Конспект урока биологии в 8 классе на тему Пищеварение в ротовой полости

Учебник Н. И. Сонин. Биология. Человек. Цель урока:  Изучение особенностей строения ротовой полости и пищеварения в ротовой полости. Задачи урока: 1.     Образовательные: ¾   Выявить особенности строения ротовой полости: строение зубов, типов зубов, слюнные железы, роль языка в процессе пищеварения; ¾   Раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов, нервно-гуморальную регуляцию этих процессов ¾   Обобщить знания о строении пищеварительной системы позвоночных  и беспозвоночных ж...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости.

Цель урока: Изучение особенностей строения ротовой полости и пищеварения в ротовой полости.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • Выявить особенности строения ротовой полости: строение зубов, типов зубов, слюнные железы, роль языка в процессе пищеварения;

  • Раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов, нервно-гуморальную регуляцию этих процессов

  • Обобщить знания о строении пищеварительной системы позвоночных и беспозвоночных животных



  1. Развивающие:

  • Продолжить формировать умения сравнивать, анализировать, делать выводы

  • Продолжить формировать умения определять причинно-следственные связи

  • Продолжить формировать умения работать с микролабораторией

  • На примере лабораторной работы продолжить формировать навыки исследовательской деятельности

  1. Воспитательные:

  • Формировать научное мировоззрение;

  • Продолжить формировать умения слушать мнения одноклассников, работая в микрогруппе

  • Продолжить формировать бережное отношение к своему здоровью

Формирование УУД:

  1. Познавательные:

  • Осознанно и произвольно строить сообщения исследовательского характера в устной и письменной форме

  • Осуществлять рефлексию способов и условий действий

  • Продолжить формировать умения анализировать информацию и переводить ее в текстовую форму

  • Продолжить формировать умения выделять причинно-следственные связи

  1. Коммуникативные:

  • Продолжить формировать умения ставить вопросы, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

  • Продолжить формирование умений выражать свои мысли и идеи

  1. Регулятивные:

  • Продолжить формировать умения формулировать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата с поставленной задачей

  1. Личностные:

  • Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию

  • Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать особенности строения пищеварительной системы человека

  • Знать строение зубов и их роль в процессе пищеварения

  • Определять роль языка и работу слюнных желез в процессе пищеварения

  • Уметь готовить раствор слюны и выполнять опыты с ним по изучению деятельности ферментов

Метапредметные:

  1. Регулятивные:

  • Самостоятельно определять цель учебной деятельности;

  • Предвидеть возможности конкретного результата;

  • Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели

  1. Коммуникативные:

  • Обсуждать в микрогруппе информацию

  • Выражать свои мысли, идеи

  1. Познавательные:

  • Работать с различными источниками информации;

  • Работать с информационными текстами

  1. Личностные:

  • Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

  • Оценивать собственный вклад в работу групп

  • Уметь ценить свое здоровье

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы обучения: частично- поисковые, исследовательские

Информационно-технологические ресурсы: учебник биологии, компьютер, интерактивная доска, проектор, система опроса Verdict, торс человека, модель зуба, таблицы «Строение органов пищеварения», «Зубы», чашки Петри, раствор йода, сухой бинт, индикаторная бумажка, ватные палочки

Технологии обучения: элементы исследовательской деятельности, информационные технологии, элементы дифференцированного обучения

Тип урока: комбинированный













Содержание урока:



Этапы урока

Деятельность учителя

Прогнозируемая деятельность учеников

Методический комментарий

I Организационный момент.

Взаимное приветствие учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку. Создание психологической установки на работу:

- Я хочу призвать вас в ходе общения не бояться высказывать свое мнение, не комплексовать, не подавлять инициативу товарища, стараться быть активными и получить удовольствие от работы.

Учащиеся демонстрируют готовность к работе.

Создание атмосферы взаимного понимания и сотрудничества, настрой учащихся на продуктивную деятельность.

II Проверка домашнего задания

  1. На столах у вас лежат карточки. Выполните задание: заполнить таблицу

    Продукты растительного происхождения

Продукты животного происхождения

Устный опрос по теме «Органы пищеварительной системы и их функции»

Работа с вопросами из рубрики «Подумайте»

Учащиеся с низкими способностями работают по карточкам, заполняя схемы.

Учащиеся со средними способностями участвуют в устном опросе

Учащиеся с высокими учебными способностями выполняют задание из рубрики «Подумайте»

Проверка уровня усвоения материала о классификации растений и их характерных признаках

III Постановка исследовательских задач.

