- Преподавателю
- Биология
- Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс
Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мамаева О.Г. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Для объяснения нового материала на уроках биологии в 10-11 классах мной используются кодограммы. Это краткие опорные конспекты, которые сопровождаются необходимыми схемами. Задача учителя - объяснить материал с помощью слайдов, диафильмов. Работа учащихся организована с помощью кодограмм, что освобождает учителя от доски, появляется возможность в ходе урока спрашивать учащихся, или более подробно остановиться на сложных моментах урока.
Тема: Неорганические соединения клетки. Введение.
Признаки и уровни организации жизни.
-
Многообразие:
Империя Доклеточные: Царство Вирусы.
Империя Клеточные:
Надцарство Прокариоты: архебактерии, эубактерии, сине-зелёные;
Надцарство Эукариоты: Царства Растений, Животных, Грибов.
-
Признаки живых организмов:
-
Размножение.
-
Обмен веществ и энергии.
-
Возбудимость.
-
Важнейшие биополимеры - НК и белки.
-
Адаптированность в результате эволюции.
-
Специализация от молекул до органов и высокая степень организации.
-
Уровни организации:
-
Молекулярный. 5. Организменный.
-
Клеточный. 6. Популяционно - видовой.
-
Тканевой. 7. Биогеоценотический.
-
Органный. 8. Биосферный.
-
Методы: наблюдение, сравнение, эксперимент.
Химические элементы и соединения клетки.
Элементы. В клетках более 80 элементов, для 24 известны функции, которые они выполняют, это биогенные элементы.
│ │ │ │ │ │ │ │
─ С ─ С ─ С─ С ─ С ═ С─ ─ С С ─
│ │ │ │ │ │ ─ С С ─
─ С ─ │ │
│ ─ С С ─
│ │
I группа (98 % от массы) - О, С, Н, N.
II группа (1, 9%) - К, Na, Ca, Mg, S, P, CI, Fe.
II группа - микроэлементы (йод, медь, цинк …).
I и II группы - макроэлементы.
Химические соединения:
Неорганические - вода, соли.
Органические.
Характеристика воды:
Когезия диполей Гидратация NaCl
катион Na+ анион Cl-
-
Основа внутренней и внутриклеточной среды.
-
Вода - растворитель для полярных, гидрофильных веществ: ионных соединений - солей; сахаров и спиртов, имеющих ОН - группы. Гидратирует полярные молекулы. Гидрофобные вещества - нерастворимые в воде.
-
Выполняет транспортную функцию у животных, у растений.
-
Вода - реагент. Участвует в реакциях гидролиза, а также как метаболит (реакции фотосинтеза).
Участвует в терморегуляции, т.к. испарение сопровождается охлаждением.
-
Большая теплоемкость и высокая теплопроводность сглаживают резкие колебания t0 внешней среды. Максимальная плотность при + 40 С.
Значение солей:
Важнейшие катионы: К+ ,Na+ ,Ca2+ ,Mg2+ …
На внутренней поверхности мембраны клеток всегда меньше Na и больше K, отвечающих за возбудимость.
Важнейшие анионы: Н2РО4- , СI- , НСО3- .
Обеспечивают буферные свойства внутренней среды.
Буферность - способность поддерживать определенную концентрацию водородных ионов.
Фосфорная буферная система:
Низкий рН Высокий рН
НРО42- + Н+ □ ↔ □ Н2РО4-
Гидрофосфат - ион Дигидрофосфат - ион.
Бикарбонатная буферная система:
Низкий рН Высокий рН
НСО3- + Н+ □ ↔ □ Н2СО3
Гидрокарбонат - ион Угольная кислота.
Закрепление: Беседа. Работа учащихся с тетрадью.
Задание на дом: Изучить текст введение, в конце параграфа ответить на вопросы.
Тема: Углеводы, липиды.
Характеристика углеводов.
Общая формула Сх (Н2хО) х. Содержание в животных клетках - 1-5%, в растительных - до 70%.
