- Преподавателю
- Биология
- Образовательная программа объединения дополнительного образования детей Зеленый дом
Образовательная программа объединения дополнительного образования детей Зеленый дом
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мерзлякова Н.А. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Развитие личности ребенка является основным направлением деятельности учреждений дополнительного образования. Выявление интересов, способностей обучающихся и создание условий для их развития - важнейшие элементы педагогической работы.
Отсутствие комплексных образовательных программ, объединяющих все возможные специализации, совместную деятельность групп обучающихся разного профиля и уровня базовой подготовки, стало стимулом для написания образовательной программы «Зеленый дом». Работа по этой программе направлена на формирование эффективного процесса приобретения знаний и навыков обучающимися и основана на развитии интереса к научной и исследовательской деятельности.
Образовательная программа «Зеленый дом» на 1 год обучения составлена на основе программы «Юннаты», рекомендованной министерством просвещения Российской Федерации для образовательных учреждений, 2000г. Данная программа имеет естесственнонаучную направленность, уровень освоения - общекультурный.
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 12-14 лет, имеющих интерес к исследовательской деятельности, желающих участвовать в олимпиадах, конференциях и, возможно, связывающих дальнейшую профессиональную деятельность с естественными науками, в частности с биологией.
Актуальность программы заключается в том, что она формирует межпредметные связи по биологии, географии, краеведению, экологии так как в школе данные виды образовательной деятельности изучаются как отдельные предметы, и лишь на занятиях в учреждении дополнительного образования возможно изучение данного комплекса естественных наук и их взаимосвязи.
Педагогической целесообразностью является удовлетворение познавательных запросов детей, развитие у них исследовательского подхода к изучению окружающего мира и формирование личности, умеющей жить в гармонии с природой, обществом, и собой, человека, обладающего экологическим мышлением, экологической нравственностью.
Цель:
Развитие личности, выявление интересов, способностей обучающихся и создание условий для их развития.
В процессе достижения поставленной цели решается комплекс взаимосвязанных задач -
образовательных, развивающих, воспитательных и специальных.
Задачи:
Образовательные:
-
развитие познавательной активности детей, постановка проблемных вопросов, расширение кругозора;
-
практическое изучение морфологии, систематики и экологии различных групп
живых организмов; -
формирование навыков исследовательской деятельности, обучение умению выбирать и использовать конкретные методы и методики;
-
обучение технике эксперимента и способности формулировать проблему
исследования; -
ознакомление с принципами охраны природы;
-
формирование умения работать с научной литературой, справочными материалами, а также анализировать информационный материал с целью написания докладов, рефератов.
Развивающие:
-
развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать,
классифицировать изучаемый материал и научную литературу; -
поддержка интереса к изучению объектов и явлений природы и развитие навыков
самостоятельной исследовательской деятельности; -
развитие эмоционально-эстетического и нравственного восприятия природы;
-
развитие речевой деятельности обучающихся в процессе выступлений с докладами;
-
создание условий для творческого роста личности и выработки у каждого
обучающегося своей жизненной позиции.
Воспитательные:
-
формирование навыков бережного отношения к природе;
-
воспитание терпимого (толерантного) отношения к разнообразию взглядов и мнений, существующему в современном обществе по разным проблемам;
-
развитие чувства товарищества и создание комфортного микроклимата в группе.
Программа рассчитана на один учебный год. Форма занятий - групповая. В ходе реализации программы применяется индивидуальных подход к обучающимся с учетом их возраста и психологических особенностей. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Общий объем учебной недельной нагрузки составляет 4 часа, общее количество часов за год - 144 часа. Количество человек в группе - 15 человек.
. Отличительной особенностью программы является ее содержание, которое состоит из нескольких блоков, на каждом из которых
решаются специальные задачи.
На занятиях применяются разнообразные методы практической работы:
- словесные (объяснение, беседа, лекция);
- наглядные (иллюстрации, карты, таблицы);
- практические (лабораторные и практические задания, самостоятельная работа с литературой, творческие задания, решение задач, экскурсии);
- проблемное изложение материала (анализ истории научного изучения проблемы, выделение ошибок, анализ заблуждений и находок при решении данной проблемы); выделение проблемных вопросов для данной группы методом беседы; осмысление основных понятий, терминов, определений; самостоятельная постановка, формулировка и поиск путей решения проблемы
Ожидаемые результаты.
