Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс

Для объяснения нового материала на уроках биологии в 10-11 классах мной используются кодограммы. Это краткие опорные конспекты, которые сопровождаются необходимыми схемами. Задача учителя – объяснить материал с помощью слайдов, диафильмов. Работа учащихся организована с помощью кодограмм, что освобождает учителя от доски, появляется возможность в ходе урока спрашивать учащихся, или более подробно остановиться на сложных моментах урока.
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.Для объяснения нового материала на уроках биологии в 10-11 классах мной используются кодограммы. Это краткие опорные конспекты, которые сопровождаются необходимыми схемами. Задача учителя - объяснить материал с помощью слайдов, диафильмов. Работа учащихся организована с помощью кодограмм, что освобождает учителя от доски, появляется возможность в ходе урока спрашивать учащихся, или более подробно остановиться на сложных моментах урока.

Тема: Неорганические соединения клетки. Введение.

Признаки и уровни организации жизни.

  • Многообразие:

Империя Доклеточные: Царство Вирусы.

Империя Клеточные:

Надцарство Прокариоты: архебактерии, эубактерии, сине-зелёные;

Надцарство Эукариоты: Царства Растений, Животных, Грибов.

  • Признаки живых организмов:

  1. Размножение.

  2. Обмен веществ и энергии.

  3. Возбудимость.

  4. Важнейшие биополимеры - НК и белки.

  5. Адаптированность в результате эволюции.

  6. Специализация от молекул до органов и высокая степень организации.

  • Уровни организации:

  1. Молекулярный. 5. Организменный.

  2. Клеточный. 6. Популяционно - видовой.

  3. Тканевой. 7. Биогеоценотический.

  4. Органный. 8. Биосферный.

  • Методы: наблюдение, сравнение, эксперимент.

Химические элементы и соединения клетки.

Элементы. В клетках более 80 элементов, для 24 известны функции, которые они выполняют, это биогенные элементы.

│ │ │ │ │ │ │ │

─ С ─ С ─ С─ С ─ С ═ С─ ─ С С ─

│ │ │ │ │ │ ─ С С ─

─ С ─ │ │

│ ─ С С ─

│ │

I группа (98 % от массы) - О, С, Н, N.

II группа (1, 9%) - К, Na, Ca, Mg, S, P, CI, Fe.

II группа - микроэлементы (йод, медь, цинк …).

I и II группы - макроэлементы.

Химические соединения:

Неорганические - вода, соли.

Органические.



Характеристика воды:

Когезия диполей Гидратация NaCl

катион Na+ анион Cl-

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

  1. Основа внутренней и внутриклеточной среды.

  2. Вода - растворитель для полярных, гидрофильных веществ: ионных соединений - солей; сахаров и спиртов, имеющих ОН - группы. Гидратирует полярные молекулы. Гидрофобные вещества - нерастворимые в воде.

  3. Выполняет транспортную функцию у животных, у растений.

  4. Вода - реагент. Участвует в реакциях гидролиза, а также как метаболит (реакции фотосинтеза).

Участвует в терморегуляции, т.к. испарение сопровождается охлаждением.

  1. Большая теплоемкость и высокая теплопроводность сглаживают резкие колебания t0 внешней среды. Максимальная плотность при + 40 С.

Значение солей:

Важнейшие катионы: К+ ,Na+ ,Ca2+ ,Mg2+

На внутренней поверхности мембраны клеток всегда меньше Na и больше K, отвечающих за возбудимость.

Важнейшие анионы: Н2РО4- , СI- , НСО3- .

Обеспечивают буферные свойства внутренней среды.

Буферность - способность поддерживать определенную концентрацию водородных ионов.

Фосфорная буферная система:

Низкий рН Высокий рН

НРО42- + Н+ □ ↔ □ Н2РО4-

Гидрофосфат - ион Дигидрофосфат - ион.

Бикарбонатная буферная система:

Низкий рН Высокий рН

НСО3- + Н+ □ ↔ □ Н2СО3

Гидрокарбонат - ион Угольная кислота.

Закрепление: Беседа. Работа учащихся с тетрадью.

Задание на дом: Изучить текст введение, в конце параграфа ответить на вопросы.



