Научно-исследовательская работа Учебная экологическая тропа «Лисья гора»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальное учреждение «Отдел образования администрации муниципального района

Стерлитамакский район».

МОБУ СОШ с.Б.Куганак



Проект.

Учебная

экологическая тропа

«Лисья гора»

Автор: Федорова Екатерина,

ученица 9 класса

Руководитель: Ибрагимова Татьяна Федоровна


2014 год



Оглавление.



1.Введение 3

2.Обзор литературы 4

2.1 Цели и задачи учебных экологических троп. 4

2.2 История создания экологической тропы. 5

2.3 Типы учебных троп. 8

2.4Экологическая тропа и творческая деятельность школьников 12

2.5 Оборудование экологической тропы 13

3.Создание учебной экологической тропы с.Б.Куганак 15

«Лисья гора».

3.1 Методы исследования 15 3.2 Место исследования 17 3.3 Результаты исследования 17

4.Выводы 19

5.Заключение 19

6.Литература 22

7.Приложение №1 23

Картосхема учебной экологической тропы

8.Приложение №2 24

Объекты учебной экологической тропы «Лисья гора».

Карта маршрута.

9.Приложение №3 32

Использование экологической тропы для исследований.












1.Введение

Древние люди поклонялись матушке природе. Они понимали, что полностью зависят от нее. Человек тогда очень четко понимал, что Земля его кормит, поит, обувает, одевает. Но постепенно человек стал отгораживаться от окружающего мира. Действительно, все чаще мы видим неухоженные поля, горы мусора, загрязненные реки, высохшие озера, вырубленные леса. Мы дышим отравленным воздухом и едим отравленные «удобрениями» овощи и фрукты.

Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян, останутся ли на Земле кусочки нетронутой природы? Все мы обязаны своей жизнью нашей планете. Получив неограниченную власть над природой и, надменно упиваясь этой властью, мы, считавший себя венцом природы, совершенно забыл о том, что сам является его скромной частицей.

Но любовь к природе, особенно у детей не приходит сама собой ее нужно пробудить. Исследования показывают, что дети школьного возраста, включая старшеклассников, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто просто отрицательное.

Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы. Данное положение требует создания «учебного кабинета в природе». Учебная экологическая тропа - специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также полевого практикума. Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы в нем были представлены не только участки «дикой» природы, но и антропогенный ландшафт. Это позволяет ученикам проводить изучение сравнительно естественной и преобразованной среды, характер природопреобразующей деятельности человека, учиться изучать все возможные последствия.

Цель. Воспитание экологически грамотного подрастающего поколения.

Задачи. 1.Расширить у школьников элементарные сведения об объектах, о процессах и явлениях окружающей природы. 2.Научить своих слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. 3. Способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе.4.Сохранение уникальных уголков природы.

2.Обзор литературы

2.1 Цели и задачи учебных экологических троп.

Само название «учебная тропа природы» можно понимать, как «мы изучаем природу» и как «природа нас учит». Другими словами, прежде всего цель создания тропы заключается в обучении и воспитании посетителей. По словам известного американского эколога Олдо Леопольда, что каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование. Этот урожай мудрости всегда под рукой, однако, его не всегда пожинают.

С одной стороны, задачей тропы является своеобразный «природоведческий ликбез», т.е. расширение у школьников элементарных сведений об объектах процессах и явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача экскурсоводов и проводников научить своих слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. Третья, в конечном итоге главная задача учебных троп - способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе.

Особенно широко тропы природы позволяют развернуть экологическое образование и воспитание среди молодежи. Хорошо известно, что далеко не всегда родителям удается привить детям любовь к природе, желание ее беречь и, что ещё сложнее, возбудить у каждого будущего гражданина чувство ответственности за ее судьбу.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.

Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно показать ее красоту, ранимость, а порой просто беззащитность перед натиском человека, убедить в том, что природа, по выражению Е. Евтушенко, сама «просит нашей помощи, защиты и любви».

