Социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания: векторы взаимодействия

Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, их знаний, процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата. И здесь роль педагога в просвещении родителей и установлении контакта со школой особенно велика. Создание позитивного микроклимата в семье - залог успешного и гармоничного развития ребенка, один из основных факторов успешного взаимодействия семьи и школы.   Семья в все времена была и будет одним из основных и...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания:

векторы взаимодействия.

Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, их знаний, процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата. И здесь роль педагога в просвещении родителей и установлении контакта со школой особенно велика. Создание позитивного микроклимата в семье - залог успешного и гармоничного развития ребенка, один из основных факторов успешного взаимодействия семьи и школы.

Семья в все времена была и будет одним из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя надо вести.

(Слайд 2) Семья и школа - это берег и море. На берегу, ребенок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа... Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега...

Сегодня наиболее типичной для России становится однодетная семья, воспитательный потенциал которой значительно ниже, хотя в последнее время наметилась тенденция роста количества детей в семье.

Материальные возможности многодетных семей резко снизились, около 70% из них относятся к малообеспеченным. Увеличилось число неполных и "проблемных" семей.

Наблюдается тенденция снижения внимания родителей к воспитанию детей, сокращение времени на их общение с детьми.

И все же семья по-прежнему остается необходимой средой полноценного развития и успешного социального становления ребенка.

Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы вместе с нею максимально реализовать все способности ученика.

Все мы родом из детства: в семье формируется характер, появляются друзья, складываются взаимоотношения с близкими, вырабатываются нормы поведения. Семья - это тот маленький мир, с которым человек связан всю жизнь.

Поэтому так необходимо учить детей искусству создания домашнего очага, умению хранить его тепло, умению общаться со взрослыми и со сверстниками. Недаром русская пословица гласит: «Ребенок учиться тому, что происходит у него в дому На первом месте во взаимоотношениях школы и семьи должно быть стремление сделать шаг навстречу друг другу, стать единомышленниками. Детство- такой период в жизни ребенка и семьи, который никогда больше не повториться. Родитель - самая главная профессия на Земле.

Сегодня каждый творчески работающий педагог не мыслит результативности своей работы без содружества семьи и школы. От этого во многом будет зависеть, какими вырастут наши дети. Чем больше вложить, тем лучше результат.

Мы стараемся сделать родителей своими союзниками. Только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, родители и школа могут достигнуть желаемых результатов в обучении и воспитании детей.

Программа нашего образовательного учреждения « Вместе - мы сила». Девиз: «Растем вместе! Взрослеем вместе»

(Слайд 3) СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО - (англ. partnership) - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, который характеризуется доверием, общими целями и ценностями.

(Слайд4) СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО: взаимовыгодное, добровольное, равноправное.

(Слайд 5) Проблемный вопрос

Огромное значение в воспитании ребенка играет то, насколько сильна связь школы и семьи. Часто те нравственные ценности, которые прививаются в школе, стираются в результате негативного воздействия семьи. Недоверие к учителю, перерастающее в устойчивый нигилизм - вот самый ожидаемый результат разрушенных связей двух мощных субъектов воспитания. Как учителю завоевать доверие родителей? Как не растерять его на протяжении обучения ребенка в школе и получить союзника и единомышленника в семье?

(Слайд 6) Только рядом со взрослым, признающим в маленьком человеке личность, ребёнок может прожить детство во всей его полноте. Работа с родителями - это трудный экзамен, который достойно выдержать обязаны обе стороны: и учитель, и родители. От этого во многом будет зависеть, какими вырастут наши дети. Родители - главные социальные партнёры школы.

Каждая школа уделяет много внимания работе с родителями. Задачи и формы работы одинаковые почти у всех. Ведь новое это хорошо забытое старое.

(Слайд 7) Цель: воспитание успешной, социально-адаптированной самореализованной личности обучающегося.

(Слайд 8) Задачи:

  • Повышение эффективности совместной воспитательной деятельности семьи и школы.

  • Расширение партнерских взаимоотношений с родителями через организацию совместных мероприятий, праздников, акций.

  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс школы.

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей.

  • Оказание помощи родителям в семейном воспитании.

  • Совместная организация социальной защиты детей, организация здорового образа жизни в семье, в школе

(Слайд 9) Основные направления работы:

  • Формирование активной жизненной позиции родителей по отношению к школе;

  • организация родительского всеобуча;

  • взаимодействие социально - психологической службы школы с родителями;

  • организация университета родительских знаний;

  • Работа с молодыми родителями, молодыми семьями (семейные консультации).

  • вовлечение в органы школьного самоуправления

(Слайд 10) Социальный состав родителей. Уровень образованности родителей (Диаграмма)

(Слайд 11) Что дает партнёрства между семьёй и образовательным учреждением?

  • Знания в предметных областях

  • Развитие общеучебных и социальных навыков

  • Рост самоуважения

  • Психологическая комфортность

  • Обретение новых материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов

  • Соблюдение этических норм и договорённостей

  • Поддержку и доверие.

(Слайд 12) Классификация родителей по уровню их педагогической культуры, уклада семейной жизни, отношению к школе.