Тема: Углеводы, липиды.

Характеристика углеводов.

Общая формула СхО) х. Содержание в животных клетках - 1-5%, в растительных - до 70%.

Моносахариды Олигосахариды Полисахариды

2 - 10 мономеров

Моносахариды: триозы (3С); тетрозы (4С); пентозы (5С): рибоза С5Н10О5, дезоксирибоза С6Н10О4; гексозы (6С): глюкоза С6Н12О6, фруктоза С6Н12О6; гептозы (7С).

Дисахариды: мальтоза = глюкоза + фруктоза.

Полисахариды: крахмал, гликоген (у животных) - полимеры из остатков ɑ - глюкозы; целлюлоза - полимер из остатков β - глюкозы.

Хитин - в клеточных стенках грибов, в покровах членистоногих.

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

Муреин (гликопротеин) - в клеточных стенках бактерий. Сложные углеводы: гликолипиды, гликопротеины.

Свойства: ???

Функции: энергетическая (1г. = 17,6 кДж), структурная (???), запасающая (?), защитная (слизи).

Липиды.

Содержание в клетках до 90%. Большинство липидов - жиры, сложные эфиры жирных кислот и спирта глицерола. Фосфолипиды содержат вместо одной жирной кислоты фосфатную группу, образуют мембраны. Воски. Витамины. Липопротеины, гликолипиды.

Функции: структурная (?), теплоизоляционная (?), источник метаболической воды(?), регуляторная (половые гормоны), кофакторы ферментов ( витамины А, D, Е, К).

O O

││ ││

СН2О ─ С - R1 CH2O − C

│ O

│ O ││

││ CH O − C

CH O─ C − R2 OH = H2O + OH

│ │ │ │

CH2O H HO - P ─ OH CH2− O - P ─OH

││ ││

О O

Закрепление: Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.

Задание на дом: Изучить текс параграфа, ответить на вопросы.


Тема: Характеристика белков.

Строение белков.

10 - 20 % от сырой массы и 50 - 80 % от сухой массы клетки. Состоят из С, Н, О, N и S.

Макромолекулы (?), нерегулярные полимеры (?), мономеры - 20 видов ɑ-аминокислот, из них 10 - незаменимые (?). В составе большинства белков - до 500 аминокислотных остатков. Полноценные белки содержат все 20 видов аминокислот. Неполноценные (?).

Простые белки - только из аминокислот, сложные, содержат небелковый компонент.

NH2 - аминогруппа; Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

R - радикал;

СООН - карбоксильная группа.

При взаимодействии двух аминокислот происходит реакция конденсации и образуется азот - углеродная пептидная связь, дипептид.

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

  • Первичная структура - число и последовательность аминокислот в полипептиде.

  • Вторичная структура - спираль, образована за счет водородных и ионных связей.

NH -----------O=C │─ COO* H3N+ ─ │


  • Третичная структура характерна для глобулярных белков. Ионные, водородные, ковалентные связи и гидрофильно - гидрофобное взаимодействие.

  • Четвертичная структура у белков, состоящих из нескольких полипептидов.

Молекула гемоглобина состоит из 4 полипептидов - из 2 ɑ - цепей (141 а.о.) и

2 β - цепей (146 а.о.), содержит 4 гема.

Закрепление: Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.

Задание на дом: Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.




Тема: Свойства и функции белков.

Свойства белков.

У человека более 10 000 видов разных белков.

Свойства белков:

  1. Денатурация (утрата трехмерной конформации без изменения первичной структуры). Ренатурация.

  2. Нерастворимые белки (кератин, фиброин).

  3. Малоактивные и химически высокоактивные.

  4. Устойчивые и крайне неустойчивые.

  5. Фибриллярные и глобулярные.

  6. Нейтральные (альбумины, глобулины); основные (гистоны), кислые (казеин).

  7. Инактивация при замерзании.

Функции белков.

  1. Строительная (в мембранах).

2.Рецепторная (на гормоны, медиаторы).

3.Регуляторная (гормоны гипофиза, поджелудочной железы (?).

4. Белки - транспортеры (транспорт газов, гормонов….).

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

5. Белки - средства защиты организма (антитела, интерферон).

6. Токсины (змеиный и др.).

