• Преподавателю
  • Биология
  • Урок Общая характеристика Членистоногих. Особенности внешнего строения Ракообразных на примере речного рака

Урок Общая характеристика Членистоногих. Особенности внешнего строения Ракообразных на примере речного рака

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Общая характеристика Членистоногих. Особенности внешнего строения Ракообразных на примере речного рака.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока: сформировать знания об особенностях строения речного рака в связи с водной средой обитания, развивать понятия «взаимосвязь строения и функции», «приспособленность строения организма к образу жизни», развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы, самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой, с иллюстрациями, воспитывать умение выслушивать чужое мнение.

Оборудование: таблица «Тип членистоногие. Класс Ракообразные. Речной рак»,,дополнительный материал по теме «Ракообразные», компьютер, проектор, диск с видеороликом «Зрение ракообразных» (для просмотра видеоролика необходима программа воспроизведения Flash-анимации), презентация.

Ход урока

Занятие сопровождается Флипчартом

I. Организационный момент

Приветствие, Проверка посещения , Нацеливание на урок.

II. Актуализация знаний

III. Мотивационный момент

- Чтобы узнать животное, о котором пойдет речь, отгадайте загадку.

Не брожу в полях и рощах,
Не топчу земных дорог,
Хоть имею, между прочим,
Тридцать восемь цепких ног.
(Рак)

- Речной рак относится к типу Членистоногие, классу Ракообразные. (Слайд 1)

Тема урока: Общая характеристика членистоногих. Особенности внешнего строения ракообразных на примере речного рака. (Учащиеся записывают число и тему в тетрадь.)

- Какие высказывания, связанные с этим животным нам известны из обычной жизни?

«Покраснел как рак».

«Я покажу тебе, где раки зимуют».

- Сегодня в течение урока мы должны ответить на вопросы:

Почему раки краснеют?

Цели урока: вы узнаете характерные признаки членистоногих, их классификацию, особенности внешнего строения ракообразных в связи с водной средой обитания.

IV. Изучение нового материала

Ребята для того чтобы нам начать урок, мы с вами повторим немного прошлый материал.

Сопоставьте по классам животных. ( на флипчарте даны много разных животных).

Работа по заданиям.

Учитель: поступило заявление с просьбой найти преступника. Кличка - "Тихий ужас". О разбойниках известно следующее:

Раки-бяки у реки жарят-парят шашлыки!
И танцуют, и свистят - погулять они хотят!
Всё буянят день за днём: - в реку жить мы не пойдём!
Нам бы цапаться ! Да драться! Рыбаков сейчас найдём!
Так что лучше, рыбаки, убегайте от реки;
А не то бока намнём! Покусаем! Ущипнём!

Задача: составить фоторобот преступника, опознать, установить отличительные признаки и возможные связи.

1 задание - свидетели (составляют фоторобот преступника).

Ребята вам на партах роздан текст с характеристикой речного рака. Ваша задача определить его внешнее строение. (на флипчартепредставленно зашифрованное внешнее строение речного рака.)
2 задание - криминалисты (оценивают улики, вещественные доказательства).

Ребята ваша задача по тексту нужно определить внутреннее строение речного рака.
3 группа - следователи (оценивают работу, сопоставляют факты).

Задание 1 Изучает особенности внешнего строения рака

Учитель: составляем фоторобот преступника.

Задание 2 Изучает внутреннее строение рака

задание 3 Значение ракообразных

Учитель: мы составили фоторобот речного рака, осмотрели место преступления. Осталось осудить рака. Возникает вопрос: "Так ли уж виновен речной рак? Может быть он приносит пользу человеку? ".

Закрепление

какое значение имеют ракообразные в природе? в жизни человека?

ЗНАЧЕНИЕ РАКООБРАЗНЫХ

В ПРИРОДЕ

1) звено цепи питания
2) переработка растительных остатков (почвенные клещи)
3) уничтожение вредных насекомых
4) вызывают заболевания животных

В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

  1. уничтожение вредных насекомых
    2) вызывают заболевания человека и животных
    3) паразиты культурных растений
    4) порча и уничтожение продовольствия (зерновые, сырные клещи

Физминутка. Давайте с вами изобразим рака. Рак имеет (ребята показывают на себе) головогрудь и брюшко. Имеют длинные и короткие усики, на длинных стебельках расположены глаза, клешни, хвостовой плавник, которым он может двигаться назад и вперед.

Заключение дети делают вывод.

Просмотр видеофильма.





На каждую парту ребятам

Характеристика речного рака

Окраска у речного рака зеленовато-черная. Тело покрыто панцирем, состоящим из хитина, пропитанного углекислым кальцием. Покровы речного рака служат наружнымскелетом, к которому изнутри прикрепляются пучки поперечно-полосатых мышц.

Тело речного рака состоит из двух отделов - головогруди и брюшка.

На переднем конце головогруди расположена пара длинных и пара коротких усиков - органы осязания и обоняния. Шаровидные глаза сидят на длинных стебельках. Поэтому рак может одновременно смотреть в разные стороны. Каждый глаз состоит из множества мелких глазков -фасеток. ) На переднем конце тела у рака три пары челюстей: пара верхних челюстей и две пары нижних челюстей. Ими рак разрывает добычу на маленькие кусочки.

На головогруди располагаются три пары ногочелюстей. Они служат для подачи пищи ко рту. Есть 5 пар ходильных ног. При помощи четвертой пары передвигается по дну водоема. А первая пара превращена в большие клешни. Ими рак схватывает добычу, обороняется.

На брюшке располагаются плавательные ноги и хвостовой плавник. Резко подгибая брюшко, рак отталкивается о воду хвостовым плавником, как веслом, и может в случае опасности быстро плыть задом наперед.

Внутреннее строение.

1Пищеварительная система начинается ротовым отверстием, имеется желудок, печень, кишка.

2Органы дыхания- жабры.

3Кровеносная система не замкнутая, циркулирует не кровь, а гемолимфа. Сердце расположено на спинной стороне головогруди.

4. Половая система представленна - яичниками.

© 2010-2022