Наряду с решением задач обучения, воспитания и отдыха тропы природы при умелой их организации способствуют и охране природы. Они являются своего рода регулятором потока отдыхающих, распределяя их в относительно безопасных для природы направлениях. Кроме того, тропа обеспечивает возможность соблюдения природоохранного режима на определенной территории, так как облегчает контроль над посещаемостью и выполнением установленных правил.

Таким образом, создание учебных троп направлено на решение четырех задач: экологическое обучение и воспитание, отдых посетителей, сохранение природы в прилегающей зоне.

2.2 История создания экологической тропы.

В России еще до революции, в 1916 году, в Крыму, в 7 км от Судака вдоль скал была вырублена пешеходная тропа. Ее называют Голицынской, так как строительство проводилось по указанию князя Л.С.Голицына. Тропа проложена таким образом, что посетитель может познакомиться со многими природными объектами исключительной красоты и своеобразия.

Широкое распространение учебных и учебно-познавательных троп на территорий бывшего СССР началось с начала 60-х годов. Инициатором их стал Тартуский кружок охраны природы - первое студенческое природоохранное объединение в нашей стране, образованное 13 марта, 1958 года под руководством Я. X. Эйларта - специалиста по вопросам теории и практики охраны природы, в частности создания учебных троп.

Широкое распространение этого опыта в нашей стране затруднялось некоторыми организационными моментами. Необходимо было найти форму организации просветительных троп в природе. Причем нельзя было ограничивать задачу создания троп только расширением природоведческих знаний. Время выдвигало и иную задачу - целенаправленного использования троп для формирования экологической культуры населения, прежде всего учащейся молодежи. Это предъявляло новые требования не только к характеру маршрута тропы, но и к их организаторам и пользователям. На тропах, которые получили название учебных экологических, основное внимание обращают не столько на знакомство с природными объектами, сколько на оценку деятельности человека в окружающей среде, как естественной, так и преобразованной.

Опираясь на результаты экспериментов по созданию подобных маршрутов, Всероссийское общество охраны природы приняло решение распространить опыт создания учебных троп на территории России. С этой целью в короткое время было организовано два республиканских семинара на базе действующих троп «Измайловская» (в черте Москвы) и «Пущинская» (Московская обл.)

Результаты этих мероприятий не замедлили сказаться. По данным отдела ВООП, всего за два года в разных уголках Российской Федерации было заложено более 120 учебных троп. В их создании в содружестве с местными отделениям ВООП активное участие принимали студенты из дружин охраны природы различных вузов, советы по туризму и экскурсиям, турбазы, детские туристические станции и станции юных натуралистов, школьные лесничества, Дома пионеров, отдельные школы под руководством учителей географии и биологии.

Парк культуры и отдыха г. Южно - Уральска, организовал экологическую тропу в естественном бору, занимающем 15 га. Информационные щиты, установленные на тропе, имеют вид развернутой книги: на одной «странице» плакат по охране природы, на другой текст о природных объектах. Предназначена тропа для детей младшего возраста, но может быть интересна и всем посетителям парка. Первичная организация ВООП Комсомольского государственного заповедника (г. Комсомольск-на-Амуре) оборудовала экологическую тропу, на которой установлено 30 красочных стендов и аншлагов.

Большая часть троп в настоящее время сформировалась, как туристские маршруты выходного дня и достаточно насыщена экологической информацией (щитами, указателями, специальными буклетами). В Краснодарском крае организовано или находится в стадии организации около 20 учебных троп.

В 1985 году начали действовать тропа Паустовского и учебная тропа природы от Ласковского до Черного озера, проект которых создала Дружина по охране природы Рязанского клуба туристов. Они же оборудовали и установили информационные щиты, соответственно 12 и 20 шт., разработав для этого особую технологию, сравнительно несложную и удобную в эксплуатации.

В Москве первая учебная экологическая тропа была создана в 1981 году в Измайловском парке культуры и отдыха учащимися 446 средней школы под руководством лаборатории экологического образования. Тропа действует в летне-осенний сезон. По ее маршруту проводятся программные экскурсии для учащихся этой и других школ района и города. В порядке распространения опыта организаторы, и старшеклассники проводят экскурсии для зарубежных специалистов, директоров и завучей московских школ, методистов и учителей Москвы.

