- Преподавателю
- Биология
- Дидактическая игра по биологии и физике для учащихся 7-х классов Путешествие незнайки в страну знаний
Дидактическая игра по биологии и физике для учащихся 7-х классов Путешествие незнайки в страну знаний
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гуреева Е.И. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Путешествие Незнайки в страну знаний»
Сценарий дидактической игры по биологии и физике для учащихся 7- х классов
Составители:
Учитель биологии
ср.шк.№26
Гуреева Е.И.
Соловьева С.Н.
Учитель физики
-1-
Пояснительная записка
« Мыслящий ум не чувствует
себя счастливым, пока ему
не удастся связать воедино
разрозненные факты,
им наблюдаемые»
Д. Хевеши
Театрализованная игра - одна из форм внеклассной работы.
Цель проведения
данного мероприятия:
Объединить знания, получаемые на уроках физики и биологии вокруг основополагающих понятий этих наук помочь ученикам создать единый взгляд на мир природы. Проведение данной игры целесообразно в рамках организации обобщающего повторения понятийного аппарата ботаники, зоологии, физики.
Театрализованная игра является очень значимой как в познавательном, так и в воспитательном плане. Учащиеся принимают активное участие в составлении сценария, для чего требуется глубокое понимание учебного материала, умение разобраться в структуре изученного. Во время проведения игры главная задача - активизация мыслительной деятельности учащихся. Наряду с программными знаниями они могут продемонстрировать свой кругозор, начитанность, умение ориентироваться в новой обстановке. Предусмотрены групповая, диалоговая формы работы с аудиторией, демонстрация опытов, экспериментов, решение проблемных задач. Необычная форма подачи учебного материала дает возможность исследовать объекты живой природы силами двух предметов, например: эхолокация - физический термин объясняет принцип ориентировки летучих мышей, флаттер - элемент крыла стрекозы, диффузии - понятие физики и биологии в основе жизни растений и животных. Сюжетная линия выстроена таким образом, что позволяет включить в обсуждение строение, особенности функционирования многочисленных объектов смешанного леса. Проведение такого мероприятия с элементами шутки, юмора, эмоционально окрашивают обучение, все это позволяет поддерживать у учащихся стремление узнать новоеиспытывать радость, от процесса познания, привлекает к чтению дополнительной литературы.
-2-
Содержание игры:
Действующие лица:
Коротышки-жители Цветочного
города:
1. Незнайка
2. Доктор Пилюлькин
3. Торопышка
4. Капелька
5. Кнопочка
6. Знайка
7.Шпунтик
8. Винтик
Оформление сцены: Большое панно с нарисованными объектами смешенного леса
Продолжительность игры 40 минут
-3-
I действие
Действующие лица:
Доктор Пилюлькин, Торопышка, Кнопочка, Капелька, Незнайка
Доктор Пилюлькин - Здравствуйте, ребята! Я Доктор Пилюлькин. Сегодня у нас путешествие в лес
Все -Ура! Здорово!
Доктор Пилюлькин - Все знают как себя вести в лесу?
Незнайка - А как же! Как хочу, так и веду! Они меня не знают, я их тоже, отдыхать ведь идем!
Доктор Пилюлькин - Отдыхать не придется. Обитатели леса ждут нашей помощи.
Все - А что случилось?
Доктор Пилюлькин - Заколдованы они. Жизнь в лесу остановилась. Потеряли животные и растения свои интересные признаки. Если вернём каждому потерю, вернется в лес жизнь. Готовы к приключениям? Тогда в путь!
Звучит музыка. Все поют песню:
В лес отправимся быстрее
От беды мы всех спасем
Насекомых, птиц, деревья
Зайцев, белок, муравьев
Им нужна наша забота
Находчивость, внимание
Чтобы снять с них колдовство
Пригодятся знания
Мы: Незнайка, Шпунтик, Знайка
Кнопочка и Капелька
Дружбой нас объединит
Веселая компания
Вместе с нами в лес спешит
Винтик, Торопышка
Путешествовать мы рады в
Интересных книжках
-4-
Незнайка - Да, я хочу оживить обитателей леса. Я не хочу, чтобы законы природы перестали действововать. Но я же Незнайка, у меня, наверное, не получится!