7. Двигательная функция (актин, миозин).

  1. Энергетическая функция (1г = 17,6 кДж + СО2 + Н2О + NH3).

  1. Запасающая (яичный альбумин).

  2. Каталитическая: ферменты. Имеют активный центр. Фишер, 1890г., гипотеза «ключа и замка» (ключ - субстрат, замок - фермент).

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.Продукты реакции Н2О2 → Н2О + О

Известно более 2000 ферментов. Каталаза при 00 С разлагает в 1 сек. до 40 000 молекул пероксида водорода. Ферменты специфичны (?), их каталитическая активность зависит от to, рН (?). Многим необходимы кофакторы (витамины).

Закрепление. Работа учащихся с кодограммой и тетрадью. Выполнение практической работы и объяснение ее результатов.

Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.

Тема: Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. ДНК.

Характеристика ДНК.

1-5 % сухой массы клетки. Виды: ДНК (в ядре, митохондриях, пластидах);

РНК (еще и в цитоплазме).

Строение. 1953г. Д. Уотсон и Ф. Крик - модель.

Правила Чаргаффа: 1. Содержание А=Т, Г=Ц в любой ДНК. 2. Сумма пуриновых (А+Г) равна сумме пиримидиновых нуклеотидов (Т+Ц).

Двойная спираль нуклеотидов, до 8 см. длиной (!), всего в ядре у человека около

2 м. ДНК.

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

Антипараллельность? Комплементарность?

Нуклеотиды: адениловый (А), гуаниловый (Г), тимидиловый (Т),

цитидиловый (Ц).

Удвоение (репликация) - полуконсервативным способом: одна цепь неизменна, матрица, другая образуется из свободных нуклеотидов.

Необходимы: ДНК, ферменты (ДНК - полимераза), нуклеотиды.

Функции ДНК: Хранение Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

и передача наследственных свойств.

Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.

Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.

Тема: Биополимеры: РНК, АТФ.

Характеристика РНК, АТФ.

Строение: полимер, одна полинуклеотидная цепь. Нуклеотид РНК состоит из остатков трех веществ:

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.Вместо тимина - урацил. Уридиловый нуклеотид. Между комплементарными нуклеотидами образуются водородные связи, формируются специфические конформации молекул РНК.

Функции: участие в синтезе белка.

Виды: м-РНК (и-РНК), т-РНК, р-РНК.

Матричные РНК (около 5 %). Переносят информацию о белке из ядра в цитоплазму. Длина до 30 000 нуклеотидов.

Рибосомные РНК (около 85 %) синтезируются в ядре в области ядрышка, входят в состав рибосом. 3000 - 5000 нуклеотидов.

Транспортные РНК (около 10 %). Транспортируют аминокислоты в рибосомы. Более 30 видов, 76 - 85 нуклеотидов.

АДФ + Н2О = АДФ + Н2О = АМФ

АТФ ?

Гормоны ?

Витамины ?

Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.

Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.

Тема: Клеточная теория.

Создание клеточной теории.

Янсен, 1590 г. Изобретение микроскопа. Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

Роберт Гук, 1665 г. термин «клетка».

Роберт Броун - открытие ядра.

Матиас Шлейден и Теодор Шванн (1838 - 1839 г.г.) сформулировали положение клеточной теории:

1. Клетка - единица строения всех живых организмов.

2. Клетки сходны по строению.

3. Рудольф Вихров (1858 г.): «Cellula e cellula» («Каждая клетка из клетки»).

4. Карл Бэр: «Клетка - единица развития».

1930 г. - создание электронного микроскопа. Центрифугирование?

Основные положения современной клеточной теории.

  1. Клетка - единица строения и развития всех живых организмов, наименьшая единица живого.

  2. Новые клетки образуются при делении исходных, материнских.

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

  1. Клетки всех организмов сходны по химическому составу, строению и обмену веществ. (Гомологичны? Аналогичны?)

  2. В сложных многоклеточных организмах клетки специализируются и образуют ткани, органы, которые подчинены нервным и гуморальным системам регуляции.

Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.

Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.

Тема: Цитоплазма, оболочка.

Цитоплазма. Строение и функции оболочки.

Цитоплазма: цитозоль (?) + органоиды.

