Технологическая карта урока по биологии на тему Вид. Критерии вида (9 класс)

Технологическая карта, в связи с переходом на стандарты нового поколения, является неотъемлемой частью современного урока. В отличии от конспекта урока в технологической карте наиболее чётко описаны универсальные учебные действия, метапредметные результаты, которые учитель будет отрабатывать с учениками на каждом этапе урока. Технологическая карта состоит из двух частей: в первой части описывается общая характеристика урока, планируемые результаты и универсальные учебные действия. Во второй част...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока

Вид. Критерии вида (9 класс)

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран

Цель урока:

Задачи:

изучить понятие вида, его критерии и структуру.

  • обучающие:

    • сформулировать определения понятиям «вид», «критерии вида»;

    • изучить критерии вида и их содержание;

  • развивающие:

    • продолжить развитие коммуникативных умений при работе в парах, устной монологической речи учащихся;

    • способствовать развитию логического мышления через формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • воспитательные:

    • воспитывать толерантность учащихся;

    • воспитывать наблюдательность, внимательность при работе с изображениями биологических объектов.

Планируемые результаты

Предметные

Понимать термины «вид», «критерий вида», различать критерии вида.

Личностные

Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

Метапредметные

Закрепление умения заполнять таблицу, умения работать с текстом; сопоставлять термин и пример.


Универсальные учебные действия

Познавательные

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

анализ;

сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные

Целеполагание, контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые умения


Организационный момент

Смотрит на подготовку учеников к уроку, приветствие

Настраиваются на работу, приветствие


Организация рабочего места, умение организовать свою деятельность


Актуализация знаний


Учитель объясняет задание: ответить на тестовые вопросы (на слайде)

Ученики по очереди вслух читают вопрос и ищут в течении минуты правильный вариант ответа.

Тест содержит вопросы как на изученную тему («Селекция организмов»), так и на новую тему («Вид. Критерии вида»)


структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

контроль, коррекция, оценка;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Вывод темы урока, цели и задач

Учитель задаёт вопрос:

- Ребята, а как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Если ученики затрудняются, то учитель задаёт направляющие вопросы.

Учитель выводит на экран слайд с темой урока.

Диалог с учениками о видах медведях изображённых на слайде (это разные виды, один род - основоположник систематики К. Линней).

Учитель объясняет назначение Листа самоконтроля, который присутствует индивидуально на столе у каждого ученика.

Ученики выводят тему урока, определяют, что речь пойдет о понятии «вид», выводят цель урока, ставят задачи.


Зрительно изучают слайд, рассуждают об изображённых медведях, приходят к выводу, что это животные одного рода, но разного вида.

Запись темы урока в тетрадь.

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

анализ;

сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

контроль, коррекция, оценка установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

целеполагание;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Изучение новой темы

Рассказ учителя об учёном, который впервые вывел понятие «вид» (Дж. Рей).

Учитель показывает слайд с породами собак. Задаёт вопрос:

- Кто изображён на слайде?

Задаёт направляющие вопросы.

Возвращается к теме урока «Вид. Критерии вида»,

- Что такое критерий вида?

- Теперь давайте познакомимся с критериями вида.

Открываем учебник на странице 136, заполняем первый столбик таблицы (наименования критериев вида).

Учитель направляет учеников.

Работа со слайдами:

- мимикрия (подражание)

- межвидовые гибриды у животных;

- межвидовые гибриды у растений;

- экологический критерий (разные виды синиц);

- древесные лягушки (генетический критерий)

- прослушивание аудиозаписи;

Ученики слушают учителя, знакомятся с портретом учёного.

Записывают основные факты в тетрадь.

Отвечают кто изображён на слайде, отличия и сходства животных. Формулируют отличие двух понятий «вид» и «порода».

Ученики отвечают на поставленный вопрос, используя ранее полученные знания.

Ученики работают с учебником, перечерчивают таблицу в тетрадь, заполняют первый столбик.

Диалог по каждому критерию, ученики высказывают своё мнение о сущности критерия, приводят примеры

Списывают в рабочую тетрадь с экрана характеристику каждого слайда (по очереди).

Диалог, отвечают на вопросы, комментируют слайды.

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

анализ;

сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

контроль, коррекция, оценка;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Закрепление

Объясняет задание - необходимо подойти к столу, выбрать карточку с заданием, в течении 3-5 минут прочитать задание и ответить на поставленный вопрос.

Работа по карточкам - работа в парах.

поиск и выделение необходимой информации;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

анализ;

сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений.

контроль, коррекция, оценка;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Рефлексия

Учитель напоминает о структуре синквейна.

Ученики пользуясь планом составления синквейна, составляют синквейн в тетради.

По желанию зачитывают вслух.

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Обобщение.

Итог урока.

- С какими понятиями познакомились на уроке?

- Что интересного для себя узнали из новой темы?

Примерные ответы:

- С понятием «вид», «критерии вида».

- Узнали, что бывают межвидовые гибриды, что древесные лягушки узнают самцов по «песне».

Ученики оставляют на середине парты листы самооценки.

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

контроль, коррекция, оценка;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Домашнее задание.

Учитель комментирует слайд, на котором записано домашнее задание.

Ученики записывают домашнее задание в дневник.

Организация рабочего места, умение организовать свою деятельность





© 2010-2022