Информационные щиты, установленные на тропе, привлекают внимание значительного числа посетителей лесопарка.

Затем появились аналогичные тропы в Серебряном бору (школы № 57 и 143), в национальном парке «Лосиный остров», Мытищинский лесопарк (школа

№767 и географический факультет МГПИ им. В.И.Ленина), в парке «Сокольники» (школа № 1 и МГПИ) и в некоторых других местах. Все московские учебные тропы отличаются сравнительно малой протяженностью (в среднем 1-2 км), доступностью для посетителей, экологической информативностью.

2.3 Типы учебных троп.

Учебные тропы можно классифицировать по разным критериям: прежде всего по длине маршрута или его продолжительности. (2)

Как и туристские маршруты, учебные тропы могут быть линейными, кольцевыми и радиальными. Можно различать тропы по трудности прохождения и по сложности предлагаемой информации.

Принято считать, что учебные тропы предназначены только для пешеходов. Такой способ передвижения действительно преобладает, но при наличии соответствующих природных условий создаются тропы также для водных туристов, лыжников, велосипедистов, любителей верховой езды. Однако основным критерием классификации троп природы следует считать их назначение: прогулочно - познавательные, познавательно-туристические и учебные экологические тропы. Каждый тип имеет свою специфику.

Прогулочно - познавательные тропы природы, или тропы «выходного дня», имеют протяженность 4-8 км. Маршрут пролегает преимущественно на природе, обычно вблизи городов и курортных центров. Отдыхающих объединяют в группы, и под руководством экскурсовода или с путеводителем за 3-4 часа они прогулочным шагом проходят весь маршрут, знакомясь с природой, памятниками истории и культуры. В той или иной мере на таких маршрутах затрагивают вопросы взаимоотношения природы и человека, влияния хозяйственной деятельности на природу, мероприятий по предотвращению нежелательных последствий, значение леса для горожанина, лесной микроклимат, способы снижения шума.

Помимо летних прогулочно - познавательных троп, можно создавать зимние тропы. Зимний отдых в настоящее время получил большое развитие. Его основной и общедоступной формой являются лыжные прогулки.

Зимняя учебная тропа также способствует осуществлению природоохранных, рекреационных, информативно-познавательных и воспитательных задач. В отличие от летней, зимняя тропа может иметь несколько иную трассу. При выборе основными факторами являются удобство для лыжных прогулок, наличие различных природных объектов, удобных для осмотра в зимнее время. Необходимо также учесть большую скорость передвижения посетителей по зимней тропе в сравнении с летней при наличии одного и того же количества объектов осмотра: на лыжах скорость передвижения больше, да и рассказ экскурсовода короче зимой - ведь недолго и замерзнуть.

Познавательно-туристические тропы. Их протяженность колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен километров. Тропы такого типа чаще прокладывают в зонах активного отдыха с малой плотностью населения, а также вблизи заповедников и национальных парков или в границах последних. Среди этого типа троп есть маршруты «выходного дня» средней протяженностью 20-30 км с местом для ночлега. Есть маршруты, рассчитанные на прохождение группой туристов в течение отпуска, обычно по путевкам. Характер движения может быть различным: пешком, на лошадях, водным транспортом или комбинированным. Тропы, предназначенные для организованного прохождения под руководством проводника, имеют, как правило, значительную протяженность (до нескольких дней пути). Отличаются они сложностью (горы, заболоченная местность, густая тайга и т.п.). Среди познавательно-туристических бывают и сравнительно короткие тропы, прохождение по которым по той или иной причине опасно для посетителей.

Для зон отдыха, лесопарков, а также для некоторых туристических районов более характерны тропы, предназначенные для самостоятельного прохождения. Они должны быть тщательно размечены на местности и снабжены не только специальными буклетами, но и, по возможности достаточно большим количеством информационных щитов. Каждая самостоятельно организованная группа перед выходом на такую тропу обязана пройти специальный инструктаж, который даст необходимые простейшие навыки борьбы с нарушителями требований охраны природы на тропе.

