- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 7 класс ФГОС с УУД
Рабочая программа по биологии 7 класс ФГОС с УУД
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Титенок А.И. |
Дата | 28.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Бюджетное муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 29 г. Химки
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей ______________________
________________ Ф.И.О.
№ протокола ______
«___»____________ 2015г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________________
Е.В. Байбуртянц
«___» _______2015г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 29
____________________
Н.Г. Каныгина
«___»___________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
Биология
Класс
7 класс
Количество часов в год
68 часов
Количество часов в неделю
2 часа в неделю
Учебник: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова, Биология. Разнообразие живых организмов, 7 класс. _Просвещение, 2014.
Учитель: Титенок Александр Игоревич ( Ф.И.О.)
2015-2016
Пояснительная записка
-
Настоящая рабочая программа по биологии для 7 классов составлена на основе:
-
Закона Российской Федерации «Об образовании»
-
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 учебный год»;
4. Учебного плана МБОУ СОШ № 29 г. Химки.
5. Программы, выбранные общеобразовательным учреждением: авторская программа Л.Н.Сухоруковой и В.С.Кучменко линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 классы) для общеобразовательных учреждений (на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания образования), примерная программа по биологии для 7 класса.
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Личностные результаты:
-формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры, воспитание любви к природе;
- признание права каждого на собственное мнение;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;
- умение слушать и слышать другое мнение
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Регулятивные УУД:
7-й класс
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
7-й класс
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
7-й класс
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
7-й класс
1-я линия развития - осознание роли жизни:
- определять роль в природе различных групп организмов;
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2-я линия развития - рассмотрение биологических процессов в развитии:
- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
- объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития - использование биологических знаний в быту:
- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития - объяснять мир с точки зрения биологии:
- перечислять отличительные свойства живого;
- различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
- определять основные органы растений (части клетки);
- объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6-я линия развития - оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
- использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
- различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Предметные результаты обучения в основной школе включат освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения. Включают специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Основные предметные результаты обучения биологии:
1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;
9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
умения:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи;
- проводить простейшую классификацию живых организмов;
- - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять простой и сложный план текста;
- участвовать в совместной деятельности;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
- находить и использовать причинно-следственные связи;
- строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- основные признаки живой природы;
- устройство светового микроскопа;
- основные органоиды клетки;
- основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
- ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
- основные признаки представителей Царств живой природы.
- основные среды обитания живых организмов;
- природные зоны нашей планеты, их обитателей.
- предков человека, их характерные черты, образ жизни;
- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
- характеризовать методы биологических исследований;
- работать с лупой и световым микроскопом;
- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
- объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
- определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы;
- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств;
- различать изученные объекты в природе, на таблицах;
- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
- объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.
- сравнивать различные среды обитания;
- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
- приводить примеры обитателей морей и океанов;
- наблюдать за живыми организмами.
- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
- объяснять роль растений и животных в жизни человека;
- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
- соблюдать правила поведения в природе;
- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
-
Содержание учебного предмета
№ п/п
Раздел, тема
Количество часов
1.
Раздел 1. Организация живой природы.
5 часов
Экскурсия
Раздел 2. Эволюция живой природы
4 часа
3.
Раздел 3. Царство растения
21 час
Лабораторная работа №1. «Изучение одноклеточных водорослей»
Лабораторная работа №2. «Изучение многоклеточных водорослей»
Лабораторная работа №3. «Строение мха кукушкин лен»
Лабораторная работа №4 « Строение папоротника».
Лабораторная работа №5 «Признаки однодольных и двудольных растений»
Практическая работа №1 «Определение растений семейства Крестоцветных»
Лабораторная работа №6 «Признаки растений семейства Бобовых»
Практическая работа №2 « Определение растений семейства Бобовых»
Лабораторная работа №7«Признаки растений семейства Паслёновых»
Лабораторная работа №8 «Признаки семейства Лилейных»
Практическая работа №3«Определение растений семейства Лилейных».
