План-конспект урока Класс Земноводные

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Класс Земноводные

Цель урока: сформировать у учащихся представление о особенностях строения и жизнедеятельности земноводных в связи с выходом на сушу.

Оборудование и материалы: таблицы «Класс Земноводные», учебник для 7 класса «Биология - 7.Разнообразие живых организмов», скелеты земноводных и рыб.

Базовые понятия и термины: земноводные, амфибии, барабанная перепонка, резонаторы, уростиль, коракоиды, туловищный и легочный круги кровообращения, подвздошные, седалищные и лобковые кости, регенерация.

СТРУКТУРА УРОКА

Организационный этап ………………………………………………………..2 мин

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности ....4мин

Изучение нового материала ……………………….27мин

Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся …………….10мин

Подведение итогов урока ……………………….1 мин

Домашнее задание………………………………………………………….1мин.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.

II. Актуализация опорных знаний.

Обсуждение вопроса:

Откуда происходит название земноводные?

Объявление цели: целью нашего сегодняшнего урока будет изучить особенности строения земноводных на примере лягушки, в связи их выходом на сушу.

III. Изучение нового материала.

1. Общая характеристика класса Земноводные.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Земноводные - первая небольшая по числу видов группа позвоночных животных, освоившая наземную среду, но сохранившая тесную связь с водной средой. Отсюда и произошло их второе название - амфибии. Земноводные распространены повсеместно, но наиболее часто встречаются в регионах с теплым и влажным климатом. Живут вблизи водоемов.

Всего известно около 4 тыс. видов земноводных.

Земноводные произошли от одной из групп древних пресноводных кистеперых рыб - стегоцефалов, обитавших около 300 млн. лет назад в заболоченных водоемах. Важнейшие адаптации, позволившие земноводным выйти в наземную среду, связаны с преодолением силы тяжести и защитой тела от потери влаги.

1. Органы дыхания взрослых животных - кожа и легкие, у личинок - жабры.

Кожа тонкая, голая, влажная, богатая слизистыми железами. Слизь препятствует лишнему водоиспарению и улучшает диффузию газов через кожу. Примерно 70 % газообмена обеспечивается кожей.

2. Особенности внешнего строения земноводных.

Рассказ учителя, с элементами самостоятельной работы учащихся.

Характерные черты организации земноводных следующие:

  • Тело слегка уплощено и подразделяется на голову, туловище и две пары пятипалых конечностей. У небольшой группы земноводных имеется хвост.

Голова малоподвижна, так как шея почти не выражена. Задние конечности длиннее передних. Это связано с передвижением по суше прыжками, а в воде - с энергичной работой задних конечностей при плавании.

  • Органы головы - учащиеся изучают самостоятельно, пользуясь текстом учебника.

Глаза с тремя веками - верхним, нижним и мигательной перепонкой. Веки защищают глаза от механических повреждений и пересыхания.

С боков расположены органы слуха - барабанные перепонки, снабженные слуховыми косточками

Спереди расположен рот и ноздри.

3. Особенности внутреннего строения земноводных.

Рассказ учителя, с элементами беседы и самостоятельной работы учащихся.

  • Земноводные - хищники. У них развиты слюнные железы, секрет которых увлажняет ротовую полость, язык и пищу.

  • Сердце трехкамерное, состоит из двух предсердий и желудочка. Имеются два круга кровообращения: большой (туловищный) и малый (легочный).

  • Органы выделения земноводных, как и у рыб, представлены туловищными почками. Моча оттекает по двум мочеточникам в мочевой пузырь, а из нее - в клоаку. Выводимы и конечный продукт азотистого обмена - мочевина.

  • Механизм дыханий у земноводных несовершенен, нагнетательного типа. Животное набирает воздух в ротоглоточную полость, для чего опускает дно ротовой полости и открывает ноздри. Затем ноздри закрываются клапанами, дно ротовой полости поднимается, и воздух нагнетается в легкие. Находясь под водой, земноводные дышат исключительно кожей.

  • Передний мозг земноводных по сравнению с таковым у рыб имеет большие размеры и разделен на два полушария. Мозжечок развит хуже в связи с малой подвижностью. Среди органов чувств развиты глаза, барабанные перепонки - орган слуха, орган равновесия. Ноздри у земноводных в отличие от рыб сквозные и выстланы чувствительным эпителием, воспринимающим запахи. У некоторых хвостатых и личинок сохраняется боковая линия.

  • Обладают способностью к регенерации - особенно личинки.

  • Скелет земноводных, как и у всех позвоночных, состоит из черепа, позвоночника, скелета конечностей и их поясов. Череп почти сплошь хрящевой. Он подвижно сочленен с позвоночником. Позвоночник содержит девять позвонков, объединенных в три отдела: шейный (1 позвонок), туловищный (7 позвонков), крестцовый (1 позвонок), а все хвостовые позвонки срослись, образовав единую косточку - уростиль. Ребра отсутствуют. Плечевой пояс включает типичные для наземных позвоночных кости: парные лопатки, вороньи кости (коракоиды), ключицы и непарную грудину. Тазовый пояс образован двумя тазовыми костями, образованными парами подвздошных, седалищных и лобковых костей, сросшихся между собой.

  • Скелет свободных конечностей построен по типу системы многочленных рычагов, подвижно соединенных шаровидными суставами. В составе передней конечности выделяют плечо, предплечье и кисть. У бесхвостых земноводных локтевая и лучевая кости сливаются, образуя общую кость предплечья. Кисть подразделяется на запястье, пясть и четыре фаланги пальцев. Задняя конечность состоит из бедра, голени и стопы. Стопа включает кости предплюсны, плюсны и фаланги пяти пальцев. Благодаря подвижности отделов скелета движения тела земноводных более разнообразны,

чем у рыб.

  • Мышечная система амфибий под влиянием наземного образа жизни претерпела значительные изменения. Однообразно построенные сегменты мускулатуры рыб преобразованы в дифференцированные мышцы конечностей, головы, ротовой полости, участвующих в процессе заглатывания пищи, вентиляции органов дыхания.

Вторичное осмысление материала.

. Закрепление и систематизация знаний

  • Работа с тетрадью.

Выполнение заданий, предложенных к теме данного урока.

• Работа с учебником.

Работу с текстом учебника , предлагается каждой группе свой вопрос для обсуждения.

• Вопросы для повторения и обсуждения.

1. Какие приспособления к жизни на суше появились у земноводных?

2. Какую роль играет в "жизни земноводных развитие с метаморфозом?

3. Почему у земноводных существует кожное дыхание?

5. Подведение итогов урока и домашнее задание

© 2010-2022