Букет из листьев разной формы

Задачи: ·         Знакомство с разнообразием растительного мира: деревьями, кустарниками и травами. Различение деревьев по форме листьев. ·         Введение терминов «предметы одинаковой формы», «предметы разной формы». ·         Формирование УУД: формирование навыков сравнения; слухового восприятия, произвольного внимания, связности и выразительности речи. Оборудование: по кабинету выложены три дорожки из осенних листьев, вырезанных из бумаги :красная, жёлтая, зелёная, которые ведут к  декора...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие в группе предшкольной подготовки

Тема: Букет из листьев разной формы

Задачи:

  • Знакомство с разнообразием растительного мира: деревьями, кустарниками и травами. Различение деревьев по форме листьев.

  • Введение терминов «предметы одинаковой формы», «предметы разной формы».

  • Формирование УУД: формирование навыков сравнения; слухового восприятия, произвольного внимания, связности и выразительности речи.

Оборудование: по кабинету выложены три дорожки из осенних листьев, вырезанных из бумаги :красная, жёлтая, зелёная, которые ведут к декорациям лесных деревьев, домика; Сорока, Белочка, Лиса Елиса, Кронтик; пазл «Дерево»; конверт с телеграммой от Кронтика, краски, кисточки на пальчик, карточки с нарисованными воском геометрическими фигурами; мешочек с муляжами орехов, грибов, шишек; магнитофон и аудиокассета с записью звуков леса; осенние листья, собранные детьми и педагогом заранее, некоторые из них наклеены на стены в разных местах класса; компьютер и булавочки с кленовыми листочками картина, изображающая лесную полянку, магнитики: гриб-боровик, дождевая тучка, мухомор, колокольчик.

Оргмомент. Игра «Собери пазл»

- Сегодня на занятии мы поговорим о… А о чём, вы узнаете сами, когда на доске из кусочков пазла соберёте общую картинку.

Дети складывают пазл, на котором изображено дерево, называют его.

- Что такое дерево? Как оно живёт?

Кто все части дерева верно назовёт.

Дети читают стихи и по очереди показывают части дерева.

Есть у дерева крепкие корни,

Глубоко схоронились в земле,

Чтобы дерево крепко стояло,

Чтоб от ветра оно не упало,

Чтобы ветви питаться могли.

Есть ствол, а на столе кора.

Если жара - укроет кора,

Ну а если сильный мороз -

Ствол защитит, чтобы он не замёрз.

Словно руки там и тут

Сучья от ствола растут.

Тонких веток, тонких веток,

Может, сразу миллион!

Листья звонкие на ветках

Шелестят со всех сторон.

- А как дерево появляется на свет? Что для этого нужно?

Этюд «Из семени - в дерево».

Сейчас мы с вами поиграем в одну очень интересную игру. Представьте себе, что вы - маленькое сморщенное семечко (дети сжимаются в комочек, прячут головки, закрывают их руками). Садовник поливает семена (учитель гладит их по головам и по плечам), ухаживает за ними. С лучами тёплого весеннего солнышка семечко начинает расти (дети приподнимаются). У него раскрываются листочки (руки тянутся вверх), стебелёк растёт (дети поднимаются). Появляются веточки с почками (руки в стороны, пальцы сжаты в кулачки). Наступает момент и почки лопаются (дети резко разжимают кулачки), росток превращается в прекрасное сильное дерево. Наступает лето, дерево хорошеет, любуется собой, улыбается деревьям-соседям и садовнику.

- Скажите, а какие изменения происходят с деревом осенью? Почему это происходит?

- Расскажите о том, что вы наблюдали.

Раздаётся стук в дверь. В классе появляется Сорока (кукла) с конвертом.

Сорока. Телеграмма! Телеграмма!

Я летела прямо-прямо,

Никого не замечала,

Не трещала, не болтала,

Прилетела точно я,

Ведь телеграмма срочная!

