Рабочая программа по биологии 10 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по курсу «Биология» 10 класса составлена на основе федерального компонента  государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы среднего (полного)  общего образования по биологии, а также программы курса биологии для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений (автор В.В. Пасечник, 2009 г). Включает в себя следующие разделы: пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, п...
Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по биологии 10 класс (базовый уровень)

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 135




«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 135

____________Т.В.Коробкова

«____»___________20­­___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по БИОЛОГИИ (базовый уровень)

(название курса)

10 класс

УМК: Каменский А.А. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - 7-е изд., стереотип - М.: Дрофа, 2011. - 367 с.

Составитель: Тростина Ольга Владимировна, учитель биологии

(ФИО учителя, преподаваемый предмет)









2014/ 2015 учебный год



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Биология» 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии, а также программы курса биологии для учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений (автор В.В. Пасечник, 2009 г).

Курс « Общая биология» продолжает изучение биологии в общеобразовательном учреждении и направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 35 часов (1 час в неделю).

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне в 10-ом классе составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюции. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Основы цитологии», «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Основы генетики», «Генетика человека».

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Каменский А.А. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 367 с.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентации.

Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Изучение курса «Биология» в 10 - 11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач.

Количество учебных часов - 34 (1 час в неделю).

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

В результате изучения биологии 10 класса ученик должен

знать/понимать

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся

1.Общедидактические

Оценка «5» ставится в случае:

1.Знания, понимания, глубины усвоения учащимися всего объёма программного материала.

2.Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае:

1. Знания всего изученного программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится в случае:

1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.

2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится в случае:

1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.

2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «1» ставится в случае:

1. Нет ответа.

2. Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся за устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка «1» ставится в случае:

1. Нет ответа.

Примечание. По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.

3. Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта. 2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Правильно выполняет не менее половины работы.

2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.

2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «1» ставится в случае:

1. Нет ответа.

Примечание: Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте - оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.

4. Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся за практические и лабораторные работы.

Оценка «5» ставится, если:

1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений.

2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

Оценка «1» ставится в случае:

1.Нет ответа.

5. Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся за наблюдением объектов.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.

3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.

3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.

2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.

3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.

3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

Оценка «1» ставится в случае:

1.Нет ответа.

Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.

Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.

Грубыми считаются ошибки:

- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;

- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;

- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;

- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;

- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;

- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;

- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым относятся ошибки:

- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-3 из этих признаков второстепенными;

- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;

- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;

- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

- нерациональные методы работы со справочной литературой;

- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочётами являются:

- нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;

- арифметические ошибки в вычислениях;

- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;

- орфографические и пунктуационные ошибки.


5. Содержание учебного предмета, курса

На изучение курса «Биология: Общая биология» в 10 классе отводится 34 учебных часа (1 час в неделю).

РАЗДЕЛ 1. Биология как наука. Методы научного познания (4 часа)

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии (2 часа)

Объект изучения биологии - живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи (2 часа)

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

Демонстрация: Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы».

РАЗДЕЛ 2. Клетка (10 часов)

Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория (1 час)

Развитие знаний о клетке (Р. Гун, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии.

Тема 2.2. Химический состав клетки (4 часа)

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке.

Тема 2.3. Строение клетки (3 часа)

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом.

Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке (1 час)

ДНК - носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Тема 2.5. Вирусы (1 час)

Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Демонстрация схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Строение вируса», «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК ».

Лабораторные и практические работы:

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. Сравнение строения клеток растений и животных. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

РАЗДЕЛ 3. Организм (16 часов)

Тема 3.1. Организм - единое целое. Многообразие живых организмов

Организм - единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы.

Тема 3.2. Обмен веществ и превращения энергии - свойство живых организмов

Обмен веществ и превращения энергии - свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерии.

