Рабочая программа по биологи 5 класс ФГОС УМК В. В. Пасечник

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тарская средняя общеобразовательная школа №3»






2015 - 2016

Рассмотрено на заседании педагогического совета

«______» сентября 2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________________Н.А. Баширова

«________» сентября 2014 г.

«Утверждаю»

Директор БОУ «Тарская СОШ №3»

____________________С. А. Финагин

«_____» сентября 2014г








Рабочая программа

по биологии в 5 классе

учителя Гудковой Екатерины Сергеевны

составлена на основе авторской программы «Биология»

для 5 класса

под редакцией: В. В. Пасечник







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5-9 классы.» - М.: Дрофа, 2013.), рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2013 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»


Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать

наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей и задач:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.


Описание места учебного предмета в учебном плане


Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования БОУ «Тарская СОШ №3».

Данная программа рассчитана на 1 год - 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 35 (1ч в неделю)


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса

Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1. - осознание роли жизни:

- определять роль в природе различных групп организмов;

- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. - рассмотрение биологических процессов в развитии:

- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

- находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

- объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. - использование биологических знаний в быту:

- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. - объяснять мир с точки зрения биологии:

- перечислять отличительные свойства живого;

- различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

- определять основные органы растений (части клетки);

- объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5. - понимать смысл биологических терминов;

- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. - оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

- использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

- различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.


Содержание учебного предмета


Тема

Тема урока

К-во

часов

Лабораторные

работы, практические работы

Экскурсии

Тема 1. " Введение "

1. Биология - наука о живой природе

2. Методы исследования в биологии

3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

4. Среды обитания живых организмов.

5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы

6. Обобщающий урок

6 часов

Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»

Эк.№1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

Тема 2. " Клеточное строение организмов "

7. Устройство увеличительных приборов

8. Строение клетки

9. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

10. Пластиды

11-12. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

13. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

14. Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

15. Деление клетки

16. Понятие «ткань»

17. Обобщающий урок

11 часов

Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»

Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы» Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»

Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».

Тема 3. " Царство Бактерии. Царство Грибы "

18. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

19. Роль бактерий в природе и жизни человека

20. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

21. Шляпочные грибы.

22. Плесневые грибы и дрожжи

23. Грибы-паразиты

24. Обобщающий урок

7 часов

П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей».



Тема 4. " Царство Растения "

25. Ботаника - наука о растениях

26. Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

27. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

28. Лишайники

29. Мхи

30. Папоротники, хвощи, плауны

31. Голосеменные растения

32. Покрытосеменные растения

33. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

34. Обобщающий урок

10 часов

Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей»

Л.р.№9 «Строение мха (на местных видах)»

Л.р.№10 « Строение спороносящего хвоща»

Л.р.№11 «Строение спороносящего папоротника» Л.р.№12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

Л.р.№13 «Строение цветкового растения»

Итого 34 часа



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Домашнее задание

№п/п

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Тип урока

Контроль знаний

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты


Научится

Получит возможность научиться

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные



Введение (6ч)


1


Биология - наука о живой природе

Биология как наука. Значение биологии

Урок формирования знаний

Тест в конце урока

о многообразии живой природы;

- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

Учащиеся научатся:

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;


науки, изучающие живую природу;

Учащиеся смогут научиться:

- определять понятия флора, фауна;


Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.


Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии

П-1

Ст6прочитать

2


Методы исследования в биологии

Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результа-тов. Техника безопасности в кабинете био-логии.

Демонстрация

Приборы и оборудование

Урок закрепления и совершен-ствования знаний

Тест

- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; :

- определять понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение»

- пользоваться простымибиоло-гическими при-борами, инстру-ментами и оборудованием;

- современные методы биологии;


Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно ус-тановленным правил-ам работы в каби-нете

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, рабо-тать с различными источниками инфор-мации.


