- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по теме: Голосеменные растения
Конспект урока по теме: Голосеменные растения
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Новикова Т.П. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
6 класс. Учитель: Новикова Татьяна Петровна.
Тема: Голосеменные растения.
Цель: познакомить учащихся с отделом Голосеменных растений.
Задачи урока:
-
расширить знания о многообразии голосеменных растений;
-
раскрыть преимущества семенного размножения;
-
сформировать умение распознавать голосеменные растения;
-
обосновать роль голосеменных в природе и жизни человека;
-
развивать внимание, положительную мотивацию к новым знаниям средствами применения ИКТ, решения проблемных задач;
-
использовать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения с целью развития мышления учащихся;
-
интегрировать двигательную активность в учебную деятельность;
-
формировать коммуникативные навыки, воспитывать толерантность, умение сотрудничать в группе;
-
воспитывать экологически неравнодушного человека.
Оборудование:
ПК, мультимедийное оборудование, электронные презентации, видеофильм, гербарии растений, таблица «Филогенетическое древо растительного мира», картина И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем», 3 комплекта веточек хвойных, карточки для тестирования.
Базовая модель урока.
Стадия
Цели
Деятельность учащихся
Вызов
(ликвидация чистого листа)
Формирование личностного интереса.
Определение цели рассмотрения темы.
Уч-ся ставит перед собой вопрос: «Что я знаю по данной теме?»
Анализирирует собственные знания по данной теме.
Выявляет, что хочу узнать.
Осмысление
Создание условий для активного восприятия информации.
Отслеживание собственного понимания.
Учащийся под руководством учителя и с помощью товарищей ищет ответы на те вопросы, которые поставил перед собой на первой стадии.
Вступает в непосредственный контакт с информацией (читает, смотрит, слушает, сравнивает, анализирует, заполняет таблицы, выполняет практическую работу).
Размышление
(рефлексия)
Закрепление полученных знаний.
Присвоение знаний.
Размышление и обобщение того, что узнал (выполняет тест).
Присвоение полученной информации.
Структура урока.
-
Организация внимания учащихся.
-
Актуализация знаний.
-
Демонстрация картины И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем».
-
М.Ю.Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…»
-
«Ликвидация чистого листа»
-
Определение задач урока.
-
Проверка домашнего задания.
-
Самооценка.
-
Устный опрос с последующим рецензированием ответов.
-
Динамичное тестирование с использованием карточек с номерами ответов.
-
Заполнение таблицы контроля и выставление оценки.
-
Работа по теме урока.
-
Работа по таблице «Филогенетическое древо растительного мира»
-
Рассказ учителя о многообразии хвойных растений.
-
Динамическая пауза.
-
Объяснения учителя.
-
Гимнастика для глаз.
-
Решение проблемы.
-
Закрепление нового материала.
-
Анализ полученных знаний в игровом варианте.
-
Групповая практическая работа.
-
Пальминг.
-
Ответы на вопросы, решение проблемы.
-
Чтение (работа с информацией в учебнике).
-
Заполнение таблицы.
-
Минутка отдыха.
-
Подведение итогов урока.
-
Проверка таблицы.
-
Индивидуальное выполнение тестов за компьютерами.
-
Обратная связь.
-
Домашнее задание.
-
Рефлексия.
Слова учителя
Ученика
Комментарии к тексту
Конспект урока.
Этап урока
Содержание урока
Виды деятельности, время
Орг. момент
Здравствуйте! (Слайд № 2,3. Учитель приветствует учеников словами В.Соловухина)
(0,5 мин.)
Актуализация знаний
Демонстрация картины И.И. Шишкина « Сосны, освещенные солнцем».
- Как вы думаете, о каких растениях сегодня пойдет речь?
- О хвойных растениях.
- Правильно. Сосне посвящали свои произведения многие поэты.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь,
И снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
(М.Ю. Лермонтов)
- По ходу урока вы, как обычно, заполняете таблицу. Что вы знаете по данной теме? (Учащиеся называют ель, сосну, кедр…и заносят в таблицу. В 3 колонку пишут «Выделяют О2», как и все зеленые растения)
Отдел
Представители
Значение
(выявив первичные свои знания, уч-ся определяют задачи урока, что они еще хотели бы узнать о голосеменных. Слайд № 4).
Аудиовизуальный (3 мин.)
Письмо
(1 мин.)
Проверка д/з
- Прокомментируйте рисунок. (Слайд № 5 ).
- Около 300 млн. лет назад климат на Земле был теплым и влажным, а атмосфера насыщена углекислым газом. В таких условиях начали развиваться папоротникообразные растения. Они образовывали леса на всех континентах нашей планеты, включая Антарктиду.