Тема 3.3. Размножение

Размножение - свойство организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Тема 3.4. Индивидуальное развитие организма (онтогенез)

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Тема 3.5. Наследственность и изменчивость

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Тема 3.6. Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология

Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

• Демонстрация: схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Многообразие организмов», «Обмен веществ и превращения энергии в клетке», «Фотосинтез», «Деление клетки (митоз, мейоз)», «Способы бесполого размножения», «Половые клетки», «Оплодотворение у растений и животных», «Индивидуальное развитие организма», «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Перекрест хромосом», «Неполное доминирование», «Сцепленное наследование», «Наследование, сцепленное с полом», «Наследственные болезни человека», «Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность», «Мутации», «Модификационная изменчивость», «Центры многообразия и происхождения культурных растений», «Искусственный отбор», «Гибридизация», «Исследования в области биотехнологии».

• Лабораторные и практические работы:

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Составление простейших схем скрещивания.

Решение элементарных генетических задач.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

6. тематическое планирование

урока

Наименования

разделов и тем

Количество

часов

Плановые сроки

прохождения

Скорректированные сроки

прохождения

Домашнее задание


1(1)

Раздел 1.

Биология как наука. Методы научного познания.

Краткая история развития биологии.


4 ч.

1





§ 1

2(2)

Методы исследования в биологии

1



§ 2

3(3)

Сущность жизни и свойства живого

1



§ 3

4(4)

Уровни организации живой материи

1



§ 4


5(1)

Раздел 2. Клетка

Методы цитологии. Клеточная теория. Химический состав клетки

14 ч.


1





§ 5, 6

6(2)

Вода и минеральные вещества, их роль в клетке

1



§ 7, 8

7(3)

Углеводы и липиды и их роль в жизнедеятельности клетки

1



§ 9, 10

8(4)

Строение и функции белков

1



§ 11

9(5)

Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки

1



§ 12, 13

10(6)

Обобщение по теме «Химический состав клетки»

1



11(7)

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

1



§ 14, 15

12(8)

Строение клетки. Эндоплазматическая сеть (ЭПС). Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

1



§ 16, 17

13(9)

Строение клеток. Лабораторная работа № 1: «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и животных».

1



§ 18, 19

14(10)

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

1



§ 20

15(11)

Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке

1



§ 21, 22

16(12)

Обобщение по теме «Клетка - структурная единица»

1




17(13)

Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез.

Хемосинтез.

1

январь


§23 - 25

18(14)

Пластический обмен. Биосинтез белков.

1



§ 26, 27


19(1)

Раздел 3. Организм

Жизненный цикл клетки. Способы деления клетки. Митоз. Амитоз.

15 ч.

1





§ 28, 29

20(2)

Способы деления клетки. Мейоз.

1



§ 30

21(3)

Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Половое размножение.

1



§ 31, 32

22(4)

Развитие половых клеток. Оплодотворение.

1



§ 33, 34

23(5)

Онтогенез - индивидуальное развитие организмов. Периоды развития. Лабораторная работа №2: "Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства".

1



§ 35 - 37

24(6)

Становление генетики как науки. Основные генетические законы.

1



§ 38, 39

25(7)

Множественные аллели. Скрещивание: дигибридное, моногибридное. Лабораторная работа №3: "Составление простейших схем скрещивания"

1



§ 40, 41

26(8)

Лабораторная работа №4: "Решение элементарных генетических задач".

1




27(9)

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов.

1



§ 42, 43

28(10)

Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола.

1



§ 44, 45

29(11)

Изменчивость организмов.

1



§ 46

30(12)

Виды мутаций. Причины мутаций.

1



§ 47, 48

31(13)

Обобщение по теме «Основы генетики»

1




32(14)

Методы исследования генетики человека

1



§ 49

33(15)

Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.

1



§ 50, 51

34(1)

Обобщение и повторение по курсу «Биология: Общая биология» 10 класс

1 ч.





Итого:

34 ч.






7. Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение дисциплины "БИОЛОГИЯ"

Учебно-методическое обеспечение


  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии. - официальные документы в образовании, 2005, №4.

  2. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника / авт.-сост. Г. М. Пальдяева.- М.: «Дрофа», 2009.- 92, [4] c.

