Игра Путешествие по стране Легумии

   Игра знакомит ребят с одной из отраслей растениеводства — овощеводством, классификацией и многооб­разием овощных культур. Она способствует  формированию у детей некоторого миниму­ма агротехнических знаний и практических  умений по выращиванию овощей, развивает у школьников интерес к сельскохозяйственному труду, Для организации и проведения игры необходимо сформировать команды-участницы, выбрать ведущего, жюри, счетную комиссию, оформить соответствующим обра­зом зал и сцену, подготовить призы ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карповская средняя общеобразовательная школа»

Уренского муниципального района Нижегородской области









Эколого-натуралистическая игра

"В ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЛЕГУМИИ"








Выполнила

учитель биологии Синцова Т.А.




















Эколого-натуралистическая игра

"В ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЛЕГУМИИ".

Игра знакомит ребят с одной из отраслей растениеводства - овощеводством, классификацией и многооб­разием овощных культур. Она способствует формированию у детей некоторого миниму­ма агротехнических знаний и практических умений по выращиванию овощей, развивает у школьников интерес к сельскохозяйственному труду,

Для организации и проведения игры необходимо сформировать команды-участницы, выбрать ведущего, жюри, счетную комиссию, оформить соответствующим обра­зом зал и сцену, подготовить призы победи­телям.

Игра проходит в три тура. В каждом туре команды имеют возможность заработать определенное количество баллов (лего) в зависимости от сложности того или иного задания. Хорошо, если игра сопровождается музыкой: она создает особое настроение, может заполнить случайные паузы.

Ход игры

Ведущий. Здравствуйте, приглашаю вас совершить путешествие в страну, которой на географической карте нет. И все же она существует. Иногда она огромная - глазами не охватить, иногда крохотная - та­кая, что уместятся на подоконнике. Страну называют Легумией. Это страна полной тишины. Когда ее жители болеют или хотят пить, помощи они просят беззвучно. Если вы позаботитесь о них, они в долгу не останутся: неблагодарных среди легумов нет. Но заботиться о них надо больше всего весной и летом. Поздней осенью в Легумии почти никого не остается. Путе­шествовать по этой стране можно только пешком, и может так случиться, что левая нога у вас окажется па севере, а правая - в тропиках.

"Легум" в переводе с французского - «овощ», а страна Легумия, как вы уже догадались, - огород. Появилась Легумия очень давно, примерно 9-10 тыс. лет назад.

Итак, в добрый путь для знакомства со страной Легумией.

Тур I. Проблемы страны Легумии

Задание 1.

Ведущий по очереди задает командам во­просы. Каждый правильный ответ оценива­ется в 10 баллов (или 10 лего).

Растения, выращиваемые ради сочных частей, получили название? ... (Овощные кулътуры)

Овощные культуры, у которых в пищу упо­требляют

бобы (плоды и семена), называют... (бобо­выми) ,

зелень ... (зеленными),

кочан или утолщенный стебель ... (капу­стными) ,

клубни ... (клубневыми),

корнеплоды ... (корнеплодными),

плоды ... (плодовыми).

Какие бывают легумы по отношению к теплу? (Холодостойкие и теплолюбивые.)

По срокам созревания семян овощные культуры делят на одно - и ... растения. (Дву­летние.)

Задание 2.

Из предложенных, вариантов ответов надо выбрать верные.

• Окультуривание диких овощных расте­ний началось:

  1. 1-3 тыс. лет назад.

  2. 4-6 тыс. лет назад.

  3. 9-10 тыс. лет назад. (Правильный от­вет оценивается в 10 лего.)

• В С.Петербурге на Исаакиевской пло­щади есть скромное с виду здание с лаконичной надписью: "ВИР". Организатором и первым директором его с 1920 по 1940 г. был выдающийся ученый, ботаник, гене­тик, агроном. Под его руководством из 70 стран мира, со всех континентов сотрудни­ками ВИРа было привезено в Ленинград свыше 180 тыс. образцов семян, создано уникальное собрание возделываемых растений. Благодаря его работам стало известно, откуда родом многие важнейшие сельскохозяйственные культуры. Кто этот человек?

  1. Иванов С.П.

  2. Вавилов Н.И. (50 лего.)

  3. Петров М.В.

• Чайный сервиз, изготовленный по за­казу одного крупного ученого-ботаника в Ки­тае, украшало его любимое растение - ли­лия северная. Кто этот ученый? (Ученый жил в 1707-1778 гг.)

  1. Ламарк Ж. Б. '

  2. Брем А.Э.

  3. Линней К. (100 лего.)