Оболочка: плазмалемма + наружный слой: гликокаликс - у животных,

клеточная стенка - у растений.

Гликокаликс (1): гликопротеины, липопротеины, гликолипиды.

Плазмалемма: 7-8 нм, бимолекулярный слой фосфолипидов и белковые молекулы, некоторые из них имеют гидрофильные каналы.

Функции: 1) каркас, защита от повреждений; 2) соединение клеток; 3) сигнальная (реакция на медиаторы в синапсах, на гормоны); 4) избирательный транспорт веществ:

а) диффузия, движение молекул растворенного вещества по градиенту концентрации;

б) осмос - движение молекул растворителя по градиенту концентрации;

в) активный транспорт - с затратой АТФ (натрий - калиевый насос: из - 3 натрия, в - 2 калия);

г) фагоцитоз (?) и пиноцитоз (?).

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

Примеры: плазмолиз, деплпзмолиз.


Плазмолиз - выход воды из цитоплазмы клетки, отставание плазмалеммы от клеточной стенки (при добавлении NaCl). Осмос или диффузия?

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

Закрепление: Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.

Задание на дом: Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.






Тема: Органоиды клетки. Включения.

Одномембранные

Аппарат Гольджи - центр накопления, модификации,

секреции белков, углеводов и жиров.

Образование первичных лизосом.

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

Лизосомы - «мешки с ферментами» (около 60), «пищеварительная система» клетки.

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

Эндоплазматическая сеть (ЭПС): гладкая - синтез липидов и углеводов; шероховатая - синтез белков. Реснички и жгутики эукариот (9 пар+2) - движение.

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

Двухмембранные

Митохондрии:

Рибосомы 70S. Образование? Размножение?

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

Пластиды: 1- наружная мембрана,

2- внутренняя мембрана, 3- рибосомы,

4- граны из тилакоидов, 5- матрикс,

6- кольцевая ДНК

Рибосомы 70S. Образования? Размножение?

Включения????

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

Немебранные

Цитоскелет из микротрубочек,

микронитей.

Клеточный центр: 2 центриоли (в каждой по 9 триплетов

микротрубочек) и центросфера. У высших растений нет центриолей, клеточный центр есть. Центр организации цитоскелета; образование веретена деления.

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

Рибосомы (2 субъединицы, 80S) - синтез белка.

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

Миофибриллы из актина и миозина.

Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.

Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.




Тема: Ядро. Эукариоты и прокариоты.

Строение и функции ядра (от 3 до 10 мкм)

Ядро.

В ядерном соке: ядрышко (до 10),

гетерохроматин, эухроматин (экспрессируемый).

Хроматин - раскрученные хромосомы.

Хромосома - ДНК + белки (до 65%).

Функции:

  1. Хранение наследственной информации.

  2. Регуляция обмена веществ в клетке.

  3. Синтез субъединиц рибосом из РНК и белков.

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

Эукариоты, прокариоты.

Клеточные

Надцарство Эукариоты:

Царство Растения: целлюлоза

в клеточной стенке,

пластиды, вакуоль, у высших нет центриолей, крахмал.

Царство Животные.

Царство Грибы: хитин в клеточной

стенке, вакуоль,

гликоген, нет пластид.

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

Надцарство Прокариоты (1-10 мкм):

Царство Дробянки: подцарства - Архебактерии, Эубактерии, Сине - зеленые.

У некоторых фотосинтез.

Клеточная стенка (муреин), жгутики без мембран, хромосома одна (кольцевая), мезосомы. Рибосомы 70S. Нет ядра, митохондрий, хлоропластов, ЭПС, комплекса Гольджи.

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.

Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.


Тема: Вирусы.

Характеристика вирусов.

Доклеточные

Царство Вирусы.

Впервые в 1892 г. Д. И. Ивановский обратил внимание на возбудителя, проходящего через бактериальные фильтры (ВТМ).

У человека вызывают заболевания: СПИД, грипп, бешенство, оспу, энцефалит, гепатит, корь, краснуху и др.

Строение. 20 - 2000 нм; из НК - всегда только или ДНК, или РНК, которые могут быть как двунитчатыми, так и однонитчатыми. Бактериофаг: головка (содержит ДНК), хвостик, хвостовые отростки.

