Конспект урока по теме: Голосеменные растения

Добрый день, уважаемые коллеги! я хочу поделиться с вами разработкой урока по теме "Голосеменные растения", биология, 6 класс. При разработке  конспекта данного урока мною были учтены требования ФГОС, использованы инновационные формы обучения биологии.     Основные задачи урока : познакомить учащихся с особенностями строения Голосеменных растений,  отличием их от споровых, приспособлением к жизни в суровых условиях; показать роль голосеменных в природе, использование их человеком.     И, конечно...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

6 класс. Учитель: Новикова Татьяна Петровна.

Тема: Голосеменные растения.

Цель: познакомить учащихся с отделом Голосеменных растений.

Задачи урока:

  • расширить знания о многообразии голосеменных растений;

  • раскрыть преимущества семенного размножения;

  • сформировать умение распознавать голосеменные растения;

  • обосновать роль голосеменных в природе и жизни человека;

  • развивать внимание, положительную мотивацию к новым знаниям средствами применения ИКТ, решения проблемных задач;

  • использовать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения с целью развития мышления учащихся;

  • интегрировать двигательную активность в учебную деятельность;

  • формировать коммуникативные навыки, воспитывать толерантность, умение сотрудничать в группе;

  • воспитывать экологически неравнодушного человека.

Оборудование:

ПК, мультимедийное оборудование, электронные презентации, видеофильм, гербарии растений, таблица «Филогенетическое древо растительного мира», картина И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем», 3 комплекта веточек хвойных, карточки для тестирования.


Базовая модель урока.

Стадия

Цели

Деятельность учащихся

Вызов

(ликвидация чистого листа)

Формирование личностного интереса.

Определение цели рассмотрения темы.

Уч-ся ставит перед собой вопрос: «Что я знаю по данной теме?»

Анализирирует собственные знания по данной теме.

Выявляет, что хочу узнать.

Осмысление

Создание условий для активного восприятия информации.

Отслеживание собственного понимания.

Учащийся под руководством учителя и с помощью товарищей ищет ответы на те вопросы, которые поставил перед собой на первой стадии.

Вступает в непосредственный контакт с информацией (читает, смотрит, слушает, сравнивает, анализирует, заполняет таблицы, выполняет практическую работу).

Размышление

(рефлексия)

Закрепление полученных знаний.

Присвоение знаний.

Размышление и обобщение того, что узнал (выполняет тест).

Присвоение полученной информации.


Структура урока.

  1. Организация внимания учащихся.

  2. Актуализация знаний.

  • Демонстрация картины И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем».

  • М.Ю.Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…»

  • «Ликвидация чистого листа»

  • Определение задач урока.

  1. Проверка домашнего задания.

  • Самооценка.

  • Устный опрос с последующим рецензированием ответов.

  • Динамичное тестирование с использованием карточек с номерами ответов.

  • Заполнение таблицы контроля и выставление оценки.

  1. Работа по теме урока.

  • Работа по таблице «Филогенетическое древо растительного мира»

  • Рассказ учителя о многообразии хвойных растений.

  • Динамическая пауза.

  • Объяснения учителя.

  • Гимнастика для глаз.

  • Решение проблемы.

  1. Закрепление нового материала.

  • Анализ полученных знаний в игровом варианте.

  • Групповая практическая работа.

  • Пальминг.

  • Ответы на вопросы, решение проблемы.

  • Чтение (работа с информацией в учебнике).

  • Заполнение таблицы.

  • Минутка отдыха.

  1. Подведение итогов урока.

  • Проверка таблицы.

  • Индивидуальное выполнение тестов за компьютерами.

  • Обратная связь.

  1. Домашнее задание.

  2. Рефлексия.



Слова учителя

Ученика

Комментарии к тексту



Конспект урока.

Этап урока

Содержание урока

Виды деятельности, время

Орг. момент

Здравствуйте! (Слайд № 2,3. Учитель приветствует учеников словами В.Соловухина)


(0,5 мин.)

