спросим у неё, как нам Кронтику помочь. Скажи, Белочка, как нам отыскать листочки, которые нужны нашему другу. Ведь он прислал нам только какие-то фигуры. Что делать? Посоветуй!
Белочка. Сначала я хочу проверить, насколько вы хорошо знаете растения, которые в лесу растут. Вот сыграйте со мной в игру «Пальчики-узнавальчики», если выиграете, я вам помогу, а нет…
- Ребята, мы обязательно справимся. Говори, Белочка, что надо делать.
Игра «Пальчики-узнавальчики».
Белочка даёт детям волшебный мешочек, в который сложены орехи, ягоды, грибы, они на ощупь должны определить, что это. Дети называют предметы. Рассказывают, как узнали, что в мешочке.
Белочка. Что ж, ребята, вы молодцы, с моим заданием справились легко. Значит, и загадку Кронтика отгадаете. Соберите разные листочки и сравните их с фигурами, которые вам Кронтик прислал. А мне некогда, надо ещё столько грибков собрать - зима впереди длинная, холодная, запасы делать надо. (Белочка убегает.)
- Куда же ты, Белочка? Давайте, ребята попробуем последовать её совету: соберём листочки.
Дети отыскивают приклеенные в разных местах класса осенние листочки.
Игра «Найди пару».
У одних детей в руках листики, у других фигуры, похожие по форме. Дети, сравнивая листочки и фигуры, объединяются в пары.
- Почему вы выбрали именно такие пары?
- У каждой фигуры есть пара? Есть ли лишние фигуры?
- Чего больше: листиков или фигур?
- Молодцы! Вы отлично справились. Вот сколько листиков собрали! Только как же нам к Кронтику попасть, мы же дороги не знаем и Белочка уже ускакала. Что делать? Ребята, смотрите, вон там, кажется, ещё кто-то под кустом спрятался.
Учитель из-за куста достаёт куклу Лисы, надевает её на руку.
- Да это же лиса Елиса! Она точно знает, где Кронтик живёт. Здравствуй, Елиса! Подскажи нам путь к Кронтику.
Лиса. Ну уж нет! Просто так я вас не пропущу! Сначала расскажите мне, что вы о деревьях уже знаете. Я смотрю, у вас листочков много собрано, а вот знаете ли вы, с каких они деревьев. Игра «С чьей ветки детки».
Лиса. Справились вы с моим заданием, молодцы! А не показалось ли вам что-то в дедушкиных загадках странным? Может, дерево какое-то лишнее туда попало?
- Лишний - кедр, у него не листья, а хвоинки.
- Вас не проведёшь! Так и быть, скажу вам, где Кронтика искать: если пойдёте по этой зелёной дорожке, прямо к его домику выйдете.
Дети вместе с педагогом подходят к выложенной из вырезанных из бумаги зелёных листиков дорожке, все вместе проговаривают:
К Кронтику спешим мы
Зелёненькой дорожкой.
По дорожке друг за другом
Зашагают ножки!
Ребята друг за другом на цыпочках идут по этой дорожке, которая ведёт их к декорации домик. Появляется Кронтик.
- Здравствуй, Кронтик! Мы принесли тебе листья, которые ты просил. Вот они.
Кронтик. Спасибо, ребята! Теперь у бабули будет настоящий букет ко дню рождения. Ребята, я хочу попросить вас помочь мне его собрать. Вот смотрите, какую я приготовил для листиков вазу. Помогите мне её заполнить листьями.
Аппликация из осенних листьев.
- Покажите мне, ребята, где центр листа. Где его правая сторона? Левая?
- Для работы нам понадобятся кленовые, дубовые, рябиновые и липовые листья. Покажите мне их и расскажите, с каких они деревьев. А на какие геометрические фигуры они похожи по форме?
- Наклейте, пожалуйста, в центре кленовый лист, справа от него два дубовых, слева - рябиновый, а над ним липовый.
Дети выполняют задания Кронтика.
Кронтик. Как красиво получилось! Я обязательно расскажу бабуле, как вы мне помогали! А вам от меня и от дедушки тоже по маленькому кленовому листочку на память. Пусть они у вас на груди сверкают и напоминают о сегодняшнем путешествии и о том, как вы меня выручили.
Ребятам раздаются булавочки с кленовыми листочками-пайетками.
- Пора домой возвращаться.
Дети встают в круг, машут осенними листочками, кружатся на месте, проговаривая:
Много листьев разных,
Жёлтых и красных!
Собрали листочки,
Встали в кружочек!
Мы руками взмахнём,
Прямо в класс попадём!
Итог занятия. Релаксация.
- Вот мы и вернулись из нашего путешествия. Понравилось ли вам бродить по ботаническому саду Акронтеля старшего? Что показалось самым интересным?
- Давайте на память о нашем путешествии создадим картину-настроение.
На картину, изображающую лесную полянку дети на магнитах приклеивают картинки с помощью которых пытаются передать свои чувства: радость - гриб-боровик, грусть - дождевая тучка, разочарование - мухомор, колокольчик - удивление.
Учитель просит некоторых ребят прокомментировать их выбор.