РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ КУРСУ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 484

имени дважды Героя Советского Союза В.И. Попкова

Рассмотрено

на заседании МО наук естественного цикла

Протокол № 1 от __.08.2014г

Руководитель МО

____________Иванова И.В.

_______________2014 г.

Согласовано

Зам.директора по УВР

___________Архипова Ж.И.

________________ 2014г

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ № 484

___________Федечкина С.П.

_______________2014г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ КУРСУ

"ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ"

НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД





2014 год

Пояснительная записка

Современные медицинские исследования подтверждают, что образ жизни человека на 40 - 60% определяет состояние его здоровья. Образ жизни - понятие многоаспектное, в которое следует включить величину двигательной активности человека, рациональное ее сочетание с отдыхом, социальный статус человека, его жилищные условия, вредные привычки (курение, алкоголь, токсикомания, наркомания, несоблюдение правил личной гигиены, переедание, отсутствие режима дня). В последнее время тревогу у врачей, учителей и родителей вызывает ухудшение здоровья учащихся. У школьников чаще выявляются дефекты осанки, склонность к артериальной гипертонии, нарушения зрения, повышенная нервная возбудимость, частые заболевания органов дыхательной и пищеварительной систем. В их режиме дня преобладает деятельность со статической нагрузкой, недостаточное пребывание на воздухе, недосыпание, нерациональное питание, чрезмерное увлечение просмотрами телепередач и игрой в компьютерные игры. Школьники с высокой мотивацией к учебе зачастую нещадно эксплуатируют свой организм, что также предрасполагает к развитию различных заболеваний. Следование нормам здорового образа жизни дает возможность старшеклассникам поддерживать работоспособность, предупреждать утомление и сохранять здоровье.

Данный специальный курс позволяет не только обобщить понятие о здоровом образе жизни, но и развить умения и навыки по его соблюдению, сформировать у школьников ценностное отношение к своему здоровью и активную жизненную позицию по его сохранению.

Изучение курса направлено на ориентацию учащихся по профессиям медико-биологического профиля (врач, медицинская сестра, эколог-гигиенист и т. д.).

Курс для профильного обучения биологии рассчитан на 34 часов. При изучении данного курса используется инновационная педагогическая технология - проектное обучение. Форма проведения учебно-исследовательский проект.

Цель курса

Формирование у учащихся знаний о здоровом образе жизни.

Задачи курса

Формирование оценочных знаний о гигиеническом состоянии помещений, режиме дня и пищевом рационе, величине двигательной активности, воздействии вредных привычек на организм человека. Закрепление знаний и навыков по личной гигиене. Развитие исследовательских, проектировочных и коммуникативных умений по самоуправлению учебно-познавательной деятельностью, проведению и регистрации самонаблюдений, прогнозированию последствий воздействия вредных привычек на организм человека, соблюдению форм здорового образа жизни, выбору рациональных способов питания, составлению режима дня.

Формирование экологической культуры, нравственных ценностей, активной жизненной позиции, этичного поведения в коллективе, развитие познавательного интереса и самостоятельности мышления учащихся.

Основные виды деятельности

Разделы курса

Деятельность учащихся

1.Подготовительный этап.

Семинар

9 ч.

Самостоятельное формулирование проблемного вопроса, выбор тем для дальнейшего исследования и распределение их между группами

2.Основной этап.
Исследовательская работа в группах.

21 ч.

Распределение работы в группах, планирование и подготовка к предстоящей деятельности. Самостоятельная работа по сбору информации, ее анализу и обобщению в учебной, научно-популярной, справочной литературе, средствах массовой информации, сети Интернет.
Исследовательская работа в группах по выполнению практической части работы и обработке полученных данных.
Выполнение заданий на экскурсиях. Подготовка к защите проекта

3.Заключительный этап.

Защита проекта

4 ч.

Выступление учащихся с основными результатами исследования, оценивание, формулирование выводов

Учебно-методическое обеспечение курса

Видеофильмы и видеофрагменты, таблицы и плакаты об отрицательном влиянии вредных привычек на организм человека; учебный видеофильм "Правильное питание - залог здоровья"; таблица энергозатрат при разных видах деятельности; таблицы калорийности пищевых продуктов; таблицы химического состава основных пищевых продуктов; нормативные таблицы освещенности помещений.

Оценивание знаний

Средства оценивания: графическое, табличное, символическое, рейтинговое и др.

Способы оценивания: оценивание учителем, взаимное оценивание учеников, самооценивание.

Содержание курса

Общее количество часов 34

  1. Подготовительный этап.

Семинар (9 ч)

Здоровый образ жизни как комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности человека, продление его творческого долголетия. Влияние биологических и социальных факторов на здоровье человека.

Основные элементы здорового образа жизни: плодотворная трудовая деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек, закаливание. Сознательное и ответственное отношение к здоровью как норма жизни и поведения.

Результатом проведения семинара является выделение следующих основных тем для их дальнейшего изучения в группах.

1. Режим дня и здоровье человека.

2. Рациональное питание и здоровье человека.

З. Личная гигиена и здоровье человека.

4. Влияние вредных привычек на здоровье человека.



