Мастер-класс Критическое мышление на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс: «Критическое мышление на уроках биологии».


Учитель биологии КГУ Киялинская СШ

Лебедева Оксана Анатольевна


Цель: познакомить слушателей с технологией, разнообразием её приёмов, применением на уроках биологии.

Целевая аудитория: учителя района, прошедшие уровневые курсы.

Ожидаемые результаты: умение применять новые методы в преподавании.

Методы и приемы: методы критического мышления, стратегии «Трехчастный дневник», «Генераторы - критики».

Оборудование: презентация, карточки с заданиями.

Ход мастер-класса

I. Теоретическая часть.

Стратегия «Трехчастный дневник» (З-Х-У) (участникам заполнить 1 столбик таблицы - знаю на тему «Критическое мышление»

Знаю

Узнал

Хочу знать

Главная задача современной школы - научить детей учиться и критически мыслить.

Критическое мышление - это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.

Ж.Пиаже

Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видах и формах работы. К формам «работы» с объектами мышления относятся наблюдение, эксперимент, рассуждение, различные виды исследований и коммуникативных экспертиз. Свои внутренние критерии правильности функционирования, работы со своим содержанием критическое мышление получает от логики с ее принципами ясности, точности, очевидности, последовательности, непротиворечивости и т.д.

Основа технологии - построение урока по определенному алгоритму - последовательно, в соответствии с тремя фазами.

1 фаза: ВЫЗОВ (EVOCATION)

  • актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;

  • пробуждение интереса к изучаемой теме;

  • обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний:

  • побуждение ученика к активной деятельности.

Используемые стратегии:

  • мозговая атака

  • проблемные вопросы

  • рассказ - предположение по ключевым словам

  • перепутанные логические цепочки

  • корзина идей

  • трехчастный дневник

  • верное и неверное утверждение

  • составление списка «известной информации»

  • ассоциативный ряд

  • отсроченная отгадка

  • до - после

2 фаза: ОСМЫСЛЕНИЕ (REALIZATIONOFMEANING)

  • получение новой информации;

  • поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности;

  • теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения.

Используемые стратегии:

  • инсерт

  • кластер

  • фишбоун

  • диаграмма Венна

  • генераторы и критики

  • ромашка Блума

  • «толстый» и «тонкий» вопросы

  • учимся сообща

  • ассоциативный ряд

  • шесть шляп

  • создай паспорт

3 фаза: РАЗМЫШЛЕНИЕ (REFLECTION)

  • целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу;

  • выявление еще непознанного.

Используемые стратегии:

  • взаимоопрос

  • синквейн

  • эссе

  • самооценивание

  • взаимооценивание

  • трехчастный дневник

  • до - после

  • диаграммы

  • таблицы

В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, те, которые я чаще всего использую на своих уроках.

2. Практическая часть.

На первом этапе можно использовать проблемные вопросы, которые предлагается обсудить в парах.

Представьте, что вы ученики 7 класса. Обсудите в парах и ответьте на вопрос:

- Сегодня, по дороге в школу я увидела маленьких взъерошенных воробушек… Почему воробушки «взъерошены?»

- Почему некоторые гусеницы как будто «стоят» на ветках и не шевелятся?

На стадии вызова также можно использовать стратегию «Трехчастный дневник».

На втором этапе можно использовать приём «Генераторы - критики». Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики.

Задача генераторов: дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими.

Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие.

Задача педагога: направить работу учащихся так, чтобы они могли прийти к правильному решению.

Задания «Генераторам»:

  1. В 1987 году на теплоход «Художник Сарьян», находившийся в малазийском порту, внезапно спикировал гигантский рой пчел. Атака агрессивных насекомых испугала местных докеров, которые поспешили сойти с теплохода. Дело в том, что дикие пчелы Малайзии очень коварны: стоит одной пчеле ужалить человека, как на него набрасывается весь рой. Как быть?

  2. По сценарию французского фильма «Черная Луна» изобретательный преступник должен завлечь змею под балахон лежащего на ковре героя. Как заставить змею ползти по пути, наиболее удобному для съемок?

  3. Паукам, живущим под водой, надо доставлять с поверхности воды вглубь большой пузырь воздуха. Это просто сказать, но трудно сделать, поскольку воздух стремится вверх. Кроме того, необходимо быстро и точно найти свой дом. Как быть пауку?

Подсказки «Критикам»:

  1. Можно «сыграть» на том, что пчелы «любят» или «не любят».

  2. Змея должна сама ползти по нужному пути. Вспомните предпочтения змей.

  3. Паук может использовать «подсобные средства».

На третьем этапе я предлагаю заполнить 2 и третью графы «Трехчастного дневника».

Содержание оценивания работы:

- Использован научный стиль изложения, в том числе вводные слова («например», «кроме того», «в связи с этим», «таким образом», «возможно», «во-первых» «вследствие того что», «ввиду того что», «в то время как», «в результате», «значит», «преимущественно» «итак», «следовательно», «значит», «наоборот», «в заключение»)

- Правильно использована научная терминология при объяснении.

- Содержание вопроса раскрыто полностью.

- Использованы примеры и\или аргументы для обоснования вывода.

- Использованы знания из других предметов (химии, физики, географии) для объяснения биологических процессов.


© 2010-2022