• Где установлен памятник картофелю?

1, Под Парижем, на том месте, где впер­вые был посажен картофель.

2. В г.Мондидье, на родине Пармантье, военного аптекаря, распространившего картофель во Франции.

• В Германии, в г.Гарце, где был постав­лен первый опыт по разведению картофеля. (100 лего.)

Ринг 1. "Самые древние".

(Легумы, у которых в пищу употребляются бобы - плоды и семена.)

• Этот овощ - герой множества морских приключений. Из-за него океанский пароход "Днепр", севший на рифы около Пролива Босфор, был переломлен пополам. Виновни­ком оказались семена растения, которым были набиты трюмы парохода: вода, проник­шая в трюмы, намочила груз. Семена стали разбухать все больше и больше. И железная арматура корабля не выдержала. Известна история, что это растение спас­ло ледокол 'Седов', который был "заперт" льдинами в северных морях. Ростки его спас­ли команду. Растение эго холодостойкое. Семена его содержат много белка, крахмала, разнообразных витаминов. Недозрелые пло­ды очень любят дети. (Ответ: горох 20 лего.)

• Из всех овощных растений этот овощ имеет самые крупные и самые тяжелые семена.
Человек начал возделывать его еще в каменном веке. Овощ холодостоек, влаголюбив. Сложно найти огород, где бы его не выращивали. (Бобы. 40 лего.)

• Это растение возделывали с незапамят­ных времен. На Руси оно известно с XIX в. Растение однолетнее. Различают кустовые формы растения, кустовые с зависящими верхушками тонких побегов, полувьющиеся и вьющиеся. Семена - блестящие, лакиро­ванные, с равным рисунком, как речные камешки. В сыром виде их употреблять не рекомендуется. Что это за растение?

(Фасоль. 60 лего.)

• Что за "лопатка'' растет на грядках?

(Молодые плоды мотыльковых растений. 80 лего.)

• Различают два типа прорастания семян растений: надземный (семядоли выносятся на поверхность почвы) и подземный (семядоли остаются в земле). Какой тип прорас­тания семян более совершенен и почему?

(Надземное прорастание семян считает­ся более совершенным, так как обеспечива­ет семядолям защиту от поедания животными, вытаптывания, колебаний температуры и т.д. 100 лего.)

Ринг 2. "Чудо-зелень".

(Легумы, у которых в пищу употребляют зелень т.е.листья.)

• Выросла травка, к пище приправка. Все ее пожитки - душистые нитки. Что это за растение?

(Укроп. 20 лего.)

• Этот овощ - выходец из Древней Пер­сии. На Востоке его называют "золотым ово­щем". В Россию попал в середине ХУШ в. Листья его полезны в любом возрасте, аппе­титны во все времена года. Римский врач Гален (II в. н.э.) писал: "Когда я начал ста­реть и хотел выспаться, я мог себе доставить покой, только съедая на ночь порцию..." С итальянского языка название овоща перево­дится как 'солены'. Что это за растение?

(Листовой салат. 40 лего)

• Какой овощ считают ''царицей зелени"?
В старину на Руси его называли драгун-трава. (Эстрагон (тархун). 60 лего.)

• Овощное растение - невзрачное, с розеткой округло-удлиненных или стреловид­ных листьев, в центре которой вырастает цве­точный стебель. Во многих государствах За­падной Европы и Азии это наиболее часто употребляемая листовая овощная культура. Главная ее ценность - витамины и энергети­ческие вещества. Так, белка в этом растении в 1.5 раза больше, чем в молоке, и вдвое боль­ше, чем в капусте. Назовите этот овощ. (Шпинат. 80 лего.)

• Существует ли взаимосвязь между сбо­ром листовых овощей (укроп, шпинат, салат и т.д.) и временем суток? Если да, то почему?

(Вечером в клетках листа содержится мак­симальное количество органических веществ, образованных днем в процессе фотосинтеза. Ночью происходит отток этих ве­ществ из листьев в другие органы. Следова­тельно, сбор листовых овощей необходимо производить вечером. 100 лего.)

Ринг 3, "Где щи, там и нас ищи!"

(Легумы, у которых в пищу употребляют кочан или утолщенный стебель.)

• Что собой представляет кочан капусты, как он формируется?

(Кочан - разросшаяся верхушечная поч­ка. Он формируется в результате быстрого нарастания новых листьев и медленного роста кочерыжки, вследствие чего листья не успевали разворачиваться и образуют круп­ную почку массой 10 кг. более. 20 лего.)