  3. Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 кл. - 7-е изд. - Москва: «Дрофа», 2010.

  4. Галушкова Н. И. Биология. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. - Волгоград: учитель, 2007.

  5. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. - М.: «Дрофа», 2007.

  6. Латюшин В. В., Шапкин В.А. Биология. Животные. Учебник для 7 кл. общеобразовательных учебных заведений - М.: Дрофа, 2007.

  7. Пепеляева О. А., Сунцова И. В. Биология. 7 класс. Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х., Латюшина В.В., Шапкина В.А. и др. - М.: ВАКО, 2004.

  8. Экология животных: Пособие для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы / Под ред. профессора В.Н. Яценко. - Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007.

  9. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек: учебник для 8 кл. общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2007.

  10. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.Биология. Введение в общую биологию и экологию: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 2005.

  11. Каменский А.А. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - 7-е изд., стереотип - М.: Дрофа, 2011. - 367 с.

Таблицы

РАСТЕНИЯ

  1. Увеличительные приборы

  2. Растительная клетка

  3. Развитие проростка со стержневой корневой системой

  4. Развитие проростка с мочковатой корневой системой

  5. Корневые системы и условия обитания

  6. Внутреннее строение корня

  7. Видоизменения корней, корнеплоды

  8. Внешнее строение листа

  9. Листья простые и сложные

10. Листорасположение

11. Микроскопическое строение листа

12. Покровная ткань листа. Устьица

13. Выделение кислорода в процессе фотосинтеза

14. Листопад

15. Почки, их строение

16. Развитие побега из почки

17. Внутреннее строение стебля липы

18. Строение древесины и луба

19. Видоизмененные побеги

20. Жизненные формы растений

РАСТЕНИЯ. СИСТЕМАТИКА

  1. Классификация растений

  2. Семейство крестоцветных

  3. Семейство розоцветных

  4. Семейство бобовых

  5. Семейство пасленовых

  6. Семейство сложноцветных

  7. Семейство лилейных

  8. Семейство злаковые

  9. Одноклеточные водоросли

  10. Многоклеточные водоросли

  11. Зеленый мох, кукушкин лен

  12. Мох сфагнум

  13. Папоротник, щитовник мужской

  14. Хвощ и плаун

  15. Сосна обыкновенная

  16. Схема развития покрытосеменного растения

  17. Бактерии

  18. Шляпочные грибы (замена)

  19. Плесневые грибы, дрожжи

  20. Грибы - паразиты

  21. Лишайники

ЖИВОТНЫЕ

  1. Схема развития животного мира

  2. Тип простейшие

  3. Тип кишечнополостные (гидра)

  4. Тип кишечнополостные, морская звезда

  5. Морские губки, китообразные

  6. Тип кольчатые черви (дождевой червяк)

  7. Тип плоские черви (бычий цепень), класс ресничные черви, класс сосальщики

  8. Класс ресничные черви, класс сосальщики

  9. Печеночный сосальщик

  10. Бычий цепень

  11. Многообразие паразитических червей

  12. Класс двустворчатые

  13. Тип моллюски (многообразие)

  14. Развитие хордовых (ланцетник)

  15. Тип членистоногие. Отряды чешуекрылые, двукрылые, перепончатокры лые, прямокрылые

  16. Тип членистоногие (майский жук)

  17. Внешнее строение рыбы

  18. Внешнее строение лягушки

  19. Тип хордовые. Класс млекопитающие. Собака.