Коммуникативные УУД. умение воспри-нимать информацию на слух

Понимание значимости научного исследования природы

П- 2

Ст10 прочитать

3


Разнообразие живой природы. Царства живых орга-низмов. Отличи-тельные признаки живого от неживого

Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение


Комбинированный (смешанный) урок

Тест

- о многообразии живой природы;

- царства живой природы: Бак-терии, Грибы, Растения, Жи-вотные;

- признаки жи-вого: клеточное строение, пита-ние, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

Учащиеся научатся:

- определять по-нятия «царства живой приро-ды», «царство Бактерии», «цар-ство Грибы», «царство Расте-ния» и «царство Животные»»;

- отличать живые организмы от неживых;

- науки, изу-чающие живую при-роду;

Учащиеся смогут научиться:

- определять понятия низшие растения, высшие растения

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.


Познавательные УУД. умение давать определения поня-тиям, классифициро-вать объекты.

Коммуникативные УУД.умение вос-принимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Понимание научного значения классификации живых организмов

П- 3

Ст15выучить схему»царство животных и растений»

4


Среды обитания живых организмов.

Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания


Урок закрепления и совершенствования знаний


- о многообразии живой природы;

- основные сре-ды обитания жи-вых организмов: водная среда, на-земно-воздуш-ная среда, почва как среда обита-ния, организм как среда обита-ния;

Учащиеся научатся:

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «среда обитания», «место обитания»

- характеризовать среды обитания организмов;


- отличие среды обитания от местообитания; причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания;

Учащиеся смогут научиться:

- определять понятия абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный;

Регулятивные УУД:умение организовать выполнение заданий учителя согласно уста-новленным правилам работы в кабинете. Раз-витие навыков само-оценки и самоанализа

Познавателъные УУД: умение работать с различными источниками инфор-мации и преобразо-вывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавлива-нияпричинно - след-ственных связей.


Коммуникативные УУД:умение слушать учителя и одноклассни-ков, аргументировать свою точку зрения

Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают

П- 4

Ст19докончить таблицу «среды обитания»

5


Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы


Урок применения знаний на практике

(исследовательские проекты)


- о многообразии живой природы;

- экологические факторы;

- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

Учащиеся научатся:

- определять по-нятия «биология», «экология», «эко-логические факт-оры»;

- характеризовать экологические факторы;

- причины формирова-ния черт приспособленности организмов к среде обитания;

Учащиеся смогут научиться:

- определять понятия абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный;


Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно уста-новленным правилам работы в кабинете.

Познавательные УУД: умение работать с раз-личными источниками информации, готовить сообщения и презента-ции, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулиро-ватьвопросы.


Коммуникативные УУД: умение восприни-мать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп

Осознание влияния факторов среды на живые организмы

П-5

Ст25 прочитать

6


Практическая №1.

«Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений


Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»

Эк.№1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

Комбинированный (смешанный) урок (урок применения знаний и обобщения и систематизации знаний)


о многообразии живой природы;

- основные мето-ды исследования в биологии: наблюде-ние, эксперимент, измерение;

- экологические факторы;

- основные среды обитания живых организмов: водная среда, назем-но-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

- правила техники безопасности при проведении наблю-дений и лаборатор-ных опытов в кабинете биологии.

- определять по-нятия «биология», «экология», «био-сфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

- пользоваться простыми биоло-гическимиприбо-рами, инструмен-тами и оборудова-нием;

- характеризовать экологические факторы;

- проводить фено-логическиенаблю-дения;

- соблюдать правила техники безопасности при проведении наб-людений и лабо-раторных опытов


Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно уста-новленным правилам работы в кабинете.

Познавательные УУД: умение работать с раз-личными источниками информации, готовить сообщения и презента-ции, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулиро-вать вопросы.

Коммуникативные УУД: умение восприни-мать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп

Осознание влияния факторов среды на живые организмы



Клеточное строение организмов (11)


7


Устройство увеличительных приборов

Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом.

Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»

Урок применения знаний на практике


- устройство лупы и микроскопа.

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микро-препараты и рассматривать их под микроскопом;


- историю открытия клетки, ученых, внесших большой вклад в изучение клетки;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выковсамооценки и самоанализа.


