Урок на тему «Особенности химического состава живых организмов»

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема «Особенности химического состава живых организмов»

Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о веществах, содержащихся в живых организмах; развитию умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; познавательной и творческой активности.

Тип урока: исследование.

Планируемые результаты. Предметные: получат возможность научиться: самостоятельно выделять и формулировать цель, находить информацию; структурировать полученные знания.

Метапредметные: овладеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником, лабораторным оборудованием.

Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, ценностное отношение к культуре здорового питания.

Формы обучения:

Групповая, фронтальная, индивидуальная.

Практическая работа

Оборудование: лабораторное оборудование : лист бумаги (по количеству обучающихся), семена подсолнечника, льна, тыквы; стакан с водой, марля, палочка, мука, йод. Презентация.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД


I. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

Орг. Момент (приветствие, проверка готовности к уроку).

Показывается слайд №1 ( иллюстрация опыта горения органического вещества (сахара) и неорганического вещества (поваренной соли) данная тема изучалась на предыдущем занятии).

Учитель. Какой метод познания природы показан?

Учащиеся. Эксперимент (опыт)

Учитель. Опишите в чем суть данного опыта?

Учащиеся. Опыт демонстрирует различные свойства органических и неорганических веществ.

Учитель. Какой вывод можно сделать, исходя из результата опыта?

Учащиеся. Органические вещества при нагревании обугливаются, а неорганические не изменяются. Органические вещества образуются в живых организмах, неорганические поступают в организм из окружающей среды.

Учитель. А можете ли вы перечислить какие именно органические и неорганические вещества входят в состав живого организма?

Учащиеся. (затрудняются ответить)


Познавательные УУД

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

2) формируем умение обобщать и квалифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1) формируем умение проговаривать последовательность действий.

Коммуникативные УУД

1) формируем умение слушать и понимать речь других.

II. Мотивирование к учебной деятельности:

Учитель. Как вы думаете, какова тема урока сегодня?

Учащиеся. Состав живых организмов

Учитель. Тема урока : «Особенности химического состава живых организмов»

Познавательные УУД

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

2) формируем умение высказывать свое предположение на основе жизненного опыта.

Регулятивные УУД

1) формируем умение прогнозировать

предстоящую работу.

2) формируем умение определять и формулировать тему урока.

Коммуникативные УУД

1) формируем умение слушать и понимать речь других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

III. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)


Учитель. Представьте, что вы -исследователи природы , перед вами задача - выявить химический состав живого организма. С чего вы начнете?

Учащиеся. Выдвигают различные гипотезы, предлагают методы исследования.


Познавательные УУД

1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов.

Регулятивные УУД

1) формируем умение прогнозировать предстоящую работу.

Коммуникативные УУД

1) формируем умение оформлять мысли в устной форме.

IV. Реализация построения проекта

Слайд7 ( рисунок подсолнечника)

Учитель. Как называется данное растение? С какой целью человек выращивает его?

Учащиеся. Подсолнечник выращивают для получения растительного масла.

Учитель. Предлагает провести исследование. Взять фильтровальную бумагу и раздавить семя подсолнечника на нем.

Учитель. Что мы видим на бумаге?

Учащиеся. На бумаге появилось жирное пятно.

Учитель. Какой вывод можно сделать на основании данного опыта?

Учащиеся. В состав живого организма входит жир (записываем вывод в рабочую тетрадь)

Слайд 9 (рисунок сахарной свеклы и сахарного тростника)

Учитель. Какие растения показаны на рисунке? С какой целью их выращивают?

Учащиеся. Из данных растений получают сахар.

Учитель. Как древние люди обнаружили сахар в этих растениях?

Учащиеся. Они поняли это по сладкому вкусу.

Учитель. Как обнаружить сахар в растениях? Например, в плодах?

Учащиеся. Попробовать их на вкус, если сладкие, значит, содержат сахар в своем составе.

Учитель. А можно ли обнаружить сахар опытным путем?

Учащиеся затрудняются.

Учитель. При взаимодействии крахмала (сахаром, содержащимся в растениях) и йода образуется стойкое синее окрашивание раствора. Проведем опыт. Муку (получили из зерен пшеницы, т.е. живого организма) насыпаем в марлевый мешочек и промоем в воде, затем добавим раствор йода. Что наблюдаем?