Доктор Пилюлькин - Для того, чтобы помочь обитателям леса, Незнайка, нужна твоя находчивость, смелость, нужны ваши знания, Кнопочка, Капелька, Знайка.
Все - Да. Нам ученики помогут. Поможете ребят!?
Незнайка - А что я должен делать?
Доктор Пилюлькин - Ты должен найти хозяев каждому слову из волшебных книг.
Незнайка - (берет книги). Ничего себе! Вот шуточки! Ха! Это же скучнейшие книги - «Биология», «Физика»!!! (Шум)
Нет, нет, я пошутил, я готов! Где здесь первое слово?
II действие
Действующие лица:
Незнайка, Знайка, Капелька, Кнопочка
(берет карточку читает по слогам). Амортизатор Ничего себе!
Кому же это слово нужно? (подходит к панно)
Знайка или ученики - Это приспособление есть у дятла. Ускоренная киносъемка показала, что когда лесной дятел ищет насекомых или готовит дупло под гнездо, то его клюв может долбить дерево со скоростью при ударе 7 м/с. Однако голова у него не болит и с ума он не сходит, так как мозг никогда не травмируется, хотя перегрузка в конце каждого удара достигает 1000у. Секрет дятла в том, что голова дятла перемещается только вперед и назад в одной плоскости, без боковых смещений.
Незнайка - Спасибо, помогли, а я уж думал это что-то ругательное! (прикрепляет карточку к дятлу)
- Ну, где ваше второе слово?
(берет следующую карточку, читает)
Скорость О ! Это я знаю кому пригодится! Зайцу, он быстрее всех бегает.
Кнопочка - Да. Заяц перемещается со скоростью 50-60 км/ч. А вот дуб растет со скоростью 30 см в год.
Незнайка - Это что, чтобы ему дорасти до 6 метров, сколько же ему лет надо? Это будет… это будет…
Кнопочка - Ребята, помогите Незнайке сосчитать, сколько лет потребуется! (Делает расчеты вместе с учениками)
Незнайка - Спасибо! Ну, что у нас там дальше?
(потирает руки, берёт следующую карточку) Читает.
Фасеточное строение глаза . Это у кого ещё?
Ученики - У стрекозы!
Незнайка - Это как?
Капелька или ученики - Фасеточный глаз состоит из отдельных глазков. Число их огромное - у мухи их 4000, а у стрекозы 28000.
Каждый глазок видит только участок предмета, но так как глазки тесно прилегают друг к другу, а оси их расходятся лучеобразно и смотрят в различных напрвлениях, поэтому стрекозе не надо поворачивать голову. Однако, чтобы
получить такое преимущество, глазу пришлось пожертвовать резкостью изображения, уменьшив объем глаза по сравнению с глазом млекопитающего в 70 раз.
-5-
Незнайка - (берет карточки).
О О А это чьё?
Капелька - Наверное это глаз лисы. А это глаз лошади.
Интересное строение зрачка помогает животным обозревать по вертикали или по горизонтали.
Незнайка - А я знаю! Такие глаза у моей кошки, они у ней в темноте светятся! А интересно почему?
Глаз кошки отражает падающий на него пучок света, во-первых, из-за особого строения зрачка, во-вторых, за сетчаткой глаза находится светоотражающий слой.
Кнопочка - а лягушка вообще видит только движущиеся объекты! Голодная будет, а к неподвижной добыче не притронется!
Незнайка (берет слово, читает) АНТИФЛАТТЕР
Ничего себе!
Знайка - Да, это у стрекозы! На концах крыльев имеются хитиновые утолщения, которые предохраняют от вредных колебаний крыльев. Кстати, наши конструкторы самолетов взяли себе это на заметку!
Незнайка.- Вот здорово! Ну-ка, что еще? (берет карточку, читает)
ЭХОЛОКАЦИЯ (задумчиво)
Эхо - это странный звук в горах. При чем тут животные?