Актуализация знаний

Демонстрация картины И.И. Шишкина « Сосны, освещенные солнцем».


- Как вы думаете, о каких растениях сегодня пойдет речь?

- О хвойных растениях.

- Правильно. Сосне посвящали свои произведения многие поэты.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь,
И снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

(М.Ю. Лермонтов)

- По ходу урока вы, как обычно, заполняете таблицу. Что вы знаете по данной теме? (Учащиеся называют ель, сосну, кедр…и заносят в таблицу. В 3 колонку пишут «Выделяют О2», как и все зеленые растения)

Отдел

Представители

Значение




(выявив первичные свои знания, уч-ся определяют задачи урока, что они еще хотели бы узнать о голосеменных. Слайд № 4).

Аудиовизуальный (3 мин.)




Письмо

(1 мин.)

Проверка д/з

- Прокомментируйте рисунок. (Слайд № 5 ).

- Около 300 млн. лет назад климат на Земле был теплым и влажным, а атмосфера насыщена углекислым газом. В таких условиях начали развиваться папоротникообразные растения. Они образовывали леса на всех континентах нашей планеты, включая Антарктиду.

В это время лесами из древовидных хвощей, плаунов и папоротников были покрыты обширные территории.

Отмершие древние папоротникообразные падали в воду, где их заносило песком и илом. В результате термического разложения без доступа воздуха и под большим давлением горных пород в течение миллионов лет они медленно превращались в каменный уголь. До наших дней дошли отпечатки листьев древних папоротникообразных растений на каменном угле и части окаменевших стволов. Эти находки позволили восстановить внешний вид вымерших растений.

(Уч-ся рецензируют ответ товарища, выставляют оценку).

Слушание

(2 мин.)




Анализ ответа

- Расскажите, какое значение имеют папоротникообразные в природе и жизни человека? (Слайд № 6)

- Каменный уголь служит не только топливом, но и ценным химическим сырьем. Из него получают смазочные масла, смолы, кокс, пластмассы, парфюмерные изделия.

Хвощ полевой является трудноистребимым сорняком полей с повышенной кислотностью почв. Побеги хвоща жесткие, они содержат много кремния и раньше использовались при полировке изделий. В некоторых районах нашей страны употребляют в пищу весенние побеги хвоща, а также молодые листья папоротника орляка.

Споры плауна используют в металлургии. Ими обсыпают формы и металлические детали легко отстают от стенок.

Папоротникообразные, как и все растения обогащают атмосферу кислородом, ими питаются животные.

(Выставление оценки отвечающему).

Слушание

(1 мин.)

- Дома вы готовились к уроку, оцените свои знания, а далее за каждый правильный ответ ставьте «+».

(Для аудиалов учитель читает вопрос, визуалы могут зрительно на экране самостоятельно прочитать задание. Учащиеся поднимают карточку с вариантом ответа. После того, как появляется (по щелчку учителя) правильный ответ на экране - фиксируют в тетради свой результат знаком «+» или «-«. Так как учитель видит тех, кто ошибается, сразу проводит коррекцию знаний. Слайды по щелчку №7 - 11).

- Используя таблицу «Филогенетическое древо растительного мира», установите последовательность развития растений в процессе эволюции.

- Встаньте те уч-ся, у кого первичная самооценка совпала с полученным результатом. (Учитель отмечает похвалой уч-ся за объективное оценивание своих знаний).

Динамичное тестирование

(1 мин.)

Объяснение нового материала

- Вы правильно установили, что на смену папоротникообразным пришли голосеменные растения. (Учитель показывает на таблице «Филогенетическое древо растительного мира»). Голосеменные - один из самых древних отделов высших растений.

