- Преподавателю
- Биология
- Конспект открытого урока по теме: Класс Паукообразные
Конспект открытого урока по теме: Класс Паукообразные
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мартынова О.В. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
8
Тема урока: Класс Паукообразные
Цель урока:
1)Обучающая: раскрыть особенности строения паукообразных в связи со средой обитания; расширить знания о признаках класса
рассказать о многообразии паукообразных, их значение в природе и жизни человека; учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы
2) Развивающая:
продолжить формирование умений рассуждать на заданную учителем тему и делать логические выводы;
• формирование навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы;
• сформировать интерес к использованию в процессе обучения информационных технологий;
• продолжить формирование умений самостоятельной работы с текстом учебника, таблицей
• Развивать творческие способности учащихся.
3) Воспитывающая.
• формировать у учащихся научное мировоззрение, бережное отношение к окружающей среде
Оборудование: презентация, таблица.
Ход урока:
Добрый день ребята. Сегодня мы изучим животное , которое всем вам знаком из жизни. Но прежде ,
давайте повторим предыдущий параграф, так как наш новый знакомый имеет сходные признаки с классом Ракообразных.
Внимание на экран. Вопросы. (Дети отвечают)
-
1. Из каких отделов состоит тело ракообразных?
-
2.Что расположено на головогруди?
-
3.Что расположено на брюшке у рака?
-
4.Скольно ходильных ног у рака расположено на головогруди?
-
5.Чем покрыто тело ракообразных?
6.Почему рак линяет?
2.Но, а теперь можно изучить нашего старого знакомого.
Узнайте его!
Нашел укрытии в цветке И в восемь глаз глядит, Заметив муху на листке, К ней в восемь ног спешит.
Его собратья сети ткут -Тончайшая работа. А он, как волк: то там, то тут -На мух идет охота!
Тема урока: Класс Паукообразные, Запишите в тетрадях
.План урока.
1 .Общие признаки класса Паукообразные
2.Рассмотреть особенности строения паукообразных в с связи со средой обитания.
3.Найти черты сходства и различия с классом Ракообразные
4.Узнать о многообразии паукообразных, их значение в природе и жизни человека.
Ход урока
1 .Общие признаки.
Изучает пауков наука Арахнология.
Откуда появилось такое название? Есть такая легенда.
В далекие времена в Лидии жила Арахна - дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу. Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала её достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.
Будь же ты проклята, век ты плети паутину,
Будь безобразной Арахной, которую люди
Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки
Будут страшиться тебя, и рвать паутину.
А мастерство твоё, коим ты столько гордилась,
Пусть остаётся тебе в утешенье навеки с тобою,
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.
Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по-латыни называют арахнидами. А наука о пауках - арахнология.
А что вы знаете о пауках и где с ними встречались?
Пауки - одно из чудес живой природы. Их разнообразие поражает воображение. Науке известно около 70 000 видов пауков. Размеры сильно варьируют: от самых маленьких (0,8 мм) до самых крупных (11 см). Пауки - одни из самых распространенных животных. Наиболее богаты пауками области с обильным растительным покровом, но встречаются они во всех ландшафтных и климатических зонах, от полярных областей и высоких гор до сухих степей и раскаленных пустынь. Пауки найдены в Гренландии близ ледников и на антарктических островах, многие виды обычны в горах на высоте 2-3 тыс. м, а один вид скакунов найден на Эвересте на высоте 7 тыс. м. Места обитания пауков чрезвычайно разнообразны. Они живут в почве и на ее поверхности, в лесной подстилке, во мху, на травянистой и древесной растительности, под корой, в дуплах, под камнями, в трещинах скал, в пещерах, в норах и гнездах других животных, в жилище человека.
2.А теперь мы рассмотрим 2 вопрос нашего урока .
Особенности строения в связи со средой обитания. И найдем признаки сходства и отличия их от Ракообразных. Внешность у пауков может быть разной, но есть признаки общие для всех. Итак, строение тела. Внимательно смотрим на экран
-Рассмотрите внешнее строение паука-крестовика. Почему он получил такое название?