Содержательная сторона такой активной формы отдыха может иметь комплексный характер: знакомство с окружающей природой, памятниками истории и культуры, наблюдение и оценка различных проявлений деятельности человека

в природе, изучение и закрепление в практических ситуациях экологически грамотного поведения в окружающей среде. Тропы такого типа можно использовать и для обучения узкоспециализированных категорий посетителей.

Прогулочно-познавательные и познавательно-туристические тропы по основной научно-информационной ценности могут быть ботаническими, зоологическими, геологическими.

Учебные экологические тропы. Это наиболее специализированные для целей обучения маршруты в природе. Их протяженность редко превышает 2 км из расчета проведения учебных экскурсий до 3 часов. Такие тропы рассчитаны в первую очередь на посещение их учащимися разных типов учебных заведений: школ, ПТУ, техникумов и вузов. Доступны они и для посещения отдыхающими.

Движение по маршруту организуется преимущественно под руководством педагога или экскурсовода из числа учащихся. Можно и самостоятельно посетить тропу, ориентируясь по указательным знакам и информационным щитам. Тропы подобного типа должны быть легкодоступны для учащихся. Поэтому чаще всего такие маршруты прокладывают в зонах

городских рекреаций: в парках, лесопарках, зеленых зонах вблизи населенных пунктов.

Основные посетители тропы - организованные учебные группы от младших школьников до педагогов. Соответственно и время движения по тропе колеблется от 30-40 минут до трех часов. В целях пропаганды экологических знаний учащиеся могут организовывать временные группы посетителей из числа родителей или отдыхающих в зоне тропы.

Наиболее совершенным вариантом учебной экологической тропы является ее сочетание с учебным кабинетом природы. Это небольшое помещение в начале или в конце тропы, где с помощью современных средств обучения посетители могут получить дополнительную экологическую информацию труднодоступную для наблюдения при кратковременном маршруте.

По своему содержанию тропы такого типа комплексные. Прохождение по ним направлено на изучение объектов и явлений природы на знакомство с культурой природопользования и развитие навыков экологической оценки его результатов, а также воспитание у посетителей экологической этики.

От формы организации зависит и способ оборудования тропы. Тропы бывают оборудованы информационными щитами на каждой точке-остановке, столбиками-указателями и совсем немаркированные на местности. Первые тропы предназначены в основном для самостоятельного прохождения, но не исключается и проведение групповой экскурсии.

По тропам со столбиками-указателями могут идти либо организованные экскурсии, либо самостоятельные группы (или отдельные посетители), но в этом случае их необходимо снабдить буклетами-путеводителями.

Существует и другая точка зрения: тропа природы должна быть максимально «дикой» и минимально оборудованной. Ее сторонники считают, что тропа хороша тогда, когда экскурсовод может ее выбрать экспромтом в любом месте: в лесу, лесопарке, по берегу реки и т.д.; что достаточно выбрать, запомнить маршрут, даже не маркируя тропу. Экскурсовод останавливает слушателей возле заранее намеченных объектов и рассказывает о них, предварительно подготовившись по той или иной теме.

Все перечисленные выше типы учебных троп в идеале должны не только соответствовать природным и социально-экономическим условиям данного места, но и могут находиться в пределах одной территории.

2.4 Экологическая тропа и творческая деятельность школьников.

Экологическая тропа создается детьми, прежде всего для самих же детей,

ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.

Организация тропы силами школьников дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от подростков творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных учебных предметов, но и самое важное - принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах.

Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь

интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности - убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт школьников. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Учебная тропа создается детьми для самих же детей, но полной жизнью она живет только тогда, когда сюда приходят и взрослые посетители. Выступая экскурсоводами на маршруте тропы, школьники приобретают такие ценные качества гражданина, как ответственность и трудолюбие.

Создание тропы, уход за нею и периодическое дооборудование приучают детей к общественно полезному труду и бережному отношению к общему достоянию.

Таким образом, учебная территория в природном окружении служит

учащимся и лабораторией для исследований, и мастерской для труда.

2.5 Оборудование экологической тропы.