Моносахариды Олигосахариды Полисахариды
2 - 10 мономеров
Моносахариды: триозы (3С); тетрозы (4С); пентозы (5С): рибоза С5Н10О5, дезоксирибоза С6Н10О4; гексозы (6С): глюкоза С6Н12О6, фруктоза С6Н12О6; гептозы (7С).
Дисахариды: мальтоза = глюкоза + фруктоза.
Полисахариды: крахмал, гликоген (у животных) - полимеры из остатков ɑ - глюкозы; целлюлоза - полимер из остатков β - глюкозы.
Хитин - в клеточных стенках грибов, в покровах членистоногих.
Муреин (гликопротеин) - в клеточных стенках бактерий. Сложные углеводы: гликолипиды, гликопротеины.
Свойства: ???
Функции: энергетическая (1г. = 17,6 кДж), структурная (???), запасающая (?), защитная (слизи).
Липиды.
Содержание в клетках до 90%. Большинство липидов - жиры, сложные эфиры жирных кислот и спирта глицерола. Фосфолипиды содержат вместо одной жирной кислоты фосфатную группу, образуют мембраны. Воски. Витамины. Липопротеины, гликолипиды.
Функции: структурная (?), теплоизоляционная (?), источник метаболической воды(?), регуляторная (половые гормоны), кофакторы ферментов ( витамины А, D, Е, К).
O O
││ ││
СН2О ─ С - R1 CH2O − C
│ O
│ O ││
││ CH O − C
CH O─ C − R2 OH = H2O + OH
│ │ │ │
CH2O H HO - P ─ OH CH2− O - P ─OH
││ ││
О O
Закрепление: Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.
Задание на дом: Изучить текс параграфа, ответить на вопросы.
Тема: Характеристика белков.
Строение белков.
10 - 20 % от сырой массы и 50 - 80 % от сухой массы клетки. Состоят из С, Н, О, N и S.
Макромолекулы (?), нерегулярные полимеры (?), мономеры - 20 видов ɑ-аминокислот, из них 10 - незаменимые (?). В составе большинства белков - до 500 аминокислотных остатков. Полноценные белки содержат все 20 видов аминокислот. Неполноценные (?).
Простые белки - только из аминокислот, сложные, содержат небелковый компонент.
NH2 - аминогруппа;
R - радикал;
СООН - карбоксильная группа.
При взаимодействии двух аминокислот происходит реакция конденсации и образуется азот - углеродная пептидная связь, дипептид.
-
Первичная структура - число и последовательность аминокислот в полипептиде.
-
Вторичная структура - спираль, образована за счет водородных и ионных связей.
│
NH -----------O=C │─ COO* H3N+ ─ │
│
-
Третичная структура характерна для глобулярных белков. Ионные, водородные, ковалентные связи и гидрофильно - гидрофобное взаимодействие.
-
Четвертичная структура у белков, состоящих из нескольких полипептидов.
Молекула гемоглобина состоит из 4 полипептидов - из 2 ɑ - цепей (141 а.о.) и
2 β - цепей (146 а.о.), содержит 4 гема.
Закрепление: Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.
Задание на дом: Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.
Тема: Свойства и функции белков.
Свойства белков.
У человека более 10 000 видов разных белков.
Свойства белков:
-
Денатурация (утрата трехмерной конформации без изменения первичной структуры). Ренатурация.
-
Нерастворимые белки (кератин, фиброин).
-
Малоактивные и химически высокоактивные.
-
Устойчивые и крайне неустойчивые.
-
Фибриллярные и глобулярные.
-
Нейтральные (альбумины, глобулины); основные (гистоны), кислые (казеин).
-
Инактивация при замерзании.
Функции белков.
-
Строительная (в мембранах).
2.Рецепторная (на гормоны, медиаторы).
3.Регуляторная (гормоны гипофиза, поджелудочной железы (?).
4. Белки - транспортеры (транспорт газов, гормонов….).
5. Белки - средства защиты организма (антитела, интерферон).
6. Токсины (змеиный и др.).
7. Двигательная функция (актин, миозин).
-
Энергетическая функция (1г = 17,6 кДж + СО2 + Н2О + NH3).
-
Запасающая (яичный альбумин).
