- Преподавателю
- Биология
- Мастер-класс Критическое мышление на уроках биологии
Мастер-класс Критическое мышление на уроках биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лебедева О.А. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Мастер-класс: «Критическое мышление на уроках биологии».
Учитель биологии КГУ Киялинская СШ
Лебедева Оксана Анатольевна
Цель: познакомить слушателей с технологией, разнообразием её приёмов, применением на уроках биологии.
Целевая аудитория: учителя района, прошедшие уровневые курсы.
Ожидаемые результаты: умение применять новые методы в преподавании.
Методы и приемы: методы критического мышления, стратегии «Трехчастный дневник», «Генераторы - критики».
Оборудование: презентация, карточки с заданиями.
Ход мастер-класса
I. Теоретическая часть.
Стратегия «Трехчастный дневник» (З-Х-У) (участникам заполнить 1 столбик таблицы - знаю на тему «Критическое мышление»
Знаю
Узнал
Хочу знать
Главная задача современной школы - научить детей учиться и критически мыслить.
Критическое мышление - это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.
Ж.Пиаже
Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.
Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видах и формах работы. К формам «работы» с объектами мышления относятся наблюдение, эксперимент, рассуждение, различные виды исследований и коммуникативных экспертиз. Свои внутренние критерии правильности функционирования, работы со своим содержанием критическое мышление получает от логики с ее принципами ясности, точности, очевидности, последовательности, непротиворечивости и т.д.
Основа технологии - построение урока по определенному алгоритму - последовательно, в соответствии с тремя фазами.
1 фаза: ВЫЗОВ (EVOCATION)
-
актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;
-
пробуждение интереса к изучаемой теме;
-
обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний:
-
побуждение ученика к активной деятельности.
Используемые стратегии:
-
мозговая атака
-
проблемные вопросы
-
рассказ - предположение по ключевым словам
-
перепутанные логические цепочки
-
корзина идей
-
трехчастный дневник
-
верное и неверное утверждение
-
составление списка «известной информации»
-
ассоциативный ряд
-
отсроченная отгадка
-
до - после
2 фаза: ОСМЫСЛЕНИЕ (REALIZATIONOFMEANING)
-
получение новой информации;
-
поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности;
-
теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения.
Используемые стратегии:
-
инсерт
-
кластер
-
фишбоун
-
диаграмма Венна
-
генераторы и критики
-
ромашка Блума
-
«толстый» и «тонкий» вопросы
-
учимся сообща
-
ассоциативный ряд
-
шесть шляп
-
создай паспорт
3 фаза: РАЗМЫШЛЕНИЕ (REFLECTION)
-
целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
-
выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
-
выявление еще непознанного.
Используемые стратегии:
-
взаимоопрос
-
синквейн
-
эссе
-
самооценивание
-
взаимооценивание
-
трехчастный дневник
-
до - после
-
диаграммы
-
таблицы
В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, те, которые я чаще всего использую на своих уроках.
2. Практическая часть.
На первом этапе можно использовать проблемные вопросы, которые предлагается обсудить в парах.
Представьте, что вы ученики 7 класса. Обсудите в парах и ответьте на вопрос:
- Сегодня, по дороге в школу я увидела маленьких взъерошенных воробушек… Почему воробушки «взъерошены?»
- Почему некоторые гусеницы как будто «стоят» на ветках и не шевелятся?
На стадии вызова также можно использовать стратегию «Трехчастный дневник».
На втором этапе можно использовать приём «Генераторы - критики». Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики.
Задача генераторов: дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими.
Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие.
Задача педагога: направить работу учащихся так, чтобы они могли прийти к правильному решению.
Задания «Генераторам»:
-
В 1987 году на теплоход «Художник Сарьян», находившийся в малазийском порту, внезапно спикировал гигантский рой пчел. Атака агрессивных насекомых испугала местных докеров, которые поспешили сойти с теплохода. Дело в том, что дикие пчелы Малайзии очень коварны: стоит одной пчеле ужалить человека, как на него набрасывается весь рой. Как быть?
-
По сценарию французского фильма «Черная Луна» изобретательный преступник должен завлечь змею под балахон лежащего на ковре героя. Как заставить змею ползти по пути, наиболее удобному для съемок?
-
Паукам, живущим под водой, надо доставлять с поверхности воды вглубь большой пузырь воздуха. Это просто сказать, но трудно сделать, поскольку воздух стремится вверх. Кроме того, необходимо быстро и точно найти свой дом. Как быть пауку?
Подсказки «Критикам»:
-
Можно «сыграть» на том, что пчелы «любят» или «не любят».
-
Змея должна сама ползти по нужному пути. Вспомните предпочтения змей.
-
Паук может использовать «подсобные средства».
На третьем этапе я предлагаю заполнить 2 и третью графы «Трехчастного дневника».
Содержание оценивания работы:
- Использован научный стиль изложения, в том числе вводные слова («например», «кроме того», «в связи с этим», «таким образом», «возможно», «во-первых» «вследствие того что», «ввиду того что», «в то время как», «в результате», «значит», «преимущественно» «итак», «следовательно», «значит», «наоборот», «в заключение»)
- Правильно использована научная терминология при объяснении.
- Содержание вопроса раскрыто полностью.
- Использованы примеры и\или аргументы для обоснования вывода.
- Использованы знания из других предметов (химии, физики, географии) для объяснения биологических процессов.