Работа над проектом включает в себя следующие виды деятельности: поиск обзорных точек экологической тропы, нанесение на карту обзорных точек и маршрута тропы, изучение видового многообразия растений и животных на обзорных точках, создания компьютерной базы данных по видовому составу растений и животных.

Оборудование тропы начинается с прокладки на местности маршрута тропы и составления крупномасштабной картосхемы. Целесообразно провести обследование местности радиусом 50 м от полотна тропы, чтобы выявить и картировать интересные экскурсионные объекты или наметить места для их последующего создания.

Эта работа проводится во время внеклассных занятий с группой учащихся, которые увлекаются картографией, совместно с будущими экскурсоводами.

После изготовления картосхемы на один из экземпляров наносится

обозначение всех имеющихся на местности объектов экскурсий. В другом экземпляре карты обозначаются те объекты, которые планируется создать в ходе оборудования тропы. Предварительно инициативная группа совместно с консультантами тщательно обследует маршрут тропы и, в соответствии с конкретными условиями, выявляет места установки информационных досок, экологических знаков и указателей, оборудования обзорных точек, мостиков, переходов, мест отдыха. Опыт показывает, что для школьников все обозначения на рабочей картосхеме лучше проводить нумерацией. На том месте, где расположен экскурсионный объект, на карту наносят точку, пишут порядковую цифру и обводят кружочком. Для удобства работы экскурсоводов цифровые обозначения лучше проводить цветными фломастерами. Так, например, все натуральные объекты обозначают зеленым цветом, антропогенные красным, информационные - черным. На оборотной стороне карты даются пояснение к цифровым обозначениям.

Опыт показывает, что на посетителей тропы разного возраста положительный воспитывающий эффект оказывают результаты труда школьников по защите и улучшению природного окружения. Поэтому целесообразно, чтобы вдоль маршрута тропы учащиеся выполняли разнообразные общественно полезные дела природоохранительного характера. Их успешно можно использовать для проведения исследовательской работы школьников в рамках изучения программного материала по зоологии и внеклассных занятий. Полученные учащимися результаты и выводы исследовательской работы на пробных площадках используются экскурсоводами для экологического просвещения посетителей тропы.

Одной из задач экологического образования является формирование бережного отношения к лекарственным, редким и исчезающим видам. На внеклассных занятиях школьники могут заложить в зоне маршрута тропы серию ботанических площадок. На них с учетом экологических требований высаживаются лекарственные растения, редкие или исчезающие виды растений, характерные для данной местности. Опыт показывает, что не следует обозначать такие растения указателями, сведения о них целесообразно включать в рассказ экскурсовода или текст буклета.

Известно, что обугленные пятна кострищ разрушают природную среду. Особенно много их в зонах неорганизованного отдыха. Наблюдения показывают, что большинство любителей посидеть у костра на природе не владеют навыками оборудования очага и последующего восстановления почвы на месте горевшего огня. Этот важный элемент экологической культуры поведения в природе важно всемерно пропагандировать на маршруте тропы. Полезно оборудовать в зоне маршрута тропы показательное место отдыха с очагом.

Для обучения посетителей правилам восстановления почвенного плодородного слоя на маршруте тропы целесообразно иметь кострище со снимаемым дерном, образцы восстановленной почвы на старых кострищах. Особое эмоциональное воздействие производит на многих посетителей тропы сравнительный показ экскурсоводом кострищ разного возраста. На них видно, как много требуется лет, чтобы на сожженной земле снова зазеленела трава.

3.Создание учебной экологической тропы с.Б.Куганак

«Лисья гора».

3.1 Методы исследования

Немаловажное значение при подготовке подобного проекта имеет выбор участка. При выборе участка учитывались следующие факторы:

1.Разнообразие природных условий (богатая гидрографическая сеть, сложный рельеф, живописные ландшафты, многообразие растительных сообществ).

2.Возможность организации маршрутов различных по видам, тематике и сложности, рассчитанных на разные группы посетителей.

3.Обеспечение равномерного распределения рекреационной нагрузки и возможность перспективного развития маршрутов.

При выполнении данной работы были использованы следующие методы:

наблюдение, описание, исследование, картографирование, топографирование, фотографическая съемка, глазомерная съемка.