-
Каталитическая: ферменты. Имеют активный центр. Фишер, 1890г., гипотеза «ключа и замка» (ключ - субстрат, замок - фермент).
Продукты реакции Н2О2 → Н2О + О
Известно более 2000 ферментов. Каталаза при 00 С разлагает в 1 сек. до 40 000 молекул пероксида водорода. Ферменты специфичны (?), их каталитическая активность зависит от to, рН (?). Многим необходимы кофакторы (витамины).
Закрепление. Работа учащихся с кодограммой и тетрадью. Выполнение практической работы и объяснение ее результатов.
Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.
Тема: Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. ДНК.
Характеристика ДНК.
1-5 % сухой массы клетки. Виды: ДНК (в ядре, митохондриях, пластидах);
РНК (еще и в цитоплазме).
Строение. 1953г. Д. Уотсон и Ф. Крик - модель.
Правила Чаргаффа: 1. Содержание А=Т, Г=Ц в любой ДНК. 2. Сумма пуриновых (А+Г) равна сумме пиримидиновых нуклеотидов (Т+Ц).
Двойная спираль нуклеотидов, до 8 см. длиной (!), всего в ядре у человека около
2 м. ДНК.
Антипараллельность? Комплементарность?
Нуклеотиды: адениловый (А), гуаниловый (Г), тимидиловый (Т),
цитидиловый (Ц).
Удвоение (репликация) - полуконсервативным способом: одна цепь неизменна, матрица, другая образуется из свободных нуклеотидов.
Необходимы: ДНК, ферменты (ДНК - полимераза), нуклеотиды.
Функции ДНК: Хранение
и передача наследственных свойств.
Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.
Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.
Тема: Биополимеры: РНК, АТФ.
Характеристика РНК, АТФ.
Строение: полимер, одна полинуклеотидная цепь. Нуклеотид РНК состоит из остатков трех веществ:
Вместо тимина - урацил. Уридиловый нуклеотид. Между комплементарными нуклеотидами образуются водородные связи, формируются специфические конформации молекул РНК.
Функции: участие в синтезе белка.
Виды: м-РНК (и-РНК), т-РНК, р-РНК.
Матричные РНК (около 5 %). Переносят информацию о белке из ядра в цитоплазму. Длина до 30 000 нуклеотидов.
Рибосомные РНК (около 85 %) синтезируются в ядре в области ядрышка, входят в состав рибосом. 3000 - 5000 нуклеотидов.
Транспортные РНК (около 10 %). Транспортируют аминокислоты в рибосомы. Более 30 видов, 76 - 85 нуклеотидов.
АДФ + Н2О = АДФ + Н2О = АМФ
АТФ ?
Гормоны ?
Витамины ?
Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.
Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.
Тема: Клеточная теория.
Создание клеточной теории.
Янсен, 1590 г. Изобретение микроскопа.
Роберт Гук, 1665 г. термин «клетка».
Роберт Броун - открытие ядра.
Матиас Шлейден и Теодор Шванн (1838 - 1839 г.г.) сформулировали положение клеточной теории:
1. Клетка - единица строения всех живых организмов.
2. Клетки сходны по строению.
3. Рудольф Вихров (1858 г.): «Cellula e cellula» («Каждая клетка из клетки»).
4. Карл Бэр: «Клетка - единица развития».
1930 г. - создание электронного микроскопа. Центрифугирование?
Основные положения современной клеточной теории.
-
Клетка - единица строения и развития всех живых организмов, наименьшая единица живого.
-
Новые клетки образуются при делении исходных, материнских.
-
Клетки всех организмов сходны по химическому составу, строению и обмену веществ. (Гомологичны? Аналогичны?)
-
В сложных многоклеточных организмах клетки специализируются и образуют ткани, органы, которые подчинены нервным и гуморальным системам регуляции.
Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.
Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.
Тема: Цитоплазма, оболочка.
Цитоплазма. Строение и функции оболочки.
Цитоплазма: цитозоль (?) + органоиды.
Оболочка: плазмалемма + наружный слой: гликокаликс - у животных,
клеточная стенка - у растений.