• Родина этого овощного растения побережье Средиземного моря. Начали возделывать его еще в конце каменного века. В Россию оно попало в XVII в. В Древней Греции считали, что растение обладает всеми известными на Земле "семью блага­ми": горячим, холодным, сухим, влажным, сладким, горьким, острым. В нашей стра­не под эту культуру отведено 30% площа­ди, занимаемой всеми овощами. Что это за растение?

(Капуста белокочанная. 40 лего.)

• Назовите родственника белокочанной
капусты, про которого говорится в загадке:

Корень, стебель, лист, плоды -
Все негодно для еды,

А засажен огород!

Что же мы положим в рот?

(Цветная капуста. 60 лего.)

• Она совсем не похоже на капусту, хотя это один из ее видов и тоже входит в капустное семейство. Знали его и употребляли в пищу еще древние римляне, которые называли это растение "каулорепа", т.е. стеблевая репа. Отсюда и произошло современное на­звание этого овоща: римское "каулорепа"
превратилось в... .

(Капуста кольраби. 80 лего.)

• Хозяйки, на дачном участке оборвала зе­леные листья капусты на корм кроликам. Правильно ли сделала хозяйка? (Нет, непра­вильно. Органические вещества, образующи­еся в зеленых листьях в процессе фотосин­теза, оттекают в белые листья кочана, где и накапливаются. 100 лего.)

Ринг 4. "Второй хлеб".

(Легумы, у которых в пищу употребляют клубни.)

• Когда это овощное растение привезли в Европу, в каждой стране его называли по-сво­ему: англичане - "потато" (им показалось, что новинка сродни батату, тоже чужеземному растению со сладкими съедобными клубня­ми), голландцы - "аардантель' - 'зеленое яблоко", французы - "поль!", "де терр" - "зем­ляное яблоко", итальянцы - "тартуфель" (по­скольку клубни, как и грибы трюфели, выка­пывают из земли, финны - "тарту''. Как это растение называют у нас?

(Картофель. 20 лего.)

• Ты любишь карюшку? А знаешь ли ты,
Как пахнут ее молодые цветы?

В.Харитонов
Какую ошибку допустил поэт?

(Цветы образует картофель, а не картош­ка. Картошка - кушанье, полученное из клубней картофеля. 40 лего.)

• Этот овощ известен как земляная гру­ша. Растение клубненосное. Клубни груше­видные, белые, желтые, розовые, красно-фи­олетовые. Растение холодостойкое. Овощ очень полезен. Назовите это овощное рас­тение.

(Топинамбур. 60 лего.)

• Надо лк скашивать ботву картофеля пе­ред уборкой?

(Ботва картофеля стареет после созрева­ния клубней. В это время она особенно быстро поражается грибными болезнями, кото­рые передаются потом на клубни. Поэтому ботву необходимо скосить и удалить с ого­рода. После скашивания прирост клубней прекращается, кожица их становится более плотной. 80 лего.)

• Почему семенные клубни картофеля не­обходимо отделить после уборки? (Свет способствует образованию в клубнях карто­феля соланина. Это вещество предохраняет их от проникновения и развития бактерий, предотвращает преждевременное прораста­ние клубней, повреждение их вредителями (особенно мышами). Такие клубни употреб­лять в пищу и на корм скоту категорически запрещается, так как соланин ядовит.100 лего.)

Ринг 5. "Запасливые корни".

(Легумы, у которых о пищу употребляют корнеплоды).

Ее изображение имеется на пирамиде Хеопса. В Египте она культивировалась как масличное растение. Сейчас ее разводят из-за мясистых корней (корнеплодов), а как масличное растение оно возделывается в Китае и Японии. Что это за растение?

(Редька. 20 лего.)

• Это овощное растение с корня завива­ется, с маковки расстилается. Одомашнено оно примерно сорок веков назад. Прируче­ние, по-видимому, происходило на побере­жье Атлантического океана и Северного
моря, У нас в стране этот овощ разводится чуть ли не с возникновения хлебопашества. Ели его пареным, вареным с квасом, с мас­лом и просто так. Овощ часто упоминается в русских народных сказках и загадках. Рус­ским исстари хорошо была известна целительная сила этого овощного растения. Назовите его.

(Репа, 40 лего.)

• Эгот легум можно увидеть на рынках всех стран. У него вкусный и сладкий корнеплод оранжевого, красного, желтого и даже белого цвет. Легум богат витаминами, сахарами, минеральными солями и другими би­ологически активными веществами. Особен­но много в его корнеплодах каротина, из которого о организме человека и животных вы­рабатывается витамин А. Что это за овощ?

(Морковь. 60 лего.)