Обучающиеся должны знать:
- знать и соблюдать правила техники безопасности и поведения в природе;
- знать виды деревьев и кустарников;
- знать о тесных взаимосвязях всех компонентов в природе;
- знать основные методы исследования;
Обучающиеся должны уметь:
- умение наблюдать и выделять характерные черты биологического объекта;
- уметь работать с научной, со справочной и специальной литературой;
- уметь выбирать и использовать конкретные методы и методики;
- уметь проявлять приобретенные знания и умения в беседах, в личном контакте с педагогом, сверстниками.
При обучении по данной программе у обучающихся формируются информационные, коммуникативные, учебно-позначательные компетенции:
- уметь отвечать на вопросы,
- уметь задавать вопросы,
- уметь оперировать терминами,
- уметь корректно и грамотно вести дискуссию,
- уметь работать с литературой,
- уметь применять полученные знания для сохранения окружающей природы,
- уметь работать в группе.
Формы контроля:
-
текущий контроль - проводится по окончании ключевых тем внутри каждого
раздела в различных формах - игры, озвучивание фильма, задачи различного типа; -
зачеты - проводятся по пройденным блокам по окончании каждого
теоретического раздела во всех учебных группах (письменные или устные, в виде экологических игр). Их цель - не столько определение уровня
освоенных знаний, сколько повторение и закрепление пройденного материала; -
олимпиады - участие в олимпиадах разного уровня, проводимых
в объединении, является проверкой не только полученных теоретических знаний,
но и их практического осмысления; -
научно-практические конференции - проводятся по результатам практик
и экспедиций на уровне учебных групп и позволяют оценить эффективность и степень освоения материала по исследовательской деятельности.
Исследовательские работы представляются в форме устного доклада с сообщением по различным темам в соответствии с требованиями. Эта форма отчетности способствует формированию у детей ответственности за выполнение работы; развивает логику мышления и умение говорить перед аудиторией, отстаивать свое мнение. Ребята обучаются
правильному использованию необходимой научной терминологии, корректному
и грамотному ведению дискуссии.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов программы
Тема
Всего часов
Из них
Теория
Практика
1.
Методы ведения исследований в биологии.
1.1 Наблюдение и его виды. Экскурсия в зоопарк и по территории школы.
1.2 Сбор гербария. Экскурсия в парк им. Кирова и по территории школы.
1.3 Эксперимент. Стадии ведения экспериментальной работа, фиксация результатов.
1.4 Работа с литературой. Принципы работы над рефератом, докладом, сообщением. Правила оформления работ.
10
4
4
1
1
2,5
0,5
1
0,5
0,5
7,5
3,5
3
0,5
0,5
2.
Биология бактерий, грибов, лишайников, растений.
2.1 Бактерии. Особенности жизни, строения, значение.
2.2 Грибы. Животные или растения?
2.3 Растения под микроскопом. Растительная клетка.
2.4 Растения - из древности до наших дней. Эволюция растений.
2.5 Водоросли. Первые растения на Земле.
2.6 Лишайники - симбиотический организм.
2.7 Мхи. Первые растения на суше.
2.8 Растения без семян и цветков
2.9 Растения без плодов. Местные и экзотические голосеменные
2.10 Растения высшие. Как хорошо иметь цветок.
2.11 От корней до вершины. Чудесный бур.
2.12 От корней до вершины. Кто придумал водопровод
2.13 От корней до вершины. Дышите - не дышите.
2.14 Растения защищаются.
2.15 Растения выживают.
2.16 Растения размножаются.
2.17 Растения путешествуют
2.18 Растения и человек. Кому хорошо?
2.19 Удивительные растения. Не такие, как все.
2.20 Игра «В мире растений»
40
2
4
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
17,5
1
1
0,5
1
1
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
-
22,5
1
3
1,5
1
1
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
3.
Биология животных.
3.1 Животная клетка под микроскопом. Простейшие животные.
3.2 Двуслойные животные.
3.3 Странная жизнь паразитов: плоские и круглые черви.
3.4 Моллюски. От мидии до осьминога
3.5 Членостоногие - властелины планеты.
3.6 Насекомые. Шесть ног, чтобы покорить Землю.
3.7 Рыбы: без воды ни туды и не сюды.
3.8 Земноводные
3.9 Пресмыкающиеся
3.10 Птицы. Рожденные летать
3.11 Млекопитающие. Первые среди первых
3.12 Братья наши меньшие: домашние животные
3.13 Эволюция животных: от древности до наших дней
3.14 Животные защищаются.