-Назовите отделы тела? (головогрудь и брюшко)
-Какие органы располагаются на головогруди? (4 пары ходильных ног, простые глаза)
Глаза простые. Количество их разное: 4 пары у пауков, до 5 пар у скорпионов, клещи вообще слепы. У большинства паукообразных зрение довольно слабое, несмотря на наличие 8 глаз. Маленькие внешние глаза различают движущуюся жертву на расстоянии до 25 см, а большие центральные глаза - оценивают расстояние перед прыжком.
- Но кроме этого имеются ещё ротовые конечности. Первая пара конечностей - верхние челюсти, или хелицеры (отсюда и название подтипа Хелицеровые). Они служат для нападения, прокусывания добычи. Вторая пара конечностей - ногощупальца, или педипальпы, играют вспомогательную роль при захватывании и удержании жертвы. (Новые понятия)
Хелицеры- крючкообразные , твердые челюсти., хватают пищу, прокалывает жертву.
Ногощупальца- короткие, чувствительные с волосками -органы осязания.
Паутинные бородавки
- Назовите органы, имеющиеся на брюшке (на нижней стороне брюшка находятся паутинные бородавки, через которые паук выделят паутину) Как вы думаете для чего она нужна пауку?
Вопрос: А что может рассказать паутина?
Начать бы с того, что без паутины паук не смог бы появиться на свет, но об этом я расскажу позже. Многие пауки строят себе из паутины различные укрытия, «домики»; живущие в норках - выстилают норки паутинными «ковриками» и делают паутинные «двери». Живущий под водой паук-серебрянка (Argyroneta aquatica) строит из паутины «водолазный колокол», в который натаскивает себе запас воздуха и в котором живёт. Многие пауки «упаковывают» пойманную добычу в паутинные «пакеты». Хороша паутинка и для страховки: видели, наверно, как вспугнутый паук падает, выпуская за собой паутинную нить. Потом по этой ниточке он поднимется наверх; смотать паутинку обратно он не может, но не пропадать же добру - паучок её съедает. Некоторые пауки спят, повиснув на такой паутинке. Любое неосторожное движение крадущегося в ночи врага - и паучок исчезает. И те, кто спит в более комфортных условиях, натягивают сигнальные нити. А ещё на паутинке можно летать. Как на параплане. Так пауки расселяются на новые места. Короче говоря, я даже не берусь перечислить все те применения паутины, до которых «додумались» эти животные. Если бы они умели говорить, то наверняка сказали бы: «паутина - наше всё!»
- Если у пауков усики? (нет) Это ещё один признак отличающий их от ракообразных.
- Пауки - животные таинственные, хранящие множество тайн. Установлено, что они слышат, но орган слуха у них до сих пор не найден.
2. Ранним утром 27 августа 1883 года четыре чудовищных взрыва потрясли небо над планетой. Кракатау, маленький островок в проливе между Явой и Суматрой подпрыгнул, выкинул в воздух четыре с половиной кубические мили земли и лавы. А затем осел в море. Две трети его залили волны.
Чудовищные волны, побежавшие по морю, после того как Кракатау плюхнулся в океан, смыли на Яве и Суматре 163 деревни вместе с 36380 их жителями. Страшная была катастрофа! После извержения на Кракатау не осталось ничего живого. Он был спален огнем, расколот на части, залит лавой, посыпан пеплом.
Корабли, которые пытались пристать к Кракатау, с трудом пробирались через «пенку» плавающей на поверхности моря пемзы. Тысячи мертвых черепах качались на волнах. Но… Через полгода биолог Котто нашел на Кракатау первое живое существо…
Вопрос: Кто же оно? Кто первый рискнул поселится на земле сожженной Плутоном?
Обыкновенный паук. Как проник он на остров? Прилетел на паутинке.
Внутенне строение мы с вами изучим с помощью текста в учебники и рисунка на стр.154.
А изучать мы буде разделившись на варианты.
