- Преподавателю
- Биология
- Урок Общая характеристика Членистоногих. Особенности внешнего строения Ракообразных на примере речного рака
Урок Общая характеристика Членистоногих. Особенности внешнего строения Ракообразных на примере речного рака
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шектыбаева М.К. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Общая характеристика Членистоногих. Особенности внешнего строения Ракообразных на примере речного рака.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока: сформировать знания об особенностях строения речного рака в связи с водной средой обитания, развивать понятия «взаимосвязь строения и функции», «приспособленность строения организма к образу жизни», развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы, самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой, с иллюстрациями, воспитывать умение выслушивать чужое мнение.
Оборудование: таблица «Тип членистоногие. Класс Ракообразные. Речной рак»,,дополнительный материал по теме «Ракообразные», компьютер, проектор, диск с видеороликом «Зрение ракообразных» (для просмотра видеоролика необходима программа воспроизведения Flash-анимации), презентация.
Ход урока
Занятие сопровождается Флипчартом
I. Организационный момент
Приветствие, Проверка посещения , Нацеливание на урок.
II. Актуализация знаний
III. Мотивационный момент
- Чтобы узнать животное, о котором пойдет речь, отгадайте загадку.
Не брожу в полях и рощах,
Не топчу земных дорог,
Хоть имею, между прочим,
Тридцать восемь цепких ног.
(Рак)
- Речной рак относится к типу Членистоногие, классу Ракообразные. (Слайд 1)
Тема урока: Общая характеристика членистоногих. Особенности внешнего строения ракообразных на примере речного рака. (Учащиеся записывают число и тему в тетрадь.)
- Какие высказывания, связанные с этим животным нам известны из обычной жизни?
«Покраснел как рак».
«Я покажу тебе, где раки зимуют».
- Сегодня в течение урока мы должны ответить на вопросы:
Почему раки краснеют?
Цели урока: вы узнаете характерные признаки членистоногих, их классификацию, особенности внешнего строения ракообразных в связи с водной средой обитания.
IV. Изучение нового материала
Ребята для того чтобы нам начать урок, мы с вами повторим немного прошлый материал.
Сопоставьте по классам животных. ( на флипчарте даны много разных животных).
Работа по заданиям.
Учитель: поступило заявление с просьбой найти преступника. Кличка - "Тихий ужас". О разбойниках известно следующее:
Раки-бяки у реки жарят-парят шашлыки!
И танцуют, и свистят - погулять они хотят!
Всё буянят день за днём: - в реку жить мы не пойдём!
Нам бы цапаться ! Да драться! Рыбаков сейчас найдём!
Так что лучше, рыбаки, убегайте от реки;
А не то бока намнём! Покусаем! Ущипнём!
Задача: составить фоторобот преступника, опознать, установить отличительные признаки и возможные связи.
1 задание - свидетели (составляют фоторобот преступника).
Ребята вам на партах роздан текст с характеристикой речного рака. Ваша задача определить его внешнее строение. (на флипчартепредставленно зашифрованное внешнее строение речного рака.)
2 задание - криминалисты (оценивают улики, вещественные доказательства).
Ребята ваша задача по тексту нужно определить внутреннее строение речного рака.
3 группа - следователи (оценивают работу, сопоставляют факты).
Задание 1 Изучает особенности внешнего строения рака
Учитель: составляем фоторобот преступника.
Задание 2 Изучает внутреннее строение рака
задание 3 Значение ракообразных
Учитель: мы составили фоторобот речного рака, осмотрели место преступления. Осталось осудить рака. Возникает вопрос: "Так ли уж виновен речной рак? Может быть он приносит пользу человеку? ".
Закрепление
какое значение имеют ракообразные в природе? в жизни человека?
ЗНАЧЕНИЕ РАКООБРАЗНЫХ
В ПРИРОДЕ
1) звено цепи питания
2) переработка растительных остатков (почвенные клещи)
3) уничтожение вредных насекомых
4) вызывают заболевания животных
В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
-
уничтожение вредных насекомых
2) вызывают заболевания человека и животных
3) паразиты культурных растений
4) порча и уничтожение продовольствия (зерновые, сырные клещи
Физминутка. Давайте с вами изобразим рака. Рак имеет (ребята показывают на себе) головогрудь и брюшко. Имеют длинные и короткие усики, на длинных стебельках расположены глаза, клешни, хвостовой плавник, которым он может двигаться назад и вперед.
Заключение дети делают вывод.
Просмотр видеофильма.
На каждую парту ребятам
Характеристика речного рака
Окраска у речного рака зеленовато-черная. Тело покрыто панцирем, состоящим из хитина, пропитанного углекислым кальцием. Покровы речного рака служат наружнымскелетом, к которому изнутри прикрепляются пучки поперечно-полосатых мышц.
Тело речного рака состоит из двух отделов - головогруди и брюшка.
На переднем конце головогруди расположена пара длинных и пара коротких усиков - органы осязания и обоняния. Шаровидные глаза сидят на длинных стебельках. Поэтому рак может одновременно смотреть в разные стороны. Каждый глаз состоит из множества мелких глазков -фасеток. ) На переднем конце тела у рака три пары челюстей: пара верхних челюстей и две пары нижних челюстей. Ими рак разрывает добычу на маленькие кусочки.
На головогруди располагаются три пары ногочелюстей. Они служат для подачи пищи ко рту. Есть 5 пар ходильных ног. При помощи четвертой пары передвигается по дну водоема. А первая пара превращена в большие клешни. Ими рак схватывает добычу, обороняется.
На брюшке располагаются плавательные ноги и хвостовой плавник. Резко подгибая брюшко, рак отталкивается о воду хвостовым плавником, как веслом, и может в случае опасности быстро плыть задом наперед.
Внутреннее строение.
1Пищеварительная система начинается ротовым отверстием, имеется желудок, печень, кишка.
2Органы дыхания- жабры.
3Кровеносная система не замкнутая, циркулирует не кровь, а гемолимфа. Сердце расположено на спинной стороне головогруди.
4. Половая система представленна - яичниками.