Лабораторная работа №9 « Строение пшеницы».
4.
Раздел 4.Царство Животные. Беспозвоночные животные
14 часов
Лабораторная работа №10 «Внешнее строение дождевого червя»
Лабораторная работа №11 «Строение раковины моллюска».
Лабораторная работа №12 «Внешнее строение насекомого».
5.
Раздел 5.Позвоночные животные.
13 часов
Лабораторная работа №13 «Внешнее строение рыбы»
Лабораторная работа №14 «Внутреннее строение рыбы»
Лабораторная работа №15 «Внешнее строение птицы»
Экскурсия
6.
Раздел 6. Царство Бактерии
5 часов
Лабораторная работа №16 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»
Лабораторная работа №17 « Определение съедобных и ядовитых грибов»
7.
Раздел 7. Биоразнообразие.
6 часов
Экскурсия.
-
Учебно-методический комплекс
Преподавание предмета «Биология» в 5 - 9 классах ведётся на основе УМК «Сферы» по биологии для основной школы. Главное преимущество использования учебников линии «Сферы» - это возможность достижения высокой степени индивидуализации обучения на основе работы в новой информационно-образовательной среде направленной на реализацию требований ФГОС по формированию универсальных учебных действий, необходимых для продолжения образования и активной адаптации к социальной и природной среде.
Отличительные особенности УМК «Сферы»:
Соответствие всем компонентам образовательного стандарта.
Наличие полного пакета пособий, обеспечивающего комплексность и преемственность всех уровней школьного образования.
Единый методический, информационный и дизайнерский подход, учитывающий возрастные психофизиологические особенности школьников.
Наличие «навигационной» системы, позволяющей применить единую технологию обучения.
Подача материала с использованием современных информационных технологий. Наличие электронного приложения к учебнику.
-
Пособие для учителя:
Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Дмитриева Е. А.
Биология. Живой организм. Поурочные методические рекомендации. 5-6 классы., М.: Просвещение, 2014
2. Пособие для учащихся, издательство, год издания
Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова
Биология. Разнообразие живых организмов 7 класс., М., Просвещение, 2012,
Электронное приложение к учебнику «Биология. Разнообразие живых организмов 7 класс».
3. Контрольно-измерительные материалы, издательство, год издания.
1. Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Дмитриева Е. А.
Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс Тетрадь-тренажер. В 2 ч., М., Просвещение, 2015
2. Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С.
Биология. Разнообразие живых организмов 7 класс Тетрадь-практикум.М., Просвещение, 2015
3. Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С.
Биология. Разнообразие живых организмов 7 класс. Тетрадь-экзаменатор. М., Просвещение, 2015
-
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
-
экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде):
-
электронное приложение к учебнику «Биология. Разнообразие живых организмов 7 класс».
-
технические средства обучения (средства ИКТ):
-
цифровые и электронные образовательные ресурсы:
-
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
-
лупа ученическая,
-
микроскоп ученический,
-
набор микропрепаратов для 7 класса,
-
дидактический материал для учащихся 7 класса,
-
набор схем и таблиц для 7 класса,
-
коллекция «Морское дно»
-
натуральные объекты:
-
гербарий «Лекарственные растения»,
-
гербарий «Культурные растения»,
-
демонстрационные пособия:
-
набор схем и таблиц для 7 класса,
-
коллекции демонстрационных раздаточных материалов для 7 класса,
-
набор моделей-аппликаций,
-
натуральный фонд:
-
гербарий ученический,
-
набор «Плоды и семена цветковых растений»
-
набор « Палеонтологический»
-
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Подготовка к восприятию предмета биологии в старших классах. Формирование первоначальных знаний о живых организмах и присущих им свойствах, строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли; о месте растений, грибов, животных и человека в системе живой природы, последствиях его действий на Земле.
Обучающие задачи: • Формировать первоначальные знания о живых организмах и присущих им свойствах, о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли; • Сформировать представление о месте человека в системе живой природы, последствиях его действий на Земле. • Формировать у учащихся представление об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей; • Развивать знания об основных методах биологической науки; • Овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; • Развить умения и навыки наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторными оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений и животных.