(Слайд № 12. Комментарии к видеофрагменту «Первые голосеменные»)

- Первые голосеменные появились на Земле 350 млн. лет назад в конце палеозоя, когда климат на Земле стал более жарким и сухим. В мезозое они сменили древовидные папоротники и хвощи, потому что голосеменные имели серьезные преимущества перед папоротниками - им для размножения не нужна вода. Лишь через 50 млн. лет, в начале триасового периода, жизнь на Земле понемногу восстанавливается: пустыни перестают расти, и огромные леса, состоящие из примитивных хвойных деревьев, захватывают сушу.

  1. Справа - отпечаток листа вымершего голосеменного растения.

  2. Слева - окаменелая шишка древнего хвойного растения.

- Отдел голосеменных объединяет 6 классов. (Слайд № 13).

  1. Семенные папоротники и беннетитовые. К настоящему времени семенные папоротники и беннетитовые полностью вымерли и об их существовании свидетельствуют лишь отпечатки и окаменелости различных органов этих растений.

  2. Саговниковые.

  3. Гнетовые.

  4. Гинкговые.

  5. Хвойные.

- Давайте представим себе новогоднюю елку. Только не искусственную, а натуральную, лесную. Чувствуешь, как пахнет хвоя? Она пахнет смолой, лесом, свежестью! Такой замечательный запах бывает только у хвойных деревьев. (Слайд № 14).

- Пожалуй, самым многочисленным среди голосеменных является класс хвойных. Хвойные растения занимают второе место после цветковых не только по своей распространенности, но и по значению для жизни и хозяйственной деятельности человека. Класс хвойных включает в себя более 560 видов растений. В различных климатических зонах России и других стран произрастают мало похожие друг на друга хвойные деревья и кустарники. На слайде вы видите сосны, ель. Жителям Сибири хорошо известно, что заблудившегося в тайге охотника может спасти от голода кедровая сосна. В ее крупных шишках зреют вкусные и питательные семена. А вот на юге, на берегах Черного моря, смотрят вдаль высокие стройные кипарисы. Их листочки представляют собой чешуйки, которые испаряют воды еще меньше, чем хвоя. Вот почему кипарисы легко переносят жаркий и засушливый климат. А это - колючий можжевельник. Его древесина славится особым ароматом, который долго сохраняется даже в изделиях из этого дерева. Шишки можжевельника похожи на маленькие сизые ягоды. Все хвойные выделяют особые вещества - фитонциды, которые убивают микробы, поэтому в хвойном лесу чистый воздух.

Аудиовизуальный

(3 мин)

- Среди хвойных деревьев есть настоящие чемпионы. Одно дерево сосны долговечной в США живет уже около 4900 лет. А секвойя вечнозеленая может достигать 100 метров высоты и 10 метров толщины ствола. Чтобы представить огромные размеры этого дерева давайте встанем в круг и возьмемся за руки (ученики встают с мест, образуют круг). Вот такой диаметр ствола у секвойи и в этом вы сейчас можете убедиться, просмотрев следующий видеофрагмент. (Ученики проходят на свои места).

Динамическая пауза

(1 мин)

(Слайд № 15. Комментарии к видеофрагменту " Гигантская секвойя").

- Вот самое большое растение на всем земном шаре - Гигантская секвойя. Иногда их век переваливает через три тысячи лет. Они вырастают до ста метров в высоту и могут достигать в обхвате двадцати метров. Некоторые достигают таких размеров, что весят более тысячи тонн.

- Знаете ли вы, что лиственница признана национальным деревом России? Да, да! Именно лиственница, а не береза. (Слайд № 16).

Дело в том, что леса из лиственницы простираются на огромных территориях от Онежского озера до Японского моря. Лиственница - одно из немногих хвойных деревьев, сбрасывающих на зиму свою хвою. Иголочки мягкие, яркие (ведь они опадают осенью и не должны приспосабливаться к зимним морозам). Они располагаются веселыми семейками-пучками на общем укороченном побеге.

Расположение хвоинок на ветках деревьев и кустарников разных видов различно. (Слайд № 17).Так, у сосны хвоинки располагаются парами на укороченном побеге.