3.15 Животные путешествуют.
3.16 Животные размножаются
3.17 Животные выживают.
3.18 Удивительные животные. Не такие, как все
3.19 Животные и человек. Принимаем, отнимаем, дарим
3.20 Игра «Мир животных»
50
2
2
2
2
2
4
4
2
2
4
4
2
2
2
2
2
2
2
4
2
20,5
1
1
1
1
1
2
2
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
2
-
23,5
1
1
1
1
1
2
2
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
4.
Зоогеография и геоботаника.
4.1 Основные экологические принципы распределения животных и растений на Земле.
4.2 Жизнь в различных средах.
4.3 Жизнь в различных географических зонах: ледяная пустыня и тундра
4.4 Жизнь в различных географических зонах: тайга и лиственные леса
4.5 Жизнь в различных географических зонах: степи и пустыни
4.6 Жизнь в различных географических зонах: влажные эваториальные леса
4.7 Жизнь на различных материках: Австралия
4.8 Жизнь на различных материках: Евразия
4.9 Жизнь на различных материках: Северная Америка
4.10 Жизнь на различных материках: Южная Америка
4.11 Жизнь на различных материках: Африка
4.12 Островные флора и фауна.
4.13 Жизнь в океане.
4.14 Игра «Жизнь на планете»
30
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
-
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
5.
Экология и защита окружающей среды
5.1 Растительные и животные сообщества. Экскурсия в парк им. Кирова
5.2 Отчего гибнет планета? Экскурсия по городу.
5.3 Защитим их вместе.
5.4 Люди, которых следует помнить
5.5 Итоговое занятие
14
4
4
2
2
2
3
0,5
0,5
1
1
-
11
3,5
3,5
1
1
2
Итого
144
57,5
86,5
Содержание программы
1. Методы ведения исследований в биологии.
1.1. Наблюдение и его виды.
Наблюдение, его виды - полевое, микроскопическое и др., методы фиксирования результатов. Объяснение учителя. Экскурсия в зоопарк и по территории школы.
1.2. Сбор гербария.
Методы засушки и оформления растений. Работа с определителями. Экскурсия по территории школы и в парк им. Кирова.
1.3. Эксперимент. Стадии ведения экспериментальной работа, фиксация результатов.
Эксперимент, его стадии, принципы экспериментальной работы и оформления результатов. Объяснение учителя. Практическая работа.
1.4. Работа с литературой. Принципы работы над рефератом, докладом, сообщением. Правила оформления работ.
Научная и научно-популярная литература, принципы работы с литературой; необходимые навыки для составления сообщения, реферата, доклада. Оформление исследовательской работы для научно-практической конференции. Объяснение учителя. Практическая работа с литературой.
2. Биология растений, грибов, лишайников.
2.1. Бактерии. Особенности жазни, строения. Значение.
Особенности бактерий как отдельного царства прокариот. Методы выращивания, строение клетки, значение в природе и для человека.
2.2.Грибы. Животные или растения?
Особенности клеточного строения, жизнедеятельности, распространения, морфологии, физиологии, размножения грибов. Классификация грибов. Грибы Удмуртии и мира. Редкие грибы. Интересное о грибах. Лекция, работа с тестами, просмотр фильма.
2.3. Растения под микроскопом. Растительная клетка.
Особенности клеточного строения растений, отличительные особенности растительной клетки по сравнению с клеткой грибов и животных. Классификация растительных тканей по различным основаниям. Лекция, работа с таблицами, видеоматерилом, практическая работа с микроскопом.
2.4. Растения - из древности до наших дней. Эволюция растений.
Эволюция растений. Значение автотрофного питания для формирования биосферы. Ископаемые растения, растения-реликты. Работа со схемами, рисунками, объяснение учителя.
2.5. Водоросли. Первые растения на Земле.
Особенности строения, распространения, жизнедеятельности водорослей. Классификация водорослей, их значение в природе и для человека. Водоросли мира и Удмуртии. Интересное о водорослях. Лекция, работа с литературой, работа с тестами, просмотр фильма, практическая работа с гербариями.
2.6. Лишайники.
Особенности лишайников как симбиотических организмов, их строение, классификация, жизнедеятельность, распространение, значение в природе и для человека. Лекция, работа с литературой, практическая работа с гербариями.
2.7. Мхи. Первые растения на суше.
