Урок биологии Класс Насекомые. особенности строения и жизнедеятельности 7 класс

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности.

Задачи: Способствовать расширению знаний о Типе Членистоногие, выявлению особенностей насекомых, позволивших им достаточно широко освоить нашу планету, приспособиться к самым разнообразным условиям обитания.

Создать условия для формирования умений узнавать изученных животных на таблицах, рисунках, сравнивать их между собой, выявлять черты приспособленности к среде обитания.

Оборудование: коллекция насекомых, табл. «Внутреннее и внешнее строение майского жука».

Технология - традиционная.

Тип урока - комбинированный.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  1. Многообразие ракообразных и паукообразных.

  2. Значение изученных классов членистоногих в природе и жизни человека.

Раки: 1) некрофаги (санитары); 2) пища для рыб и китообразных ; 3) пища для человека.

Пауки :1) хищники; 2) паразиты растений, животных , человека; 3) вызывают заболевания; 5) промежуточные хозяева плоских червей-паразитов.

  1. Актуализация субъектного опыта учащихся.

  1. Вспомните, из какого литературного произведения эти строки?

Корней Чуковский «Муха - цокотуха»

…тараканы прибегали, все стаканы выпивали…

…бабочка- красавица, кушайте варенье! Или вам не нравится наше угощенье?

…а букашки по три чашки…

…а усатый клоп, клоп сапогами топ-топ…

…эй, сороконожки, бегите по дорожке…

  1. Мотивация. На каждого человека приходится 250 млн. насекомых.

  2. Какова тема урока? Задачи урока. (Изображаю на переносной доске схему «О чем будем говорить на уроке»)

ЦЕЛЬ: выявить особенности строения и жизнедеятельности насекомых, позволивших им достаточно хорошо освоить биосферу и стать самым многочисленным классом животных.

  1. Изучение нового материала.

  1. Общая характеристика насекомых. (на каждый стол дается опорный конспект)

Насекомые.

Процветающий класс. Около 1 млн. видов.

Среда обитания - наземно-воздушная.

Тело сегментировано.

Глаза усы

сложные (реже простые) пластинчатые (жуки)

булавовидные (бабочки)

нитевидные (кузнечики)

Голова

Ротовой аппарат

Грызущий (стрекозы, кузнечики)

Сосущий (бабочки)

Колюще-сосущий (клопы)

Режуще-лижущий (слепни)

Лижущий (комнатная муха)


Грудь 3 пары конечностей

Бегательные (майский жук)

Плавательные (жук-плавунец)

Прыгательные (кузнечик)

Копательные (медведка)


По образу жизни

Хищники паразиты капрофаги фитофаги

Божья коровка вши навозники колорадский жук


  1. Внешнее строение насекомых.

Беседа по таблице: Какие части тела можно выделить? Какие органы расположены на голове, груди, брюшке?

Лабораторная работа «Внешнее строение насекомых». (выполняют по заранее подготовленной таблице).

Часть тела

Органы расположенные на части тела

Функция органов


3) Внутреннее строение насекомых. Беседа по рисункам учебника (стр.62) и продолжение заполнения таблицы «Тип Членистоногие»

-нервная система

  • органы чувств

  • пищеварительная система.

Кровеносная, дыхательная, выделительная - самостоятельно изучить по учебнику стр. 62

  1. Первичное закрепление знаний.

  1. Найдите в тексте учебника выделенные слова. Что они обозначают?

(рудименты, передне-, средне- , заднегрудь, дыхальца, крыло, надкрылья).

  1. Как устроена конечность насекомого?

Что представляет собой крыло?

Запись в тетрадях: Конечность - система подвижно соединенных рычагов. Крыло - двуслойная складка стенки тела.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Сравнить характеристику класса Насекомые с другими классами типа Членистоногие. Почему насекомые широко распространены на земном шаре?

Похожи : 1) двустороннесимметричны;

2)сегментированное тело;

  1. Хитиновый покров;

  2. Членистые конечности.

Распространены широко, потому что более высокоорганизованные, играют большую роль в жизни цветковых растений.

  1. Домашнее задание стр.61-63., составить кроссворд, придумать интересный вопрос.

  2. Итог работы.

  3. Рефлексия. «Я.- Мы - . Дело - .»









Приложение

Насекомые.

Процветающий класс. Около 1 млн. видов.

Среда обитания - наземно-воздушная.

Тело сегментировано.

Глаза усы

сложные (реже простые) пластинчатые (жуки)

булавовидные (бабочки)

нитевидные (кузнечики)

Голова

Ротовой аппарат

Грызущий (стрекозы, кузнечики)

Сосущий (бабочки)

Колюще-сосущий (клопы)

Режуще-лижущий (слепни)

Лижущий (комнатная муха)


Грудь 3 пары конечностей

Бегательные (майский жук)

Плавательные (жук плавунец)

Прыгательные (кузнечик)

Копательные (медведка)

Брюшко

По образу жизни

Хищники паразиты капрофаги фитофаги

Божья коровка вши жуки-навозники колорадский жук

Стрекоза блохи навозные мухи майский жук

Жук-плавунец


© 2010-2022