(Слайд № 18).На ветвях ели хвоинки короче, чем у сосны, и каждая сидит на отдельном укороченном побеге. Зеленые иголочки на ветках сосны и ели, кедра и можжевельника, пихты и лиственницы - не что иное, как листья. (Слайд № 19). Такие листья называются хвоинками. У большинства деревьев и кустарников они не опадают на зиму, а живут 2-3 года.

Особенности строения хвои позволяют хвойным деревьям и кустарникам переносить зимние холода, не теряя необходимой влаги. (Слайд № 20).

Поры расположены не по всему листу, как у дуба и клена, а в маленькой ложбинке, идущей по всей длине иголки. Эта ложбинка покрыта тонким слоем воскового налета и поэтому испарение происходит плохо и помогает сосне, ели и другим хвойным, не сбрасывающим на зиму свои листья, удержать в тканях необходимую влагу.

Аудиовизуальный

(4 мин).

- А сейчас представьте, что мои ладошки - это ваши глаза. Повторяйте за мной. (Учитель ладошками показывает движения: поочередно закрывает, повороты вправо-влево, круговые движения, восьмерка, быстро поморгали, сильно сжал в кулак (а дети зажмурились)). Открыли глазки, продолжаем.

Гимнастика для глаз (0,5 мин.)

- Приходилось ли вам когда-нибудь видеть цветки сосны или ели? Нет? Правильно, искать их - все равно, что охотиться за цветком папоротника: их нет в природе. (Слайд № 21). Поэтому у хвойных и не может образоваться настоящий плод с семенами, как, например, у яблони. Семена хвойных развиваются в специальных чешуях шишек. На растениях класса хвойных образуются мужские и женские шишки, в которых созревают, соответственно, пыльца и семязачатки.

Пыльца сосны очень легкая. Стоит подуть слабому ветерку, как желтое облако окутывает все дерево, а потом разносится далеко-далеко.

Когда пыльца попадает на женские шишки, их чешуйки сразу же закрываются и склеиваются.
Семена голосеменных растений развиваются из семязачатков, находящихся на чешуях шишки, а не внутри плодов, как у цветковых растений.

За год женская шишечка вырастает и становится плотной зеленой шишкой. И только тогда происходит оплодотворение. Затем в развивающемся семени начинает формироваться зародыш и эндосперм. Семя покрывается семенной кожурой, надежно защищая зародыш. Оно приобретает почти такое же строение, как семена цветковых растений.

Еще через полгода (зимой), когда семена полностью созревают, а чешуи шишки становятся сухими и коричневато-бурыми, шишка раскрывается, и семена, снабженные крылышками, высыпаются из нее.

Семя снабжено плотной семенной кожурой, несет в себе запас питательных веществ и зародыш, способный к развитию. От опыления до полного созревания семян проходит 2,5 года.

Попав в благоприятные условия, семя прорастает и со временем становится взрослым растением.

Аудиовизуальный

(2 мин.)

- Как вы думаете, почему же голосеменные вытеснили в процессе эволюции папоротникообразные?

Наличие семян создает голосеменным огромное преимущество перед споровыми. В отличие от спор семена имеют запас питательных веществ, а зародыш будущего растения, находящийся внутри семени, хорошо защищен от неблагоприятных условий.

Решение проблемы

(1 мин.)

Закреп

ление

- Разделимся на команды (по рядам). Правила игры:

  1. Один ученик от команды бежит к столу, на котором находятся гербарии разных растений.

  2. Выбирает одно голосеменное растение и возвращается назад.

  3. Команда анализирует и в случае ошибки этот ученик возвращает гербарий на место.

  4. Бежит следующий участник.

  5. Побеждает та команда, которая без ошибок, быстрее и больше отберет гербарии голосеменных и заполнит таблицу.

Анализ полученных знаний в игровом варианте. (Динамическая пауза)

(1 мин.)

Групповая практическая работа

(2 мин.)