Познавательные УУД:овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элемен-тарных навыков работы с приборами.


Коммуникативные УУД:умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

признавать право каждого на собственное мнение;

- уметь слушать и слышать другое мнение.

П-6

Ст 40 вопросы

8


Строение клетки

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли

Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы.»

Урок закрепления и совершенствования знаний

(познавательный проект)

Тест

строение клетки;

научатся:

- определять по-нятия: «клетка», «оболочка», « ци-топлазма», « ядро»,

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом

клетка - еди-ница строения и жизнедея-тельности, за-пасныевещес-тва клетки, функции ос-новных час-тей клетки;

Учащиеся смогут нау-читься:

- определять понятия «мем-брана», «хро-мопласты», «лейкопласты»; объяснять отличия мо-лодой клетки от старой;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа.


Познавательные УУД:овладение уме-нием оценивать информа-цию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.


Коммуникативные УУД:умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

П-7

Ст 34 выучить строение клетки

9


Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

Урок применения знаний на практике


- строение клетки;

Учащиеся научатся:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро»,

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом

клетка - еди-ница строения и жизнедея-тельности, за-пасныевещес-тва клетки, функции ос-новных час-тей клетки;

Учащиеся смогут научиться:

- определять понятия «мем-брана», «хро-мопласты», «лейкопласты»; объяснять отличия моло-дой клетки от старой;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа.


Познавательные УУД:овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами

Коммуникативные УУД:умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

П-7

Ст 34

10


Пластиды

Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты

Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»

Урок применения знаний на практике

- строение клетки;

Учащиеся научатся:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», « ци-топлазма», « ядро», «ядрышко», «ва-куоли», « плас-тиды», « хлоро-пласты», «пигменты», «хлорофилл»;

- работать с лупой и микро-скопом;

- готовить микро-препараты и рассматривать их под микроскопом;

- распознавать различные части клетки.

клетка - единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки;

Учащиеся смогут научиться:

- определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты»;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа.


Познавательные УУД:овладение уме-нием оценивать информа-цию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Коммуникативные УУД:умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

Выучить строение клетки

11-




12


Химический состав клетки.


Неорганические и органические вещества

Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений

Урок формирования знаний

(исследовательские проекты)

Тест в начале урока

химический состав клетки;

Учащиеся научатся:

- определять понятия: «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества».


макро- и микроэлементы, Учащиеся смогут научиться:

доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма;


Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при вы-полнениизаданий учи-теля, делать выводы по результатам работы.


Познавательные УУД: умение выделять глав-ное в тексте, структу-рировать учебный материал, грамотно фор-мулировать вопросы, умение работать с раз-личными источниками информации, готовить сообщения и презен-тации, представлять результаты работы классу.


Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение

Представление о единстве живой природы на основании знаний о химическом составе клетки.

П-8

Ст 40






доделать таблицу



13


Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку

Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание).

Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроско-пом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

Урок формирования умений и навыков

Самостоятельная работа

- строение клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;


клетка - единица строения и жизнедеятельности, кос-мическую роль зеленых растений


Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выпол-нении заданий учителя, делать выводы по ре-зультатам работы.


Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужнойинформа-ции, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, гра-мотно формулировать вопросы.


Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

Понимание слож-ности строения жи-вых организмов,

осмысление важнос-ти для живых орга-низмов процессов дыхания и питания

П-9

Ст 42 прочитать параграф

14


Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

Рост и развитие клеток.

Демонстрация

Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений

Урок формирования умений и навыков


- строение клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

Учащиеся научатся:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли»

- клетка - единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки;

Учащиеся смогут научиться:

- объяснять отличия мо-лодой клетки от старой, доказывать, что клетка обладает все-ми признака-ми живого организма

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выпол-нении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.


Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопрос

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

Понимание сложности строения живых организмов,

осмысление важности для живых организмов процессов роста и развития.

П-9

Ст42 выучить определения

15


Деление клетки

Генетический аппарат, ядро, хромосомы.

