Конспект урока по биологии в 7 классе Многообразие пресмыкающихся

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по биологии в 7 классе Многообразие пресмыкающихсяМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРОМСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЧЕРКАССКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



Урок биологии в 7 классе по теме




Учитель: Лежепекова М.А.


2013 г

Тема урока «Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека».

Цели урока : показать многообразие современных пресмыкающихся, показать черты приспособленности к среде обитания различных представителей класса, выявить значение пресмыкающихся в природе и жизни человека

Целеполагание Знать характеристику отрядов черепахи ,Чешуйчатые, Крокодилы, Клювоголовые и их представителей, уметь распределять животных по отрядам, знать пресмыкающихся Орловской области.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки для индивидуальной работы

Ход урока

1. Мотивация

Что такое геральдика - наука о гербах.

Ребята я попрошу вас рассмотреть гербы разных стран и городов . Каких животных вы видите на них? Что их объединяет? Представители класса Пресмыкающиеся. Но животных изображали не только на государственных символах, но и на монетах. Как вы думаете почему? Конспект урока по биологии в 7 классе Многообразие пресмыкающихся Конспект урока по биологии в 7 классе Многообразие пресмыкающихся

Животные в геральдике символизируют человеческие качества и различные философские понятия.

Змей, который может быть и драконом - символ предосторожности и мудрости; поражаемый героем символизирует зло

Ящерица - лунное существо. Порождала симпатию людей любовью к Солнцу: способна часами находиться на солнцепеке, эмблема возрождения. Представление о необыкновенной живучести ящерицы возникло из-за того, что она заново отращивает брошенный в минуту опасности хвост.

Черепаха долголетие, богатство.

Как вы думаете, какая тема урока? Какова цель урока? Конспект урока по биологии в 7 классе Многообразие пресмыкающихся Конспект урока по биологии в 7 классе Многообразие пресмыкающихся

Конспект урока по биологии в 7 классе Многообразие пресмыкающихся

2. Проверка домашнего задания. Найдите ошибки в тексте.

Пресмыкающиеся - животные с сухой ороговевшей кожей, покрытой чешуей или щитками. Дыхание легочное, а у живущих в воде с помощью кожи. У всех представителей два круга кровообращения и четырехкамерное сердце. Температура тела не зависит от температуры окружающей среды. Оплодотворение наружное. Все без исключения откладывают яйца покрытые плотной оболочкой, которые развиваются без охраны и заботы родителей. Головной мозг состоит из 4 отделов: продолговатого, промежуточного, среднего и переднего. У пресмыкающихся нет зубов как у земноводных.

Конспект урока по биологии в 7 классе Многообразие пресмыкающихся

3. Изучение новой темы

1. Многообразие пресмыкающихся.

Работа по группам по карточкам

Конспект урока по биологии в 7 классе Многообразие пресмыкающихся

1. Отряд Черепахи

Конспект урока по биологии в 7 классе Многообразие пресмыкающихсяКонспект урока по биологии в 7 классе Многообразие пресмыкающихся

2. Отряд Чешуйчатые. Ящерицы

Конспект урока по биологии в 7 классе Многообразие пресмыкающихсяКонспект урока по биологии в 7 классе Многообразие пресмыкающихся

3. Отряд Чешуйчатые . Змеи.

Конспект урока по биологии в 7 классе Многообразие пресмыкающихсяКонспект урока по биологии в 7 классе Многообразие пресмыкающихся

4. Отряд Крокодилы

Конспект урока по биологии в 7 классе Многообразие пресмыкающихсяКонспект урока по биологии в 7 классе Многообразие пресмыкающихся

2 . Физкультминутка «Да», «нет»

3.. Пресмыкающиеся Орловской области.( выступление учащихся с заранее подготовленными сообщениями)

4.. Значение пресмыкающихся в природе и для жизни человека

Конспект урока по биологии в 7 классе Многообразие пресмыкающихсяКонспект урока по биологии в 7 классе Многообразие пресмыкающихся

4. Закрепление.

1. Какое из предложенных животных лишнее в этом ряду? Ответ обоснуйте.

А) Уж, Веретеница, Кобра, Удав.

Б) Хамелеон, Крокодил, Тритон, Черепаха.

В) Геккон, Агама, Гадюка, Варан.

Г) Гадюка, Геккон, Кайман, Гавиал

2. Решение биологических задач

1. Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в сторону, опускать её вниз и поднимать вверх. В связи с чем они могут "вертеть" головой?

2. "И началась охота. Уж смотрел на лягушку немигающим гипнотическим взглядом, а та как околдованная сидела на месте, ожидая своей участи …". Объясните описанное с биологической точки зрения.

3. "Жало" змеи - правильно ли такое выражение? Ответ поясните.

4. Можно ли ящерицу дёргать за хвост?

5. Домашнее задание п.40, заполнение таблицы на стр.166

6. Рефлексия Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует Вашему состоянию после урока и подчеркните.

