Организация самостоятельной деятельности на уроках биологии

В данной работе показаны некоторые премы организации самостоятельной деятельности на уроке Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно добывать знания, формировать свое мировоззрение; вторая в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно добывать знания, формировать свое мировоззрение; вторая в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Организация образовательного процесса.

  1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер.

  2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно.

  3. необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различным учащимися требуется разное время.

  4. Создавать условия выбора учащимися собственного пути в образовании и впоследствии возможного выбора профессии.

  5. Учетывать физиологические и психические особенности учащихся с целью сохранения их здоровья.

  6. Предоставление учащимся многообразных знаний и видов деятельности для опробования своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей.

Опыт использования приемов на уроках биологии

Работа со школьным учебником:

1. Составление плана параграфа, отдельной статьи

2. Работа с понятиями.

приёмы:

- вместе с учащимися перевожу термины, ищу общие корни в словах, это помогает сделать запоминание осмысленным; например, homos - равный, одинаковый, общий, обозначает равенство, единство, например: гомогаметный, гомология; при каждой новой встрече со знакомыми корнями вспоминаются ранее изученные термины, проводятся анологии;

Тесты

из предложенного перечня выбери правильные ответы; например:

Выберите признаки, обеспечившие распространение членистоногих на суше.

а) хитиновые покровы;

б) паразитизм;

в) высокая плодовитость;

г) многофункциональные конечности;

д) незамкнутая кровеносная система;

е) развитые органы чувств;

ж) жаберное дыхание.

Работая с тестами можно превратить их из инструментов контроля, в инструмент обучения. При изучении нового материала учащимся предлагается выбрать правильное утверждение и доказать правоту своего выбора. При закреплении материала учащиеся предварительно работают с текстом учебника, затем предлагается тестовое задание с последующей дискуссией по теме.

- задания на соответствия, суть этих заданий заключается в необходимости установить соответствие между понятием и его содержанием; например:

1. Соотнесите компоненты внутренней среды организма с их функциями:

Компоненты внутренней среды

Функции компонентов внутренней среды

Эритроциты

Лейкоциты

Тромбоциты

Плазма

Лимфа

Тканевая жидкость

а) свертывание крови

б) образование антител

в) фагоцитоз

г) транспорт кислорода

д) поддерживание постоянства состава

е) транспорт углекислого газа

ж) образование лимфоцитов, защитная

з) связь между клетками, транспорт растворенных веществ

Ответ: 1 - г,д,е; 2 - б,в; 3 - а; 4 - д; 5 - б, ж; 6 - з.

- задание на установление правильной последовательности

В каком случае правильно названы звенья рефлекторной дуги дыхательного рефлекса?

а) рецепторы легочных пузырьков - средний мозг - дыхательные мышцы;

б) рецепторы аорты - продолговатый мозг - межрёберные мышцы;

в) рецепторы внутренних органов - промежуточный мозг - дыхательные мышцы.

Работа с текстом: Закончите следующие фразы:

а) Наука, изучающая строение и функции клеток называется _________________.

б) Мельчайшая структура клетки, выполняющая определенную функцию называется _______________.

в) Ткань - это _____________клеток, обладающих ______________ строением, _______________ и _________________.

г) Органоиды, отвечающие за синтез белка и состоящие из ___________и РНК, называется _____________.

- задания с исключением лишнего понятия, учащимся предлагается из 4-5 понятий исключить лишнее, не относящееся к данному перечню:

Веретеница, уж, варан, кобра.

Глотание, кашель, дыхание, пение.

- задания на выявление общих закономерностей, учащимся предлагаются 2-3 понятия, для которых необходимо найти общие закономерности.

1. Аксон - дендрит. (Отростки нейрона).

2. Митохондрии - рибосомы. (Органоиды клетки).

3. Кровь - кость. (Кровяные клетки формируются в костном мозге).


- терминологический диктант, учащимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию необходимо сформулировать определение и записать его; например:

Органоид - это ....................

Клетка - это .........................

Ткань - это ...........................

Орган - это ...........................

Система органов - это .........

- с целью запоминания определений понятий и правильность их написания использую кроссворды и чайнворды.

- творческие задания, например составление мини сочинений на тему «О чем думает мое сердце», письмо курильщику

3. Составление логических схем.

Ученикам дается задание, пользуясь текстом и рисунком учебника закончить схему или свернуть информацию в виде схемы.

4. Работа по составлению и заполнению таблиц.

Эта работа позволяет систематизировать, обобщить и углубить знания учеников, т.е. её можно использовать на любом этапе урока, в том числе для получения обратной связи при объяснении материала (учащиеся заполняют таблицу по ходу рассказа учителя).

5. Составление графических конспектов, схем, кластеров.

Использую опорно-схематические конспекты.

6. Работа с дополнительной литературой.

7. Применение инструктивных карточек.

На уроках использую инструктивные карточки, что позволяет учащимся самостоятельно изучить материал, а это значит, что ученик из пассивного объекта обучения переходит к деятельно творческой личности. При работе с инструктивной карточкой важно предусмотреть взаимодействие школьника не только с литературой, но и с натуральным объектом.

В 8-9 классах использую такие формы работы как лекции, зачеты

Что надо знать о явлении

  1. Внешние признаки явления.

  2. Условия, при которых оно протекает.

  3. Сущность явления и механизм его протекания, т.е. необходимо объяснять явление на основе современных научных теорий.

  4. Определение явления.

  5. Связь данного явления с другими.

  6. Количественные характеристики явления (величины, характеризующие явление, связь между величинами, формулы, выражающие эту связь).

  7. Использование этого явления на практике.

  8. Способы предупреждения вредного действия явления.

Что надо знать о величинах

  1. Какое явление или свойство тел характеризует данная величина.

  2. Определение величины.

  3. Определительную формулу (для производной величины - формула, выражающая связь данной величины с другими).

  4. Какая эта величина - скалярная или векторная.

  5. Способы измерения величины.

Что надо знать о законе

  1. Между какими явлениями (процессами) или величинами закон выражает связь.

  2. Формулировку закона.

  3. Математическое выражение закона.

  4. Опыты, подтверждающие справедливость закона.

  5. Учет и использование закона на практике.

  6. Границы применения закона.

Что надо знать о теории

  1. Опытные факты, послужившие основанием для разработки теории (эмпирический базис теории).

  2. Основные понятия теории.

  3. Основные положения (понятия) теории.

  4. Математический аппарат теории (основные уравнения).

  5. Круг явлений, объясняемых данной теорией.

  6. Явления и свойства тел (частиц), предсказываемые теорией.

Что надо знать о приборе

  1. Назначение прибора.

  2. Принцип действия прибора.

  3. Схему устройства прибора (основные части прибора, их взаимодействие).

  4. Правила пользования прибора.

Что надо знать о технологическом процессе

  1. Назначение (цель осуществления) процесса.

  2. Народнохозяйственное значение осуществления данного технологического процесса.

  3. Какие законы, явления положены в основу технологического процесса.

  4. Основные этапы технологического процесса (схема процесса).

  5. Требования к качеству получаемой продукции.

  6. Требования правил безопасного труда к осуществлению технологического процесса, их научное обоснование.

  7. Требования к знаниям и умениям специалистов, осуществляющих управление технологическим процессом.

  8. Экологические требования к технологическому процессу.

© 2010-2022