В это время лесами из древовидных хвощей, плаунов и папоротников были покрыты обширные территории.
Отмершие древние папоротникообразные падали в воду, где их заносило песком и илом. В результате термического разложения без доступа воздуха и под большим давлением горных пород в течение миллионов лет они медленно превращались в каменный уголь. До наших дней дошли отпечатки листьев древних папоротникообразных растений на каменном угле и части окаменевших стволов. Эти находки позволили восстановить внешний вид вымерших растений.
(Уч-ся рецензируют ответ товарища, выставляют оценку).
Слушание
(2 мин.)
Анализ ответа
- Расскажите, какое значение имеют папоротникообразные в природе и жизни человека? (Слайд № 6)
- Каменный уголь служит не только топливом, но и ценным химическим сырьем. Из него получают смазочные масла, смолы, кокс, пластмассы, парфюмерные изделия.
Хвощ полевой является трудноистребимым сорняком полей с повышенной кислотностью почв. Побеги хвоща жесткие, они содержат много кремния и раньше использовались при полировке изделий. В некоторых районах нашей страны употребляют в пищу весенние побеги хвоща, а также молодые листья папоротника орляка.
Споры плауна используют в металлургии. Ими обсыпают формы и металлические детали легко отстают от стенок.
Папоротникообразные, как и все растения обогащают атмосферу кислородом, ими питаются животные.
(Выставление оценки отвечающему).
Слушание
(1 мин.)
- Дома вы готовились к уроку, оцените свои знания, а далее за каждый правильный ответ ставьте «+».
(Для аудиалов учитель читает вопрос, визуалы могут зрительно на экране самостоятельно прочитать задание. Учащиеся поднимают карточку с вариантом ответа. После того, как появляется (по щелчку учителя) правильный ответ на экране - фиксируют в тетради свой результат знаком «+» или «-«. Так как учитель видит тех, кто ошибается, сразу проводит коррекцию знаний. Слайды по щелчку №7 - 11).
- Используя таблицу «Филогенетическое древо растительного мира», установите последовательность развития растений в процессе эволюции.
- Встаньте те уч-ся, у кого первичная самооценка совпала с полученным результатом. (Учитель отмечает похвалой уч-ся за объективное оценивание своих знаний).
Динамичное тестирование
(1 мин.)
Объяснение нового материала
- Вы правильно установили, что на смену папоротникообразным пришли голосеменные растения. (Учитель показывает на таблице «Филогенетическое древо растительного мира»). Голосеменные - один из самых древних отделов высших растений.
(Слайд № 12. Комментарии к видеофрагменту «Первые голосеменные»)
- Первые голосеменные появились на Земле 350 млн. лет назад в конце палеозоя, когда климат на Земле стал более жарким и сухим. В мезозое они сменили древовидные папоротники и хвощи, потому что голосеменные имели серьезные преимущества перед папоротниками - им для размножения не нужна вода. Лишь через 50 млн. лет, в начале триасового периода, жизнь на Земле понемногу восстанавливается: пустыни перестают расти, и огромные леса, состоящие из примитивных хвойных деревьев, захватывают сушу.
-
Справа - отпечаток листа вымершего голосеменного растения.
-
Слева - окаменелая шишка древнего хвойного растения.
- Отдел голосеменных объединяет 6 классов. (Слайд № 13).
-
Семенные папоротники и беннетитовые. К настоящему времени семенные папоротники и беннетитовые полностью вымерли и об их существовании свидетельствуют лишь отпечатки и окаменелости различных органов этих растений.
-
Саговниковые.
-
Гнетовые.
-
Гинкговые.
-
Хвойные.
- Давайте представим себе новогоднюю елку. Только не искусственную, а натуральную, лесную. Чувствуешь, как пахнет хвоя? Она пахнет смолой, лесом, свежестью! Такой замечательный запах бывает только у хвойных деревьев. (Слайд № 14).
- Пожалуй, самым многочисленным среди голосеменных является класс хвойных. Хвойные растения занимают второе место после цветковых не только по своей распространенности, но и по значению для жизни и хозяйственной деятельности человека. Класс хвойных включает в себя более 560 видов растений. В различных климатических зонах России и других стран произрастают мало похожие друг на друга хвойные деревья и кустарники. На слайде вы видите сосны, ель. Жителям Сибири хорошо известно, что заблудившегося в тайге охотника может спасти от голода кедровая сосна. В ее крупных шишках зреют вкусные и питательные семена. А вот на юге, на берегах Черного моря, смотрят вдаль высокие стройные кипарисы. Их листочки представляют собой чешуйки, которые испаряют воды еще меньше, чем хвоя. Вот почему кипарисы легко переносят жаркий и засушливый климат. А это - колючий можжевельник. Его древесина славится особым ароматом, который долго сохраняется даже в изделиях из этого дерева. Шишки можжевельника похожи на маленькие сизые ягоды. Все хвойные выделяют особые вещества - фитонциды, которые убивают микробы, поэтому в хвойном лесу чистый воздух.