Гликокаликс (1): гликопротеины, липопротеины, гликолипиды.
Плазмалемма: 7-8 нм, бимолекулярный слой фосфолипидов и белковые молекулы, некоторые из них имеют гидрофильные каналы.
Функции: 1) каркас, защита от повреждений; 2) соединение клеток; 3) сигнальная (реакция на медиаторы в синапсах, на гормоны); 4) избирательный транспорт веществ:
а) диффузия, движение молекул растворенного вещества по градиенту концентрации;
б) осмос - движение молекул растворителя по градиенту концентрации;
в) активный транспорт - с затратой АТФ (натрий - калиевый насос: из - 3 натрия, в - 2 калия);
г) фагоцитоз (?) и пиноцитоз (?).
Примеры: плазмолиз, деплпзмолиз.
Плазмолиз - выход воды из цитоплазмы клетки, отставание плазмалеммы от клеточной стенки (при добавлении NaCl). Осмос или диффузия?
Закрепление: Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.
Задание на дом: Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.
Тема: Органоиды клетки. Включения.
Одномембранные
Аппарат Гольджи - центр накопления, модификации,
секреции белков, углеводов и жиров.
Образование первичных лизосом.
Лизосомы - «мешки с ферментами» (около 60), «пищеварительная система» клетки.
Эндоплазматическая сеть (ЭПС): гладкая - синтез липидов и углеводов; шероховатая - синтез белков. Реснички и жгутики эукариот (9 пар+2) - движение.
Двухмембранные
Митохондрии:
Рибосомы 70S. Образование? Размножение?
Пластиды: 1- наружная мембрана,
2- внутренняя мембрана, 3- рибосомы,
4- граны из тилакоидов, 5- матрикс,
6- кольцевая ДНК
Рибосомы 70S. Образования? Размножение?
Включения????
Немебранные
Цитоскелет из микротрубочек,
микронитей.
Клеточный центр: 2 центриоли (в каждой по 9 триплетов
микротрубочек) и центросфера. У высших растений нет центриолей, клеточный центр есть. Центр организации цитоскелета; образование веретена деления.
Рибосомы (2 субъединицы, 80S) - синтез белка.
Миофибриллы из актина и миозина.
Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.
Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.
Тема: Ядро. Эукариоты и прокариоты.
Строение и функции ядра (от 3 до 10 мкм)
Ядро.
В ядерном соке: ядрышко (до 10),
гетерохроматин, эухроматин (экспрессируемый).
Хроматин - раскрученные хромосомы.
Хромосома - ДНК + белки (до 65%).
Функции:
-
Хранение наследственной информации.
-
Регуляция обмена веществ в клетке.
-
Синтез субъединиц рибосом из РНК и белков.
Эукариоты, прокариоты.
Клеточные
Надцарство Эукариоты:
Царство Растения: целлюлоза
в клеточной стенке,
пластиды, вакуоль, у высших нет центриолей, крахмал.
Царство Животные.
Царство Грибы: хитин в клеточной
стенке, вакуоль,
гликоген, нет пластид.
Надцарство Прокариоты (1-10 мкм):
Царство Дробянки: подцарства - Архебактерии, Эубактерии, Сине - зеленые.
У некоторых фотосинтез.
Клеточная стенка (муреин), жгутики без мембран, хромосома одна (кольцевая), мезосомы. Рибосомы 70S. Нет ядра, митохондрий, хлоропластов, ЭПС, комплекса Гольджи.
Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.
Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.
Тема: Вирусы.
Характеристика вирусов.
Доклеточные
Царство Вирусы.
Впервые в 1892 г. Д. И. Ивановский обратил внимание на возбудителя, проходящего через бактериальные фильтры (ВТМ).
У человека вызывают заболевания: СПИД, грипп, бешенство, оспу, энцефалит, гепатит, корь, краснуху и др.
Строение. 20 - 2000 нм; из НК - всегда только или ДНК, или РНК, которые могут быть как двунитчатыми, так и однонитчатыми. Бактериофаг: головка (содержит ДНК), хвостик, хвостовые отростки.
У простых вирусов - оболочка из белков - капсид.