Особенности строения, распространения, жизнедеятельности мхов. Классификация и распространение мхов, их значение в природе и для человека. Мхи мира и Удмуртии. Интересное о мхах. Лекция, работа с литературой, работа с тестами, просмотр фильма, практическая работа с гербариями.
2.8. Растения без семян и цветков.
Особенности строения, распространения, жизнедеятельности папоротников, плаунов и хвощей. Древние споровые растения. Классификация и распространение споровых, их значение в природе и для человека. Папоротники, плауны, хвощи мира и Удмуртии. Интересное о папоротниках, плаунах, хвощах. Лекция, работа с литературой, работа с тестами, просмотр фильма, практическая работа с гербариями.
2.9. Растения без плодов. Местные и экзотические голосеменные.
Особенности строения, распространения, жизнедеятельности голосеменных. Классификация и распространение голосеменных, их значение в природе и для человека. Голосеменные мира и Удмуртии. Интересное о голосеменных. Лекция, работа с литературой, работа с таблицами, рисунками, просмотр фильма, практическая работа с гербариями. Выступления учащихся.
2.10. Высшие растения. Как хорошо иметь цветок.
Особенности высших растений, черты их прогрессивности и приспособленности. Строение цветка, типы цветков и соцветий. Цветок - орган размножения. Беседа, работа с рисунками и таблицами, просмотр фильма. Работа по гербариям и с живыми растениями. Игра «Опыление»
2.11. От корней до вершины. Чудесный бур.
Корень как орган минерального питания растения. Значение, строение, типы корней. Уникальные корни (мангры, орхидеи и др.). объяснения учителя, беседа. Работа с литературой, рисунками, гербарием, таблицами, просмотр фильма.
2.12. От корней до вершины. Кто придумал водопровод?
Стебель - орган опоры и транспорта. Ксилема и флоэма. Строение стеблей, их виды и формы. Значение стебля, уникальные стебли. Работа с литературой, рисунками, гербарием, таблицами, просмотр фильма.
2.13. От корней до вершины. Дышите - не дышите.
Лист - орган дыхания, питания, испарения. Строение листьев, их типы, формы, классификация. Значение листа. Уникальные листья. Работа с литературой, рисунками, гербарием, таблицами, просмотр фильма.
2.14 Растения защищаются.
Типы защиты растения - фитонциды, колючки, токсины и др. Рассказ учителя. Работа с литературой, рисунками, гербарием, таблицами, просмотр фильма.
2.15. Растения выживают
Приспособления растений к суровым условиям обитания (высокая температура, отсутсвие воды, избыточное увлажнение). Экологические группы растений, жизненные формы растений. Рассказ учителя. Работа с литературой, рисунками, гербарием, таблицами, просмотр фильма.
2.16. Растения размножаются
Размножение растений - половое и вегетативное. Споровые растений, цикл со сменой поколений. Двойное оплодотворение у высших растений. Прорастание семян. Беседа. Работа с литературой, рисунками, гербарием, таблицами, просмотр фильма.
2.17 Растения путешествуют
Способы распространения растений - зоохория, автохория, гидрохория и др. уникальные «путешественники». Рассказ учителя, беседа. Работа с литературой, рисунками, гербарием, таблицами, просмотр фильма.
2.18. Растения и человек. Кому хорошо?
Значение растений для человека и природы. Растение лекарственные, комнатные. Влияние человека на мир растений - положительное и отрицательное. Беседа. Работа с литературой, рисунками, просмотр фильма. Дискуссия - если бы не было растений…
2.19 Удивительные растения. Не такие, как все.
Уникальные растения. Экзотические семейства, интересные и редкие приспособления к среде (мимоза, растения-хищники, дерево-роща и др.). Легенды о растениях. Беседа, рассказ учителя. Работа рисунками, таблицами, просмотр фильма.
2.20. Игра «В мире растений»
Игра-викторина по полученным знаниям. Конроль знаний в интересной форме.
3. Биология животных.
3.1. Животная клетка под микроскопом. Простейшие животные
Особенности клеточного строения животных, отличия животной клетки от растительной и клетки грибов. Особенности питания животных. Особенности строения, образа жизни, физиологии простейших. Классификация простейших, их значение в природе и для человека. Простейшие мира и Удмуртии. Редкие простейшие. Интересное о простейших. Лекция, работа с литературой, работа с тестами, просмотр фильма, практическая работа с микроскопом.
