Общие признаки розоцветных. Шиповник

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Общие признаки розоцветных. Шиповник.

МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ



Конспект открытого урока по биологии

7 класс


«Общие признаки розоцветных. Шиповник»

Общие признаки розоцветных. Шиповник.









Учитель биологии Чугунова И.К.


2016 г.


Тема: Семейство Розоцветных. Общие признаки. Шиповник

Цель: изучение особенностей строения розоцветных.

Задачи.

Образовательные:

-научить школьников выявлять главные признаки семейства Розоцветных;

- раскрыть значение Розоцветных в природе и жизни человека.

Коррекционно-развивающие:

- способствовать коррекции недостатков психофизического развития учащихся;

- совершенствование общеучебных и специальных умений;

- развитие умения выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать и обобщать.

Воспитательные:

Создать условия для формирования позитивных качеств личности (дисциплинированность, взаимопомощь, товарищество, доброта)

Формировать эмоционально- ценностное отношение учащихся к процессу изучения биологии через удивление, восхищение, занимательность

Методы: Словесный (беседа, рассказ, объяснение), наглядный, практический.

Оборудование: Учебные принадлежности, мультимедийная презентация, картинки с изображением представителей семейства.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Приветствие.

Настрой учащихся на занятие: дерево эмоций. На ветвях лица с различным изображением эмоций Учитель предлагает выбрать лицо, эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция радости).

  1. Учитель: «накопление знаний подобно росту дерева», я надеюсь, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастет новой веточкой знаний о совершенно удивительном семействе растений, а что это за семейство давайте будем знакомиться вместе.

1. Актуализация имеющихся знаний.

Исправь ошибки. На доске написаны термины с ошибками: Царство Растиния, отдел Цвятковые, клас Двудольныя,.

Определите признаки двудольных растений и признаки однодольных растений. Заполните таблицу.

Признаки однодольных и двудольных растений.

Основные признаки класса

Класс двудольные

Класс однодольные

Корневая система

Жилкование листа

Кол-во семядолей в зародыше.


Задание 3.

Определите по представленным слайдам, к какому семейству относится данная группа растений.

(Демонстрация слайдов)

- Назовите изученные растения, относящиеся к классу Однодольные.

- Назовите изученные растения, относящиеся к классу Двудольные.

Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым семейством цветковых растений. Это семейство относится к классу Двудольных.

- Посмотрите на это растение. - Кому оно знакомо? Назовите.

- Это-роза.

Розу называют царицей цветов. Разве есть на свете цветок пленительнее и благоуханней розы?

Поэты всех времен и народов не устают воспевать розу.

Общие признаки розоцветных. Шиповник.

Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей.
Как он прохладен, холоден и чист
Глубокий кубок, полный аромата

Как дружен с ним простой и скромный лист,
Темно-зеленый, по краям зубчатый.
За лепесток заходит лепесток,
И все они своей пурпурной тканью
Струят неиссякающий поток
Душистого и свежего дыханья...."
С. Маршак

Роза, по преданию греков, родилась вместе с Афродитой - богиней красоты и любви - из морской пены, и поначалу была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шипы, стала алой.

Любовь к розам в древности была столь велика, что розы дарили самым дорогим гостям, венком розы украшали невесту, а путь молодым осыпали лепестками роз, розы бросали к ногам победителей.

Роза - растение культурное. А предком всех культурных сортов роз был дикорастущий шиповник. Научное название шиповника - роза. Оно послужило основой для названия всей группы - Розоцветные.

- Ребята, откройте тетради, запишите название новой темы урока: Розоцветные. Шиповник.

Семейство Розоцветных насчитывают более3000 видов.

Вот некоторые из них

(Демонстрация слайдов) -ответы детей

1. Хоть прячется Алёна 2. В сенокос - горька,

За веточкой зеленой, А в мороз - сладка.