Мы продолжаем изучать Пищеварительную систему. Прослушайте исторический факт Ещё в Древней Индии применяли "испытание рисом". На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен.

А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Почему?

Пожуйте долго кусочек ржаного хлеба. Что вы ощущаете? Какой вкус? Почему во рту появился сладкий вкус?

Тема урока: Пищеварение в ротовой полости

Давайте определим цели урока (слайд 6):

  • Изучить строение ротовой полости: строение зубов, типы зубов

  • Рассмотреть процессы пищеварения в ротовой полости

  • Определить какое значение играют слюнные железы

  • Получить удовольствие от работы

Учащиеся приходят к выводу, что на уроке пойдет речь о пищеварении в ротовой полости. Высказывают свое мнение по данным вопросам

Записывают тему урока.

Формулируют цели урока

Ученики осуществляют личное принятие цели урока.

Ученики осознают образовательную ситуацию урока, отвечают на вопросы: «Согласно чему я должен действовать? Знаю ли я как мне действовать? Есть ли у меня способы и правила действия?»





Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

















IVАктуализация знаний учащихся.



Интеллектуальная разминка.

Внимательно рассмотрите рисунки. Назовите и покажите органы пищеварительной системы изображенных животных, какие эволюционные преобразования наблюдаются у животных.

Вспомните дифференцировку зубов у млекопитающих. С какой целью необходима механическая обработка пищи?

Учащиеся работают в парах





Ответ учащихся: у плоских червей пищеварительная система несквозного типа, у круглых, кольчатых, членистоногих- сквозного. У пауков внеполостное пищеварение, у рыб есть пищеварительная железа печень.



Обозначение образовательного объекта урока, создание необходимой образовательной среды.

V Изучение нового материала



  1. Изучение строения ротовой полости

  2. Строение зубов, типы зубов (групповая работа учащихся) Задание для 1 группы: изучить особенности строения зуба. Задание для 2 группы: определить дифференцировку зубов и выявить ее значение. Задание для 3 группы учащихся: изучить болезни зубов и их профилактику

  3. Изменение пищи в ротовой полости. Роль слюнных желез и языка. «Вот-те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!» - говорил так о слюне великий русский физиолог Иван Петрович Павлов. Действительно, жидкость, которой в сутки у человека выделяется около двух литров, является уникальной и выполняет много важных функций. Слюна на 99,5% состоит из воды, имеет слабощелочную реакцию, а еще в ее состав входят бактерицидные вещества, которые убивают бактерии, попадающие с пищей, слизь, которая способствует формированию пищевого комка, и легкому продвижению его по пищеводу. Какие еще вещества содержит слюна? Прежде чем приступить к эксперименту, давайте вспомним, как можно в продуктах обнаружить крахмал? Какова качественная реакция на него?

  4. Выполнение лабораторной работы «Строение ротовой полости. Действие ферментов слюны на крахмал». Парная работа:

Цель: изучить строение ротовой полости и действия фермента слюны на крахмал

Оборудование: чашки Петри, раствор йода, сухой бинт, индикаторная бумажка, ватные палочки

Ход работы:

Определение положения околоушной слюнной железы. Нажмите на щеки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон. Почувствуете, как во рту появляется слюна.

Определение места положения подчелюстной слюнной железы. Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступя на 2 - 3 см от ее углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной.

Подъязычная железа лежит глубоко. Ее прощупать не удается, но зато легко обнаруживается устье протока этой железы. Он находится у основания уздечки языка (тяжа, который соединяет нижнюю часть языка с дном ротовой полости). Если резко приподнять язык вверх, то иногда можно увидеть небольшой фонтанчик слюны.

  1. Приготовьте реактив на крахмал - йодную воду. С этой целью в блюдце налейте воду и добавьте несколько капель йода (аптечный 5%-й спиртовой раствор) до получения жидкости цвета крепко заваренного чая.

  2. Ватную палочку, смочите, а затем этой ватной палочкой, обильно смоченной слюной напишите букву на накрахмаленном бинте.

  3. Расправленный бинт зажмите в руках и подержите его некоторое время, чтобы он нагрелся (1-2 мин).

  4. Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его.

Участки, где остался крахмал, окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся белыми, так как крахмал в них распался до глюкозы, которая под действием йода не дает синего окрашивания. Если опыт прошел успешно, на синем фоне получится белая буква.

Полученный результат занесите в тетрадь и объясните его.

Обсуждение результатов, заполнение таблицы.