- Скоро «Новый год». Это любимый праздник взрослых и детей. Сядьте поудобнее, закройте глаза и прослушайте замечательное стихотворение под сопровождение величественного музыкального произведения Вивальди «Зима». (Слайд № 23).

Пальминг

(1 мин.)

- Какие чувства вызвало у вас это произведение? (Учащиеся делятся своим восприятием).

По всей России ежегодно вырубается в это время более 7 млн. елей! Пожалуй, ни один праздник не наносит такого ущерба природе, как Новый год, «самый светлый и добрый» наш праздник!

- А как поступают в вашей семье?

- Как поступили бы вы, если бы были взрослыми?

И ребята делают вывод, что можно:

  • купить искусственную ель;

  • посадить ель или сосну дома во дворе;

  • обойтись веточкой, не губя при этом целое дерево;

  • Купить елочку в горшке и т.д.

Ответы на вопросы,

решение проблемы

(2 мин.)

- Откройте учебник на стр.79. Самостоятельно прочтите значение голосеменных растений и внесите данные в таблицу.


Чтение, письмо.

(3 мин.)

- Давайте обсудим, каково же значение голосеменных? (По мере обсуждения, на слайде по очереди появляется информация, которую уч-ся должны были внести в таблицу. Сравнивают, проверяют, корректируют свои записи. (Слайд № 24).

Аудиовизуальный (3 мин.)

- И в заключение, я хочу вам показать сосны, которые стали памятниками природы. (Слайд № 25. Комментарии к видеофрагменту "Исполинские сосны" )

- На высоте трех километров над уровнем моря, в Белых горах на востоке Калифорнии можно найти самые древние растения на Земле - Исполинские сосны. Поскольку условия в горах не самые благоприятные и зимы слишком суровые, деревья растут не так быстро, как внизу. Можно предположить, что это растение увидело свет, когда первые земледельцы научились обрабатывать землю - и произошло это четыре тысячи лет назад.


Минутка отдыха.

Подведение итогов урока

Проверим вашу работу по заполнению таблицы.

Отдел

Представители

Значение

Голосеменные

Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница, можжевельник, секвойя, кипарис, туя…

  • Выделяют О2

  • Ценный строительный материал

  • Искусственные волокна

  • Изготавливают бумагу

  • Сырье для промышленности

  • Кедровое масло

  • Выделяют фитонциды

Сравнение (1мин.)

А теперь пройдите к компьютерам, откройте файл «Голосеменные» и выполните тест. (Тестовое задание ученики выполняют на листе в Microsoft Office Excel 97-2003, второй лист автоматически обрабатывает результаты и выставляет оценку. Затем учитель просит поднять руки тех, кто получил «4» или «5», делает выводы об эффективности урока и степени усвоения нового материала учащимися.)

Работа за компьютером

(5 мин.)

д/з.

Рефлексия.

(Слайд № 26). Ученики записывают в дневники д/з. Урок окончен, спасибо за сотрудничество.

Уходя, не забудьте нарисовать парик тому персонажу, который соответствует вашему настроению.

Конспект урока по теме : Голосеменные растения.














(Желающим ученикам предлагается решить кроссворд, который вывешивается в классе до следующего урока).

8

9

5

7

1

10

6

10

2

11

3

4

По горизонтали.

1. В сибирской тайге огромные площади заняты этим деревом.

2. Хвойное дерево, распространенное в южных районах нашей страны и в Средиземноморье.

3. Хвойное дерево произрастает в Гималаях.

4. Птица, живущая в еловых лесах, распространяющая семена ели.

5. Вязкая смолистая жидкость, выделяемая при ранении хвойных деревьев.

6. Широко распространенное дерево хвойных пород в южных районах и в Средиземноморье.