3.2. Двуслойные животные.
Особенности строения, образа жизни, физиологии губок и кишечнополостных. Классификация кишечнополостных и губок, их значение в природе и для человека. Губки и кишечнополостные мира и Удмуртии. Редкие губки и кишечнополостные. Интересное о губках и кишечнополостных. Лекция, работа с литературой, работа с тестами, просмотр фильма, практическая работа с микроскопом, решение задач.
3.3. Странная жизнь паразитов. Плоские и круглые черви.
Особенности строения, образа жизни, физиологии плоских, круглых червей. Их изменения связи с паразитическим образом жизни, их значение в природе и для человека. Циклы развития паразитов, способы гигиены. Лекция, работа с тестами, работа с литературой, просмотр фильма, выступления учащихся, работа с коллекциями.
3.4. Моллюски. От мидии до осьминога.
Особенности строения, образа жизни, физиологии моллюсков. Классификация моллюсков, их значение в природе и для человека. Моллюски мира и Удмуртии. Редкие моллюски. Интересное о моллюсках. Лекция, работа с литературой, работа с тестами, просмотр фильма, практическая работа с коллекциями, решение задач.
3.5. Членистоногие - властелины планеты.
Особенности строения, образа жизни, физиологии членистоногих как представителей самого разноогразного и многочисленного типа животных. Классификация ракообразных, паукообразных, их значение в природе и для человека. Ракообразные и паукообразные мира и Удмуртии. Редкие ракообразные и паукообразные. Интересное о ракообразныхи паукообразных. Лекция, работа с литературой, просмотр фильма, работа с тестами, практическая работа с коллекциями, выступления учащихся, решение задач.
3.6. Насекомые - шесть ног, чтобы покорить Землю.
Особенности строения, образа жизни, физиологии насекомых. Классификация насекомых, их значение в природе и для человека. Насекомые мира и Удмуртии. Редкие насекомые. Интересное о насекомых. Лекция, работа с литературой, работа с тестами, просмотр фильма, практическая работа с коллекциями, выступления учащихся, решение задач.
3.7. Рыбы. Без воды ни туды и не сюды.
Особенности строения, образа жизни, физиологии костных, хрящевых и двоякодышащих рыб. Классификация рыб, их значение в природе и для человека. Рыбы мира и Удмуртии. Редкие рыбы. Интересное о простейших. Лекция, работа с литературой, работа с тестами, просмотр фильма, практическая работа с влажными препаратами, решение задач.
3.8. Земноводные
Особенности строения, образа жизни, физиологии амфибий. Классификация амфибий, их значение в природе и для человека. Амфибии мира и Удмуртии. Редкие амфибии. Интересное о амфибиях. Лекция, работа с литературой, просмотр фильма, работа с тестами, практическая работа со скелетами и влажными препаратами, решение задач.
3.9. Пресмыкающиеся
Особенности строения, образа жизни, физиологии рептилий. Классификация рептилий, их значение в природе и для человека. Рептилии мира и Удмуртии. Редкие рептилии. Интересное о рептилиях. Лекция, работа с литературой, просмотр фильма, работа с тестами, практическая работа со скелетами, решение задач.
3.10. Птицы. Рожденные летать.
Особенности строения, образа жизни, физиологии птиц. Приспособления птиц к полету. Классификация птиц, их значение в природе и для человека. Птицы мира и Удмуртии. Редкие птицы. Интересное о птицах. Лекция, работа с литературой, работа с тестами, просмотр фильма, практическая работа со скелетами, чучелами, решение задач.
3.11. Млекопитающие. Первые среди первых.
Особенности строения, образа жизни, физиологии млекопитающих. Классификация млекопитающих, их значение в природе и для человека. Млекопитающие мира и Удмуртии. Редкие млекопитающие. Интересное о млекопитающих. Лекция, работа с литературой, просмотр фильма, практическая работа со скелетами, работа с тестами, решение задач.
3.12. Братья наши меньшие - домашние животные.
Особенности одомашенных животных, их отличия от диких предков. История одомашнивание некоторых видов. Значение домашных животных. Редкие домашние животные. Животные в наших домах - уход и польза. Сообщения учащихся, рассказ учителя, беседа. Работа с рисунками, литературой, фотографиями, просмотр фильма.
3.13. Эволюция животных: от древности до наших дней.
Эволюция животных - доказательства и возражения. Ископаемые останки. Осовные эволюционные шаги. Интересное на пути эволюции - динозавры, мамонты, мастодонты и др. Сообщения учащихся, рассказ учителя, беседа. Работа с литературой, рисунками, таблицами, просмотр фильма.
3.14. Животные защищаются
Способы актиной и пассивной защиты животных способы и орудия нападения. Хищник и жертва - что дает этот союз? Работа с литературой, рисунками, таблицами, просмотр фильма, решение задач.
3.13. Животные размножаются
Способы размножения животных. Животные со сменой поколений. Странные способы размножения - гермафродитизм, неотения, партеногенез. Рост численности, демографические показатели. Рассказ учителя. Работа с литературой, просмотр фильма, решение задач.
3.17. Животные выживают
Способы приспособления животных к суровым условиям жизни - активная и пассивная защита. Интересные факты. Рассказ учителя, беседа. Работа с литературой, просмотр фильма, решение задач.
3.18. Удивительные животные. Не такие, как все.
Уникальные животные, в том числе и ныне вымершие. Рекорды в мире животных (кит, динозавры, гепард, сапсан и др). Рассказ учителя, работа с литературой, просмотр фильма, решение задач.
3.19. Животные и человек. Принимаем, дарим, отнимаем.
Значение животных для человека. Влияние человека на животный мир - положительное и отрицательное. Устойчивость биосферы, пищевые цепи. Рассказ учителя, беседа, работа с литературой, просмотр фильма, решение задач.
3.20. Игра «Мир животных»
Викторина в виде командной игры по различным видам заданий (кроссворды, тесты, игровые задания, решение ситуационных задач и т. п.).
4. Зоогеография и геоботаника.
4.1. Основные экологические принципы распределения животных и растений на Земле.
Основные законы экологии в применении к распространению животных и растений по Земле (закон Аллена, Бергмана, толерантности и др.). Лекция, решение ситуационных задач.
4.2. Жизнь в различных средах.
Жизнь в водной, почвенной, наземной, воздушной, организменной средах. Особенности этих сред и приспособления животных и растений к ним. Жизненные формы растений и животных. Способы передвижения животных. Биомеханика. Объяснение учителя, беседа, экологическая игра, работа с тестами.
4.3. Жизнь в различных географических зонах: ледяная пустыня и тундра.
Растительные и животный мир указаных географических и климатических зон, характеристика флоры и фауны. Объяснение учителя, беседа, работа с картой, работа с задачами и тестами, выступления учащихся. Просмотр фильма.
4.4. Жизнь в различных географических зонах: тайга и лиственные леса.
Растительные и животный мир указанных географических и климатических зон, характеристика флоры и фауны Удмуртии как части подзоны южной тайги умеренного пояса. Объяснение учителя, беседа, работа с картой, работа с задачами и тестами, выступления учащихся. Просмотр фильма
4.5. Жизнь в различных географических зонах: степи и пустыни.
Растительные и животный мир различных географических и климатических зон, характеристика флоры и фауны Удмуртии как части подзоны южной тайги умеренного пояса. Высотная поясность. объяснение учителя, беседа, работа с картой, работа с задачами и тестами, выступления учащихся. Просмотр фильма
4.6. Жизнь в различных географических зонах: влажные экваториальные леса.
Растительные и животный мир указаных географических и климатических зон, характеристика флоры и фауны. Объяснение учителя, беседа, работа с картой, работа с задачами и тестами, выступления учащихся. Просмотр фильма
4.7. Жизнь на различных материках: Австралия.
Характеристика флоры и фауны указанного материка (Австралия, Тасмания, Новая Зеландия). Эндемики материка. Особенности распространения животных по материку. Объяснение учителя, беседа, работа с картой, решение ситуационных задач, работа с тестами. Просмотр фильма
4.8. Жизнь на различных материках: Евразия.
Характеристика флоры и фауны указанного материка. Эндемики материка. Особенности распространения животных по материку. Объяснение учителя, беседа, работа с картой, решение ситуационных задач, работа с тестами. Просмотр фильма
4.9. Жизнь на различных материках: Северная Америка.
Характеристика флоры и фауны указанного материка. Эндемики материка. Особенности распространения животных по материку. Объяснение учителя, беседа, работа с картой, решение ситуационных задач, работа с тестами. Просмотр фильма
4.10. Жизнь на различных материках: Южная Америка.