Демонстрация

Схемы и видеоматериалы о делении клетки

Урок формирования знаний

Самостоятельная работа

строение клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

Учащиеся научатся:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «хромосомы»;

клетка - единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки;

Учащиеся смогут научиться:

доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма

Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при вы-полнении заданий учи-теля, делать выводы по результатам работы.


Познавательные УУД: умение выделять глав-ное в тексте, структу-рироватьучебный мате-риал, грамотно форму-лировать вопросы, умение работать с раз-личными источниками информации, готовить сообщения, представ-лять результаты работы классу.


Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение

Понимание сложности строения живых организмов,

осмысление важности для живых организмов процессов роста и развития.

схема

16


Понятие «ткань»

Ткань.

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».

Урок формирования знаний

(познавательный проект)


- строение клетки;

- характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся научатся:

- определять понятия: «клетка», «ткань»;

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

- распознавать различные виды тканей.

- клетка -еди-ница строения и жизнедея-тельности, Учащиеся смогут научиться:

- определять понятия «ос-новная ткань», «образовательная ткань», «проводящая ткань», «механическая ткань», «покровная ткань»;

- находить от-личительные особенности строения раз-личных типов растительных тканей;

Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при вы-полнении заданий учи-теля, делать выводы по результатам работы.


Познавательные УУД: умение выделять глав-ное в тексте, структури-роватьучебный мате-риал, грамотно форму-лировать вопросы, уме-ние работать с различ-ными источниками ин-формации, готовить со-общения и презента-ции, представлять ре-зультаты работы классу.


Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение

Понимание сложности строения живых организмов

П-10

Ст 46 вопросы 1-2

17


Обобщающий урок

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепара

тов

Комбинированный (смешанный) урок

Самостоятельная работа

- устройство лупы и микроскопа;

- строение клетки;

- химическийсос-тав клетки;

- основные процес-сыжизнедеятель-ности клетки;

- характерные признаки различ-ных растительных тканей.

.

определять поня-тия: «цитология», «клетка», «оболоч-ка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пла-стиды», « хлоро-пласты», «пиг-менты», «хлоро-филл», «химичес-кий состав», «не-органические ве-щества», «органи-ческие вещества», «ядро», «ядрыш-ко», «хромосомы», «ткань»;

- работать с лупой и микроскопом;

- распознавать различные виды тканей


Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при вы-полнении заданий учи-теля, делать выводы по результатам работы.


Познавательные УУД: умение выделять глав-ное в тексте, структури-роватьучебный мате-риал, грамотно форму-лироватьвопросы, уме-ние работать с различ-ными источниками ин-формации, готовить со-общения и презента-ции, представлять ре-зультаты работы классу.


Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение


Понимание сложности строения живых организмов



Царство бактерии грибы (7ч)


18


Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

Урок формирование знаний и умений


- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;

- разнообразие и распространение бактерий;

Учащиеся научатся:

- давать общую характеристику бактериям;

- отличать бактерии от других живых организмов;


значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий;

Учащиеся смогут научиться:

- выращи-ватьбакте-рии: карто-фельную и сенную палочку;


Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа.


Познавательные УУД.умение работать с раз-личнымиисточниками информации, преобра-зовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учеб-ный материал.


Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками

Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий

П-11

Ст52 прочитать

19


Роль бактерий в природе и жизни человека

Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека

Урок закрепления и совершенствования знаний и умений

Тест

- разнообразие и распространение бактерий;

- роль бактерий в в природе и жизни человека.

Учащиеся научатся:

- объяснять ль бактерий в природе и жизни человека.ро

значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа


Познавательные УУД.умение работать с раз-личными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взамодей-ствие с одноклассни-ками

Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий

П-12

Ст56 доделать таблицу

20


Обобщающий урок

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепара

тов

Комбинированный (смешанный) урок

Самостоятельная работа

- устройство лупы и микроскопа;

- строение клетки;

- химическийсос-тав клетки;

- основные процес-сыжизнедеятель-ности клетки;

- характерные признаки различ-ных растительных тканей.