1 вариант найдет в учебнике и на рисунке Пищеварительную систему и дыхательную систему.
2 вариант- Выделительную систему и Кровеносную систему.
3 вариант- Нервную систему и размножение.
На работу 5 мин., записать в таблицу.
Заслушиваем ответы ребят, заполняя таблицу-10 мин.
Пауки питаются жидкими тканями, высасываемыми из своих жертв, главным образом насекомых. Пищеварительная система пауков состоит из специализированного сосательного желудка, еще одного желудка со слепыми выростами и кишечника, окруженного пищеварительной железой («печенью») и открывающегося на конце тела анусом.
Кровеносная система незамкнутая. Она состоит из сердца, артерий, вен и пространств (синусов) между органами, омываемых бесцветной кровью (гемолимфой). Сердце - это пульсирующая трубка с отверстиями (остиями), тянущаяся вдоль спинной стороны полости тела. В отличие от насекомых, оно не разделено на несколько камер.
Пауки, как уже говорилось, дышат воздухом. Органами дыхания у них служат трахеи и легкие, называемые легочными книжками. Каждая такая книжка состоит из мешочка, одна из стенок которого сложена в виде многочисленных листовидных складок, напоминающих страницы. В них происходит обмен кислородом и углекислым газом между кровью и воздухом. Наружу легкие открываются дыхальцами. У наиболее примитивных пауков две пары легочных книжек, у более продвинутых одна из них или обе заменены пронизывающими тело трахеями.
Выделительная система состоит из пары коксальных желез в головогруди и т.н. мальпигиевых сосудов в брюшке, которые открываются в кишечник.
Нервная система. Она состоит из брюшного ствола с отходящими к разным органам ветвями и ганглиев, собранных в головогруди в крупный подглоточный узел, над которым находится надглоточный - «головной мозг». На педипальпах и ходильных ногах расположены сенсорные волоски.
Половые органы представлены яичниками у самок и семенниками у самцов. Их отверстия находятся снизу у основания брюшка.
Делаем Вывод о Чертах сходства и различия.
А теперь рассмотрим многообразие паукообразных.
3) Роль паукообразных в природе и их многообразие.
Наряду с общими признаками, животные Арахниды отличаются друг от друга рядом признаков, которые лежат в основе их деления на группы. Класс паукообразных включает более 10 отрядов, из которых 4 широко распространены.
Пауки - самый многочисленный отряд из паукообразных. какова их роль в природе?
(Они важнейшие истребители насекомых. По мнению некоторых учёных, птицы и другие животные, питающиеся насекомыми вместе взятые уничтожают гораздо меньше насекомых, чем пауки).
Решение задачи: Пауки - прожорливы. Каждый день паук может съесть столько, сколько весит сам. Основная их добыча - мухи. В лесу на каждом гектаре живёт 5000 пауков. Если каждый паук съест 2 мухи в день, то, сколько этих насекомых погибнет на каждом гектаре (10000)
А если паук плотно покушает, то и все 25.000 .Какой вывод следует?
- Пауки - основные враги мух, их надо беречь!
Уч-ль: Люди издавна были несправедливы к паукам. Может быть потому, что очень уж живуча легенда об их ядовитости. На самом деле опасных для человека лишь десятка два пауков из 21 тыс. Один из таких пауков - тарантул.
Тарантул - бродячий паук. Он свойственен степной зоне. «Тарантул» - слайд 11Уч
Уч-ль: Но и это ещё не всё. Живёт в наших водоёмах паук - серебрянка. Посмотрите небольшой видеофрагмент и ответьте на вопрос: «Какова роль паутины в жизни этого паука?»
Живет в наших водоемах (файл)интересный паук. Послушайте о нем Загадку.
Все мои друзья - на суше,
Ну, а я живу в пруду
Когда надо, дом воздушный
Под водою заведу. (Паук - серебрянка)
Почему у него такое название?