Конспект урока по биологии в 7 классе Многообразие пресмыкающихся

Дополнительный материал для работы в группах

Отряд Черепахи.

Это пресмыкающиеся, характерным признаком которых является наличие костно-рогового или костно-кожистого панциря, состоящего из спинного и брюшного щитов . Панцирь образован расширенными костями скелета. В случае опасности черепаха втягивает голову, конечности и хвост в панцирь или прячет их под его выступы. . У черепах хорошо развиты зрение и обоняние.

В отряде преобладают виды сухопутных черепах. Некоторые черепахи приспособились к жизни в воде. Черепахи, живущие в озерах и реках, имеют между пальцами ног плавательную перепонку, а у морских черепах ноги превратились в ласты.

Отряд Крокодилы.

Эти животные несколько напоминают очень крупных ящериц. На задних лапах у них перепонки, а хвост сплющен с боков Крокодилы хорошо плавают и ныряют. Это крупные хищники длиной 1,5-7 м. Однако в воде, особенно в мутной, крокодилов увидеть трудно. Ноздри и глаза у них помещаются на небольших, возвышающихся над поверхностью головы бугорках. Поэтому крокодил может выставить наружу лишь ноздри и глаза, а сам целиком остается в воде. Это помогает ему схватывать иногда даже крупных животных, приходящих к воде на водопой. Но такая добыча достается крокодилу не часто - обычно крокодилы питаются различными водными животными, чаще всего рыбой.

Самка откладывает яйца на берегу в вырытую ею ямку и сторожит кладку. Когда из яиц вылупляются маленькие крокодилы, она переносит их во рту в воду. Во время такого путешествия они выглядывают изо рта мамаши между зубами.

Среди современных пресмыкающихся крокодилы имеют наиболее сложное строение. В частности, в легких крокодилов внутри много перегородок, а сердце, в отличие от всех других пресмыкающихся, четырехкамерное.

Кожа у крокодилов покрыта очень толстыми щитками. Если их снять, получается кожа с очень красивым рисунком. Из нее изготавливают портфели, сумки, обувь.

Отряд Чешуйчатые. Как показывает название, тело представителей этого отряда (ящериц и змей) покрыто чешуей. Кроме прыткой ящерицы известно много других видов. Живородящая ящерица не откладывает яиц: ее потомство вылупляется еще в теле матери.

О змеях слышали все. Многие наблюдали их в природе или в зоопарке. Однако не так просто сказать, чем змея отличается от ящерицы. Дело в том, что существуют безногие ящерицы (в СССР например, веретеница), которых часто путают со змеями 96. Из внешних признаков важно строение век: у змей они срастаются, делаются прозрачными и прикрывают глаза наподобие часового стекла. Отсюда странный, немигающий взгляд змеи, который породил вздорные мнения о якобы присущем им гипнотическом действии. У ящериц (в том числе и у безногих) развиты подвижные непрозрачные веки

При линьке вся кожа змеи сходит одним куском, выворачиваясь, как чулок. Суеверные люди неосновательно приписывают этим "выползкам" чудодейственные свойства.

Змеи передвигаются, извивая свое тело по земле. Обычно змеи откладывают яйца. Однако встречается в СССР змея живородящая. Это обыкновенная гадюка.

Все змеи заглатывают свою добычу целиком. Кости челюсти у змей соединены растяжными связками и подвижны, а зубы загнуты назад. Змея как бы натягивает свою голову на добычу, постепенно заглатывая. Некоторые змеи заглатывают свою добычу живьем. Так поедают лягушек и рыбу ужи, живущие около водоемов или в воде. Удавы предварительно душат жертву, обвиваясь вокруг нее своим мускулистым телом. В пустынях Казахстана, Средней Азии и на Кавказе встречаются маленькие (длиной менее 1 м) удавчики, которые нападают на тушканчиков и других мелких обитателей пустыни. В тропических странах живут огромные удавы. Самая крупная змея - гигантский удав анаконда, длиной до 11м, обитающая в Южной Америке.

Ядовитость змей общеизвестна, хотя ядовитые змеи составляют только одну десятую часть общего числа их видов. В голове ядовитой змеи позади глаз находятся ядовитые железы (это видоизмененные слюнные железы), вырабатывающие сильный яд .

Передние зубы ядовитой змеи имеют борозду, или канал, по которому яд при укусе вводится в организм жертвы или врага. Так называемое "жало" - длинный раздвоенный на конце язык - никакого отношения к ядовитому аппарату не имеет. Это орган осязания и вкуса, одинаковый у ядовитых и неядовитых змей. Змея постоянно высовывает свой язык и прикасается им к окружающим предметам, ощупывая и пробуя их.

При укусе змеей нельзя применять самолечение (делать надрезы, прижигания, давящие повязки и др.). Пострадавшего необходимо как можно скорее доставить к врачу. Самое действенное лечение - впрыскивание особой противозмеиной сыворотки и переливание крови. Укушенному гадюкой рекомендуется пить горячий чай или кофе.


© 2010-2022