Но красная щека Что за ягодка? (Рябина)

Видна издалека (Яблоня)

Общие признаки розоцветных. Шиповник.Общие признаки розоцветных. Шиповник.

3. Будто снежный шар бела, 4. Царицей цветов я зовусь

По весне она цвела, На вид я прекрасна, нежна

Нежный запах источала. Но тронешь меня невзначай

А когда пора настала, Почувствуешь, как я сильна (Роза)

Разом сделалась онаОбщие признаки розоцветных. Шиповник.

Вся от ягоды черна (Черёмуха)

Общие признаки розоцветных. Шиповник.


5. Вкус у ягоды хорош, 6. Долгоножка хвалится:

Но сорви ее, пойди-ка: - Я ли не красавица?

Куст в колючках, будто ёж, - А всего-то - косточка

Вот и назван … (Ежевика) Да красненькая кофточка (Вишня)

Общие признаки розоцветных. Шиповник.Общие признаки розоцветных. Шиповник.


7. Я капелька лета на тоненькой ножке 8. Бусы красные висят,

Плетут для меня кузовки и лукошки Из кустов на нас глядят

Кто любит меня, тот и рад поклониться Очень любят бусы эти

А имя дала мне родная землица (Земляника) Дети, птицы и медведи

(Малина)

Общие признаки розоцветных. Шиповник.Общие признаки розоцветных. Шиповник.


Общие признаки розоцветных. Шиповник.

9. На сучках висят шары -

Посинели от жары (Слива)


Учитель. Молодцы Семейство это - богатое и знатное Многие ее представители славятся на весь мир и любимы народом. Семейству Розоцветных присуще большое разнообразие жизненных форм. Давайте, теперь определим, к каким жизненным формам относятся растения семейства розоцветные?

(Какие растения данного семейства бывают по внешнему виду?) - деревья, кустарники и травы. (запись в тетрадь)

Задание. «Дерево, кустарник, трава»

Выполняют в группах. На столах комплекты картинок растений разных жизненных форм изучаемого семейства; ученики делают выбор и прикрепляют к доске к подписям «дерево», «кустарник», «трава»

На доске: дерево- яблоня, абрикос, черемуха, вишня, груша

Кустарник- шиповник, малина, ежевика

Трава - Земляника, лапчатка, гравилат

Учитель: Все растения, перечисленные вами не очень похожи друг на друга, но почему же их относят к семейству Розоцветных? (ответ ученика)

Объединяющим признаком для растений является строение (формула) цветка.

Розоцветные в этом плане не исключения. Попытаемся определить формулу цветка розоцветных

Обратимся к экрану компьютера, на котором изображен цветок шиповника в разрезе. Какие части цветка можно различить?

Общие признаки розоцветных. Шиповник.

-Сколько чашелистиков? 5чашелистиков,
-Сколько лепестков венчика? 5 лепестков,
-Сколько тычинок? много тычинок.
-Что можно сказать о пестике? а на месте, где должен находится пестик, ученики обнаруживают, что пестик - не один, а много.

-Для того, что бы не писать в формуле слово много существует знак: (показ учащимся) ∞. В математике и физике этот знак обозначает бесконечность, а в биологии обозначает слово много.


Какая формула цветка получается? (спросить ученика)


Ч5Л5ТП запомните, это общая формула цветка розоцветных

(прикрепляется на доске)

Учитель: Посмотрите на следующий слайд, на котором изображено строение цветка шиповника.

Общие признаки розоцветных. Шиповник.

Учитель: Во что превращается пестик(завязь) после опыления?

Учащиеся: В плод.

Учитель: Главные части цветка (пестики и тычинки) располагаются на цветоложе и участвует в образовании плода. То что, обычно, принимают за плод у шиповника, на самом деле является плодом ложным. Настоящие плоды находятся внутри разросшегося цветоложа и называются? (Орешки).