Аудиовизуальный
(3 мин)
- Среди хвойных деревьев есть настоящие чемпионы. Одно дерево сосны долговечной в США живет уже около 4900 лет. А секвойя вечнозеленая может достигать 100 метров высоты и 10 метров толщины ствола. Чтобы представить огромные размеры этого дерева давайте встанем в круг и возьмемся за руки (ученики встают с мест, образуют круг). Вот такой диаметр ствола у секвойи и в этом вы сейчас можете убедиться, просмотрев следующий видеофрагмент. (Ученики проходят на свои места).
Динамическая пауза
(1 мин)
(Слайд № 15. Комментарии к видеофрагменту " Гигантская секвойя").
- Вот самое большое растение на всем земном шаре - Гигантская секвойя. Иногда их век переваливает через три тысячи лет. Они вырастают до ста метров в высоту и могут достигать в обхвате двадцати метров. Некоторые достигают таких размеров, что весят более тысячи тонн.
- Знаете ли вы, что лиственница признана национальным деревом России? Да, да! Именно лиственница, а не береза. (Слайд № 16).
Дело в том, что леса из лиственницы простираются на огромных территориях от Онежского озера до Японского моря. Лиственница - одно из немногих хвойных деревьев, сбрасывающих на зиму свою хвою. Иголочки мягкие, яркие (ведь они опадают осенью и не должны приспосабливаться к зимним морозам). Они располагаются веселыми семейками-пучками на общем укороченном побеге.
Расположение хвоинок на ветках деревьев и кустарников разных видов различно. (Слайд № 17).Так, у сосны хвоинки располагаются парами на укороченном побеге.
(Слайд № 18).На ветвях ели хвоинки короче, чем у сосны, и каждая сидит на отдельном укороченном побеге. Зеленые иголочки на ветках сосны и ели, кедра и можжевельника, пихты и лиственницы - не что иное, как листья. (Слайд № 19). Такие листья называются хвоинками. У большинства деревьев и кустарников они не опадают на зиму, а живут 2-3 года.
Особенности строения хвои позволяют хвойным деревьям и кустарникам переносить зимние холода, не теряя необходимой влаги. (Слайд № 20).
Поры расположены не по всему листу, как у дуба и клена, а в маленькой ложбинке, идущей по всей длине иголки. Эта ложбинка покрыта тонким слоем воскового налета и поэтому испарение происходит плохо и помогает сосне, ели и другим хвойным, не сбрасывающим на зиму свои листья, удержать в тканях необходимую влагу.
Аудиовизуальный
(4 мин).
- А сейчас представьте, что мои ладошки - это ваши глаза. Повторяйте за мной. (Учитель ладошками показывает движения: поочередно закрывает, повороты вправо-влево, круговые движения, восьмерка, быстро поморгали, сильно сжал в кулак (а дети зажмурились)). Открыли глазки, продолжаем.
Гимнастика для глаз (0,5 мин.)
- Приходилось ли вам когда-нибудь видеть цветки сосны или ели? Нет? Правильно, искать их - все равно, что охотиться за цветком папоротника: их нет в природе. (Слайд № 21). Поэтому у хвойных и не может образоваться настоящий плод с семенами, как, например, у яблони. Семена хвойных развиваются в специальных чешуях шишек. На растениях класса хвойных образуются мужские и женские шишки, в которых созревают, соответственно, пыльца и семязачатки.
Пыльца сосны очень легкая. Стоит подуть слабому ветерку, как желтое облако окутывает все дерево, а потом разносится далеко-далеко.
Когда пыльца попадает на женские шишки, их чешуйки сразу же закрываются и склеиваются.
Семена голосеменных растений развиваются из семязачатков, находящихся на чешуях шишки, а не внутри плодов, как у цветковых растений.
За год женская шишечка вырастает и становится плотной зеленой шишкой. И только тогда происходит оплодотворение. Затем в развивающемся семени начинает формироваться зародыш и эндосперм. Семя покрывается семенной кожурой, надежно защищая зародыш. Оно приобретает почти такое же строение, как семена цветковых растений.
