Урок по биологии Темперамент

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УМК Пономарёвой И.Ф
Учебник Драгомилов, Маш «Биология, 8 класс»

Тема урока: Темперамент

Цель: Изучение особенностей основных видов темперамента для выведения правил общения и выбора профессии.

Задачи:

Образовательная: создать условие для изучения учащимся основных видов темперамента, их особенностей.

Развивающая: Способствовать развитию представлений о структуре личности, аналитического мышления, умения грамотно выстраивать отношения с другими людьми.

Воспитательная: Способствовать становлению процесса самовоспитания личности;

Оборудование: учебник, параграф №67, рабочая тетрадь, тексты с характеристиками основных видов темперамента из книги для учащихся Е. Жарикова и Е. Крушельницкого, плакат с изображением сцен, иллюстрирующих темперамент в действии.

Тип урока: Урок изучения нового материала.
Применяемые образовательные технологии:

  1. Технология развития критического мышления, через работу с учебным текстом

  2. Технология проблемного обучения

Методы и приемы: поисковый, объяснительно-иллюстрированный; создание ситуации успеха

Этап

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Планируемый результат

1.

Актуализация опорных знаний

Организация повторения об основных процессах деятельности коры

Выявление в беседе основных процессов д. коры: возбуждение, торможения

Ф. умения вспоминать необходимую информацию

Восстановление знаний, необходимых для изучения темы

2.

Изучение нового материала

Характеристики основных темпераментов, опорные конспекты по использованию знаний о них

Холерик

+ : процессы в. и т. сильные, подвижные, схватывает на лету, предлагает интересные идеи.

Подвижен, инициативен, в критические моменты работает долго, старается быстро получить результат .

-: не успевает осознать, не додумывает идеи до конца, самоуверен, опережает события, суетлив, частые срывы.

В общении: не провоцировать на срыв, переждать бурю.

Особенности: движения быстрые, порывистые, не умеет ждать,

т/б в общении.

Сам: сбрасывать энергию на нейтральный объект

Сангвиник

+: владеет собой, подвижен, уравновешен, решителен, оптимистичен. Предлагает идеи, осуществляет собрания, целеустремлен, сдерживает эмоции. Лидер, остроумен.

- : вкусы и интересы не постоянны, не всегда трудолюбив, склонен к зубоскальству и безудержной тяге к развлечениям, может подчинять слабых.

Особенности: речь быстрая, громкая, с живыми интонациями, мимикой, хорошо владеет собой, т/б в общении.

Сам: стремиться к верности, не скатываться к зубоскальству, подавлению

Другие: ставить на место в ситуациях злого юмора, учить верности, постоянству.

Физкультминутка





Флегматик

+: Спокоен и невозмутим, говорит по делу, предлагает идеи после придумывания, преодолевает трудности, сам работает равномерно даже в н/у, стратег, умеет ждать.

-: Эмоции накапливаются, дают взрыв, медлителен, к новой обстановке приспосабливается с трудом, колеблется при принятии решений, ленив, флегматик настолько успешен в жизни, насколько он смог победить свою лень.

Особенности: речь спокойна, без эмоций его трудно вывести из себя, т/б в общении.

Сам: сдерживать (-) эмоции, переключаясь на (+), постоянная борьба с медлительностью, ленью.

Другие: не провоцировать на вспышки.
Меланхолик

+: запаслив, предусмотрителен, высока чувствительность н/с; способность работать в принудительном режиме, исполнителен.

-: неуверенность, нерешительность, трудность выбора, пассивен, обидчив, тревожен, застревает на (-) эмоциях.

Особенности: речь тихая, замедленная, волнуется по поводу и без повода.

Сам: научиться переключать на (+), выбрать друга - лидера.

Другие: не «травить» меланхолика, помочь в трудных ситуациях, т/б в общении

  • Организация работы с текстами - характеристиками темпераментов, анализ совместно с учащимися тестов.

  • Организация записи ключевых свойств темпераментов

  • Выведение основных правил в общении совместно с учащимися после подробных аналитических материалов.











Снятие психологической нагрузки.


  • Комментированное чтение текстов - характеристик, их анализ;



  • Записи в тетрадях ключевых аналитических материалов

после обсуждения;



  • Выведение совместно с учителем основных правил общения после составления характеристик темпераментов.

  • Ф. умения
    комментировать прочитанное;


  • Ф. умения анализировать текст, выявлять ключевые понятия, давать им оценку;



  • Ф. умения составлять алгоритм действий, бережно относиться к себе и другим;



  • Ф. умения грамотно решать конфликт.

  • Составление опорных конспектов;



  • Поиск ключевых понятий;



  • Выведение основных правил общения, т/б в общении;


  • Воспитание гуманизма, умения видеть ценность другого человека.

3.

Обобщение изученного материала

Акцент на технике безопасности в общении, настрой на гуманитарную направленность в общении.

Участие в беседе, выявление главного в изучаемом

Ф. умения обобщать изучаемое, делать выводы

Формирование «психологического портрета» человека, вывод о его вариабельности

4.

Подведение итогов урока, домашнее задание (п. 67, записи в тетради)

Организация рефлексии, вопросы

Оценка и самооценка деятельности на уроке





Приложение 1

Структура личности

  1. Перед каким - либо важным для меня событием я начинаю нервничать.

