Из опыта работы учителя биологии Усмановой Ф. А

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы

учителя биологии МБОУ «Дюсьметьевская средняя

общеобразовательная школа»

Усмановой Фирдаусы Ахметхановны


…«Самостоятельность головы учащегося-

единственное прочное основание

всякого плодотворного учения».

К.Д.Ушинский


В современной школе происходят глобальные изменения, связанные с корректировкой содержательных, методических, технологических процессов образования. Изменения требуют использования новых способов образования, педагогических технологий, творческого развития, как ученика, так и педагога.

Процесс обучения для современного школьника - это не просто приобретение новых знаний, механическое заучивание законов, правил, терминов. Это - возможность использования полученных знаний на практике, в повседневной жизни. Это - формирование умения и желания учиться, развитие инициативности, способности самостоятельно мыслить и принимать решения, планировать действия, уметь сотрудничать с разными группами людей.

Таким образом, в ходе обучения современный школьник должен стать обладателем определенных личностных характеристик (компетенций), использовать их в получении необходимых знаний и применять эти знания для решения практических задач разного плана.

В новых условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Владение информационными и коммуникативными технологиями позволяет человеку уверенно чувствовать себя, дает возможность и создает условия для формирования творческой, самосовершенствующиеся личности.

Информационные и коммуникационные технологии, входящие в жизнь каждого человека, способствуют качественному решению задачи подготовки личности, востребованной обществом. Это возможно только при важном условии: педагог, владеющий ИКТ - компетенциями организует учебную деятельность учащегося и управляет ею. Основная роль педагога для успешного решения образовательных задач, овладения учащимися профессиональными знаниями сводится к созданию необходимых условий для достижения поставленной цели.

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет мне сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. Моделирование природных явлений и процессов на компьютере необходимо, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера.

На уроках биологии применяю программу POWER POINT, что позволяет подготовить и демонстрировать дополнительную информацию на уроке. К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации, которые можно применить практически на всех этапах урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных разнообразной информацией.

Также при изучении биологии большую помощь оказывает применение электронных и информационных ресурсов с аудиоинформацией записи звуков живой и неживой природы.

Применение компьютера на уроках делает уроки более наглядными, современными, а потому интересными. Подготовка к любому уроку с использованием ЭОР, конечно, кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала, но зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж учителя в глазах учеников.

Для преподавания биологии предлагаются различные мультимедийные пособия, имеющие обширный учебный материал по всем разделам курса биологии, содержащие большое количество фотографий, видеофрагментов, анимационных моделей иллюстрирующих текстовый материал, имеющие обширный справочный материал, а также лабораторные практикумы, интерактивные упражнения для проверки и закрепления знаний. Особо следует отметить единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов, разработанную в соответствии материалом учебников.

Работу с этими образовательными комплексами можно проводить на разных этапах урока: объяснении нового материала, закреплении полученных знаний, а также в качестве тренажеров для подготовки к контрольным занятиям и ЕГЭ. Компьютерные уроки также эффективны в использовании обобщающих уроков, уроков-зачетов, а также уроков-семинаров, игр.

Важно отметить, что я использую на уроках биологии и традиционные методики устного опроса, как условия развития устной и письменной речи учащихся. Содержание учебного материала некоторых тем по биологии предполагает общение учащихся, рассказ, сообщения, беседы, диспуты. Виртуальные лабораторные работы создают условия моделирования, но они не могут заменить реальность настоящих лабораторных и практических работ, когда дети всё выполняют своими руками, всё наблюдают своими глазами. Кроме того, виртуальные лабораторные работы не дают возможность приобретения учащимися практических навыков.

Известно, что современные технологии должны и регламентированы гигиеническими нормами. Длительное пребывание за компьютером может негативно сказаться на здоровье ученика, возникает утомление, которое приводит к торможению восприятия учебного материала, отвлечению внимания и привыканию. Поэтому я использую здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, изменение мизансцены урока, негромкую классическую и релаксирующую музыку).

Я считаю, что эти технологии дополняют друг друга и направлены на максимальную активизацию познавательной деятельности учащихся и развитие всесторонне развитой личности.

Я использую и технологию проблемного обучения. Ведь она направлена на развитие всесторонне гармонической личности ребенка и подготовку хорошей образовательной базы. Учащиеся пытаются решить поставленную перед ними проблемную задачу самостоятельно. Если есть сложности, я всегда стараюсь оказать учащимся коррекционную помощь, давая план действий, подсказывая отдельные шаги при затруднениях, создавая ситуацию успеха на уроке.

Например, разбираем тему «Внутреннее строение млекопитающих», рассматриваем рисунок и возникает вопрос для обсуждения: «Что художник на этом изображении хочет показать нам?»

Иногда уроки могут быть целиком посвящены решению какой-либо одной проблемной задачи. Но чаще всего на своих уроках я обычно стараюсь сочетать традиционное обучение с элементами проблемности, с включением отдельных проблемных задач. При этом в общую систему творческой поисковой деятельности школьников включаются знания, получаемые ими и в готовом виде - из изложения учителя, текста учебника и т.д.