Условия опыта

Результат йодно-крахмальной реакции

Вывод

Крахмал+слюна (температура тела, слабощелочная среда)

Белое пятно на синем фоне

Ферменты слюны расщепляют крахмал.

Крахмал+вода (температура тела)

Вся марля имеет синее окрашивание

Вода не расщепляет крахмал.

Крахмал+слюна (0оС)

Вся марля имеет синее окрашивание

Ферменты слюны активны при температуре тела. При охлаждении их активность теряется.

Общий вывод: Ферменты слюны в ротовой полости начинают переваривать углеводы (крахмал) до глюкозы, активны они в слабощелочной среде при температуре тела 370С

Посмотрите вот сюда. Что это? (Учитель показывает лимон). Что вы чувствуете? Что появляется у вас в ротовой полости? Как вы можете это объяснить?

Процесс выделения слюны у человека рефлекторный. Попав в рот, пища раздражает рецепторы ротовой полости и в ответ на это происходит выделение слюны. Этот рефлекс носит характер безусловного рефлекса. В течение жизни у человека вырабатываются и условные слюноотделительные рефлексы в ответ на запах пищи, ее вид, звон посуды и другие раздражители. Вот и у вас сейчас возник условный рефлекс на вид и запах лимона. Объяснил механизм рефлекторного процесса выделения слюны русский физиолог Иван Петрович Павлов, проводя опыты с собаками. С этим механизмом мы познакомимся на последующих уроках.

.

  1. Роль языка в пищеварении. Акт глотания. (просмотр анимации)



Заслушивание выступлений групп учащихся.



















Личное решение исследовательской задачи каждым учеником, демонстрация своих образовательных продуктов. Учащиеся воспринимают новую информацию, сравнивают и сопоставляют её с субъективным опытом.

Учащиеся закрепляют материал в ходе самостоятельной работы.

. Учащиеся выполняют лабораторную работу сначала каждый индивидуально, затем в группе обсуждают полученные результаты и делают вывод.

Активные действия учащихся с объектом изучения.















Самостоятельная формулировка выводов.





































Консультирование учащихся, работающих по индивидуальным заданиям.









Обеспечение восприятия осмысления.









Подготовительная беседа необходима для целенаправленного, осознанного выполнения лабораторной работы

Формирование умения обобщать полученную информацию, выделять главное

VI Закрепление полученных знаний.


Работа с биологическими задачами. Давайте обратимся к заданиям исторического характера, о которых говорили в самом начале урока. Сможете ли вы теперь ответить на эти вопросы.

Попробуйте спрогнозировать что произойдет в такой ситуации: В столовой к обеду был приготовлен винегрет, сильно заправленный уксусом. Как будет перевариваться в ротовой полости картофель, входящий в состав винегрета?

Выполнение заданий, требующих применения знаний. Получение достоверной информации о достижении планируемого результата.

Закрепление полученных знаний на репродуктивном уровне.



VII Подведение итогов занятия.










VIII Рефлексия.


Давайте подведем итог нашего урока. Сегодня мы с вами изучили такие растения, как водоросли.

Обратимся к целям урока. Я хочу, чтобы каждый определил - достиг ли он тех целей, которые поставил перед собой вначале урока. Сделайте для себя соответствующие выводы.

А теперь выполните небольшой рефлексионный тест:

Каждому из вас я раздала тест, если вы согласны с утверждением, то напротив него ставите знак +.

Тесты ученики сдают учителю.

  • Я узнал (а) много нового на уроке

  • Мне это пригодится в жизни

  • На уроке было над чем подумать

  • На все возникшие вопросы я получил (а) ответы

  • На уроке я поработал (а) добросовестно



Учащиеся самостоятельно определяют параметры личных образовательных результатов и их место и роль в общем результате урока; самоопределяются по отношению к образовательной продукции друг друга.

Происходит индивидуальная рефлексия каждого по осознанию происходящего на уроке, формируется эмоционально-ценностное отношение к прежнему опыту.



Систематизация полученных типов образовательной продукции, их фиксация. Внесение в образовательное пространство урока личных представлений самого учителя.



Индивидуальная и коллективная рефлексия .

IX Домашнее задание


  1. Изучить материал учебника на с. 174-177

  2. Ответить на вопросы на с. 178 ( 1-10 устно)

  3. Составить памятку «Правила ухода за зубами»


Ученики осмысляют информацию о домашнем задании и задают уточняющие вопросы.

Сообщение домашнего задания и способа его выполнения.





© 2010-2022