• У этого овощного растения все ценно: и корешок, к вершок, и семена, из которых приготавливают лекарство аниол. Оно мо­жет заменить хинин тому кого мучает малярия. Овощ - целая маленькая аптека. Расте­ние холодостойкое. Назовите его.

(Петрушка. 80 лего.)

• В нашей стране этот корнеплод зани­мает место После капусты и моркови. Про него сложено много загадок. Отгадав одну из них, вы сумеете узнать этот корнеплод.

А что такого: в огороде зелено,

Собой красно, с: конца востро,

В землю вросло

(Свекла. 100 лего.)

Ринг 6. "От семи недугов".

(Легумы, у которых в пищу употребляют луковицы.)

• Какой овощ три раза меняет имя?
(Лук. Мелкие черные, как уголек, семена - лук-чернушка; маленькая луковка, выросшая из семечка - лук-севок; посаженная в грядку луковка потолстеет и превратится в лук-реп­ку. 21 лего.)

• Почему лук назвали луком?

(Вылезая из-под земли, петелька его рост­ка изгибается, как тетива лука. Отсюда и название. 40 лего.)

• Какой лук никогда не цветет?
(Многолетний многоярусный. Вместо цветов у этого лука на стебле повисают воздушные луковки-бульбочки в три-четыре яруса, одна связка над другой. В нижнем ярусе са­мые крупные, величиной со сливу, в верхнем ярусе - как горошины. Так они и поспевают в воздухе, не касаясь земли. 60 лего.)

• Овощ называют змеиной травой, так как издавна его применяли как средство, отпугивающее змей. В одном из старинных русских травников можно прочесть, что этот овощ "почитается всеобщим предохрани­тельным лекарством от яда, угрызения змей, прилипчивых и заразительных болезней, а иначе от чумы". (Чеснок. 8O лего.)

• "Кто его раздевает, тот слезы проливает". Почему?

(Секрет "горя лукового" заключается в слезоточивом веществе лакриматоре (от ла­тинского "лакрима" - "слеза"). Для того что­бы его обнаружить, лук пришлось заморо­зить, так как вещество летучее. При резке лука происходит освобождение спрятанно­го в нем лакриматора, Последний, раство­ряясь в воде, которая омывает глаза, обра­зует кислоту. Она-то и щиплет глаза, дово­дит до слез. Поэтому перед чисткой лук луч­ше заморозить: "унять" лакриматор. 100 лего.)

Ринг 7. "Разноцветные плоды".

(Легумы, у которых в пищу употребляют­ся плоды.)

• Что за ягода: горька. да не рябина,
черна, да не черника.

растет не в лес у, а на огороде

и не помешаете и во рту?

(Баклажан. 20 лего.)

• Плод этого растения прославил себя как военное средство. В 1532 г. Испанские конкистадоры вступили в сражение с индей­цами. Испанцы превосходили индейцев в численности войска, вооружении, боевой выучке. Но бой закончился победой не ис­панцев, а индейцев. Индейцы победили, прибегну и к помощи этого плода. Назовите растение. (Красный, стручковый горький перец. Вблизи расположения войск испанцев ин­дейцы насыпали на тлеющие угли жаровен молотый перец, который содержит горькое вещество капсанцин. От жаровен в сторону противника стелился белый едкий дым. Дым вызывал чиханье, кашель и слезотечение у солдат, Солдаты, побросав оружие, обрати­лись в бегство. 'Гак перец помог индейцам одержать победу над испанцами. 60 лего.)

• Сотни лет ведется эта война без ружей, без пушек, без единого выстрела. И нет ей и не будет конца. Война человека с погодой из-за овощного растения, которого ни в одной стране не едят столько, сколько в России. Прохладный запах его плодов возбуждает аппетит. Ценен оп и тем, что его можно за­готовить впрок. Для этого растения человек построил дом. Плоды его употребляют в пищу в недозрелом виде. (Огурец. 80 лего.)

• Трудно входило в мир это овощное рас­тение. Еще в середине прошлого века оно именовалось "зловонным". А большая часть человечества его даже не пробовала, Даже на родине, в Южной Америке, индейцы им не соблазнились. Никто до сих пор не разо­брался, что произошло. И почему вдруг в наши дни это растение с последнего места в хороводе овощей переместилось па первое.
Его окрестили Клеопатрой растительного мира, намекая па то, что никто не может ус­тоять перед его чарами, В разных странах плоды этого растения называют по разному: итальянцы зовут "золотым яблоком", фран­цузы - "яблоком любви''. Как называют это растение у нас?

(Томат (помидор). 100 лего.)

Тур III. "Страна Легумия нуждается в помощи"

Задание I. Друзья и враги легумов.