  2. Я работаю неравномерно, рывками.

  3. Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.

  4. Если нужно, я могу спокойно ждать.

  5. Мне нужны сочувствие и поддержка, особенно при неудачах и трудностях.

  6. С равными я несдержан и вспыльчив.

  7. Мне нетрудно сделать выбор.

  8. Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это получается само собой.

Подсчитайте вес каждого из присущих вам типов темпераментов по формулам: М = 1+5=; Х=2+6=; С = 3+7=; Ф = 4+8=

Соответствующие символы - М, С, Х, Ф - запишите в порядке убывания веса. Символы с одинаковыми значениями запишите один под другим. Вы получили так называемую приоритетную формулу, например МХСФ. Ее владельца в первую очередь характеризуют меланхолические черты, поэтому его условно можно назвать меланхоликом. Слабее выражены признаки холерика, сангвиника и флегматика.

Никакое сочетание нельзя считать заведомо плохим или хорошим. Эти бытовые понятия тут не годятся. Правильнее говорить лишь о том, насколько ваш темперамент соответствует тому делу, которым вы намерены заниматься.

Если на первом месте вашей приоритетной формулы стоит С, то это позволяет предположить, что вам будет сопутствовать успех в сфере организации и управления. Сангвинические задатки полезны всюду, где нужны мобильность, умение быстро переключаться на другие дела.

Ф на вершине темпераментной иерархии характеризует человека, способного решать те же задачи, что и сангвиник, но с большими склонностями к стратегической деятельности.

М означает, что человек мало приспособлен для самостоятельной управленческой работы. Ему больше подходит работа точная, пусть и кропотливая, но зато не требующая инициативы, решения практических задач со многими неизвестными. Для секретаря - машинистки на первом месте желательны признаки меланхолика. В этой работе ценятся точность в сочетании с дипломатичностью в обращении с людьми.

Преобладание холерических черт сулит успех в работе, где ценятся напор и безудержность. Особенно хорошие результаты достигаются в том случае, если эта неуемная активность сбалансирована основательностью и невозмутимостью флегматика, то есть в формуле за Х следует Ф. первопроходцам, обживающим суровые края, преодолевающим препятствия, на первых местах приоритетной формулы нужнее всего Х и С.





Приложение 2

Характеристика темперамента

Холерик. Это вспыльчивый, безудержный человек. Подвижен, инициативен, но самоуверен. Его идеи, подчас интересные, недодуманы до конца. Нетерпелив, и если увлечется, то его трудно остановить.

Ожидание способно вывести его из себя. Неудачи - тоже, и он или лихорадочно действует, или впадает в апатию. То он чересчур разговорчив - не остановить, то слова из него не вытянешь. Быстро переходит от радости к печали, от смеха к гневу, опережает события, суетится.

Движения быстрые, порывистые: не берет, а хватает, не кладет, а бросает. Схватывает информацию на лету, быстро запоминает, даже не успев осознать. В критические моменты может работать долго и неудержимо.

Для этого психологического типа характерны частые срывы. Особенно угнетает его необходимость сдерживать свои чувства и чрезмерную активность.

Сангвиник. Сильный тип, хорошо владеет собой, уравновешен, подвижен. Решительный, оптимистичный, уверенный в своих силах. Часто предлагает какие - то идеи и добивается их осуществления. Без труда приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях становится более собранным и целеустремленным, не теряя при этом чувства юмора.

Речь быстрая, громкая, с живыми интонациями и мимикой. В детстве часто бывает вожаком среди сверстников, способным организовать их на рискованные дела. Компанейский, любит шутку, остроумие.

Его вкусы и интересы непостоянны. Профессию старается выбирать такую, которая связана с разнообразием условий, впечатлений.

Со временем оптимизм, жизнерадостность сангвиника могут обернуться зубоскальством и безудержной тягой к развлечениям. Стремление к лидерству может перерасти в потребность подчинять себе более слабых в психологическом отношении людей.

Флегматик. Спокоен и невозмутим, уверен в себе. Говорит в основном по делу, не любит пустословия. Предлагать новую идею склонен только после тщательного взвешивания всех «за» и «против».

Он стратег. Уравновешен, его трудно обидеть или вывести из себя, умеет ждать. Речь его спокойна, без эмоций.

К новой обстановке приспосабливается медленно. Нередко долго колеблется, принимая решение.

Меланхолик. Это слабый тип. Для него характерны нерешительность, неуверенность, трудность выбора. Склонен к опасениям по поводу и без повода, с трудом вступает в контакты с незнакомыми людьми. Пассивен, обидчив. Голос у него тихий, речь замедленная. Предпочитает подчиняться правилам и авторитетам.

Потребность в сочувствии и поддержке окружающих почти постоянна. Он отличный работник, когда для этого созданы все условия, имеются точные инструкции, а его самого поощряют и поддерживают.

Меланхолика можно сравнить с чувствительной фотопленкой, для которой губителен сильный свет. Ему противопоказаны сильные или долго действующие раздражители. Но такой недостаток окупается важным преимуществом - большой чувствительностью нервной системы.

Склонность к тревоге имеет положительную сторону: меланхолик запаслив и предусмотрителен.



© 2010-2022