2. Основной этап.

Исследовательская работа в группах (21 ч)

Осуществляется группами самостоятельно при консультативной поддержке учителя.

2.1. Режим дня и здоровье человека

Режим дня; распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья. Повышение работоспособности, сохранение здоровья, предупреждение перенапряжения и переутомления за счет эффективно организованного режима дня. Основные компоненты режима дня школьника: учебные занятия в периоды оптимальной работоспособности в школе; приготовление уроков дома; отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе; регулярное питание; полноценный сон.

Биоритмы как основа рациональной организации распорядка жизни человека. Высокочастотные биоритмы (с периодами колебаний от доли секунды до получаса). Биоритмы средней частоты (с периодами колебаний от получаса до 20 - 28 часов). Циркадные или околосуточные биоритмы. Периодические колебания температуры тела, частоты пульса, артериального давления. Периоды относительно высокой работоспособности и относительного расслабления. Биоритмы низкой частоты: околонедельные, околомесячные, сезонные, окологодовые, многолетние. Организация режима труда, отдыха и питания с учетом биологических ритмов.

Примерный объем двигательной активности человека, занятия спортом. Использование физических нагрузок (пробежки, прогулки, систематические занятия физическими упражнениями и др.) для преодоления депрессии, развития ловкости, быстроты и выносливости. Гиподинамия и ожирение - последствия малоподвижного образа жизни. Изменения в суставах, мышцах и сосудах при низкой двигательной активности. Продолжительность активного и пассивного отдыха.

Практические работы

1. Составление индивидуального рационального режима дня.

2. Составление рациональных режимов дня для различных возрастных групп.

3. Составление анкеты и проведение анкетирования старшеклассников о соблюдении режима дня. Обработка результатов анкетирования.

4. Определение индивидуального ритма работоспособности (по суточным показаниям температуры тела).

Экскурсия в уголок живой природы или зоопарк с целью наблюдения смены периодов активности и покоя у различных животных в течение суток.

Подготовка к защите проекта: составление отчета о проделанной работе, оформление фото- и видеоматериалов, стенда и выставки плакатов, докладов на изученную тему.

2.2. Рациональное питание и здоровье человека

Правильное питание и здоровье человека. Роль рационального питания: в обеспечении правильного роста и формирования организма, в сохранении здоровья. Энергетические и пищевые потребности организма человека. Сбалансированность пищевого рациона в соответствии с потребностями человека, его профессией, возрастом и полом. Рацион здорового питания.

Значение белков, жиров, углеводов, воды, минеральных веществ (в том числе микроэлементов) и витаминов для организма человека. Отрицательное воздействие недостаточного и избыточного количества белков, жиров и углеводов на организм человека. Потребность человека в воде. Питьевой режим. Соотношение белков, жиров и углеводов в питании. Значение полноценного минерального (в том числе микроэлементного) состава пищи для водно-солевого обмена организма и деятельности эндокринной системы. Заболевания, вызванные недостатком в организме различных минеральных веществ. Заболевания, вызванные недостатком витаминов в организме.

Неправильное питание и его последствия. Отрицательное влияние избыточного питания, чрезмерного ограничения в питании на организм человека. Анорексия, булинизм, ожирение, нарушение обмена веществ, авитаминозы и гиповитаминозы.

Кулинарная обработка пищевых продуктов. Усвоение пищи. Режим питания: количество приемов пищи, интервалы между приемами пищи, распределение калорийности суточного рациона. Продукты, отрицательно влияющие на организм человека при регулярном или чрезмерном употреблении. Пищевые добавки, красители, эмульгаторы, стабилизаторы и консерванты.

Гигиена питания. Болезни, передающиеся через желудочно-кишечный тракт. Предварительная обработка пищи. Соблюдение условий хранения пищевых продуктов.

Практические работы

5. Определение суточного расхода энергии.

6. Определение суточной калорийности питания.

7. Составление индивидуального суточного меню согласно основным принципам здорового питания.

8. Подсчет индивидуального среднесуточного потребления белков, жиров, углеводов (в том числе по приемам пищи), сопоставление с нормативами.

9. Определение количества минеральных солей в суточном рационе, сопоставление с нормативами.

1О.Определение содержания основных витаминов в суточном рационе, сопоставление с нормативами.

Экскурия в отдел здравоохранения для изучения причин и динамики желудочно-кишечных заболеваний в районе.

Подготовка к защите проекта: составление отчета о проделанной работе, оформление фото- и видеоматериалов, стенда и выставки плакатов, докладов на изученную тему.

2.3. Личная гигиена и здоровье человека

Личная гигиена и здоровье человека. Предупреждение грибковых заболеваний. Уход за волосами. Влияние шампуней, гелей, лаков, красителей для волос. Предупреждение педикулеза. Гигиенические требования к одежде и обуви. материалам, из которых они производятся. Причины, опасность, характеристика и профилактика инфекционных заболеваний.

