- Преподавателю
- Биология
- Экологическое воспитание на уроках биологии
Экологическое воспитание на уроках биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Изтаева К.Б. |
Дата | 15.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Экологическое воспитание
на уроках биологии
Экологическое воспитание
на уроках биологии
Общение с природой не только доставляет
эстетическое наслаждение, но и влияет
на формирование мировоззрения детей,
на их нравственное развитие,
расширяет их кругозор, обогащает впечатление.
К.Д. Ушинский
Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности.
Цель экологического образования и воспитания - формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности, формирование экологической культуры.
Таким образом, школьное образование и воспитание в области охраны окружающей среды должны выполнять три "стратегические" задачи:
-
Убеждать учащихся в необходимости охраны окружающей среды.
-
Вооружать их, хотя бы, необходимым минимумом знаний в этой области.
-
Привлекать всех участников образовательного процесса к решению экологических проблем микрорайона школы.
В результате многолетней учебной и воспитательной работы в школе у меня сложилась своя система работы по достижению поставленных задач, через следующие направления деятельности:
Учебная деятельность на уроках биологии и экологии применение
( экологических расследований, какие поступки человека могут привести к экологическим к роковым последствиям, и как природа может наказать человека за нерадивое отношение к окружающему миру. Вместе с учащимися, проявляющими особый интерес к биологии и экологии, были проведены индивидуальные занятие.
Основные задачи, которые мы учителя биологии ставим для достижения
цели - это:
Практически изучить природу местного края;
Обучить учащихся навыкам исследовательской работы и разным способам обработки результатов; воспитать бережное отношение к природе родного края.
Исследовательская деятельность учащихся основывается на:
1.Жизненном опыте учащихся (знания должны быть личностно значимы);
2. Наглядности (можно увидеть, потрогать);
3.Ситуации «успеха» (если вы это запомните, то вам это пригодится).
Работа осуществляется в трех направлениях:
На уроке; Во внеклассной работе; При работе с родителями.
Например, в 6 классе в теме «Общее знакомство с растениями» изучение жизненных форм растений происходит на экскурсии. В теме «Растительные сообщества» фитоценоз рассматривается на примере соснового леса. В 7 классе в теме «Общие сведения о многообразии животных» понятия темы рассматриваются на сообществах животных, которые знакомы учащимся (кошках, собаках).
На уроках биологии реальная исследовательская деятельность может быть организованна в процессе выполнения лабораторных работ по инструктивным карточкам, самостоятельных работ с дополнительной литературой, написание и защита рефератов, ролевые игры, имеющие проблемный характер и исследовательскую направленность. Хочется отметить, что групповая форма работы воспитывают творческую личность. Группа составляет отчет и выступает с сообщением о проделанной работе. Каждая группа сама решает, как оформить результаты, как распределить роли и т. д. Тематика исследований чрезвычайно разнообразна. Главное, чтобы работа соответствовала интересам ученика, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям. Для наблюдений и исследований отбираются такие объекты и явления, которые наиболее типично и ярко отражают существенные стороны местных природных условий, доступны для регулярных наблюдений. Они могут быть использованы в учебном процессе для формирования и развития у учащихся биологических и экологических понятий, логического мышления, познавательных интересов, совершенствование практических умений и навыков.
Необходимо сочетать разные формы исследовательской деятельности школьников. Наиболее значимыми из них являются:
1. наблюдения над растениями и животными, изучение жизненных функции организма;
2. опытно - практическая работа на пришкольном участке;
3 изучение флоры и фауны местных биоценозов методом наблюдения в природе;
4. фенологические наблюдения;
5.разработка тематических сценариев игр, утренников, вечеров.
Использование новых информационных технологий в процессе обучения позволяет добиться качественно более высокого уровня наглядности уроков, в том числе и биологии. Значительно расширяет возможности активизации деятельности школьников, а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведет к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу.
На уроках биологии ребята слушают звуки природы: шум морского прибоя и журчание ручейка, шелест леса и пение птиц, такие релаксационные паузы помогают учащимся глубже почувствовать красоту окружающего мира, стать спокойнее и внимательнее к звучанию природы.
-
внеклассная работа с учащимися, дополнительные занятия с учениками, проявляющими особый интерес к предмету,
-
воспитательная работа с классом.
Изучение биологии и экологии возможно лишь при использовании активных форм обучения.
Конкурс разгадывания кроссвордов и викторин «Знай и люби родную природу»
Выставка рисунков «Спасём земную красоту»
Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся являются рефераты, посвященные экологической тематике: «Влияние деятельности человека на многообразие видов», «Редкие и исчезающие виды растений и животных Казахстана», «Проблема загрязнения реки Тобол» и т.д. Такие устные журналы как «Человек и природа» способствуют освоению теории и практике взаимодействия общества и природы,
Результатами работы научного общества явилось определение экологического состояния микрорайона школы и подготовка рекомендаций для общественности.
Вместе с учащимися, проявляющими особый интерес к биологии и экологии, были проведены индивидуальные занятие.
Основные задачи, которые мы учителя биологии ставим для достижения
цели - это:
Практически изучить природу местного края;
Обучить учащихся навыкам исследовательской работы и разным способам обработки результатов; воспитать бережное отношение к природе родного края.
Исследовательская деятельность учащихся основывается на:
1.жизненном опыте учащихся (знания должны быть личностно значимы);
2. наглядности (можно увидеть, потрогать);
3.ситуации «успеха» (если вы это запомните, то вам это пригодится).
Работа осуществляется в трех направлениях:
На уроке; Во внеклассной работе; При работе с родителями.
Например, в 6 классе в теме «Общее знакомство с растениями» изучение жизненных форм растений происходит на экскурсии. В теме «Растительные сообщества» фитоценоз рассматривается на примере соснового леса. В 7 классе в теме «Общие сведения о многообразии животных» понятия темы рассматриваются на сообществах животных, которые знакомы учащимся (кошках, собаках).
На уроках биологии реальная исследовательская деятельность может быть организованна в процессе выполнения лабораторных работ по инструктивным карточкам, самостоятельных работ с дополнительной литературой, написание и защита рефератов, ролевые игры, имеющие проблемный характер и исследовательскую направленность. Хочется отметить, что групповая форма работы воспитывают творческую личность. Группа составляет отчет и выступает с сообщением о проделанной работе. Каждая группа сама решает, как оформить результаты, как распределить роли и т. д. Тематика исследований чрезвычайно разнообразна. Главное, чтобы работа соответствовала интересам ученика, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям. Для наблюдений и исследований отбираются такие объекты и явления, которые наиболее типично и ярко отражают существенные стороны местных природных условий, доступны для регулярных наблюдений. Они могут быть использованы в учебном процессе для формирования и развития у учащихся биологических и экологических понятий, логического мышления, познавательных интересов, совершенствование практических умений и навыков.
Необходимо сочетать разные формы исследовательской деятельности школьников. Наиболее значимыми из них являются:
1. наблюдения над растениями и животными, изучение жизненных функции организма;
2. опытно - практическая работа на пришкольном участке;
3 изучение флоры и фауны местных биоценозов методом наблюдения в природе;
4. фенологические наблюдения;
5.разработка тематических сценариев игр, утренников, вечеров.
Использование новых информационных технологий в процессе обучения позволяет добиться качественно более высокого уровня наглядности уроков, в том числе и биологии. Значительно расширяет возможности активизации деятельности школьников, а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведет к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу.