Конспект урока по естествознанию на тему Внутреннее строение пресмыкающихся

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым

«Чеботарская специальная школа-интернат»








Конспект урока естествознания 8 коррекционный класс





«Особенности внутреннего строения, размножения и развития пресмыкающихся »















Урок подготовила

Сыроежкина Екатерина Николаевна

учитель биологии






2015 - 2016 учебный год


Тема: Особенности внутреннего строения, размножения и развития пресмыкающихся.

Цель урока:

Образовательная: раскрыть особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся как наземных животных. Сформировать понимание зависимости строения систем органов от среды обитания.

Выявить черты сходства и различия у пресмыкающихся и земноводных во внутреннем строении тела.

Коррекционные: формирование познавательного интереса к предмету, развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать коррегировать устную связную речь, память, наблюдательность

Воспитательная: Осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока.

Оборудование: учебники, таблица «Земноводные», таблица «Пресмыкающиеся»,

иллюстрации по теме, презентация «Класс пресмыкающиеся»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока

1.Организационный момент

- -проверка готовности к уроку;

- организация внимания учащихся, настрой на работу.

2.Проверка домашнего задания

(фронтальный опрос)


  1. Что изучали на прошлом уроке?

  2. Какие животные относятся к классу пресмыкающиеся?

  3. Перечислить отделы тела пресмыкающихся?

  4. Какие органы расположены на голове?

  5. Где обитают пресмыкающиеся?

  6. Как можно отличить ужа от гадюки?

(Индивидуальные задания по карточкам)

1. Задание:

- Из предложенных иллюстраций выбрать пресмыкающихся животных.

2.Задание:

«Кто лишний» выбрать лишнее животное в каждом ряду и объяснить почему это животное лишнее.

- лягушка, ящерица, черепаха;

- уж, гадюка, саламандра;

- крокодил, ящерица, окунь.

Оценивание деятельности учащихся.

3.Основная часть.

Слайд

Посмотрите, пожалуйста, на оформление кабинета.

Скажите, что объединяет всех этих животных?

Сообщение темы и целей урока.

Учитель:

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с пресмыкающимися животными и познакомимся с особенностями внутреннего строения, размножения и развития.

Рассматривать особенностями внутреннего строения, размножения и развития пресмыкающихся мы будем в сравнении с внутренним строением земноводных.

В полости тела расположены внутренние органы, которые образуют системы органов.

Слайд

Пищеварительная система: пресмыкающихся сходны по всем основным отделам, включает ротовую полость, пищевод, желудок, кишечник к органам пищеварения относиться печень. Во рту пища смачивается слюной, что свойственно наземным животным. На дне ротовой полости расположен язык. Зубы у большинства пресмыкающихся одинаковые, обычно лишены корней и служат только для захвата пищи. Но у ядовитых змей появляются особые ядовитые железы, яд из которых по ядовитым зубам стекает в добычу, тем самым, убивает её.

Ящерицы поедают главным образом насекомых и червей, змеи охотятся на полевок и мышей, крокодилы питаются разнообразной пищей от рыбы, птиц, до крупных животных.

Дыхательная система: представлена лёгкими, которые имеют более сложное строение, чем у земноводных: внутри полости лёгкого много складок, это увеличивает поверхность их соприкосновения с воздухом, усиливает газообмен.

Работа с учебником стр. 85, самостоятельное знакомство с дыхательной системой пресмыкающихся.

Кровеносная система: сердце пресмыкающихся преимущественно трёхкамерное, но в желудочке сердца имеется неполная перегородка, частично препятствующая смешиванию артериальной и венозной крови. А у крокодилов сердце вообще четырёхкамерное. Как и земноводные, пресмыкающиеся относятся к холоднокровным животным, кровеносная система замкнутая.

Нервная система: состоит из тех же отделов, что и у земноводных, но полушария переднего мозга и мозжечка развиты больше, что говорит о более сложном и многообразном поведении животных

Выделительная система: такая же, как и у всех наземных позвоночных животных. В органах выделения - почках - усилен механизм возврата воды в тело.

Органы чувств: Орган зрения имеет ряд особенностей. Глаза от высыхания и загрязнения предохраняет два века и мигательная перепонка (крокодилы, ящерицы, черепахи). У змей веки сращены и прозрачны. Орган слуха состоит из среднего уха и внутреннего уха. Органом осязания служит язык, способный далеко высовываться из ротовой полости. У некоторых змей имеется на передней части головы специальные чувствительный ямки - термолокаторы, способные воспринимать тепло (инфракрасное излучение), идущее от теплокровного животного.

Слайд

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками затопали,

Ручками захлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

Учитель:

Слайд

Размножение пресмыкающихся.

Пресмыкающиеся - раздельнополые животные. Оплодотворение внутреннее. Большинство пресмыкающихся откладывают крупные яйца, содержащие запас питательных веществ (желток). Яйцо покрыто несколькими оболочками, защищающими зародыш от пересыхания, проникновения болезнетворных микроорганизмов, механических повреждений и обеспечивают его газообмен.

У многих видов ящериц, змей наружная оболочка яйца кожистая, у крокодилов и черепах яйцо покрыто скорлупой. У некоторых видов ящериц, гадюк наблюдается - живорождение.

Ящерица откладывает - 5-10 яиц, в земляные или песчаные ямки.

Ужи - 6-35 яиц, в кучи опавшей листвы, навоз.

Крокодилы - 20-80 яиц, гнездо из грязи и полусгнивших растений.

Черепахи - 30-100 яиц, яма в песке.

В отложенных яйцах под влиянием тепла происходит развитие зародыша.

У некоторых пресмыкающихся хорошо выражена забота о потомстве. Например, некоторые виды крокодилов охраняют кладки яиц от хищников до момента выхода новорожденных.

Вопросы:

- Что общего во внутреннем строении земноводных и пресмыкающихся?

- Какие различия во внутреннем строении можно выделить?

Подведение итога.

Мы рассмотрели внутреннее строение пресмыкающихся и можем сделать вывод, что они в большей степени, чем земноводные, приспособлены к обитанию на суше.

Вопросы для тестирования.

(выбери один или несколько правильных ответов)



  1. К пресмыкающимся относятся:

Черепахи, крокодилы, лягушки, змеи, ящерицы, жабы.

  1. Кожа пресмыкающихся:

Голая, всегда влажная, покрыта роговыми пластинками.

  1. Органами дыхания пресмыкающихся являются.

Жабры, лёгкие, кожа.

  1. Сердце пресмыкающихся.

Двухкамерное, четырёхкамерное, трёхкамерное.

  1. Пищеварительная система состоит из:

Ротовой полости, желудка, сердца, кишечника.

  1. Найди «лишнее» животное:

- крокодил, ящерица, змея;

- желтопузик, уж, гадюка.

7. Тело всех пресмыкающихся состоит из:

Головы, шеи, туловища, конечностей, хвоста.

8.Ящерица и змеи постоянно высовывают язык,

Выполняющий у них функцию жала, органа осязания.

4.Закрепление материала.

- Что нового узнали на уроке?

- Чем и при помощи, каких органов дышат пресмыкающиеся?

- Какие особенности строения сердца пресмыкающихся?

Слайд

Задание:

Заполнить таблицу

Оценивание деятельности учащихся на уроке.

5.Домашнее задание стр. 85- 89 читать, отвечать на вопросы в конце параграфа

6. Рефлексия.

Учащиеся проводят самооценку, оценивая свои знания, активность и вклад в работу.

Слайд


© 2010-2020