Без сомнения, школа хочет поддерживать открытые и тесные связи с семьями. Сейчас учителя не могут обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях. В классе довольно часто можно привлечь родителей, например, к внеклассному мероприятию, для организации экскурсий, приветствуется выступление на уроке родителей, как специалистов, по изучаемой проблеме и многое другое. Но…Все родители очень разные, отношение их к педагогам, школе, своим детям также различное.

В классе ведется целенаправленная работа по изучению каждой семьи и привлечения родителей в воспитательный процесс. Как правило, в классе всегда есть родители, которые успешно выполняют воспитательные функции не только по отношению к своему ребенку, но и другим учащимся (28%). Они и становятся действующим активом. Эти родители берут на себя оказание содействия, помощи учителям в работе с детьми, другими семьями. Другая часть - "пассивный" актив, т.е. те родители, которые могут и участвуют во взаимодействии со школой при некотором стимуле (30%). Оставшиеся 42% - пассив - родители, которые не желают или не могут по объективным причинам участвовать совместно со школой в воспитательном процессе.

  • семьи, где на данный момент проблемные родители, но относительно благополучные дети;

  • семьи, где при благоприятных условиях в семье существуют проблемы у ребенка;

  • семьи, где проблемы есть у родителей и детей.

Именно для этих родителей и ведется целенаправленная работа по привлечению их внимания к школе.

(Слайд 13) Взаимодействие семьи и школы Взаимодействие семьи и школы повышает воспитательный потенциал.

(Слайд 14) Наши социальные партнеры

(Слайд 15) Формы сотрудничества

Вовлечение детей через

  • КТД День матери, семьи

  • Цикл классных часов « Семья + Я».

  • Концерты для родителей: Рождественский, к 8 Марта

  • Общешкольные родительские конференции, классные родительские собрания, инд.

беседы, патрулирование в микрорайоне

  • Организация семейного досуга: Дни здоровья, походы, экскурсии, школа выходного дня, поездки на предприятия, встречи по профориентации

  • Участие родителей в городских, областных конкурсах: родитель года

  • Взаимодействие с ОСР территориальных округов, МОУ УП ПМССПД и П «Леда»,

МУ «Центр охраны прав детства» и др. инспекторами по ПДД. поправонарушениям

  • Работа социального педагога, педагога-психолога с социальными семьями.



Созданы условия для проведения мероприятий, которые помогают родителям и детям лучше понять и принять друг друга. Все классные дела мы стараемся проводить совместно с родителями. Это и классные часы, и классные праздники, и школьные мероприятия, и экскурсии, и походы в театры, музеи, кинотеатры. Стало уже традицией проводить "Дни именинников", "Семейные посиделки", "Веселые старты", праздники к красным датам календаря, в которых родители принимают самое активное участие. Благодаря этим мероприятиям дети получают любовь и уважение, родители привязанность к своим детям.

(Слайд 16) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ классного руководителя и родительского комитета

Традиционные: Родительские собрания Лекции Вечера вопросов - ответов Диспуты Дни открытых дверей

Нетрадиционные: Деловые игры Регламентированные дискуссии.

(Слайд 15) Всегда мы вместе взрослые и дети. Школа выходного дня «Семья в лучах солнца» СЕМЕЙНЫЕ ВЫЕЗДЫ НА ПРИРОДУ

(Слайд 17) Сотрудничество с МДОУ №96 «Сосенка»

(Слайд 18 ) Университет педагогических знаний. Родительский всеобуч по разным направлениям

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов.

Собрания не должны сводиться к монологу педагога. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы - одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению» и др.

Особую заботу у педагогов должно вызывать взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе. А как повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью организуем специальные встречи с отцами детей, проводим конференции-размышления, собрание «Роль отцов в воспитании детей» и др. Возобновил работу Институт отцовства!

(Слайд 19) Связь с внешкольными заведениями. Спонсорская помощь.

Таким образом, включение семьи в образовательное пространство - это очень сложный процесс, который требует постоянного совершенствования, и при этом следует помнить важное правило: родителям необходимо чувствовать, что их ценят. Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения.

Очень важно, чтобы родители обладали педагогической культурой.

Станут ли родители союзниками школы, в значительной мере зависит от нас, педагогов. Для этого надо хорошо знать самих учащихся и семьи, постоянно их изучать, а полезную информацию тактично и квалифицированно учитывать в работе с ребенком и во взаимодействии с родителями. Вспомним слова В.А.Сухомлинского, который утверждал: «Задача школы и родителей - дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Только вместе с родителями, общими усилиями, мы можем дать детям большое человеческое счастье».

Без сомнения, школа хочет поддерживать открытые и тесные связи с семьями. Сейчас учителя не могут обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях.

Эффективность воспитательной системы любого образовательного учреждения характеризуется среди прочих факторов тем, что родители, наряду с педагогами и детьми, рассматриваются в качестве субъекта целостного образовательного процесса.

Содружество семьи и школы должно работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за его обучение, воспитание и развитие.


© 2010-2022