(Наиболее увлеченным биологией ученикам, предлагаются для изучения дополнительные сведения о голосеменных)

(Слайд № 27). Гинкго (Ginkgo biloba) - единственный сохранившийся вид обширного порядка гинкговых, процветавшего в течение мезозойской эры. Листопадное дерево, достигающее высоты 40 м при диаметре до 4 м, с обильно ветвящейся кроной, побегами двух типов - длинными и укороченными (последние многолетние, покрыты чешуйками), вееровидными выемчатыми длинночерешковыми листьями. Молодые листья обильно опушены. Пыльцевые и семенные органы развиваются на разных растениях.

Род гинкго появился в юрском периоде и вплоть до середины мелового периода играл заметную роль в лесной растительности всех континентов. Однако уже с конца мелового периода этот род, сохраняя очень широкий ареал, становится повсеместно малочисленным. Упадок гинкго, возможно, связан с выеданием семян широко распространившимися уже в древнетретичное время грызунами (а также исчезновением животных, которые успешно распространяли эти семена). Окончательный удар гинкго нанесли климатические изменения ледникового периода. Сейчас это растение сохраняется главным образом в культуре.

В естественном состоянии деревья гинкго сохранились лишь в горной местности на северо-востоке китайской провинции Чжэцзян на высоте 300-1100 м над уровнем моря, в условиях муссонного субтропического климата. Здесь гинкго входит в состав хвойно-широколиственного леса вместе с разнообразными лавровыми и другими третичными реликтами. Гинкго доживает до 3000 лет и более, плодоносит с 20-летнего возраста. При разведении в культуре мужские и женские растения выращивают отдельно, т. к. гниющие семена издают неприятный запах. В странах Восточной Азии гинкго разводят как священное дерево возле буддистских храмов, в Европе широко используют для озеленения, причем эти красивые деревья хорошо растут даже на улицах таких северных городов, как Рига, достигая очень крупных размеров.

В Китае семена гинкго употребляют в пищу.

(Слайд № 28). Саговниковые - небольшая обособленная группа тропических и субтропических голосеменных. Стволы клубневидные или редьковидные, реже колоннообразные, высотой до 20 м, крона из пучка листьев длиной до 3 м. Известно около 130 видов, растущих в тропиках и субтропиках. Многие саговники широко разводят как декоративные, в т. ч. на Черноморском побережье Кавказа и в Южном Крыму.

Цикас поникающий, или саговник (Cycas revoluta). Внешне напоминает пальму. Из его крахмалистой сердцевины, как и из сердцевины саговой пальмы, получают саго (отсюда название).

Цикас завитой (Cycas circinalis), мужская особь. Декоративное растение, широко распространен, размножается вегетативным путем.

(Слайд № 29). Гнетовые (Gnetales; гнетофиты, Gnetophyta) - это деревья, кустарники, лианы своеобразной формы, с клубневидным стволом.

Из современных гнетовых только эфедра имеет широкое распространение, встречаясь в засушливых областях, на побережьях морей, на склонах гор. Эфедра двуколосковая (ephedra distachya) - это ветвистые кустарники с чешуевидными листьями. Распространена главным образом в Средиземноморье, Азии и Америке; в России 3 вида, преимущественно в горных районах. Содержит алкалоиды (эфедрин и др.).
Гнетум и вельвичия имеют ограниченные ареалы, первый - в тропических лесах, вторая - в пустыне Намиб (Западная Африка). Однако в местах их обитания они весьма многочисленны.

Гнетум. Лианы, небольшие деревья или кустарники. Около 30 видов, растут во влажных тропических лесах. Семена и молодые листья некоторых видов съедобны.

Вельвичия растет в пустынях на юго-западе Африки. Ствол диаметром до 1,2 м едва выступает над землей; 2 ремневидных кожистых стелющихся листа (длина 2-3 м, иногда до 8 м, ширина до 1,8 м). Живет до 2000 лет.


Литература:

Пасечник В.В. Биология. 6 кл. бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 1997. - 272 с.: ил.

Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. С.Н.Лебедев. - М.: Глобус, 2008. - 108 с. - (Современная школа).

© 2010-2022