Глазомерная съёмка

Понятие глазомерная съёмка- углоначертательная съёмка местности, выполняемая с помощью простейших приборов планшета с наклеенной на него бумагой и компасом. Глазомерная съёмка, углоначертательная съёмка местности, выполняемая с помощью простейших приборов: планшета с наклеенной на него бумагой и компасом и визирной линейки. Пан, хотя и невысокой точности, получают непосредственно на местности. Расстояния измеряют шагами, с помощью шагомера, по спидометру автомобиля, счётчику на велосипеде или просто на глаз, используя таблицы видимости предметов. Направления на объекты чертят на каждой съёмочной точке, установив планшет горизонтально н ориентировав по компасу; выполняют это, прикладывая визирную линейку к изображению данной точки, наводя верхнее ребро линейки на намеченный объект и прочерчивая линию по прилегающей к точке нижней части линейки (рис.). Для создания съёмочной сети прокладывают ход по дорогам, линиям связи, хорошо выраженным контурам. Съёмочные ходы для оценки точности плана делают замкнутыми. Съёмку объектов ("ситуации") производят также способом засечек в открытой местности, способом перпендикуляров для съёмки линий вблизи хода, съёмкой в створ (дорог, границ, и т.п. линий, пересекающих ход). Производя Г. с. с первой точки, прочерчивают направление на вторую точку хода не делают засечки всех необходимых объектов, лежащих в стороне. Измерив, расстояние до второй точки, его откладывают в масштабе на планшете и со второй точки делают засечки на те же объекты, получая в пересечении линий их изображение. Применяя те или иные способы Г. с, снимают в пределах видимости все необходимые объекты и вычерчивают план. Если при Г. с. предусматривается и съёмка рельефа, то на план предварительно наносят вершины, седловины, водораздельные линии и определяют углы наклона местности эклиметром или её относительные высоты анероидом. Затем одновременно со съёмкой объектов зарисовывают рельеф горизонталями. Г. с. производится по маршрутам как при съёмке полосы местности, так и при съёмке значительных участков. В последнем случае съёмочные маршруты должны охватывать весь участок. Г. с. может производиться с использованием топографической карты, при этом на бумаге (планшете) составляется "скелет" плана из основных контуров местности в принятом для съёмки масштабе, а приёмами Г. с. производится дополнение этого каркаса нужными деталями местности. Г. с. используется для получения в масштабах 1:25000 и крупнее планов небольших участков или маршрутов рекогносцировочного характера (в геологических а др. полевых исследованиях, в военном деле - при разведке местности в боевых условиях) или с целью внесения исправлений и дополнений в топографическую карту. В связи с развитием аэрофотосъёмки Г. с. утратила своё значение как быстрый способ получения карт неисследованных районов.

3.2 Место исследования

Село Большой Куганак расположено в северной части Стерлитамакского района, который находится на юге Башкортостана. Территория района входит в пределы Прибельской увалисто-волнистой равнины. Оно располагается в междуречье р.Белой и р.Куганак. Почвы распространены черноземные и слабоподзолистые. В окрестностях села находятся озерки, заливные луга, лесопосадки, небольшие холмы, обрывы. Тропа находится рядом с поселком, что позволяет не терять много времени для того, чтобы добраться до тропы. Эта территория испытывает на себе сильное влияние антропогенного фактора: с весны до поздней осени жители поселка пасут скот, на данной территории расположен брошенный карьер по добыче песка, в выходные дни отдыхающие проводят время на берегу р. Белой, на озерах. Весной жители собирают березовые почки, в начале лета заготавливают березовые веники, собирают грибы, ягоды. На склонах холмов произрастают первоцветы: медуница, хохлатка, гусиный лук, которые уничтожаются в больших количествах. На данной территории располагаются на небольшом расстоянии друг от друга экологические системы, которые можно изучать и здесь же можно проводить исследовательские работы. В течение года проводятся занятия кружков и экскурсии, классные руководители проводят однодневные походы, уроки на природе (фото№1,2,3,4, руководителя).

3.3 Результаты исследования.

Первый этап работы - поисковый.