Характеристика флоры и фауны указанного материка. Эндемики материка. Особенности распространения животных по материку. Объяснение учителя, беседа, работа с картой, решение ситуационных задач, работа с тестами. Просмотр фильма
4.11. Жизнь на различных материках: Африка.
Характеристика флоры и фауны указанного материка. Эндемики материка. Особенности распространения животных по материку. Объяснение учителя, беседа, работа с картой, решение ситуационных задач, работа с тестами. Просмотр фильма
4.12. Островные флора и фауна.
Особенности изолированных популяций. Характеристика флоры и фауны крупных островов и архипелагов (Галапагосы, Сейшелы, Мадагаскар, Гренландия, Зондские о-ва, Маврикий и др.). Объяснение учителя, беседа, работа с картой, решение ситуационных задач, работа с тестами. Просмотр фильма
4.13. Жизнь в океане.
Особенности флоры и фауны мирового океана. Бентос, нектон, планктон. Мир коралловых рифов. Объяснение учителя, беседа, работа с картой, решение ситуационных задач, работа с тестами. Просмотр фильма
4.14. Игра «Жизнь на планете»
Викторина в виде командной игры по различным видам заданий (кроссворды, тесты, игровые задания, решение ситуационных задач и т. п.).
5. Экология и защита окружающей среды.
5.1. Растительные и животные сообщества.
Биогеоценоз как составная часть биосферы. Устройство биогеоценоза, связи в нем. Беседа, решение задач. Экскурсия в парк им. Кирова - природные и искусственные биогеоценозы.
5.2. Отчего гибнет планета?
Деятельность человека как ведущий фактор развития жизни на Земле в настоящее время. Дискуссия - что нас ждет. Экскурсия - жизнь в городе.
5.3. Защитим их вместе.
Редкие растения и животные мира. Красные книги, их виды и статусы. Охраняемые территории, их значение. Зоопарки. Рассказ учителя, беседа. Просмотр фильма. Работа с рисунками, фоторграфиями, литературой. Решение ситуационных задач.
5.4. Люди, которых следует помнить.
Биография, заслуги выдающихся защитников природы и натуралистов. Жак-Ив Кусто, Джеральд Даррелл, Бернгардт Гржимек, Джейн Гуддолл и др. Рассказ учителя, работа с фотографиями, литературой, видеоэкскурсия по зоопарку Даррелла. Фрагменты из фильмов Ж-И Кусто.
5.5. Итоговое занятие
Итоговая игра «Что? Где? Когда?».
Методическое обеспечение программы
№ п/п
Раздел, тема
Обеспечение программы методическими видами продукции (разработка игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.)
Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.)
Дидактический и лекционный материал, методики по исследовательской работе, тематика опытной или исследовательской работы и т.д.
1.
Методы ведения исследований в биологии
Беседа
Формирование навыков работы с научно-популярной литературой, поиск необходимой информации для написания реферата, составления доклада. Участие в научно-практической конференции
Методические рекомендации по написанию реферата, составления доклада.
2.
Биология бактерий, грибов, лишайников, растений
Дискуссия «Если бы не было растений…».
Игра «В мире растений».
Игра «Опыление»
Практическая работа с гербарием; работа с научно-популярной, энциклопедической литературой; обучающиеся готовят доклады, исследовательские работы; решение задач; работа с тестами; работа с рисунками, схемами, фотографиями, таблицами. Самостоятельная работа обучающихся
Осипов Н.Ф. «Занимательная ботаническая энциклопедия».
Видеофильмы.
Таблицы и плакаты: «Классификация грибов», «Водоросли», «Мхи и лишайники».
Гербарий.
3.
Биология животных
Игра «В мире животных»
Практическая работа с микроскопом; работа с научно-популярной, энциклопедической литературой; обучающиеся готовят доклады, исследовательские работы; решение задач; работа с тестами; работа с рисунками, фотографиями, таблицами. Самостоятельная работа обучающихся
Акимушкин И.А. «Мир животных». 4 том.
Брэм А.Э. «Жизнь животных».
Видеофильмы.
Таблицы и плакаты: «Моллюски», «Насекомые», «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся», «Птицы», «Млекопитающие»
4.
Зоогеография и геоботаника
Беседа
Игра «Жизнь на планете»
Обучающиеся при изучении раздела работают с тестами и задачами; практическая работа с картой; готовят к выступлению доклады и исследовательские работы. Самостоятельная работа обучающихся.