У простых вирусов - оболочка из белков - капсид.

У сложных - может быть еще и мембрана клетки хозяина. Органоиды отсутствуют.

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

а) 1. РНК.

2. Белок

Отсутствует собственная белок синтезирующая система; входят в клетку НК, которая способна встраиваться в ДНК клетки хозяина; реплицироваться; служить матрицей для синтеза иРНК, с которой образуются вирусные белки. Затем само сборка и выход.

ВИЧ поражает Т - лимфоциты - хелперы.

Заражение: половые контакты, переливание крови, пересадка органов, загрязненные инструменты.

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.

Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.


Тема: Обмен веществ.

Характеристика метаболизма.

Живые организмы - открытые системы, использующие для синтеза органических веществ два вида энергии: солнечную - фототрофы и химическую - хемотрофы.

Если для синтеза используется неорганический источник углерода (СО2), а в качестве источника энергии либо энергия окисления неорганических соединений, то организмы относятся к:

афтотрофным

↓ ↓

фотоавтотрофным хемоавтотрофным

Гетеротрофы используют органические источники углерода и энергию окисления органических веществ.

Если организмы в зависимости от условий ведут себя как авто - либо гетеротрофы, то их называют миксотрофами (эвглена зеленая).

Совокупность реакций обмена веществ - метаболизм, состоит из взаимосвязанных (?) реакций пластического и реакций энергетического обмена.

Фазы фотосинтеза.

Определение по формуле:

6 СО2 + 6 Н2О + Q света = С6Н12О6 + 6 О2

Строение хлоропласта?

Тилакоид?

Строма?

Эндосимбионты?

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

Размеры около 5 мкм.

Световая фаза: АДФ → АТФ

2 Н+ + 2ē + НАДФ = НАДФ ∙ Н2 + Q

Световая фаза, фотолиз воды:

  1. Выделение О2.

  2. Образование НАДФ ∙ Н2.

  3. Образование АТФ.

Фотофосфорилирование АДФ до АТФ

АТФ синтетазой.

Темновая фаза:

Протекает в строме хлоропласта, в другое время нужна Q света.

Происходит карбоксилирование пятиуглеродного сахара рибулезобисфосфата, который является акцептором СО2. Репликации последовательного образования глюкозы, протекающие за счет энергии АТФ и НАДФН2 в строме хлоропласта, получили название «цикл Кальвина».

6СО2 + 24Н + АТФ→ С6Н12О6 + 6Н2О

Хемоавтотрофы (Виноградмкий С. Н.)

Образуют органические вещества из неорганических, используя Q, получают при окислении.

Нитрифицирующие бактерии:

NH3 → HNO2 → HNO3

Железобактерии: Fe2+ → Fe3+ (закисное в окисное)

Серобактерии: H2S+ 1/2 O2 →S + H2O

H2S + 2O2 → H2SO4

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.

Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.

Тема: Гликолиз.

Этапы энергообмена (катаболизма) углеводов.

Биологическое окисление (потеря электронов) в клетках происходит с участием О2:

А + О2 → АО2 , и без его участия, за счет дегидрирования: АН2 + В → А + ВН2 , или потери электронов: Fe2+ → Fe3+ + ē .

Подготовительный этап

Ферменты пищеварительного тракта и лизосом: Белки→? Жиры→? Углеводы→? НК →?

Вся Q в форме тепла.

Гликолиз (?), бескислородное окисление.

Окисление глюкозы происходит путем дегидрирования, акцептором Н служит НАД+.

Реакции протекают в цитоплазме, С6Н12О6 с помощью 10 ферментативных реакций превращается в 2 молекулы ПВК - пировиноградной кислоты:

С6Н12О6 + 2АДФ + 3Н3РО4 + 2НАД+→2С3Н4О3 +2АТФ + 2Н2О + 2НАД∙Н2 + 120кДж(Qт)

Q общая = Q АТФ + Qт = ?