Закаливание как средство оздоровления организма. Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний, улучшении кровообращения и нормализации обмена веществ. Основные принципы закаливания: систематичность, постепенность и последовательность, учет индивидуальных особенностей, сочетание общих и местных процедур, активный режим, разнообразие средств и форм, самоконтроль. Роль систематических закаливающих процедур в повышении способности нервной системы приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. Дозировка и формы проведения закаливающих процедур с учетом индивидуальных особенностей человека (возраста, состояния здоровья, чувствительности к влиянию внешних факторов). Водные процедуры закаливание солнечными лучами. Воздушные ванны. Отрицательное влияние передозировки закаливающих процедур.

Гигиенические требования к учебным помещениям (освещение, вентиляция, отопление). Гигиеническое значение вентиляции и отопления для создания оптимального микроклимата помещения, способствующего сохранению и укреплению здоровья и повышению работоспособности человека.

Гигиенические правила при работе с компьютером. Влияние компьютера на здоровье человека. Факторы риска при работе с компьютером: проблемы, связанные с электромагнитным излучением; проблемы зрения; проблемы, связанные с мышцами и суставами; стресс, депрессия и другие нервные расстройства, вызванные влиянием компьютера на психику человека. Минимизация пагубного влияния электромагнитного излучения. Меры по снижению утомляемости зрения: использование упражнений для глаз; чередование работы за компьютером с другими видами деятельности; уменьшение отражений от монитора. Предупреждение появления проблем, связанных с заболеваниями мышц и суставов (из-за статической нагрузки на одни и те же мышцы, неправильной осанки при работе за компьютером, неправильного положения рук при работе с клавиатурой, неправильного подбора мебели и т. д.).

Практические работы

11. Гигиеническая оценка учебного помещения (оценка естественного и искусственного освещения, запыленности, влажности и движения воздуха).

12. Расчет коэффициента аэрации и кратности обмена воздуха для оценки эффективности искусственной вентиляции воздуха в помещении.

Экскурсия в музей медицинского университета для знакомства с ролью гигиены в профилактике различных заболеваний.

Подготовка к защите проекта: составление отчета о проделанной работе, оформление фото- и видеоматериалов, стенда и выставки плакатов, докладов на изученную тему.

2.4. Влияние вредных привычек на здоровье человека

Вредные привычки и их влияние на организм человека. Табакокурение. Содержание в табачном дыме высокотоксичных и канцерогенных веществ (формальдегида, бензола, мышьяка, окиси углерода) и их воздействие на организм человека. Никотиновая зависимость и ее воздействие на нервную систему. Курение и дыхательная система. Увеличение риска заболеваний раком, пневмонией, хроническим бронхитом и другими легочными болезнями, затрудняющими дыхание. Влияние курения на сердечно-сосудистую систему. Увеличение риска заболевания атеросклерозом, тромбозом, стенокардией, инфарктом миокарда. Отрицательное влияние курения на внешний вид человека: пожелтение зубов и ногтей, увеличение числа морщин. Влияние курения на здоровье женщины: осложнения при беременности (недоношенный ребенок, уменьшение способности к деторождению), более раннее наступление менопаузы. Пассивное курение. Законодательство Российской Федерации об ограничении курения табака. Запрещение розничной продажи табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет. Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском, пригородном и воздушном транспорте, закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения и культуры, образовательных учреждениях и помещениях, занимаемых органами государственной власти. Пропаганда знаний о вреде курения табака.

Токсикомания и наркомания заболевания, обусловленные употреблением различных веществ, вызывающих состояние опьянения, и проявляющиеся в постоянной потребности приема этих веществ, расстройствах психической деятельности, соматических и неврологических нарушениях, падении работоспособности, утрате социальных связей и деградации личности. Синдромы психической и физической зависимости. Последствии хронической интоксикации организма.

Токсическое воздействие алкоголя на организм человека. Нарушение обмена веществ, снижение сопротивляемости к инфекциям, поражение отдельных органов и систем органов при регулярном приеме алкогольных вапитков. Риск рождения неполноценных детей при употреблении алкоголя. Взаимодействие алкоголя с лекарственными препаратами. Алкоголизм и его лечение.

Практическая работа

13. Содержание токсических веществ в сигаретном дыме.

Экскурсия в музей медицинского университета для изучения влияния вредных привычек на организм человека.

Подготовка к защите проекта: составление отчета о проделанной работе, оформление фото- и видеоматериалов, стенда и выставки плакатов, докладов на изученную тему.

З. Заключительный этап. Защита проекта (4 ч)

Выступление групп с сообщениями по изученным темам. В ходе выступления представители каждой группы сообщают о проделанной работе, делают выводы и вносят предложения по решению изученной проблемы, демонстрируют собранный материал, обсуждают результаты проекта и оценивают деятельность друг друга.


Литература:

1. Великанова Л. К. Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1993.

2. Волывская Е. В. Гигиенические основы здоровья. - Липецк, 2000.

3. Горшков А. И., Липатова О. В. Гигиена питания. - М.: Медицина, 1987.

4. Каневская Л. Я. Питание школьника. М.: - Медицина, 1989.

5. Кардашенко В. П. и др. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 1988.

6. Лаптев А. П., Полиевекий С. А. Гигиена. - М.: ФиС, 1990.

7. Минх А. А. Общая гигиена - М.: Медицина, 1984.


© 2010-2022