У сложных - может быть еще и мембрана клетки хозяина. Органоиды отсутствуют.
а) 1. РНК.
2. Белок
Отсутствует собственная белок синтезирующая система; входят в клетку НК, которая способна встраиваться в ДНК клетки хозяина; реплицироваться; служить матрицей для синтеза иРНК, с которой образуются вирусные белки. Затем само сборка и выход.
ВИЧ поражает Т - лимфоциты - хелперы.
Заражение: половые контакты, переливание крови, пересадка органов, загрязненные инструменты.
Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.
Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.
Тема: Обмен веществ.
Характеристика метаболизма.
Живые организмы - открытые системы, использующие для синтеза органических веществ два вида энергии: солнечную - фототрофы и химическую - хемотрофы.
Если для синтеза используется неорганический источник углерода (СО2), а в качестве источника энергии либо энергия окисления неорганических соединений, то организмы относятся к:
афтотрофным
↓ ↓
фотоавтотрофным хемоавтотрофным
Гетеротрофы используют органические источники углерода и энергию окисления органических веществ.
Если организмы в зависимости от условий ведут себя как авто - либо гетеротрофы, то их называют миксотрофами (эвглена зеленая).
Совокупность реакций обмена веществ - метаболизм, состоит из взаимосвязанных (?) реакций пластического и реакций энергетического обмена.
Фазы фотосинтеза.
Определение по формуле:
6 СО2 + 6 Н2О + Q света = С6Н12О6 + 6 О2
Строение хлоропласта?
Тилакоид?
Строма?
Эндосимбионты?
Размеры около 5 мкм.
Световая фаза: АДФ → АТФ
2 Н+ + 2ē + НАДФ = НАДФ ∙ Н2 + Q
Световая фаза, фотолиз воды:
-
Выделение О2.
-
Образование НАДФ ∙ Н2.
-
Образование АТФ.
Фотофосфорилирование АДФ до АТФ
АТФ синтетазой.
Темновая фаза:
Протекает в строме хлоропласта, в другое время нужна Q света.
Происходит карбоксилирование пятиуглеродного сахара рибулезобисфосфата, который является акцептором СО2. Репликации последовательного образования глюкозы, протекающие за счет энергии АТФ и НАДФН2 в строме хлоропласта, получили название «цикл Кальвина».
6СО2 + 24Н + АТФ→ С6Н12О6 + 6Н2О
Хемоавтотрофы (Виноградмкий С. Н.)
Образуют органические вещества из неорганических, используя Q, получают при окислении.
Нитрифицирующие бактерии:
NH3 → HNO2 → HNO3
Железобактерии: Fe2+ → Fe3+ (закисное в окисное)
Серобактерии: H2S+ 1/2 O2 →S + H2O
H2S + 2O2 → H2SO4
Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.
Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.
Тема: Гликолиз.
Этапы энергообмена (катаболизма) углеводов.
Биологическое окисление (потеря электронов) в клетках происходит с участием О2:
А + О2 → АО2 , и без его участия, за счет дегидрирования: АН2 + В → А + ВН2 , или потери электронов: Fe2+ → Fe3+ + ē .
Подготовительный этап
Ферменты пищеварительного тракта и лизосом: Белки→? Жиры→? Углеводы→? НК →?
Вся Q в форме тепла.
Гликолиз (?), бескислородное окисление.
Окисление глюкозы происходит путем дегидрирования, акцептором Н служит НАД+.
Реакции протекают в цитоплазме, С6Н12О6 с помощью 10 ферментативных реакций превращается в 2 молекулы ПВК - пировиноградной кислоты:
С6Н12О6 + 2АДФ + 3Н3РО4 + 2НАД+→2С3Н4О3 +2АТФ + 2Н2О + 2НАД∙Н2 + 120кДж(Qт)
Q общая = Q АТФ + Qт = ?