Развивающие задачи: • Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся; • Прививать учащимся интерес к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.
Воспитательные задачи: • Воспитать позитивное ценностное отношение к природе; • Формировать ценностное отношение к жизни как феномену; • Развить у учащихся понимание ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.
-
Электронные образовательные ресурсы
№ п/п
Название электронного образовательного ресурса
Вид электронного образовательного ресурса
Издательство (для электронных образовательных ресурсов на твердых носителях)
Ресурсы сети Интернет
1
Экологические факторы. Свет. Температура. Влажность.
DVD-диск
Телекомпания «Современная гуманитарная академия»
2
Эволюция животного мира
DVD-диск
Телекомпания «Современная гуманитарная академия»
3
Сезонные явления в жизни птиц
DVD-диск
Телекомпания «Современная гуманитарная академия»
4
Домашние птицы
DVD-диск
Телекомпания «Современная гуманитарная академия»
5
Земля. Развитие жизни
DVD-диск
Телекомпания «Современная гуманитарная академия»
6
Земля. Происхождение человека
DVD-диск
Телекомпания «Современная гуманитарная академия»
7
Биология. Интерактивные и дидактические материалы 6-11 классы
DVD-диск
Издательство «Планета»
8
Систематика растений
4 части
DVD-диск
Телекомпания «Современная гуманитарная академия»
9
Анатомия и морфология растений 4 части
DVD-диск
Телекомпания «Современная гуманитарная академия»
10
Коллекция документальных фильмов ВВС вып. 5
DVD-диск
ВВС
11
Коллекция документальных фильмов ВВС вып. 7
DVD-диск
ВВС
12
Документальный фильм ВВС «Самые опасные животные»
DVD-диск
ВВС
13
Цитология
DVD-диск
Телекомпания «Современная гуманитарная академия»
-
Календарно-тематическое планирование предмета биология
на 2015 - 2016 учебный год
№ пп
№ урока
Дата
Тема урока
УУД, развиваемые на уроке
Электронные образовательные ресурсы
план
факт
7А
7Б
7В
Раздел 1. Организация живой природы.
1
1
1 неделя
Уровни организации живой природы. Организм - единое целое.
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
2
2
1 неделя
Общие свойства живых организмов: обмен веществ, наследственность, и изменчивость, воспроизведение, индивидуальное развитие. Средообразующая роль организмов.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений
3
3
2 неделя
Вид. Общие признаки вида. Ареал вида. Приспособленность особей вида к конкретным условиям среды обитания. Популяция - часть вида.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений
4
4
2 неделя
Популяции разных видов - взаимосвязанные части природного сообщества. Природное сообщество - живая часть экосистемы. Видовая и пространственная структура сообщества. Экскурсия.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).
5
5
3 неделя
Экосистема - часть биосферы. Пищевые связи организмов в экосистеме. Разнообразие экосистем.
Раздел 2. Эволюция живой природы
6
1
3 неделя
Возникновение жизни на Земле и её существование в форме экосистемы. Эволюция. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Наследственность и изменчивость, борьба за существование и естественный отбор - движущие силы эволюции.
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
7
2
4 неделя
Доказательства эволюции: окаменелости и отпечатки, зародышевое сходство, единый план строения, рудиментарные органы, реликтовые виды.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений
8
3
4 неделя
История развития жизни на Земле. Основные события исторического пути развития живой природы: от архея к кайнозою.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений
9
4
5 неделя
Система растений и животных - отображение эволюции. Принципы классификации.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений
Раздел 3. Царство растения
10
1
5 неделя
Царство Растения, общие признаки. Особая роль растений в жизни нашей планеты как производителей органического вещества.
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
11
2
6 неделя
Жизненные формы растений. Современный растительный мир - как результат эволюции.
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
12
3
6 неделя
Подцарство Настоящие водоросли. Особенности строения водорослей.