Знайка - Эхолокация применяется летучими мышами. Она заменяет им зрение. Мыши посылают ультразвуковые сигналы и принимают отраженные от предметов.
-Ребята, Какой эксперимент ученые проводили с летучими мышами? а может быть кто-то знает, почему летучие мыши садятся часто на голову?
Ответ: анализируя отраженные сигналы, мыши не только могут обнаруживать предметы, но и определять расстояние до них, характер их поверхности, а также азимут. А волосы просто поглощают ультразвуковые сигналы.
Незнайка - Знайка, а здорово ребята нам помогают!
Ну - ка, желающие, берите карточки.
(3 ученика берут карточки, читают, советуются с друзьями и раскрывают смысл понятий), это работа в группах.
-6-
-ТОЛСТЫЙ ПРОБКОВЫЙ СЛОЙ
Ученики - это у деревьев. Он защищает от интенсивного испарения и резкого колебания температуры.
-ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО СОЛНЦУ
Ученики - По солнцу ориентируются муравьи, птицы, пчелы, листья поворачиваются и цветы, это гелиотропизм называется
ОРИЕНТИРОВКА ПО МАГНИТНЫМ ПОЛЮСАМ
Ученики - это у птиц.
(По этим вопросам можно подготовить сообщения заранее)
Незнайка - Вот это помощники
-7-
III действие
Действующие лица:
Незнайка, Знайка, Торопышка, Шпунтик, Винтик, Доктор Пилюлькин
(берет следующую карточку, читает)
ТРЕНИЕ
Где ж его искать? Что же это такое? Кому нужно?
Знайка или ученики - Трение помогает многим животным ползать, лазить. У многих растений и животных имеются различные органы для хватания, (усики растений, хоботки. Волоски, хвосты у животных). Все они имеют шероховатую поверхность. Шерсть, щетинки, чешуйки расположены наклонно. Кстати, у крота шерстка может поворачиваться.
Незнайка.- Это, что же? (манипулирует своей шляпой)
Я, значит лезу туда - она туда, (показывает на шляпе)
Я оттуда - она…здорово!
Прикрепляет ТРЕНИЕ к кроту, Знайка! (кричит)
Ой, мама, меня комар укусил! Как больно!
Знайка А, кстати, сила давления жала комара очень мала,а само давление велико(делает расчеты)
F=0,00001H
S=3умножить на 10 в -6 степени метров в квадрате
Р=3умножить на 10 в десятой степени Па
Незнайка - Ух, ты! Знайка, смотри, опять про давление
(читает) КОРНЕВОЕ ДАВЛЕНИЕ
Ребята, кто знает, что это за штука?
(доклад корневое давление)
Незнайка - (обращается к докладчику)
-Ну, ты, даешь!
И это все в этих книгах написано?
Наверное, придется прочитать (берет карточку)
ПРИЛИПАЮЩИЙ ЯЗЫК Ха-ха! Это что такое?
У кого? (изображает) Дятел жвачку проглотил?
Знайка. - Не дятел это. Прилипающий язык у лягушки. Вот слушай: схватывать и удерживать добычу помогает амфибиям клейкий язык, который прикрепляется у основания рта передним концом и сложен в ротовой полости вдвое. В момент приближения добычи выбрасывается далеко вперед и добыча приклеивается (демонстрация эксперимента), а ты
-8-
знаешь, кто увековечил лягушку в науке. Лягушка обязана Лундини Гальвани, он открыл в 1791 году «Живое электричество»
Незнайка- Знайка, у нас ребята, авторитет! Видали. Как он рассказал, показал, объяснил! Ну-ка, я так попробую:
(берет карточку, читает)
УШИ - ТЕПЛОПЕРЕДАЧА. Это, чьё? Уши - то у всех!
Знайка - Это, наверное, про лис. У полярных лисиц уши меньше, чем у лисиц, живущих в умеренных широтах. (Прикрепляет карточку)
Незнайка Ага, это я знаю. В зоопарк ходил. У слона уши большие, он ими еще обмахивается. Теплообмен это называется. Потому что к ушам много кровеносных сосудов подходит. Значит, чем больше уши, тем лучше теплообмен. А я думал, что слышать лучше!