Дальнейшая судьба ПВК зависит от присутствия О2 в клетке. Если О2 нет, происходит анаэробное дыхание, причем:
а) У дрожжей и растений происходит спиртовое брожение:
I. 2С3Н4О3 → 2СО2 + 2СН3СОН (уксусный альдегид)
II. 2СН3СОН + 2НАД∙Н2 → 2С2Н5ОН +2НАД+
б) У животных, некоторых бактерий при недостатке О2 - молочнокислое брожение:
2С3Н4О3 + 2НАД ∙ Н2 → 2С3Н6О3 + 2НАД+
Если О2 есть, то происходит аэробное дыхание в митохондриях.
Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.
Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.
Тема: Кислородное окисление.
Митохондрии. Цикл Кребса. Дыхательная цепь.
В митохондриях (строение?)
происходит дегидрирование и декарбоксилирование ПВК и образуются ацетилкоферментА (2С), СО2, НАД∙Н2:
С3Н4О3+КоАS-Н +НАД+→С2Н3О~SКоА+НАД∙Н2
Ацетил~ КоА образуется и при окислении жирных кислот и глицерола, при окислении аминокислот. Ацетильная группа (2С) включается в цикл Кребса.
На каждую окисленную молекулу ацетил - КоА приходится 1 молекула АТФ, четыре пары атомов водорода и две молекулы СО2:
С6Н12О6 + 6Н2О → 6СО2 (?) + 4АТФ (?) +12Н2 (?)
На внутренней мембране 24 Н+ передаются на дыхательную цепь, заканчиваются в межмембранное пространство, ē → на О2.
При разности потенциалов 200 мв 24Н+ проходят через канал АТФ - синтетазы, образуются 34 АТФ:
С6Н12О6 + 6О2 → 12Н2О + 34АТФ + Qт
Суммарная реакция:
С6Н12О6 + 6О2 → 6СО2 + 6Н2О + 38 АТФ (?) + Qт
Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.
Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.
Тема: Генетическая информация. Репликация ДНК.
Генетическая информация.
Для каждого вида характерны свои белки. У родственных групп белков похожи (гемоглобин человека и шимпанзе).
В каждой клетке несколько тысяч видов белков. Недолговечны, должны быть синтезированы вновь. Где храниться информация о них?
В геноме человека около 50 тысяч генов в 23 хромосомах.
Одна хромосома - несколько тысяч генов, которые находятся в определенных участках хромосомы - локусах.
Ген - участок молекулы ДНК, кодирующий первичную последовательность аминокислот в полипептиде или последовательность нуклеотидов в РНК.
Репликация ДНК.
Что необходимо: ферменты (ДНК - полимераза);
ДНК - матрица; дезоксирибонуклеозидтрифосфаты.
Скорость синтеза - около 100 нуклеотидов/ сек.
Полуконсервативный способ: одна цепь без изменения, вторая образуется комплементарно(?) и антипараллельно(?).
У эукариот несколько репликонов, репликон - фрагмент ДНК от одной точки репликации до другой.
Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.
Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.
Тема: Транскрипция, код ДНК.
Транскрипция
В начале 50-х годов Ф. Крик сформулировал центральную догму молекулярной биологии: ДНК → РНК → белок.
Синтез мРНК - транскрипция, синтеза белка на мРНК - трансляция.
РНК полимераза присоединяется к промотору, который находится на 3∙-конце матричной цепи ДНК и из свободных рибонуклеозидтрифосфатов (АТФ, УТФ, ГТФ, ЦТФ), комплементарных нуклеотидам ДНК, антипараллельно образуется иРНК.
Что необходимо (3)?
Код ДНК
Свойства кода
-
Триплетность: Г. Гамов, начало 50-х годов. 43 = 64.
-
Однозначность: 1 кодон - 1 аминокислота.
-
Выраженность: 1 аминокислота - до 6 кодонов.
-
Универсальность: одинаков у всех.
-
Неперекрываемость, рамка считывания по 3 нуклеотида, нуклеотид может быть в составе одного кодона (жил был кот тих был сер мил тот кот).
-
61 кодон - кодирующие и 3 бессмысленные, терминирующие (УАА, УАГ, УГА), знаки препинания между генами.
Есть кодон - инициатор (метиониновый), с которого начинается синтез любого полипептида.
Как пользоваться таблицей генетического кода???
Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.
Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.