Отдел зелёные водоросли.
Лабораторная работа №1 «Изучение одноклеточных водорослей»
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).
13
4
7 неделя
Отдел Бурые водоросли. Подцарство Багрянки. Красные водоросли.
Лабораторная работа №2 «Изучение многоклеточных водорослей»
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).
14
5
7 неделя
Роль водорослей в водных экосистемах. Использование водорослей в практической деятельности человека.
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
15
6
8 неделя
Подцарство Высшие растения. Усложнение строения растений в связи с приспособленностью к условиям наземно - воздушной среды. Происхождение высших растений. Первые наземные растения - псилофиты.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений
16
7
8 неделя
Отдел моховидные. Мхи - самые древние высшие растения. Особенности строения мхов. Жизненный цикл мхов на примере кукушкина льна. Лабораторная работа №3 «Строение мха кукушкин лен»
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).
17
8
9 неделя
Разнообразие мхов. Средообразующая роль сфагновых мхов.
Болото как экосистема. Биосферное значение болот, экологические последствия их осушения, Торфообразование, использование торфа.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений
18
9
9 неделя
Отдел Папоротникообразных. Усложнение строения папоротников по сравнению с мхами. Цикл развития папоротников, зависимость от условий среды обитания.
Лабораторная работа №4 « Строение папоротника».
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).
19
10
10 неделя
Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений
20
11
10 неделя
Вымершие древовидные формы папоротниковидных, хвощей, плаунов, их роль в древних леммах каменноугольного периода и образовании каменного угля.
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
21
12
11 неделя
Разнообразие современных папоротников и их значение. Семенные растения, общие признаки.
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
22
13
11 неделя
Отдел Голосеменные. Класс Хвойные: строение и цикл развития сосны обыкновенной.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений
23
14
12 неделя
Реликтовые голосеменные - саговниковые и гинкговые. Разнообразие современных хвойных. Роль голосеменных в экосистеме тайги.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений
24
15
12 неделя
Отдел Покрытосеменные, общие признаки. Черты более высокой организации по сравнению с голосеменными. Своеобразие жизненного цикла покрытосеменных. Двойное оплодотворение. Приспособленность покрытосеменных к жизни в различных экологических условиях.
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
25
16
13 неделя
Классификация покрытосеменных. Классы двудольные и однодольные. Семейство Крестоцветные.
Лабораторная работа №5 «Признаки однодольных и двудольных растений»
Практическая работа №1 «Определение растений семейства Крестоцветных»
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).
26
17
13 неделя
Класс Двудольные. Семейство Бобовые. Лабораторная работа №6 «Признаки растений семейства Бобовых»
Практическая работа №2 « Определение растений семейства Бобовых»
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).
27
18
14 неделя
Класс Двудольные. Семейство Паслёновые. Лабораторная работа №7«Признаки растений семейства Паслёновых»
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).
28
19
14 неделя
Класс Однодольные. Семейство Лилейные. Лабораторная работа №8 «Признаки семейства Лилейных»
Практическая работа №3«Определение растений семейства Лилейных».
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).
29
20
15 неделя
Класс однодольные. Семейство Злаки. Роль злаков в луговых и степных экосистемах.
Лабораторная работа №9 « Строение пшеницы».
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).
30
21
15 неделя
Значение покрытосеменных для развития земледелия.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений
Раздел 4. Царство Животные. Беспозвоночные животные
31
1
16 неделя
Царство Животные.
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
32
2
16 неделя
Подцарство Одноклеточные. Тип Саркожкутиконосцы.
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
33
3
17 неделя
Тип Инфузории. Тип Споровики.
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
34
4
17 неделя
Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные , их роль в экосистемах.
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
35
5
18 неделя
Тип Кишечнополостные.
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
36
6
18 неделя
Тип Плоские черви.
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
37
7
19 неделя
Тип Круглые черви.
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
38
8
19 неделя
Тип Кольчатые черви.
Лабораторная работа №10 «Внешнее строение дождевого червя»
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).