Знайка - Вот у тебя уши краснеют, если не можешь ответить правильно, когда тебе стыдно.
Незнайка.- Ну, я - это другое дело! Я ушами еще и шевелить могу!
Кнопочка.- Кстати, ушами могут шевелить зайцы. У зайца уши могут поворачиваться как локаторы - это помогает ему уберечься от нападения, а вот хищникам вращать ушами не к чему, они направлены вперед, чтобы улавливать добычу.
Шпунтик - а ты знаешь, что есть растения хищники.
Незнайка - Нет, они, что охотятся за зайцами?
Шпунтик - нет, конечно, они захватывают насекомых.
(сообщение о растения - хищниках)
Незнайка берет карточку (опыление + рычаг)
Это что за дебри в науке, в чем связь этих слов? Чего опылять? Или может пыль стряхивать (Незнайка чешит затылок)и говорит вообще - то помню, мне Винтик сказал, чтоб я пыль с ушей стряхнул и его слушал, а рычаг? Может еще и рычагом по уху хватить, чтобы пыль побыстрее слетела? Чудно!
Доктор Пилюлькин - что ты Незнайка, если всех по ушам рычагом бить кто не слушает, так всех ко мне надо будет отправлять в больницу примочки ставить.
Винтик - Смотри какие цветки клевера здесь растут необычные, у них нижний лепесток как- будто губа оттопыренная, с точки зрения физики это короткое плечо рычага, как бы предохраняет вход в цветок и что бы шмели и пчелы могли сесть на неё и под их весом она опускается, а
-9-
вытянутые тычинки служат длинным плечом рычага на их конце расположены пыльники. В это время длинное плечо рычага пыльником ударяет по спинке насекомого и оставляет на ней пыльцу. Перелетая на другой цветок, насекомые этой пыльцой опыляют его. Понятно?
Незнайка - Понятно, только у меня от такой большой информации с не привычки может голова заболеть и жар начаться.
Винтик - Не переживай у Доктора Пилюлькина всегда в аптечке мёд пчелиный найдется.
Ребята, вы можете решить задачку? Сколько цветков должна посетить пчела, чтобы собрать 1 кг мёда, если в зобике у ней помещается 0,063 г. нектара и для этого она облетит 90 цветков?
Незнайка - Внимание! достаю следующее слово (читает) ИНЕРЦИЯ.
Шпунтик - Инерция - это что то связано с движением . Да?
Ребята, какое животное это свойство использует?
Знайка или ученики - Лисица с помощью хвоста борется с инерцией. У белки хвост - воздушный руль. А у белки - летяги есть особые перепонки для прыжков в 20-30 метров с верхушки одного дерева на другое.
Незнайка - Спасибо! Так с вашей помощью смысл всех волшебных слов узнаем и лес оживим. Я один бы не справился (читает) ПЛОТНОСТЬ+ЭКСПЕРИМЕНТ. Это какой же эксперимент я должен провести?
Винтик - Наверное, по определению плотности древесины. Смотри, здесь есть поваленное дерево, если сделать пиловый срез, то в сердцевине плотность одна, по краям другая. Чтобы определить, надо взвесить и измерить. Вот смотри: (делает расчет), а можно по мере погружения в воду. Теперь экспериментально доказали, что сердцевина ткань рыхлая. Вот тебе на память древесина, как говориться: «Грызи гранит науки».
Незнайка - Я что грызун? Так ведь и зубы можно поломать (берет карточку) САМОЗАТАЧИВАЮЩИЕСЯ РЕЗЦЫ.
Знайка - Это бобры древесину грызут и зубы у них не только не ломаются, но и не тупятся. А ты читать будешь книги глазами, думать мозгами, а зубы тебе не понадобятся.
Незнайка - Почему у них зубы не ломаются, вон какое дерево повалили только пенек оставили.