Перед началом работы поставили для себя цель - проложить экологическую тропу, в которой на сравнительно небольшой площади должны быть сосредоточены различные типы экосистем. Это позволит посетителям экологической тропы познакомиться с характерным для него многообразием животных и растений. Работа над проектом включает в себя следующие виды деятельности: поиск обзорных точек экологической тропы, нанесение на карту обзорных точек и маршрута тропы, изучение видового многообразия растений и животных на обзорных точках, создания компьютерной базы данных по видовому составу растений и животных. Протяженность тропы примерно 1,5 км. Мы занимались исследованием местности, выявлением экскурсионных объектов. Работу начали с прокладки на местности маршрута тропы и составления картосхемы.

Второй этап - внутришкольная работа.

В результате исследования на данной территории были определены следующие объекты:

березовая лесопосадка (фото № 5), болото (фото №7) , озеро (фото №8), овраг (фото №9), почвенный срез (фото №10), р. Белая (фото №11), возвышенность «Лисья гора» (фото №12), заливной луг, карьер (фото №12), сукцессии: смена биогеоценоза озеро-болото (фото№13) и зарастание брошенного карьера по добычи песка (фото №14) , гнезда ласточки береговушки (фото №15). Была проведена фотосъемка объектов, расположенных на данной тропе. Мы вычертили план-схему маршрута (Приложение), составили паспорт тропы. В школе провели фотовыставку «Мой край родной» (фото№16) и конференцию « Начни с себя».

.1.Составили паспорт учебной экологической тропы (Приложение №2).

2.Выбрали маршрут тропы.

3. Составили карту-схему маршрута (Приложение №1)

4. б) Сфотографировали объекты (Приложение №2, фотографии №5 - 16 )

5. Составили описание пяти объектов. (Приложение №4)

6.Школьники обратились в администрацию села с просьбой рекультивации брошенных карьеров. На данный момент все брошенные карьеры по добычи песка засыпаны. (Фото №17, 18,19).

7.Ученики начали исследовательскую работу на тему: «Динамика травянистого покрова на засыпанном карьере песка». Цель работы: выяснение роли различных видов и экологических групп травянистых растений на начальных этапах первичной сукцессии.

4.Выводы.

Изучив экологические сообщества, мы сделали вывод, что человек, влияя на сообщества (пусть даже и косвенно), способствует их изменению. И причина не только во все возрастающей нагрузке на природный ландшафт, но и в отсутствии необходимой культуры поведения (непотушенные костры, вытаптывание, ненормированный сбор растений и т.д.). Поэтому в прокладывании экологических троп мы видим путь решения данной проблемы: более тесное знакомство с нашей природой, ее разнообразием, богатством и необходимостью сохранения.

1. Разнообразные биогеоценозы, на предлагаемом маршруте позволяют проводить экскурсии экологического содержания.

2. В каждом сообществе типы связей одинаковые, но компоненты в них разные.

3. Знакомство с живыми организмами и экологическими связями, наблюдение их в живой природе служит целям экологического образования.

5.Заключение.

Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня школьного образования. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс.

Школьники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав- важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у школьника трудолюбие и уважение к труду. Школьники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические следствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится участие школьников в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил и разума, чтобы поладить с природой, то, на умершей, покрытой пылью безжизненной земле стоило бы, пожалуй, поставить надгробный камень с такой скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего для себя».

И мы верим, что наш край будет богатым и экологически чистым, Куганак будет утопать в зелени, цветах, а речка будет светлой и прозрачной и уникальный уголок природы, который жители Куганака называют « Лисья гора», постараемся сохранить.

6.Литература.

1.Захлебный А.Н. На экологической тропе опыт экологического воспитания, -М. Знание, 1986.

2. Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе, пособие для учителя - М.: Просвещение, 1984.

3.Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке, журнал «Биология в школе» №6, 2000.

4.Сластенина Е. С. Экологическое образование в подготовке учителя - М.
Просвещение, 1984.

5. Чижова В.П. Петрова Е. Г. Рыбаков А.В. Экологическое образование (учебные тропы) - Сб. «Общество и природа» МГУ ,1981










22

© 2010-2022