Дальнейшая судьба ПВК зависит от присутствия О2 в клетке. Если О2 нет, происходит анаэробное дыхание, причем:

а) У дрожжей и растений происходит спиртовое брожение:

I. 2С3Н4О3 → 2СО2 + 2СН3СОН (уксусный альдегид)

II. 2СН3СОН + 2НАД∙Н2 → 2С2Н5ОН +2НАД+

б) У животных, некоторых бактерий при недостатке О2 - молочнокислое брожение:

3Н4О3 + 2НАД ∙ Н2 → 2С3Н6О3 + 2НАД+

Если О2 есть, то происходит аэробное дыхание в митохондриях.

Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.

Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.




Тема: Кислородное окисление.

Митохондрии. Цикл Кребса. Дыхательная цепь.

В митохондриях (строение?)

происходит дегидрирование и декарбоксилирование ПВК и образуются ацетилкоферментА (2С), СО2, НАД∙Н2:

С3Н4О3+КоАS-Н +НАД+→С2Н3О~SКоА+НАД∙Н2

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

Ацетил~ КоА образуется и при окислении жирных кислот и глицерола, при окислении аминокислот. Ацетильная группа (2С) включается в цикл Кребса.

На каждую окисленную молекулу ацетил - КоА приходится 1 молекула АТФ, четыре пары атомов водорода и две молекулы СО2:

С6Н12О6 + 6Н2О → 6СО2 (?) + 4АТФ (?) +12Н2 (?)

На внутренней мембране 24 Н+ передаются на дыхательную цепь, заканчиваются в межмембранное пространство, ē → на О2.

При разности потенциалов 200 мв 24Н+ проходят через канал АТФ - синтетазы, образуются 34 АТФ:

С6Н12О6 + 6О2 → 12Н2О + 34АТФ + Qт

Суммарная реакция:

С6Н12О6 + 6О2 → 6СО2 + 6Н2О + 38 АТФ (?) + Qт

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.


Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.

Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.




Тема: Генетическая информация. Репликация ДНК.

Генетическая информация.

Для каждого вида характерны свои белки. У родственных групп белков похожи (гемоглобин человека и шимпанзе).

В каждой клетке несколько тысяч видов белков. Недолговечны, должны быть синтезированы вновь. Где храниться информация о них?

В геноме человека около 50 тысяч генов в 23 хромосомах.

Одна хромосома - несколько тысяч генов, которые находятся в определенных участках хромосомы - локусах.

Ген - участок молекулы ДНК, кодирующий первичную последовательность аминокислот в полипептиде или последовательность нуклеотидов в РНК.

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.


Репликация ДНК.

Что необходимо: ферменты (ДНК - полимераза);

ДНК - матрица; дезоксирибонуклеозидтрифосфаты.

Скорость синтеза - около 100 нуклеотидов/ сек.

Полуконсервативный способ: одна цепь без изменения, вторая образуется комплементарно(?) и антипараллельно(?).

У эукариот несколько репликонов, репликон - фрагмент ДНК от одной точки репликации до другой.

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

Кодограммы к урокам биологии. 10 - 11 класс.

Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.

Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.

Тема: Транскрипция, код ДНК.

Транскрипция

В начале 50-х годов Ф. Крик сформулировал центральную догму молекулярной биологии: ДНК → РНК → белок.

Синтез мРНК - транскрипция, синтеза белка на мРНК - трансляция.

РНК полимераза присоединяется к промотору, который находится на 3-конце матричной цепи ДНК и из свободных рибонуклеозидтрифосфатов (АТФ, УТФ, ГТФ, ЦТФ), комплементарных нуклеотидам ДНК, антипараллельно образуется иРНК.

Что необходимо (3)?

Код ДНК

Свойства кода

  1. Триплетность: Г. Гамов, начало 50-х годов. 43 = 64.

  2. Однозначность: 1 кодон - 1 аминокислота.

  3. Выраженность: 1 аминокислота - до 6 кодонов.

  4. Универсальность: одинаков у всех.

  5. Неперекрываемость, рамка считывания по 3 нуклеотида, нуклеотид может быть в составе одного кодона (жил был кот тих был сер мил тот кот).

  6. 61 кодон - кодирующие и 3 бессмысленные, терминирующие (УАА, УАГ, УГА), знаки препинания между генами.

Есть кодон - инициатор (метиониновый), с которого начинается синтез любого полипептида.

Как пользоваться таблицей генетического кода???

Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.

Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.


© 2010-2022