Хочу подчеркнуть положительные качества проблемного обучения:

  1. Проблемное обучение является очень эффективным средством повышения познавательной активности учащихся. Знания, добытые путем собственного поиска, на долго становятся достоянием человека. Проблемные задания, предъявляемые учителем, проблемные ситуации на уроке вызывают, как правило, большой интерес и служат мотивацией познавательной деятельности школьников.

  2. Проблемное обучение способствует развитию логического мышления учащихся и этим содействует их умственному развитию. Мышление не только начинается с задачи, проблемы, но и в дальнейшем протекает в форме возникновения и решения ряда последовательных познавательных задач, проблемы в целом.

  3. Таким образом, проблемный подход в обучении по своей сущности является ведущим средством активизации учения школьников. Проблемное обучение - обязательный признак современного урока, это способ развития творческого мышления учащихся.

Я считаю, что для успешного обучения, повышения качества знаний учащихся необходимо применять несколько технологий, учитывая обязательно индивидуальные особенности учащихся.

Результатом работы по реализации проблемно-поискового обучения стали многочисленные достижения моих учеников на конкурсах различного уровня и тематики.

Название конкурса, олимпиады, соревнования

Уровень

Результат, год

Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов)

1

Конкурс «Человек и природа»

Федеральный

2 победителя

2013г

Диплом

2

Интерактивный конкурс «Колосок»

Международный

10 участников

2013 г

Сертификат

4

Районная конференция «Мой след в науке»,

муниципальный

2 место

2012 г

Грамота РОО

5

Районная конференция «Мой след в науке»,

муниципальный

3 место

2013 г

Грамота РОО

6

Районная конференция «Мой след в науке»,

муниципальный

2 место

2014 г

Грамота РОО

7

Научно - методическая конференция «Взаимодействие школы и вуза в реализации приоритетных направлений развития школьного образования: опыт, проблемы и перспективы»

Республиканский

Участник,

2012 г, 2013 г

Сертификат

8

Конференция исследовательских работ обучающихся «Моё Я в Большой науке» имени Р.И. Утямышева

Республиканский

Участник, 2014 г

Сертификат

9

Всероссийская олимпиада школьников по биологии

Муниципальный

1 место (Нафикова Г), 1 место (Галяев Р),2013г

Почетная грамота ОО

10

Всероссийский конкурс "Альбус "

Межрегиональный

4 призера , 3 участников -2013 г,

5 призеров, 8 участников - 2014 г.

Диплом,

сертификат

11

Конкурс «Зеленая планета»

Республиканский

Участник, 2015 г

Свидетельство участника конкурса

Большое внимание уделяю методической работе. За последние годы я принимала участие в работе семинаров:

Тема выступления

Уровень (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Тема семинара, кем и для кого организован, место проведения

Дата

1.

Система подготовки к ЕГЭ по биологии

Районный

Обмен опытом на районном семинаре учителей биологии по теме: «Система подготовки к ЕГЭ и ГИА по биологии», проведенном на базе МОУ Лицея №2 г. Мамадыша

2013г.

2.

Использование ЭОР в процессе обучения биологии

Республиканский

Обмен опытом на научно - методической конференции«Взаимодействие школы и вуза в реализации приоритетных направлений развития школьного образования: опыт, проблемы и перспективы»

2013 г.



3.

Приобщение учащихся к ценностям науки и научного познания

Районный

Обмен опытом на районном семинаре учителей биологии по теме: «Повышение учебной мотивации учащихся через использование современной технологии обучения», проведенном на базе МОУ СОШ №1 г. Мамадыша

2014г.

4.

Применение информационно - коммуникативных технологий на уроках биологии в условиях внедрения ФГОС ОО

Республиканский

Обмен опытом на семинаре»Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС ОО», проведённом на ЦСГО в г. Казани

2015 г

5.

Урок по ФГОС с элементами исследования по биологии в 5 классе

Районный

Открытый урок на районном семинаре учителей химии и биологии по теме: «Реализация научно- исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика», проведенном на базе МБОУ «Олуязский лицей»

2015 г.

6.

Профессиональные компетенции педагога, необходимые для осуществления преемственных связей в реализации ФГОС

Республиканский

Обмен опытом на семинаре «ФГОС как систематизирующее направление в образовании(Организация и содержание образовательного процесса)», проведённом на ЦСГО в г. Казани

2015 г


Результаты участия в конкурсах:

Название конкурса

Уровень

Год участия

Результат

1.

Конкурс «Лучший учитель естественно - географического

цикла» - 2 место, 2010

Муниципальный

2010 г

2 место

2

Научно - методическая конференция «Взаимодействие школы и вуза в реализации приоритетных направлений развития школьного образования: опыт, проблемы и перспективы»

Республиканский

2012 г -2014 г

Участник

3.

Конкурс «Лучший учебный кабинет»

Муниципальный

2012 г

1 место

4.

Конференции "Применение инновационных технологии на уроках" в МБОУ "Бехтеревская СОШ"

Межрегиональный

2013

Участник

5.

Конкурс «Лучший учитель -2013»

Республиканский

Призер,

2013 г

Обладатель гранта «Лучший учитель -2013»

6.

Конкурс «Лучший учебный кабинет»

Муниципальный

2013 г

1 место

7.

Лучшая
методическая разработка -2015"

Муниципальный

2015

призер

8.

Педагогические
достижения -2015

Муниципальный

2015

Участник


© 2010-2022