20. Тип хордовые. Строение головного мозга

ЖИВОТНЫЕ (новый комплект)

1. Простейшие, или одноклеточные

2. Кишечнополостные

3. Плоские, круглые и кольчатые черви

4. Моллюски

5. Членистоногие

6. Членистоногие. Класс насекомые

7. Рыбы

8. Земноводные, или Амфибии

9. Пресмыкающиеся, или Рептилии

10. Птицы

11. Млекопитающие, или Звери: особенности, классификация

12. Млекопитающие, или Звери: разнообразие и значение

ЖИВОТНЫЕ (демонстрационные материалы)

1. Обыкновенная амеба

2. Амеба вытянута, псевдоподии укорочены

3. На цитоплазме амебы обозначена перетяжка, ядро вытянуто

4. Почти полное разделение клетки амебы

5. Две дочерние клетки амебы

6-7. Схема продольного разреза гидры

8. Стрекательная клетка гидры

9. Нервная клетка гидры

10. Пищеварительная клетка гидры

11. Кожномускульная клетка гидры

12. Интерстициальная клетка гидры

13. Яйцеклетка гидры

19. Зародыш гидры на стадии восьми бластомеров

20. Гаструла гидры

21-22. Схема продольного разреза гидры

23. Схема продольного разреза гидры (формирование почки)

24. Схема продольного разреза гидры в стадии образования щупалец и рта у дочерней гидры

25. Схема продольного разреза гидры на стадии отделения дочерней гидры

26. Схемы продольных разрезов материнской и дочерней гидр

27. Печеночный сосальщик в теле коровы

28. Яйца печеночного сосальщика

29. Мироцидий печеночного сосальщика

30. Редия печеночного сосальщика в теле малого прудовика

31. Церкария печеночного сосальщика

32. Адолескария печеночного сосальщика

33. Циста печеночного сосальщика

34. Личинка и финна бычьего цепня в теле коровы

35. Развитие финны и бычий цепень в теле коровы

36. Зрелый членик бычьего цепня с яйцами

38. Большой прудовик

39. Беззубка

40. Осьминог

50. Клоп - вредная черепашка

51. Капустная белянка

52. Комнатная муха

53. Медоносная пчела

58. Дневной павлиний глаз

59. Траурница

60. Оплодотворенная икра речного окуня

61. Икринка речного окуня с заметным зародышевым диском

62. Икринка речного окуня с зародышем

63. Личинка речного окуня с желточным мешком.

64. Малек речного окуня

65. Речной окунь

66. Схема строения сердца рыбы

67. Схема кровеносной системы рыбы

68. Схема строения головного мозга рыбы

69. Звездчатый скат

70. Голубая акула

71. Севрюга

72. Сазан

73. Атлантическая сельдь

74. Латимерия

75. Оплодотворенная икра лягушки

76. Икринка лягушки с зародышем

82. Схема строения сердца земноводного

85. Озерная лягушка

88. Схема строения сердца пресмыкающегося

89. Схема кровеносной системы пресмыкающихся

90. Схема строения головного мозга пресмыкающегося

91. Прыткая ящерица

92. Степная черепаха

93. Нильский крокодил

94. Куриное яйцо (в разрезе)

95. Эмбрион курицы (3 дня)

96. Эмбрион курицы (6 дней)

97. Эмбрион курицы (9 дней)

98. Эмбрион курицы (18 дней)

99. Цыпленок

100. Схема строения сердца птицы

101. Схема кровеносной системы птицы

102. Схема строения головного мозга птицы

103. Императорский пингвин

104. Африканский страус

105. Белый аист

106. Обыкновенная кряква

107. Пустельга

108. Рябчик

109. Серый журавль

114. Буроголовая гаичка

115. Голубая лазоревка

116. Домовый воробей

117. Полевой воробей

122. Схема строения сердца млекопитающего

123. Схема кровеносной системы млекопитающего

124. Схема строения головного мозга млекопитающего

125. Утконос

126. Гигантский кенгуру

127. Европейский крот

128. Рыжая вечерница

133. Обыкновенный дельфин

134. Кабан

135. Дикий осел

136. Обыкновенный шимпанзе

137. Рыжая лисица

141. Африканский лев

142. Уссурийский тигр

143. Бурый медведь

144. Белый медведь

150. Скелет передней конечности кистеперой рыбы

151. Скелет передней конечности лягушки

152. Скелет передней конечности ящерицы

153. Скелет передней конечности птицы

162. Куры феникс

163. Московские черные куры

164. Деревенская ласточка

165. Ископаемая рыба

ЧЕЛОВЕК

1. Ткани

2. Система пищеварения

3. Кожа

4. Плод

5. Соматическая нервная система

6. Зрительный анализатор

7. Слуховой анализатор

8. Обонятельный анализатор

ЧЕЛОВЕК (таблицы на ткани)