Еще через полгода (зимой), когда семена полностью созревают, а чешуи шишки становятся сухими и коричневато-бурыми, шишка раскрывается, и семена, снабженные крылышками, высыпаются из нее.
Семя снабжено плотной семенной кожурой, несет в себе запас питательных веществ и зародыш, способный к развитию. От опыления до полного созревания семян проходит 2,5 года.
Попав в благоприятные условия, семя прорастает и со временем становится взрослым растением.
Аудиовизуальный
(2 мин.)
- Как вы думаете, почему же голосеменные вытеснили в процессе эволюции папоротникообразные?
Наличие семян создает голосеменным огромное преимущество перед споровыми. В отличие от спор семена имеют запас питательных веществ, а зародыш будущего растения, находящийся внутри семени, хорошо защищен от неблагоприятных условий.
Решение проблемы
(1 мин.)
Закреп
ление
- Разделимся на команды (по рядам). Правила игры:
-
Один ученик от команды бежит к столу, на котором находятся гербарии разных растений.
-
Выбирает одно голосеменное растение и возвращается назад.
-
Команда анализирует и в случае ошибки этот ученик возвращает гербарий на место.
-
Бежит следующий участник.
-
Побеждает та команда, которая без ошибок, быстрее и больше отберет гербарии голосеменных и заполнит таблицу.
Анализ полученных знаний в игровом варианте. (Динамическая пауза)
(1 мин.)
Групповая практическая работа
(2 мин.)
- Скоро «Новый год». Это любимый праздник взрослых и детей. Сядьте поудобнее, закройте глаза и прослушайте замечательное стихотворение под сопровождение величественного музыкального произведения Вивальди «Зима». (Слайд № 23).
Пальминг
(1 мин.)
- Какие чувства вызвало у вас это произведение? (Учащиеся делятся своим восприятием).
По всей России ежегодно вырубается в это время более 7 млн. елей! Пожалуй, ни один праздник не наносит такого ущерба природе, как Новый год, «самый светлый и добрый» наш праздник!
- А как поступают в вашей семье?
- Как поступили бы вы, если бы были взрослыми?
И ребята делают вывод, что можно:
-
купить искусственную ель;
-
посадить ель или сосну дома во дворе;
-
обойтись веточкой, не губя при этом целое дерево;
-
Купить елочку в горшке и т.д.
Ответы на вопросы,
решение проблемы
(2 мин.)
- Откройте учебник на стр.79. Самостоятельно прочтите значение голосеменных растений и внесите данные в таблицу.
Чтение, письмо.
(3 мин.)
- Давайте обсудим, каково же значение голосеменных? (По мере обсуждения, на слайде по очереди появляется информация, которую уч-ся должны были внести в таблицу. Сравнивают, проверяют, корректируют свои записи. (Слайд № 24).
Аудиовизуальный (3 мин.)
- И в заключение, я хочу вам показать сосны, которые стали памятниками природы. (Слайд № 25. Комментарии к видеофрагменту "Исполинские сосны" )
- На высоте трех километров над уровнем моря, в Белых горах на востоке Калифорнии можно найти самые древние растения на Земле - Исполинские сосны. Поскольку условия в горах не самые благоприятные и зимы слишком суровые, деревья растут не так быстро, как внизу. Можно предположить, что это растение увидело свет, когда первые земледельцы научились обрабатывать землю - и произошло это четыре тысячи лет назад.
Минутка отдыха.
Подведение итогов урока
Проверим вашу работу по заполнению таблицы.
Отдел
Представители
Значение
Голосеменные
Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница, можжевельник, секвойя, кипарис, туя…
-
Выделяют О2
-
Ценный строительный материал
-
Искусственные волокна
-
Изготавливают бумагу
-
Сырье для промышленности
-
Кедровое масло
-
Выделяют фитонциды
Сравнение (1мин.)
А теперь пройдите к компьютерам, откройте файл «Голосеменные» и выполните тест. (Тестовое задание ученики выполняют на листе в Microsoft Office Excel 97-2003, второй лист автоматически обрабатывает результаты и выставляет оценку. Затем учитель просит поднять руки тех, кто получил «4» или «5», делает выводы об эффективности урока и степени усвоения нового материала учащимися.)
Работа за компьютером
(5 мин.)
д/з.
Рефлексия.
(Слайд № 26). Ученики записывают в дневники д/з. Урок окончен, спасибо за сотрудничество.
Уходя, не забудьте нарисовать парик тому персонажу, который соответствует вашему настроению.
(Желающим ученикам предлагается решить кроссворд, который вывешивается в классе до следующего урока).
8
9
5
7
1
10
6
10
2
11
3
4
По горизонтали.
