Технологическая карта обобщающего урока по биологии Биология - наука о живом мире

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

5 класс.

Учебник И.Н. Пономарева. И.В. Николаев, О.А. Корнилова . Биология 5 класс 2015г. « Вентана-Граф»

Учитель: Седова Галина Павловн - МБОУ Гимназия №16 г. Химки

Тема: Обобщающий урок-путешествие по теме « Биология - наука о живой природе».

Тип урока: урок - рефлексия; «обобщения» знаний.

Цели урока:

Деятельностная: создание условий для формирования у обучающихся способности к рефлексии первых знаний по биологии через работу с вопросами, иллюстрациями, макетами, практической работой с увеличительными приборами, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении;

Образовательная: обобщение представлений о биологии как науки, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества.

Задачи:

Образовательная: учить обучающихся работать индивидуально; уметь применять свои знания на практике, задавать вопросы, работать с иллюстрациями, макетами..

Развивающая: развивать общеучебные компетенции:

Коммуникативные: владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи; практическими навыками работы с увеличительными приборами, поиск решений проблемных вопросов; умение работать в группе.

Интеллектуальные: (анализ, оценивание, классификация, обобщение).

Информационные: (умение извлекать информацию из имеющихся средств, применять их на практике).

Организационные: (умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку).

Воспитательные: воспитывать обучающихся через погружение в игру .

Планируемые результаты обучения:

Предметные: обучающиеся закрепляют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; строении и жизнедеятельности клетки как основной единицы жизни; преобразуют теоретические знания в практические навыки

Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты, использовать речевые средства, умение работать с разными источниками биологической информации.

Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Основные понятия урока: биология, экология, клетка

Методы:

Основной: наглядные (работа с рисунками, таблицами. макетами), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические (умение превратить свои теоретические знания в практику)

Дополнительные: частично - поисковый.

Основные вопросы: биология - наука о живой природе, свойства живого, методы изучения природы, увеличительные приборы, строение клетки, химический состав клетки, значение биологии.

Средства обучения:

  1. «Станции» - остановки путешественника ( с вопросами, с практическими заданиями.)

  2. Оценочный лист учащегося ( зачетный лист)

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, микроскопы, лупы, макеты растительной и животной клетки,


Ход урока

Этап урока

Содержание, деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД Планируемые результаты ( К- коммуникативные, Л-личностные, П-познавательные, Р-регулятивные)

Формы организации урока

1.Актуализация знаний.

Беседа учителя с обучающимися о необходимости прочности полученных знаний и умения применять их в жизни. Правила поведения на каждой из станций. (2-3мин)

«Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
На урок торопит нас,
Биология сейчас»

- А девизом нашего урока будут такие слова:

«Думаешь - коллективно! Решаешь - оперативно! Отвечаешь - доказательно! Борешься - старательно!
И открытия нас ждут обязательно!

На экран выводится рисунок и стихотворение

Технологическая карта обобщающего урока по биологии Биология - наука о живом мире Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

(А. Смирнов)

- Желаю Вам доброго дня и хорошего настроения! В путь по храму науки и природы. На каждой станции вас ждут удивительные открытия. Вы сегодня путешествуете по научным станциям :

1.« Наука о живой природе»,

2. « Увеличительные приборы»,

3. « Химический состав клетки»,

4. « Строение клетки. Ткани»,

5. « Жизнедеятельность клетки»

1. Распределяются по станциям.




  1. Читают стихотворение

Л: оценивают ситуации

К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог

Индивидуально-групповая

II. Обобщение материала в виде-игры « путешествия» (30-35 мин)

Учитель «путешествует» по станциям, с целью, выявления затруднений у учащихся на каждой из предложенных « станций». Не вступает в диалог между учащимися 5-ых классов и старшеклассниками, которые «работают» на станциях. Выступает в роли наблюдателя.

1. Отвечают на вопросы на станциях.

2.Добавляют ответ, отвечающего учащегося на станции в случае необходимости..

3. Оформляют свои мысли в устной речи.

4. Работают с макетами.

5. Проводят исследования ( на станции ( «химический состав клетки»)

6. Закрепляют теоретические и практические знания при работе с микроскопом и лупой

7. Осуществляют выбор маршрута своего путешествия.

К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы

П: учатся считывать информацию с макета;

выдвигают гипотезы и их обосновывают;

К: выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Л: Самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе

Индивидуально-групповая

III. Рефлексия ( 5мин)

Учитель просит высказать свои ощущения после путешествия по всем станциям:

Я узнал…
Я научился….
Мне понравилось…
Я затруднялся …..
Мое настроение…

Все что запланировал, на уроке сделал (да, нет).

Что больше всего понравилось на каждой из станций…

Ученики подводят итоги своей деятельности, соотносят результаты деятельности с целью урока. Сдают учителю « зачетный лист» с 5 полученными каждым учащимся оценками.

Л: подводят итоги своей деятельности: что получилось? Что не получилось?

Р: Что еще следует повторить?
Адекватно воспринимают оценки и отметки

Фронтальная

IV. Задание на дом

Дифференцированное.

1.Повторить из пар.1-7 материал, который вызвал наибольшие затруднения».

2.У кого нет затруднений - придумать интересные вопросы для других путешественников;

3. По желанию- изготовить модели, которые по вашему мнению помогут при изучении этой темы.

Записывают домашнее задание, задают вопросы

Л: определяют для себя свое домашнее задание.

Индивидуальная



Приложение

  1. Такую форму урока очень любят учащиеся.

  2. В итоге урока учащиеся закрепляют и усваивают материал по всей теме.

  3. В итоге урока каждый учащийся имеет по 5 оценок, что очень важно при 1 часе в неделю урока биологии.

  4. Урок требует подготовки:

- заранее готовлю группу старшеклассников ( из числа тех, кому биология нужна для будущего);

- каждый выбирает себе « станцию» и начинает готовить вопросы, практический материал, подбирать нужные таблицы и модели, микропрепараты; йод, муку, шерстяную нить, картофель ( все что необходимо для каждой станции);

-проверяю их; не забываем проговорить на станции « химический состав клетки» про технику безопасности;

- готовим таблички с названием станций»

5. Каждый учащийся готовит « Зачетный лист»



Зачетный лист

Учащегося 5__ класса по теме « Биология -наука о живых организмах»



№п/п

Название станции

Оценка

Подпись учителя

1.

Химический состав клетки



2.

Науки о живой природе



3.

Увеличительные приборы



4.

Строение клетки. Ткани



5.

Процессы жизнедеятельности клетки













Некоторые вопросы со станций



I.Что такое биология?

Что изучает ботаника?

Что такое зоология?

Какова роль растений и животных в жизни человека?

Свойства живых организмов?

Что такое орган организма? Назови органы растений и животных.

Методы изучения живой природы?

Назови ткани растений.

Назови ткани животных.

Что общего в строении тел всех живых организмов?

II. Докажи, что в состав клетки входит крахмал

Докажи, что в состав клетки входит белок.

Докажи, что в состав клетки входит жир.

Как доказать , что в состав клетки входит вода.

Какие вещества относятся к органическим веществам?

Какие вещества относятся к неорганическим веществам ?

Что такое гемоглобин?

Расскажи, как делится клетка.

Какие процессы жизнедеятельности клетки ты знаешь?











11


© 2010-2022