Рабочая программа по биологии для 9 класса по программе Мамонтова, Сонина

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе программы основного общего образования по биологии 6-9 классов, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова для основной школы, 2010 г.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс», авторы В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова, Дрофа, г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, 9 класс и реализует авторскую программу Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, Е.Т.Захаровой., входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010г. № 2080. Учебник «Биология. Общие закономерности. 9 класс» имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 9 классе в объеме 68 часов, 2 часа в неделю, что соответствует учебному плану МОБУ Ирбейская сош №2.

Цели и задачи

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Задачи курса биологии:

  • развивать знания о живой природе;

  • формировать основополагающие понятия и опорные знания, необходимые для изучения других наук;

    Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового воспитания. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Обучающиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения предмета ученики должны:

называть

 общие признаки живых организмов;

 признаки царств живой природы;

 причины и результаты эволюции;

приводить примеры

 усложнения растений и животных в процессе эволюции;

 природных и искусственных сообществ;

 изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;

 наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;

характеризовать

 строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

 деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

 обмен веществ и превращение энергии;

 роль ферментов и витаминов в организме;

 особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

 дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

 иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

 размножение, рост и развитие организмов;

 вирусы как неклеточные формы жизни;

 среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

 природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

 искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;

обосновывать

 взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

 родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

 влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

 меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

 влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

 роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать

 организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;

 клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;

сравнивать

• строение и функции клеток растений и животных;

• организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;

применять знания

• о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

• о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

• о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

• о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

• о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

делать выводы

• о клеточном строении организмов всех царств;

• о родстве и единстве органического мира;

• об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.

соблюдать правила

• приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

• бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

• здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями

СТРУКТУРА КУРСА.

Название темы

Количество часов

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

24

Раздел 2. Структурная организация живых организмов


10

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

20

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

11

Итоговая контрольная работа.

1

Итого

64

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ.

перечень контрольных работ

Тема

Кол-во часов

сроки

1

Годовая контрольная работа.

1


Лабораторные работы

№ п/п

Лабораторные работы, практические работы

Количество часов

Сроки

1

Лабораторная работа №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

1

2

Лабораторная работа №2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора»

1

3

Лабораторная работа №3 «Изучение растительной и животной клетки под микроскопом»

1

4

Лабораторная работа №4 «Митоз в корешке лука»

1

5

Лабораторная работа №5 «Решение генетических задач и составление родословных».

1

6

Лабораторная работа №6 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой»

1

7

Лр7.Вегетативное размножение растений.

1

8

Лр8. Прорастание семян.

1

9

Лр9. Прямое и непрямое развитие насекомых.

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 9 КЛАСС


урока

Раздел

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

По плану

По факту

  1. Эволюция живого мира на Земле

24




Глава 1. Введение. Биология - наука о жизни



1

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

1



Глава 2. Развитие биологии в додарвиновский период.

2



2

Становление систематики

1


3

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

1



Глава 3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора


4


4

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина

1


5

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе

1


6

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе

1


7

Формы естественного отбора

1



Глава 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора


4


8

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных

1


9

Лабораторная работа №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»


1


10

Забота о потомстве

1


11

Физиологические адаптации

1



Глава 5. Микроэволюция

3


12

Вид, его критерии и структуры

1


13

Лабораторная работа №2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора»

1


14

Эволюционная роль мутаций

1



Глава 6. Биологические последствия адаптаций. Макроэволюция

2


15

Главные направления эволюции

1


16

Общие закономерности биологической эволюции

1



Глава 7. Возникновение жизни на Земле

2


17

Современные представления о возникновении жизни

1


18

Начальные этапы развития жизни

1



Глава 8. Развитие жизни на Земле

5


19

Жизнь в архейскую и протерозойскую эру

1


20

Жизнь в палеозойскую эру

1


21

Жизнь в мезозойскую эру

1


22

Жизнь в кайнозойскую эру

1


23

Происхождение человека

1


2. Структурная организация живых организмов

10




Глава 9. Химическая организация клетки

2


24

Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

1


25

Органические вещества, входящие в состав клетки.

1



Глава 10. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

2



26

Пластический обмен. Биосинтез белков

1


27

Энергетический обмен

1



Глава 11. Строение и функции клеток

6


28

Прокариотическая клетка

1


29

Эукариотическая клетка

1


30

Лабораторная работа №3 «Изучение растительной и животной клетки под микроскопом»


1


31

Эукариотическая клетка. Ядро

1


32

Деление клеток.

Лабораторная работа №4 «Митоз в корешке лука»

1


33

Клеточная теория строения клеток

1


3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

5




Глава 12. Размножение организмов

2


34

Бесполое размножение

1


35

Половое размножение. Развитие половых клеток. Лабораторный практикум на компьютере.

1



Глава 13. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

3


36

Эмбриональный период развития

1


37

Постэмбриональный период развития

1


38

Общие закономерности развития. Биогенетический закон

1


4. Наследственность и изменчивость организмов

20




Глава 14. Закономерности наследования признаков


11


39

Основные понятия генетики

1


40

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя

1


41

Первый закон Г.Менделя. Полное и неполное доминирование.


1


42

Второй закон Г.Менделя. Закон чистоты гамет.

1


43

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.

1


44

Анализирующее скрещивание.

1


45

Сцепленное наследование генов.

1


46

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

1


47

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

1


48

Взаимодействие генов

1


49

Лабораторная работа №5 «Решение генетических задач и составление родословных».


1


Глава 15. Закономерности изменчивости

4


50

Наследственная (генотипическая) изменчивость

1


51

Наследственная (генотипическая) изменчивость

1


52

Фенотипическая изменчивость. Лабораторный практикум на компьютере.

1


53

Лабораторная работа №6 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой»

1



Глава 16. Селекция растений, животных и микроорганизмов

4



54

Центры многообразия и происхождения культурных растений

1


55

Методы селекции растений и животных.

1


56

Методы селекции растений и животных.

1


57

Селекция микроорганизмов

1


5. Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии

11




Глава 17. Биосфера, её структуры и функции


8


58

Структура биосферы.

1


59

Круговорот веществ в природе

1


60

История формирования сообществ живых организмов

1


61

Биогеоценозы и биоценозы

1


62

Абиотические факторы среды

1


63

Интенсивность действия факторов среды

1


64

Биотические факторы среды

1


65

Практическая работа «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

1


66

Взаимоотношения между организмами.

1



Глава 18. Биосфера и человек

4


67

Природные ресурсы и их использование

1


68

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

1


69

Охрана природы и основы рационального природопользования.

1


70

Итоговая контрольная работа

1



Литература

Основная литература

Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности: учебник для 9 класса средней школы. М.: Дрофа, любое издание.

Дополнительная литература

Цибулевский А.Ю. Биология. Общие закономерности. 9кл. :рабочая тетрадь к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафонавой, Н.И. Сонина «Биология. Общие закономерности» / А.Ю. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. - 5-е изд., стереотип.- М. :Дрофа, 2014.

© 2010-2022