определять поня-тия: «цитология», «клетка», «оболоч-ка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пла-стиды», « хлоро-пласты», «пиг-менты», «хлоро-филл», «химичес-кий состав», «не-органические ве-щества», «органи-ческие вещества», «ядро», «ядрыш-ко», «хромосомы», «ткань»;

- работать с лупой и микроскопом;

- распознавать различные виды тканей

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа

Познавательные УУД.умение работать с раз-личными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взамодей-ствие с одноклассни-ками

Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий


21


Грибы, их общая характеристика. Роль грибов в природе и жизни человека

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека

Урок формирования знаний

(познавательный проект)


- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

- разнообразие и распространение грибов;

- роль грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся научатся:

- давать общую характеристику грибам;

- отличать грибы от других живых организмов;

- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

-жизнеде-ятельность грибов-хищников

Учащиеся смогут научиться:

- выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа


Познавательные УУД:умение выделять глав-ное в тексте, структури-роватьучебный мате-риал, грамотно форму-лировать вопросы, ра-ботать с различными источниками инфор-мации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы

Коммуникативные УУД:умение работать в составе творческих групп

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами

П-13

Ст 66 прочитать

22


Шляпочные грибы.

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека

Урок формирования знаний

(познавательный проект)

Тест

строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

- разнообразие и распространение грибов;

- роль грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся научатся:

- давать общую характеристику грибам;

- отличать грибы от других живых организмов;

- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

-жизнеде-ятельность грибов-хищников

Учащиеся смогут научиться:

- выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа


Познавательные УУД:умение выделять глав-ное в тексте, структури-роватьучебный мате-риал, грамотно форму-лировать вопросы, ра-ботать с различными источниками инфор-мации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу.


Коммуникативные УУД:умение работать в составе творческих групп

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами

П-14

Ст70 вопросы 1-2

23


Плесневые грибы и дрожжи

Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Урок применения знаний на практике


- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

- разнообразие и распространение грибов;

- роль грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся научатся:

- давать общую характеристику грибам;

- отличать грибы от других живых организмов;

- отличать съедобные грибы от ядовитых;

- объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

- выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа


Познавательные УУД:умение выделять глав-ное в тексте, структури-роватьучебный мате-риал, грамотно форму-лировать вопросы, ра-ботать с различными источниками инфор-мации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД:умение работать в составе творческих групп

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами

П-15

Ст78 прочитать

24


Грибы-паразиты


Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

Демонстрация

Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.)

Урок применения знаний на практике


- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

- разнообразие и распространение грибов;

- роль грибов в природе и жизни человека.


- давать общую характеристику грибам;

- отличать грибы от других живых организмов;

- объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа


Познавательные УУД:умение выделять глав-ное в тексте, структу-рироватьучебный мате-риал, грамотно форму-лировать вопросы, ра-ботать с различными источниками информа-ции, готовить сообще-ния и презентации, представлять результа-ты работы классу.

Коммуникативные УУД:умение работать в составе творческих групп

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека.

П-16

Ст81 рисунок

25


Обобщающий урок

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами

Комбинированный (смешанный) урок

Самостоятельная работа

- строение и ос-новные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

- разнообразие и распространение бактерий и грибов;

- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся научатся:

- давать общую ха-рактеристику бак-териям и грибам;

- отличать бакте-рии и грибы от других живых организмов;

- отличать съедоб-ные грибы от ядо-витых;

- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

- значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий;

Учащиеся смогут научиться:

- выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными.


Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа

Познавательные УУД:умение выделять глав-ное в тексте, структу-рироватьучебный мате-риал, грамотно форму-лировать вопросы, ра-ботать с различными источниками информа-ции, готовить сообще-ния и презентации, представлять результа-ты работы классу

. Коммуникативные УУД:умение работать в составе творческих групп

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека.