39
9
20 неделя
Тип Моллюски.
Лабораторная работа №11 «Строение раковины моллюска».
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).
40
10
20 неделя
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
41
11
21 неделя
Класс Паукообразные.
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
42
12
21 неделя
Класс насекомые: характерные признаки, особенности строения.
Лабораторная работа №12 «Внешнее строение насекомого».
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).
43
13
22 неделя
Особенности размножения и развития насекомых, их роль в экосистемах и жизни человека.
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
44
14
22 неделя
Обобщающий урок по теме «Беспозвоночные животные».
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Раздел 5. Позвоночные животные.
45
1
23 неделя
Тип Хордовые. Позвоночные животные.
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
46
2
23 неделя
Надкласс Рыбы.
Лабораторная работа №13 «Внешнее строение рыбы»
Лабораторная работа №14 «Внутреннее строение рыбы»
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).
47
3
24 неделя
Класс Хрящевые рыбы.
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
48
4
24 неделя
Класс Костные рыбы.
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
49
5
25 неделя
Класс Земноводные, или Амфибии.
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
50
6
25 неделя
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
51
7
26 неделя
Класс Птицы.
Лабораторная работа №15 «Внешнее строение птицы»
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).
52
8
26 неделя
Птицы наземных и водных экосистем.
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
53
9
27 неделя
Класс Млекопитающие: общая характеристика, особенности строения.
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
54
10
27 неделя
Особенности размножения и развития млекопитающих.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений
55
11
28 неделя
Роль млекопитающих различных экосистем.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений
56
12
28 неделя
Лесные млекопитающие родного края.
Экскурсия.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).
57
13
29 неделя
Роль птиц и млекопитающих в жизни человека.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений
Раздел 6. Царство Бактерии
58
1
29 неделя
Царство Бактерии.
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
59
2
30 неделя
Царство Грибы.
Лабораторная работа №16 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).
60
3
30 неделя
Роль грибов в природе и жизни человека. Лабораторная работа №17 « Определение съедобных и ядовитых грибов»
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).
61
4
31 неделя
Лишайники.
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
62
5
31 неделя
Царство Бактерии.
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Раздел 7. Биоразнообразие.
63
1
32 неделя
Видовое разнообразие.
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
64
2
32 неделя
Экосистемное разнообразие
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений
65
3
33 неделя
Пути сохранения биоразнообразия.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений
66
4
33 неделя
Разнообразие птиц леса родного края.
Экскурсия.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).
67
5
34 неделя
Обобщающий урок. Итоговая проверка.
Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
68
6
34 неделя
Повторение основных вопросов курса.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).
Приложение № 1
Электронные ресурсы.
-
edu.ru -каталог образовательных интернет-ресурсов;
-
ege.edu.ru - портал информационной поддержки единого государственного экзамена;
-
profile-edu.ru - сайт по профильному обучению;
-
auditorium.ru - Российское образование - сеть порталов
-
teacher-edu.ru - научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
-
mon.gov.ru - сайт министерства образования и науки РФ
-
apkro.ru - сайт модернизации общего образования РФ
-
ed.gov.ru - сайт Министерства образования РФ
-
school.edu.ru - российский образовательный портал
-
fio.ru - Федерация Интернет-образования
-
gramota.ru - Портал по культуре речи
-
lit.1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября. Литература" /методические материалы/
-
som.fsio.ru - Сетевое объединение методистов
-
it-n.ru - Сеть творческих учителей
-
lib.ru - Электронная библиотека
-
virlib.ru - Виртуальная библиотека
-
standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования
-
school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
-
academic.ru - словари и энциклопедии
-
educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola - Проект «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»»
-
fsu-expert.ru - портал по учебникам (Общественно-государственная экспертиза учебников)
-
ug.ru - Сайт Учительской газеты
-
fipi.ru - сайт Федерального института педагогических измерений
-
openclass.ru Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
-
bio.1september.ru/ - всё для учителя биологии
-
sbio.info/ - проект «Вся биология»