1. В сибирской тайге огромные площади заняты этим деревом.
2. Хвойное дерево, распространенное в южных районах нашей страны и в Средиземноморье.
3. Хвойное дерево произрастает в Гималаях.
4. Птица, живущая в еловых лесах, распространяющая семена ели.
5. Вязкая смолистая жидкость, выделяемая при ранении хвойных деревьев.
6. Широко распространенное дерево хвойных пород в южных районах и в Средиземноморье.
(Наиболее увлеченным биологией ученикам, предлагаются для изучения дополнительные сведения о голосеменных)
(Слайд № 27). Гинкго (Ginkgo biloba) - единственный сохранившийся вид обширного порядка гинкговых, процветавшего в течение мезозойской эры. Листопадное дерево, достигающее высоты 40 м при диаметре до 4 м, с обильно ветвящейся кроной, побегами двух типов - длинными и укороченными (последние многолетние, покрыты чешуйками), вееровидными выемчатыми длинночерешковыми листьями. Молодые листья обильно опушены. Пыльцевые и семенные органы развиваются на разных растениях.
Род гинкго появился в юрском периоде и вплоть до середины мелового периода играл заметную роль в лесной растительности всех континентов. Однако уже с конца мелового периода этот род, сохраняя очень широкий ареал, становится повсеместно малочисленным. Упадок гинкго, возможно, связан с выеданием семян широко распространившимися уже в древнетретичное время грызунами (а также исчезновением животных, которые успешно распространяли эти семена). Окончательный удар гинкго нанесли климатические изменения ледникового периода. Сейчас это растение сохраняется главным образом в культуре.
В естественном состоянии деревья гинкго сохранились лишь в горной местности на северо-востоке китайской провинции Чжэцзян на высоте 300-1100 м над уровнем моря, в условиях муссонного субтропического климата. Здесь гинкго входит в состав хвойно-широколиственного леса вместе с разнообразными лавровыми и другими третичными реликтами. Гинкго доживает до 3000 лет и более, плодоносит с 20-летнего возраста. При разведении в культуре мужские и женские растения выращивают отдельно, т. к. гниющие семена издают неприятный запах. В странах Восточной Азии гинкго разводят как священное дерево возле буддистских храмов, в Европе широко используют для озеленения, причем эти красивые деревья хорошо растут даже на улицах таких северных городов, как Рига, достигая очень крупных размеров.
В Китае семена гинкго употребляют в пищу.
(Слайд № 28). Саговниковые - небольшая обособленная группа тропических и субтропических голосеменных. Стволы клубневидные или редьковидные, реже колоннообразные, высотой до 20 м, крона из пучка листьев длиной до 3 м. Известно около 130 видов, растущих в тропиках и субтропиках. Многие саговники широко разводят как декоративные, в т. ч. на Черноморском побережье Кавказа и в Южном Крыму.
Цикас поникающий, или саговник (Cycas revoluta). Внешне напоминает пальму. Из его крахмалистой сердцевины, как и из сердцевины саговой пальмы, получают саго (отсюда название).
Цикас завитой (Cycas circinalis), мужская особь. Декоративное растение, широко распространен, размножается вегетативным путем.
(Слайд № 29). Гнетовые (Gnetales; гнетофиты, Gnetophyta) - это деревья, кустарники, лианы своеобразной формы, с клубневидным стволом.
Из современных гнетовых только эфедра имеет широкое распространение, встречаясь в засушливых областях, на побережьях морей, на склонах гор. Эфедра двуколосковая (ephedra distachya) - это ветвистые кустарники с чешуевидными листьями. Распространена главным образом в Средиземноморье, Азии и Америке; в России 3 вида, преимущественно в горных районах. Содержит алкалоиды (эфедрин и др.).
Гнетум и вельвичия имеют ограниченные ареалы, первый - в тропических лесах, вторая - в пустыне Намиб (Западная Африка). Однако в местах их обитания они весьма многочисленны.
Гнетум. Лианы, небольшие деревья или кустарники. Около 30 видов, растут во влажных тропических лесах. Семена и молодые листья некоторых видов съедобны.
Вельвичия растет в пустынях на юго-западе Африки. Ствол диаметром до 1,2 м едва выступает над землей; 2 ремневидных кожистых стелющихся листа (длина 2-3 м, иногда до 8 м, ширина до 1,8 м). Живет до 2000 лет.
Литература:
Пасечник В.В. Биология. 6 кл. бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 1997. - 272 с.: ил.
Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. С.Н.Лебедев. - М.: Глобус, 2008. - 108 с. - (Современная школа).