1. Ткани

6. Схема рефлекса

9. Череп

10. Скелет

11. Скелетные мышцы

12. Строение костей, типы соединения

13. Вывихи, переломы

14. Круги кровообращения

16. Кровеносная система

17. Работа сердца при нагрузке, в покое

18. Сердце

19. Фазы работы сердца

24. Работа пищеварительных желез

25. Витамины

27. Пищеварительные железы

28. Камера для изучения условных рефлексов

30. Органы выделения

31. Обонятельные и вкусовые анализаторы

32. Схема строения нервной системы

33. Головной мозг

34. Кожный анализатор

ТАБЛИЦЫ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ

  1. Развитие зародыша

  2. Ароморфоз. Ход эволюции

  3. Австралийская область - заповедник реликт. форм

  4. Некоторые органоиды клеток (митохондрии)

  5. Ископаемые люди

  6. Предшественники человека (австралопитеки)

  7. Энергообеспечение клетки

  8. Деление клеток (митоз)

  9. Мейоз (сперматогенез, овогенез)

  10. Индивидуальное развитие хордовых

  11. Модификационная изменчивость

  12. Сообщество тундры, смешанного леса

  13. Сообщество степи, водное сообщество

  14. Охраняемые территории. Охрана почв от эрозии

  15. Влияние человека на обитателей поля пшеницы. Влияние ядохимикатов на сообщество почвы

  16. Центры происхождения культурных растений

  17. Строение клетки

ТАБЛИЦЫ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ

ГЕНЕТИКА

  1. Сцепленное наследование. Генетическая рекомбинация при сцеплении

  2. Дигибридное скрещивание (15). Строение ДНК

  3. Мутационная изменчивость растений

  4. Мутационная изменчивость животных

  5. Моногибридное наследование

  6. Генетический код. Гаметогенез

  7. Выведение украинской степной белой свиньи

  8. Индивидуальные наборы хромосом

  9. Полиплоидия у растений

  10. Взаимодействие генов. Множественные аллели

  11. Доминантное и рецессивное наследование у человека. Генный баланс пола

  12. Типы хромосом. Генетические и цитологические карты хромосом

  13. Множественные аллели. Наследственность, сцепленная с полом гемофилия

  14. Мутации дрезофиллы. Доминирование

  15. Дигибридное скрещивание

  16. Полиплоидия (9). Митоз

  17. Генотип и среда. Полиплоидия

  18. Нерасхождение х - хромосом. Мутации

  19. Хромосомное определение пола

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ. ТАБЛИЦЫ НА ТКАНИ

  1. Строение животной клетки

  2. Схема строения клеток прокариота

  3. Вирусы

  4. Редупликация ДНК

  5. Генетический код

  6. Энергообеспечение клетки

  7. Фотосинтез

  8. Биосинтез белка

  9. Двойное оплодотворение

10. Взаимодействие частей зародыша

11. Моногибридное скрещивание

12. Хромосомный механизм определения пола

13. Мутации

14. Центры многообразия видов

15. Полиплоидия

16. Методы работы Мичурина

17. Биоценоз пресного водоема

18. Биоценоз (растительные ярусы и животные населяющие биоценоз)

19. Зарастание водоема

20. Биосфера

21. Энергетический обмен углеводов

22. Индивидуальное развитие хордовых

Информационно-коммуникационные средства

  1. Мультимедийные обучающие программы;

  2. Электронная энциклопедия;

  3. Комплект видеофильмов

Технические средства обучения

  1. Компьютер

  2. Мультимедийное оборудование

  3. Интерактивная доска

«Рассмотрено на МО»

Протокол от «____» _______ 20___ г. № ____

«Согласовано»

Зам. директора______________

«___» ______________20 ____ г.

© 2010-2022