- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии для 9 класса по программе Мамонтова, Сонина
Рабочая программа по биологии для 9 класса по программе Мамонтова, Сонина
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иванова Д.Л. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе программы основного общего образования по биологии 6-9 классов, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова для основной школы, 2010 г.
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс», авторы В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова, Дрофа, г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, 9 класс и реализует авторскую программу Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, Е.Т.Захаровой., входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010г. № 2080. Учебник «Биология. Общие закономерности. 9 класс» имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 9 классе в объеме 68 часов, 2 часа в неделю, что соответствует учебному плану МОБУ Ирбейская сош №2.
Цели и задачи
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи курса биологии:
-
развивать знания о живой природе;
-
формировать основополагающие понятия и опорные знания, необходимые для изучения других наук;
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового воспитания. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Обучающиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения предмета ученики должны:
называть
общие признаки живых организмов;
признаки царств живой природы;
причины и результаты эволюции;
приводить примеры
усложнения растений и животных в процессе эволюции;
природных и искусственных сообществ;
изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
характеризовать
строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
обмен веществ и превращение энергии;
роль ферментов и витаминов в организме;
особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
размножение, рост и развитие организмов;
вирусы как неклеточные формы жизни;
среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;
обосновывать
взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать
организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
сравнивать
• строение и функции клеток растений и животных;
• организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
применять знания
• о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
• о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
• о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
• о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
• о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы
• о клеточном строении организмов всех царств;
• о родстве и единстве органического мира;
• об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.
соблюдать правила
• приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
• бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
• здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями
СТРУКТУРА КУРСА.
Название темы
Количество часов
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле
24
Раздел 2. Структурная организация живых организмов
10
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов
5
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов
20
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии
11
Итоговая контрольная работа.
1
Итого
64
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ.
перечень контрольных работ
№
Тема
Кол-во часов
сроки
1
Годовая контрольная работа.
1
Лабораторные работы
№ п/п
Лабораторные работы, практические работы
Количество часов
Сроки
1
Лабораторная работа №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»
1
2
Лабораторная работа №2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора»
1
3
Лабораторная работа №3 «Изучение растительной и животной клетки под микроскопом»
1
4
Лабораторная работа №4 «Митоз в корешке лука»
1
5
Лабораторная работа №5 «Решение генетических задач и составление родословных».
1
6
Лабораторная работа №6 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой»
1
7
Лр7.Вегетативное размножение растений.
1
8
Лр8. Прорастание семян.
1
9
Лр9. Прямое и непрямое развитие насекомых.
1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 9 КЛАСС
№
урока
Раздел
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
По плану
По факту
-
Эволюция живого мира на Земле
24
Глава 1. Введение. Биология - наука о жизни
1
Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.
1
Глава 2. Развитие биологии в додарвиновский период.
2
2
Становление систематики
1
3
Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка
1
Глава 3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора
4
4
Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина
1
5
Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе
1
6
Учение Ч.Дарвина о естественном отборе
1
7
Формы естественного отбора
1
Глава 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора
4
8
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных
1
9
Лабораторная работа №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»
1
10
Забота о потомстве
1
11
Физиологические адаптации
1
Глава 5. Микроэволюция
3
12
Вид, его критерии и структуры
1
13
Лабораторная работа №2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора»
1
14
Эволюционная роль мутаций
1
Глава 6. Биологические последствия адаптаций. Макроэволюция
2
15
Главные направления эволюции
1
16
Общие закономерности биологической эволюции
1
Глава 7. Возникновение жизни на Земле
2
17
Современные представления о возникновении жизни
1
18
Начальные этапы развития жизни
1
Глава 8. Развитие жизни на Земле
5
19
Жизнь в архейскую и протерозойскую эру
1
20
Жизнь в палеозойскую эру
1
21
Жизнь в мезозойскую эру
1
22
Жизнь в кайнозойскую эру
1
23
Происхождение человека
1
2. Структурная организация живых организмов
10
Глава 9. Химическая организация клетки
2
24
Неорганические вещества, входящие в состав клетки.
1
25
Органические вещества, входящие в состав клетки.
1
Глава 10. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке
2
26
Пластический обмен. Биосинтез белков
1
27
Энергетический обмен
1
Глава 11. Строение и функции клеток
6
28
Прокариотическая клетка
1
29
Эукариотическая клетка
1
30
Лабораторная работа №3 «Изучение растительной и животной клетки под микроскопом»
1
31
Эукариотическая клетка. Ядро
1
32
Деление клеток.
Лабораторная работа №4 «Митоз в корешке лука»
1
33
Клеточная теория строения клеток
1
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов
5
Глава 12. Размножение организмов
2
34
Бесполое размножение
1
35
Половое размножение. Развитие половых клеток. Лабораторный практикум на компьютере.
1
Глава 13. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
3
36
Эмбриональный период развития
1
37
Постэмбриональный период развития
1
38
Общие закономерности развития. Биогенетический закон
1
4. Наследственность и изменчивость организмов
20
Глава 14. Закономерности наследования признаков
11
39
Основные понятия генетики
1
40
Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя
1
41
Первый закон Г.Менделя. Полное и неполное доминирование.
1
42
Второй закон Г.Менделя. Закон чистоты гамет.
1
43
Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.
1
44
Анализирующее скрещивание.
1
45
Сцепленное наследование генов.
1
46
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом
1
47
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом
1
48
Взаимодействие генов
1
49
Лабораторная работа №5 «Решение генетических задач и составление родословных».
1
Глава 15. Закономерности изменчивости
4
50
Наследственная (генотипическая) изменчивость
1
51
Наследственная (генотипическая) изменчивость
1
52
Фенотипическая изменчивость. Лабораторный практикум на компьютере.
1
53
Лабораторная работа №6 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой»
1
Глава 16. Селекция растений, животных и микроорганизмов
4
54
Центры многообразия и происхождения культурных растений
1
55
Методы селекции растений и животных.
1
56
Методы селекции растений и животных.
1
57
Селекция микроорганизмов
1
5. Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии
11
Глава 17. Биосфера, её структуры и функции
8
58
Структура биосферы.
1
59
Круговорот веществ в природе
1
60
История формирования сообществ живых организмов
1
61
Биогеоценозы и биоценозы
1
62
Абиотические факторы среды
1
63
Интенсивность действия факторов среды
1
64
Биотические факторы среды
1
65
Практическая работа «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»
1
66
Взаимоотношения между организмами.
1
Глава 18. Биосфера и человек
4
67
Природные ресурсы и их использование
1
68
Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.
1
69
Охрана природы и основы рационального природопользования.
1
70
Итоговая контрольная работа
1
Литература
Основная литература
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности: учебник для 9 класса средней школы. М.: Дрофа, любое издание.
Дополнительная литература
Цибулевский А.Ю. Биология. Общие закономерности. 9кл. :рабочая тетрадь к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафонавой, Н.И. Сонина «Биология. Общие закономерности» / А.Ю. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. - 5-е изд., стереотип.- М. :Дрофа, 2014.