Географическая карта мира.
Тамбиев А.В. «Живые пути планеты».
5.
Экология и защита окружающей среды
Экскурсия по городу «Жизнь в городе».
Экскурсия в парк им. Кирова.
Игра «Что? Где? Когда?».
Экологическая игра.
Обсуждение экологических проблем в городе. Решение ситуационных задач. Просмотр видеофильмов. Дискуссии, умение высказывать свою точку зрения по проблемным вопросам. Постановка проблемы, пути решения данной проблемы.
Видеофильмы.
Список литературы
Для педагога:
-
Акимушкин И. А. Мир животных - 4 т.; М.: Мысль, 2007
-
Алешко В. И. и др. По страницам Красной Книги: растения; Белорусская советская энциклопедия, 2000
-
Батуев А. С. Биология: большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы, М.:, Дрофа, 2004
-
Биология в школе - газета
-
Беме Р. Л, Кузнецов А, А. Птицы открытых и околоводных пространств СССР; М.: Просвещение, 2001
-
Блукет Н. А. и др. Ботаника с основами физиологии растений; М.: Колос, 2003
-
Богданова Т. Л. Биология: задания и упражнения для поступающих в ВУЗы; М.: Высшая школа, 2001
-
Браун В. Настольная книга любителя природы; Л.: Ленинград Гидрометеоиздат, 2008
-
Брэм А. Э. Жизнь животных - 3 т.; М.:Терра, 2004
-
Грин Н., Стаут У., Тэйлор Д. Биология - 3 т.; М.: Мир, 2006
-
Дергачева Н. И., Соловьев А. Г. Биология ЕГЭ типовые задания; М.: Экзамен, 2007
-
ЕГЭ: биология, контрольно-измерительные материалы под ред. Ковалевой Г. С.; М.: Просвещение, 2003 и последующие публикации
-
Догель Н. С. Зоология беспозвоночных; М.: Просвещение, 2007
-
Ивахненко М. Ф., Корабельников В. А. Живое прошлое Земли; М.: Просвещение, 2002
-
Кочеткова Н. И. и др. Редкие беспозвоночные животные; М.: Агропромиздат, 2007
-
Манамшьян Т. А. Экзаменационные материалы для подготовки к ЕГЭ по биологии; М.: Рустест, 2006
-
Наумов С. П. Зоология позвоночных; М.: Просвещение, 2002
-
Нидон К. и др. Руководство для натуралиста; М.: Мир, 2002
-
Орлов Б. Н. и др. Ядовитые животные и растения СССР; М.: Высшая школа, 2004
-
Осипов Н. Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия; М.: Педагогика-Пресс, 2003
-
Полевой В. В. Физиология растений; М.: Высшая школа, 2006
-
Тамбиев А. В. Живые пути планеты; М.: Детская литература, 2006
-
Турова А. Д, Сапожникова Э. Н. Лекарственные растения СССР и их применение; М.: Медицина, 2003
-
Тутаюк В. Х. Анатомия и морфология растений; М.: Высшая школа, 2003
-
сайт для преподавателей - 1september.ru/
-
сайт - floranimal.ru/
-
сайт - unnat.ru/
-
сайт московского зоопарка - moscowzoo.ru
Список литературы:
Для учащихся и родителей:
-
Акимушкин И. А. Мир животных - 4 т.; М.: Мысль, 2007
-
Батуев А. С. Биология: большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы, М.:, Дрофа, 2004
-
Брэм А. Э. Жизнь животных - 3 т.; М.:Терра, 2004
-
Верзилин Н. М. Учитель ботаники; Ленинград: Детская литература, 2005
-
Грин Н., Стаут У., Тэйлор Д. Биология - 3 т.; М.: Мир, 2002
-
Д. Даррелл Земля шорохов; М.: Мысль, 2000
-
Д. Даррелл Гончие Бафута; М.: Мысль, 2003
-
Д. Даррелл Зоопарк в моем багаже; М.: Мысль, 2005
-
Осипов Н. Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия; М.: Педагогика-Пресс, 2007
-
Полосатый Эргени - сборник повестей и рассказов; М.: Правда, 2007
-
Тамбиев А. В. Живые пути планеты; М.: Детская литература, 2006
-
Фениш Х. Карманный атлас анатомии человека; Минск, Высшая школа, 2005
-
сайт - floranimal.ru/
-
сайт московского зоопарка - moscowzoo.ru