Учитель: На доске у нас прикреплены изображения плодов растений данного семейства. Рассмотрите их. Давайте назовем их Что вы заметили? (Разные плоды)

Какие плоды имеют растения семейства розоцветные? (запись в тетрадь) - костянка, многокостянка, многоорешек, яблоко

На слайдах - картинки растений семейства розоцветные

У каждого ученика на столе -таблица с названиями основных частей растения) - ответ учащихся с записью в тетрадь

Корневая система

Стебель

Листья

Соцветие

Цветок

Плод

Семя

-Какова корневая система у всех растений семейства двудольных?

-Стебель у шиповника прямостоячий, а у некоторых представителей розоцветных бывает ползучий.

- Какое жилкование листьев у всех двудольных растений? (сетчатое)

- Соцветие - одиночные цветки у шиповника, а бывают разные соцветия.

- Плод шиповника имеют вид ягод с красной мякотью, его принято

называть ложный плод или ложная ягода - новое понятие на доске - хором

-А настоящие плоды - орешки- новое понятие на доске - хором, они находятся внутри ложной ягоды.

-Так как же называются настоящие плоды шиповника?

-Посмотрите, у вас на карточке ложная ягода в разрезе, и внутри плоды - орешки. Внутри каждого созревает одно семя.

- Сколько в семени двудольных растений семядолей? (две, запишите в таблицу.

Формула цветка Л5 Т∞ П1, Ч5 Л5 Т∞ П


Тип плода (костянка, яблоко, семянка)

Таблицу вложите в тетрадь. Дома вклеить таблицу в тетрадь.

Физкультминутка


Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - руками три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать.

Первичное закрепление:

Представителем данного семейства - шиповник.

Рассказ учителя:

Типичный представитель семейства - шиповник (дикая роза).

Изучено 120 видов шиповника, а у нас встречается около 60 видов.

Шиповник называют «копилкой витаминов». Его плоды содержат витамины: C, K, PP, A. Шиповник издавна используется в фармакологии, в цветоводстве



Описание шиповника обыкновенного

  1. Жизненная форма (трава, кустарник, дерево)

  2. Характер стебля (прямостоячий, вьющийся, ползучий)

  3. Листорасположение (простые, сложные)с черешком, жилкование сетчатое параллельное

  4. Формула цветка Ч5 Л5 Т∞ П

Откройте учебник стр. 153 синяя рамочка

Закрепление:

Задание 1 (индивидуальная работа учащихся с информационной картой)

Подчеркнуть названия тех растений, которые относятся к семейству Розоцветные:

яблоня, черёмуха, капуста, вишня, слива, редис, пастушья сумка груша, абрикос, рябина, малина, земляника, шиповник, роза

(проверка выполненного задания учениками - самооценка учащихся)

Выпишите номера растений, относящихся к семейству Розоцветные.

1. Чеснок

2. Малина обыкновенная.

3. Редька дикая.

4. Капуста белокочанная.

5. Горох посевной.

6. Яблоня дикая.

7. Слива домашняя

8. Груша обыкновенная.

10. Земляника лесная.

Объясните, почему эти слова написаны вместе

- Земляника, малина, гравилат, манжетка (семейство Розоцветные).


«Четвертый лишний»:

- шиповник, черемуха, томат, вишня

(растение семейства Пасленовые среди Розоцветных);


Итог урока.

- Кристина, загадает загадку, а вы ребята, отгадайте о каком

растении говорится.

Царицей цветов я зовусь,

на вид я прекрасна, нежна.

Но тронешь меня невзначай

Почувствуешь, как я сильна. (Роза)

На слайде розы.

-Вспомните формулу цветка розоцветных.

Но с семейством розоцветных мы не прощаемся, так как будем знакомиться с представителями этого семейства на следующих уроках.

Оценивание учащихся.

Домашнее задание:

  1. Стр. 150-151

  2. Подготовить сообщение о значении розоцветных.

  3. Всем - зарисовать шиповник или розу.

11


© 2010-2022