• По фотографиям назовите сорные рас­тения, мешающие легумам развиваться. За каждое правильно названное сорное расте­ние команды участницы получают по 10 лего. (Пырей ползучий, редька дикая, щетин­ник сизый, лебеда раскидистая, метлица по­левая, пастушья сумка обычная, горец вьюн­ковый, осот огородный, мокрица, чистец, бодяк полевой.)

• По фотографиям назовите опасных для легумов насекомых. За каждое правильно названное насекомое команды-участницы получают по 10 лего.

(Крестоцветная блошка, капустная моль, капустная белянка, луковая муха, капустная совка, свекличная тля, белокрылка. Земляная блоха, колорадский жук.)

• Добро пожаловать в страну Легумию! На листах бумага за одну минуту игроки должны написать как можно больше живот­ных - Друзей страны Легумии. За каждое на­писанное животное команды получают по 1 лего.

(Скворец, жаба, божья коровка, дождевой червь…)

Задание 2. "Па вашему умению"

Ответьте на вопросы:

  • Представьте, что вы агрономы. Какие предупредительные меры от заноса семян сорняков в страну Легумию вы будете осу­ществлять? (Необходимо: а) тщательно очистить семена овощных растений от сорняков; б) произнести очистку огородно­го инвентаря; в) скосить сорняки вдоль границ Легумии, канав, а также на пусты­рях до образования семян; г) соблюдать противосорняковый карантин (внутрен­ний и внешний); д) вносить навоз, кото­рый не содержит жизнеспособных семян сорняков (всхожесть семян теряется от правильного приготовления и хранения навоза). 100 лего.)

  • Надо ли учитывать особенности прора­стания семян при возделывании овощных растений?

(Семена растений, у которых семядоли выносятся наружу (например, фасоли), не должны заделываться при посеве глубоко, так как исходы не смогут пробить толстый слой почвы и погибнут. 80 лето.)

• Почему необходимо учитывать экспозицию склонов при проведении агротехниче­ских приемов (посев, уборка)?

(Склоны северней и южной экспозиции получают неодинаковое количество солнеч­ной анергии. Южные склоны обогреваются больше, северные - меньше. Поэтому на Южных склонах и уборку следует произво­дить раньше, а на северных - позже. 50 лего.)

• Какими способами можно размножить картофель?

(Картофель можно размножить семена­ми, частями клубня, глазками, черенками и отводками. 30 лего.)

• Участок земли оказался сильно засоренным пыреем ползучим. Что надо сделать, чтобы искоренить пырей?

(Участок нужно перекопать на глубину корневищ. Корневища, оказавшиеся па по­верхности почвы, необходимо вычесать граблями и высушить. Регулярно произво­дить подрезку корневищ, что приведет к их истощению. Повторная перекопка почвы глубокой осенью вызовет проморажи­вание корневищ и их массовую гибель. Глу­бокая перекопка почвы будет способствовать удушению корневищ, так как на боль­шой глубине имеет» дефицит кислорода. 30 лего.)

• Представьте, что вы - владельцы зе­мельного участка, расположенного на поло­гом склоне балки. В каком направлении - по­перек ИЛИ вдоль склона - вы будете осуще­ствлять вспашку, культивацию и посев? По­чему?

(Поверхностный сток талых и дождевых вод смывает на склоне верхний, плодород­ный слой почвы, приводит к размыву почвы с образованием рытвин и промоин, ко­торые со временем могут превращаться в овраги. В целях защиты почвы от эрозии все агротехнические приемы должны произво­диться поперек склона. 100 лего.)

• Во время высадки рассады капусты на постоянное место у растений прищипывают главный корень. Зачем? Влияет ли это на урожай?

(Прищипка кончика главного корня при пикировке рассады приводит к остановке его роста, разрастанию боковых корней в верхнем, плодородном слое почвы. Так как поступление в растение питательных веществ при этом увеличивается, то это вызы­вает повышение урожая в 1,5 раза и более. 40 лего.)

• Юннаты Произвели пикировку рассады в горшочки из скорлупы куриных яиц. Когда рассада выросла, ее высадили в открытый грунт, предварительно слегка размяв скорлу­пу. Оказывает ли скорлупа влияние на рост и развитие растений"-

(Соли кальция, содержащиеся в скорлупе яиц, нейтрализуют избыток кислот в почве вблизи корневой системы, ускоряют рост и образование корневых волосков, повышая образование органических веществ в про­цессе фотосинтеза, ускоряют передвижение углеводов, помогают усвоению растениями азота. 100 лего.)

© 2010-2022