Программа курса по экологии Биоиндикация

В настоящее время особое внимание уделяется вопросу экологического воспитания и образования учащихся. При этом следует не только формировать научно - теоретические знания о природной среде и необходимость воспитания бережного отношения к природе в целом, но и содействовать развитию и совершенствованию практических умений и навыков, учащихся в проведении биологического мониторинга окружающей среды. Биологический мониторинг направлен на выявление и оценку состояния  биологических систем, которые ч...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа курса «Биоиндикация» 34 часа.



Пояснительная записка


Данная программа разработана с целью оказания методической помощи учителям и учащимся для проведения исследовательской работы по экологическому мониторингу окружающей среды.

Актуальность программы.

В настоящее время особое внимание уделяется вопросу экологического воспитания и образования учащихся. При этом следует не только формировать научно - теоретические знания о природной среде и необходимость воспитания бережного отношения к природе в целом, но и содействовать развитию и совершенствованию практических умений и навыков, учащихся в проведении биологического мониторинга окружающей среды.

Биологический мониторинг направлен на выявление и оценку состояния биологических систем, которые чутко реагируют на загрязнение окружающей среды. Некоторые растения и животные служат надежными индикаторами атмосферы и гидросферы, поэтому они достаточно часто применяются в биоиндикации. Сбор экологической информации по широкому кругу показателей состояния окружающей среды, анализ и прогноз результатов наблюдений будут способствовать приобретению практических умений и навыков учащихся.

В программу курса включены такие практические работы, для которых не требуется особого оснащения и сложных приборов и основаны на использовании преимущественно визуальных методов слежения за состоянием природы.

Программа курса носит примерный характер, она предполагает доработку, которую можно осуществить исходя из материальной базы школы и интересов учащихся.

Области применения программы

Данная программа объемом 34 часа и рассчитана на учащихся 7-9 классов. Она может быть реализована в средних общеобразовательных учреждениях при внеклассной работе. Некоторые практические работы учащихся могут быть использованы в качестве тем для внеклассной исследовательской работы, а результаты - как основа для докладов на школьных научных конференциях.

Организация работы по программе

В настоящее время базой для возможности реализации данной программы является методическая проработанность вопросов практической экологической оценки окружающей среды в школьном образовании и наличие ряда учебно-методических изданий, вошедших в федеральные и региональные комплекты. Теоретические и практические занятия предлагается проводить как в условиях кабинета, так и в форме полевого практикума.


Цели курса:

1. Развитие практических умений учащихся, формирование навыков практической оценки состояния окружающей среды;

2. Развитие исследовательских умений в области экологического образования;

3. Формирование экологического мышления учащихся


Задачи курса:

1. Познакомить с методиками проведения мониторинга окружающей среды с помощью биоиндикаторов;

2. Осуществить сбор, анализ и прогноз результатов мониторинга;

3. Подготовить выступления учащихся на школьной конференции по вопросам состояния окружающей среды.

Планируемые результаты

По окончании планируемого курса учащиеся должны знать:

  • современные проблемы экологии;

  • виды антропогенного воздействия на окружающую среду;

  • виды растений и животных, являющихся индикаторами состояния окружающей среды.

Учащиеся должны уметь:

  • планировать и проводить лабораторные опыты;

  • делать обработку результатов исследований, формулировать выводы;

  • сравнивать биологические объекты;

  • оценивать степень загрязненности воды, состояние чистоты воздуха и почвы, основываясь на показаниях растений и животных - биоиндикаторах;

  • работать самостоятельно и в группах;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (справочниках, научно - популярных изданиях, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях.

Формы контроля: собеседования, отчеты, презентации, подготовка выступлений и докладов.

Содержание курса

Тематическое планирование

Разделы программы

Количество

часов

Вводное занятие

1

Теоретическая часть

11

История взаимоотношений человека, общества и природы


Современные проблемы охраны природы


Влияние изменений экологической обстановки на животный и растительный мир планеты, нашего края


Виды антропогенного воздействия на окружающую среду.


Современное состояние и охрана атмосферы


Рациональное использование и охрана водных ресурсов


Почвенные ресурсы и их использование


Роль и значение мониторинга окружающей среды в сохранении природных комплексов. Виды мониторинга.


Биоиндикация. Животные и растения индикаторы.


Практическая часть


I. Биоиндикация загрязнения воздуха

9

Оценка состояния воздушной среды по лиственным растениям


Биоиндикация загрязнения воздуха с помощью хвои сосны


Исследование состояния атмосферы с помощью лишайников


Исследование состояния атмосферы по состоянию загрязненности снега


Оценка состояния степени загрязненности воздуха на пришкольной территории


II. Биоиндикация загрязнения водоемов

6

Определение степени загрязненности водоема: прозрачности, цветности воды визуальными методами


Биоиндикация водоема с помощью растений


Определение степени загрязнения водоема по беспозвоночным зооиндикаторам.


III. Биоиндикация загрязнения водоемов

2

Оценка засоленности почв городов по состоянию липы


Подведение итогов


Оформление экологических отчетов, работа над презентациями.

3

Выступления учащихся с отчетами .

2

Используемая литература:

1. Муравьёв А.Г. Программа по экологическому образованию Экологический мониторинг, факультативный курс для 9-11 классов. -С Пб. 1998

2. Муравьёв А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н.Экологический практикум, учебное пособие. С-Пб.: Крисмас+, 2003

3. Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

4. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химия и экология. - Нижегородский гуманитарный центр. 1994.

5. Экологическое образование: (Сборник программ по курсу экологии). - Нижний Новгород, 1993


© 2010-2022