- Что ж, спасибо тебе, Сорока. От кого же эта телеграмма? От Кронтика. Давайте прочтём, что нам Кронтик пишет. Ребята, оказывается он заболел, сильно простудился и не может собрать букет из разных листьев на день рождения бабушки Кронтильды. Он просит нас о помощи. Вот только не сказал, какие же ему листья нужны. Только вместо этого прислал какие-то карточки из бумаги, кисточки и краски. Как вы думаете, зачем? (Предположения детей.)

- Наверное, он хочет, чтобы мы сами нарисовали листья, которые захотим собрать. Что ж попробуем.

Дети кисточками на пальчиках раскрашивают карточки, на которых проявляются заранее нарисованные воском геометрические фигуры: (круг, овал, треугольники разных видов, ромб, трапеции).

- Какие фигуры мы нарисовали? Как они называются? (геометрические)

- Попробуйте разделить эти фигуры на группы. Как можно это сделать? По какому признаку вы распределяли фигуры по группам? (По форме, по цвету).

- Назовите фигуры одинаковой формы. Перечислите фигуры разной формы.

- С фигурами, конечно, работать очень интересно, но нам пора спешить в ботанический сад, может быть, там нам удастся узнать, как помочь Кронтику.

Дети вместе с педагогом подходят к выложенной из вырезанных из бумаги жёлтых листиков дорожке.

В сад ведёт, наверно,

Жёлтая дорожка.

По дорожке друг за другом

Зашагают ножки!

Ребята друг за другом на цыпочках идут по этой дорожке, которая ведёт их к декорациям леса.

Упражнение «Лесные звуки».

- Вот мы и в ботаническом саду. Оглянитесь вокруг. Как здесь красиво! Давайте прислушаемся. (Звучит кассета с записью звуков леса.) Как много интересных звуков! Какие звуки вы услышали? (Дети дифференцируют и проговаривают услышанные звуки: пение птиц, шорох листвы, шум ветра, стук дятла и др.).

Упражнение «Листопад».

- А теперь встанем в круг. Опустите спокойно руки и закройте глаза.

Дети закрывают глаза. В это время педагог осыпает их осенними листьями, собранными заранее.

- Представьте, что на вас падает дождь из сотен и тысяч золотых осенних листочков. Откройте глаза, посмотрите на красоту и сочность их красок. Почувствуйте, как они пахнут. Попробуйте описать, чем они пахнут? (Свежестью, тёплой землёй, ветром и т.д.)

Дети вместе с педагогом подходят к выложенной из вырезанных из бумаги красных листиков дорожке, проговаривают:

А теперь идём мы

По красненькой дорожке.

По дорожке друг за другом

Зашагают ножки!

Ребята друг за другом на цыпочках идут по этой дорожке, подходят к ёлочке, в ветках которой спрятана кукла Белочка.

- Вот и наша первая лесная хозяйка. (Учитель надевает куклу на руку.) Давайте спросим у неё, как нам Кронтику помочь. Скажи, Белочка, как нам отыскать листочки, которые нужны нашему другу. Ведь он прислал нам только какие-то фигуры. Что делать? Посоветуй!

Белочка. Сначала я хочу проверить, насколько вы хорошо знаете растения, которые в лесу растут. Вот сыграйте со мной в игру «Пальчики-узнавальчики», если выиграете, я вам помогу, а нет…

- Ребята, мы обязательно справимся. Говори, Белочка, что надо делать.

Игра «Пальчики-узнавальчики».

Белочка даёт детям волшебный мешочек, в который сложены орехи, ягоды, грибы, они на ощупь должны определить, что это. Дети называют предметы. Рассказывают, как узнали, что в мешочке.

Белочка. Что ж, ребята, вы молодцы, с моим заданием справились легко. Значит, и загадку Кронтика отгадаете. Соберите разные листочки и сравните их с фигурами, которые вам Кронтик прислал. А мне некогда, надо ещё столько грибков собрать - зима впереди длинная, холодная, запасы делать надо. (Белочка убегает.)

- Куда же ты, Белочка? Давайте, ребята попробуем последовать её совету: соберём листочки.