Давайте выясним. « Паук серебрянка» - слайд 15
«Скорпионы» - слайды 16
Скорпионы имеют головогрудь и брюшко. На брюшке находится когтевидное жало, с помощью которого скорпион защищается и нападает. Ползёт, закинув над спиной хвостовой конец с ядовитой иглой и всегда готов пустить её в дело. Яд сразу убивает насекомых, смертелен для мелких млекопитающих. Для человека не смертелен, но известны случае со смертельным исходом детей и в жарком климате.
Среди паукообразных есть животные, с которыми имеют дело агроном, врач, ветеринар. Какие это паукообразные?
- Почему?«Клещи»
- Агронома клещи интересуют потому, что они бывают паразитирующие на растениях - растительные клещи.
Например: паутинный клещ поселяется на культурных растениях, снижает урожай, вызывает гибель растений.
Амбарные клещи (мучные) - живут в зерновках хлебных злаков, муке, плодятся там, в большом количестве. Это делает продукты непригодными.
- Почему клещи интересуют ветеринара? (клещи - паразиты птиц, животных. Они паразитируют на животных, вызывая их заболевания и гибель),
- Почему клещами интересуются врач? ( Клещи являются распространителями многих инфекционных заболеваний человека)
1. Чесоточный клещ - поселяется на теле человека и животных, вызывая зудную чесотку. Чтобы избежать заражения, необходимо следить за чистотой рук. Поражает наиболее нежные места.
2. Таёжный лесной клещ - обитает в лесной зоне, передаёт при укусе вирус опасного заболевания - клещевого энцефалита. Может долго сидеть на траве вдоль тропинок и поджидать свою жертву, выставив вперёд пару конечностей.
Учитель: Какие отделы тела имеет клещ? (тело слитное)
- Для чего нападает на животных и человека? (сосёт кровь)
- Какие размеры имеет?
Посмотрите на пастбищного клеща, обитающего в лесной зоне. Он является распространителем опасного заболевания - энцефалита, болезни Лайме.
Каковы меры защиты от клеща?
1. Одевать светлую с длинными рукавами одежду, заправлять брюки в носки, головной убор обязателен.
2. Каждые 15-20 мин. осматривать свою одежду, обращая внимания на шею, подмышки, паховую область, изгибы в суставах.
3. При обнаружении нельзя раздавливать клеща.
- Как необходимо правильно снимать клеща с тела?
Закреплении материала- биологические задачи.
1. У паука-крестовика имеются ногощупальцы и ходильные ноги. Отличаются ли они по строению и функции.
2. Если положить на паутину чистую бумажку, паук на нее не реагирует, но если на ней была раздавлена муха, то паук нападет на бумажку и путает ее паутиной. Дайте объяснение поведению паука
3. Паук-крестовик твердую пищу есть не может, но его жертвы насекомые имеют твердый покров. Каким образом паук все же питается насекомыми
4. Два друга поспорили: один утверждал, что скорпион - представитель ракообразных, а другой -что спорпионы относятся к паукам. Кто из них прав ?
Выставление оценок
Домашнее задание.
-
Признаки
Класс Ракообразные
Класс Паукообразные
1. Строение тела: • отделы тела
Головогрудь и брюшко
• покров, мышцы
Хитиновый покров, поперечно-полосатые мышцы, слой воскоподобных и жироподобны: веществ
число ходильных ног
5 пар = 10
• число пар усиков
2 пары
• органы зрения
Пара сложных глаз на подвижных стебельках
2. Пищеварительная система (отделы)
Рот, глотка, пищевод, желудок, кишка, анальное отверстие, печень
• особенности ротового аппарата
Челюсти, ротовой аппарат грызущий
3. Органы дыхания
Жабры (выросты стенок тела или конечностей)
4. Выделительная система
2 зелёные железы
5. Кровеносная система
Незамкнутая, сердце пятиугольной формы
6 Нервная система
Узлового типа (окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка)
р Размножение: органы размножения
Раздельнополые: самка -яичники, самец -семенники. Оплодотворение внутреннее
8. Местообитание и образ жизни
В основном водные животные образуют планктон, крупные -всеядные
9. Представители
Речной рак, краб,