-10-
Знайка или ученики - Зуб бобра состоит из нескольких слоев различной твердости, когда бобр грызет дерево прочная эмаль, покрывающая верхний участок зуба испытывает большую нагрузку, а остальная, сравнительно мягкая ткань - меньшую. В результате весь зуб стачивается равномерно, и угол заострения остается неизменным. На этом принципе основана работа самозатачивающихся инструментов.
Незнайка - Как много можно узнать из этих книг, наверное, они и вправду волшебные!
Знайка - Всему этому мы учимся у природы. Все живут по её законом.
Незнайка - Интересно старое это дерево или молодое.
Знайка - Ребята, что можно узнать по пеньку?
Незнайка - Берет карточку и прикрепляет ГОДОВОЕ КОЛЬЦО ПРИРОСТА.
Сообщение о годовых кольцах
-11-
IV действие
Действующие лица: Незнайка, Кнопочка, Доктор Пилюлькин
Незнайка - Читает следующую карточку ИГОЛКА.
Это я знаю чьё! Ёжику пригодится (прикрепляет к панно). Но стоп! Иголки ведь есть и у сосны, и у комара жало - я помню, как иголкой укололся!
Кнопочка - Незнайка, ты знаешь, что жалить может не только муравей, но и пчела?
Незнайка - Еще бы! Мне Капелька говорила, что если жало не вытащить, беда! Вот такая щека распухнет! (показывает).
Кнопочка - Это потому, что жалят пчёлы только один раз. А жало остается в ткани, так как оно у пчелы с зазубренной на конце. И если представить, что это жало, то смотри, как оно действует (показывает эксперимент).
Незнайка - (берет слово) ПОКРОВ (задумчиво) читает. Покров - покрывало - покрыть? Вот загадка - то!
Кнопочка - Наверное, необходимо рассказать про перьевой покров птицы. Сообщение
Кнопочка или ученики - Лапам перья не нужны. Температура лапок значительно ниже температуры тела птицы. Она равна температуре окружающей среды. Иначе снег под лапами таял, и птица могла бы перемерзнуть.
Незнайка - Ох, как хитро все устроено! И как замечательно. Я хочу скорее оживить лес, хочу услышать, как запоют птицы, зашелестят деревья, почувствовать запах хвои, трав, цветов, хочу, чтобы лес задышал.
Кнопочка - Осталось понять тебе, Незнайка, процесс дыхания и питания растений (берет карточку и читает) ФОТОСИНТЕЗ.
Проведение эксперимента по фотосинтезу.
Незнайка - Я чувствую запах цветов, я слышу пение птиц! У нас получилось! Мы помогли оживить лес! Пойдемте, быстрее знакомиться с его обитателями! Я теперь так много про них знаю! И физику, и биологию возьму с собой и ещё много - много интересных книг. Спасибо, вам, ребята за помощь. Мне понравилось с вами путешествовать. Я буду рад, если вы для меня придумаете новые интересные приключения вместе с физикой и биологией.
-12-
Доктор Пилюлькин - Действительно. Ребята. Попробуйте придумать для Незнайки и его друзей новые приключения за страницами учебников физики и биологии.
Всем Спасибо!
-13-
Используемая литература
1. И.Л. Ланина «Раздвигая границы привычного». Лениздат 1990г.
2 .Я. И. Перельман «Занимательная механика» Д. ВАП 1994г.
3. Ц.Б.Кац « Биофизика на уроках физики» М.П.,1988 г.
4. К.Ю. Богданов « Физик в гостях у биолога» М., Наука
1996г
5. В.Р. Ильченко « Перекрестки физики, химии, биологии» М.П., 1986
6. В.М. Варикаш « Физика в живой природе» Минск «Народная асвета» 1984г.
7. В.В Балабанова, Т.А Максимцева «Предметные недели в школе. Биология, экология,здоровый обрахз жизни» Волгоград.,»Учитель»2001 г.
8. И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич « Экология и мир» М., «Наша школа» 1994 г.
9. И. Акимушкин « Причуды природы» М., 1992 г.
10. В.п. Семечкин «Внеклассная работа по физике» Саратов ОАО «Лицей» 2002г.