Учащиеся. Сначала мутно-белый раствор приобрел синий цвет.

Учитель. Какое вещество содержалось в муке, а потом в растворе?

Учащиеся. Крахмал.

Учитель. Какой вывод мы должны сделать?

Учащиеся. В состав живых организмов входит сахар (углевод ). Записываем вывод в тетрадь.

Учитель. В мешочке осталось какое-то вещество, оно не растворилось в воде. Если его помять в руках, то можно убедиться в том, что оно липкое, пластичное. Это клейковина. Как вы думаете, почему так назвали это вещество?

Учащиеся. Потому, что оно клейкое.

Учитель. Верно. Клейковина-это белок. Какой вывод можно сделать?

Учащиеся. В состав живого организма входит белок.

Учитель. А теперь проведем еще один опыт. Поместим кусочек сырого картофеля в фильтровальную бумагу. Что мы видим на бумаге?

Учащиеся. Пятно.

Учитель. Чем образовано пятно? Это жир?

Учащиеся. Нет, это пятно от сока, который выделил картофель.

Учитель. Что входит в состав сока? Почему он жидкий?

Учащиеся. В состав сока входит вода.

Учитель. А к какой группе веществ относится вода?

Учащиеся. Вода относится к неорганическим веществам.

Учитель. Какой вывод можно сделать, исходя из опыта?

Учащиеся. В состав организма входит вода.

Учитель. Кроме воды в организм вместе с пищей поступают минеральные соли. Докажите, что это так.

Учащиеся. Пищу солят поваренной солью, а соль относится к группе минеральных солей. Это неорганическое вещество.

ФИЗМИНУТКА

Познавательные УУД

1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Регулятивные УУД

1) формируем умение прогнозировать предстоящую работу.

Коммуникативные УУД

1) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

2) формируем умение работать в паре.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые.)

Учитель. Попробуйте в парах составить по 1 вопросу к той информации, которую вы услышали на уроке, а также к рис. на стр.15 учебника об источниках поступления веществ в организм.

Задайте свой вопрос другим учащимся класса. (работа в парах)

Познавательные УУД

1) формируем умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы;

2)формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

Регулятивные УУД

1) формируем умение проговаривать последовательность действий.

Коммуникативные УУД

1) формируем умение слушать и понимать речь других.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку)

Работа с текстом. Найдите ошибки в тексте:

Письмо Незнайки

Я начал изучать очень интересную науку о живых организмах - географию. Сегодня я узнал, что оказывается все организмы имеют в своем составе сложные вещества. Они бывают неорганическими и органическими. Органические вещества можно встретить повсюду. Сахар, который добавляют в конфеты, добывают прямо из недр Земли, в шахтах. Соль добывают рядом с сахарными шахтами, в соляных копях. Раз соль входит в состав живого организма -это органическое вещество! Вода - тоже органическое вещество, вот я ел виноград сегодня, он сочный оттого, что в составе его вода. Я убедился, что вода - вещество органическое. Я думаю, что я хорошо уже изучил географию, пора мне приступать к изучению химии, я сделаю много открытий и прославлюсь как величайший ученый!


Познавательные УУД

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

2) формируем умение извлекать информацию из текста.

Регулятивные УУД

1) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1) формируем умение слушать и понимать речь других.

VII.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности

Учитель. Итак, ребята, какой вы можете сделать вывод по теме урока?

Учащиеся. Живые организмы состоят из органических (жиры, белки, углеводы) и неорганических веществ (вода, минеральные соли).

Учитель. Что интересного было на уроке? Что больше всего понравилось?

Самооценка своей деятельности на уроке

Рефлексия «Мухомор»

Учитель. Как полученная на уроке информация может вам пригодиться в жизни?

Познавательные УУД

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД

1)формируем умение слушать и понимать речь других.

Личностные УУД

1) формирование способности к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

1) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

VIII. Домашнее задание.

Стр.14 выполнить задание (заполнить таблицу)

Подумать над вопросом: «Почему пища человека должна быть разнообразной?»





© 2010-2022