Дети отыскивают приклеенные в разных местах класса осенние листочки.

Игра «Найди пару».

У одних детей в руках листики, у других фигуры, похожие по форме. Дети, сравнивая листочки и фигуры, объединяются в пары.

- Почему вы выбрали именно такие пары?

- У каждой фигуры есть пара? Есть ли лишние фигуры?

- Чего больше: листиков или фигур?

- Молодцы! Вы отлично справились. Вот сколько листиков собрали! Только как же нам к Кронтику попасть, мы же дороги не знаем и Белочка уже ускакала. Что делать? Ребята, смотрите, вон там, кажется, ещё кто-то под кустом спрятался.

Учитель из-за куста достаёт куклу Лисы, надевает её на руку.

- Да это же лиса Елиса! Она точно знает, где Кронтик живёт. Здравствуй, Елиса! Подскажи нам путь к Кронтику.

Лиса. Ну уж нет! Просто так я вас не пропущу! Сначала расскажите мне, что вы о деревьях уже знаете. Я смотрю, у вас листочков много собрано, а вот знаете ли вы, с каких они деревьев. Игра «С чьей ветки детки».

Лиса. Справились вы с моим заданием, молодцы! А не показалось ли вам что-то в дедушкиных загадках странным? Может, дерево какое-то лишнее туда попало?

- Лишний - кедр, у него не листья, а хвоинки.

- Вас не проведёшь! Так и быть, скажу вам, где Кронтика искать: если пойдёте по этой зелёной дорожке, прямо к его домику выйдете.

Дети вместе с педагогом подходят к выложенной из вырезанных из бумаги зелёных листиков дорожке, все вместе проговаривают:

К Кронтику спешим мы

Зелёненькой дорожкой.

По дорожке друг за другом

Зашагают ножки!

Ребята друг за другом на цыпочках идут по этой дорожке, которая ведёт их к декорации домик. Появляется Кронтик.

- Здравствуй, Кронтик! Мы принесли тебе листья, которые ты просил. Вот они.

Кронтик. Спасибо, ребята! Теперь у бабули будет настоящий букет ко дню рождения. Ребята, я хочу попросить вас помочь мне его собрать. Вот смотрите, какую я приготовил для листиков вазу. Помогите мне её заполнить листьями.

Аппликация из осенних листьев.

- Покажите мне, ребята, где центр листа. Где его правая сторона? Левая?

- Для работы нам понадобятся кленовые, дубовые, рябиновые и липовые листья. Покажите мне их и расскажите, с каких они деревьев. А на какие геометрические фигуры они похожи по форме?

- Наклейте, пожалуйста, в центре кленовый лист, справа от него два дубовых, слева - рябиновый, а над ним липовый.

Дети выполняют задания Кронтика.

Кронтик. Как красиво получилось! Я обязательно расскажу бабуле, как вы мне помогали! А вам от меня и от дедушки тоже по маленькому кленовому листочку на память. Пусть они у вас на груди сверкают и напоминают о сегодняшнем путешествии и о том, как вы меня выручили.

Ребятам раздаются булавочки с кленовыми листочками-пайетками.

- Пора домой возвращаться.

Дети встают в круг, машут осенними листочками, кружатся на месте, проговаривая:

Много листьев разных,

Жёлтых и красных!

Собрали листочки,

Встали в кружочек!

Мы руками взмахнём,

Прямо в класс попадём!

Итог занятия. Релаксация.

- Вот мы и вернулись из нашего путешествия. Понравилось ли вам бродить по ботаническому саду Акронтеля старшего? Что показалось самым интересным?

- Давайте на память о нашем путешествии создадим картину-настроение.

На картину, изображающую лесную полянку дети на магнитах приклеивают картинки с помощью которых пытаются передать свои чувства: радость - гриб-боровик, грусть - дождевая тучка, разочарование - мухомор, колокольчик - удивление.

Учитель просит некоторых ребят прокомментировать их выбор.


© 2010-2022