Царство растения (10ч)


26


Ботаника - наука о растениях


Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы

Урок формирование знаний и умений


- основные методы изучения растений;

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые;

- роль растений в биосфере и жизни человека;

Учащиеся научатся:

- давать общую характеристику растительного царства;

- объяснять роль растений биосфере;


- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,

- выявлять приспособления у растений к среде обитания,


Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать сразличнымиисточ-никами информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить со-общения и презента-ции, представлять результаты работы классу.


Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками

Осознание важности растений в природе и жизни человека

П-17

Ст88 определения выучить

27


Водоросли, их многообразие, строе-ние, среда обитания


Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей.

Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей.»

Урок формирование знаний и умений

Тест

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

Учащиеся научатся:

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

- половое и бесполое размножение водорослей,

Учащиеся смогут научиться:

- выявлять приспособления у растений к среде обитания,


Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать сразличнымиисточ-никами информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить со-общения и презента-ции, представлять результаты работы классу.


Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками

Формируется позна-вательнаясамостоя-тельность и мотива-ция на изучение объектов природы

П-18 ст 93 таблица

28


Лишайники


Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека

Урок формирование знаний и умений


- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

Учащиеся научатся:

- давать характеристику лишайникам;


- выявлять приспособления у растений к среде обитания,


Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать сразличнымиисточ-никами информации

Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками

Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода

о состоянии окружающей среды

П-19

Ст 102 рисунок

29


Мхи


Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике

Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике

Тест

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

Учащиеся научатся:

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

- жизненные циклы мхов

- редкие и охраняемые растения Омской области

Учащиеся смогут научиться:

- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,

- выявлять приспособления у расте-ний к среде обитания,

- различать лекарственные и ядови-тыерасте-ния

Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать сразличнымиисточ-никами информации

Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

и установления усложнений в их строении

П-20

Ст 106 рисунок

30


Папоротники, хвощи, плауны


Высшие споровые растения. Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Л.р.№10 « Строение спороносящего хвоща.»

Л.р.№11 «Строение спороносящего папоротника.»

Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике

Тест

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

Учащиеся научатся:

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

- жизненные циклы папо-ротников,

- древовид-ныепапорот-ники,

- редкие и охраняемые растения Омс-кой области

Учащиеся смогут научиться:

- уметь выяв-лятьусложне-ния растений в связи с освое-нием ими су-ши,

- выявлять приспособления у растений к среде обита-ния,

- различать ле-карственные и ядовитые

Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать сразличнымиисточ-никами информации

Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

и установления усложнений в их строении в процессе эволюции.

П-21

Ст112 вопросы 1-2

31


Голосеменные растения

Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана.

Л.р.№12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).»

Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике

Тест

основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

Учащиеся научатся:

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

- жизненный цикл сосны,

- редкие и ох-раняемые рас-тения Омской области

Учащиеся смогут научиться:

- уметь выяв-лятьусложне-ния растений в связи с освое-нием ими су-ши,

- выявлять приспособления у растений к среде обита-ния,

- различать лекарственные и ядовитые растения.

Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать сразличнымиисточ-никами информации

Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших

растений и установления усложнений вих

П-22

Ст119 прочитать

32


Покрытосеменные растения


Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Л.р.№13 «Строение цветкового растения»

Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике

Тест

- основные группы растений (водорос-ли, мхи, хвощи, плауны, папорот-ники, голосемен-ные, цветковые), их строение и многообразие;

Учащиеся научатся:

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

- покрытосе-менные - гос-подствующая группа расте-ний,

- редкие и ох-раняемые рас-тения Омской области

Учащиеся смогут научиться:

- уметь выяв-лятьусложне-ния растений в связи с освое-нием ими су-ши,

- выявлять приспособления у растений к среде обита-ния,

- различать ле-карственные и ядовитые растения.

Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать сразличнымиисточ-никами информации

Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений вих

строении.

П-23

Ст 127 вопросы 1-3

33


Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира


Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира

Урок формирование знаний и умений


- основные методы изучения растений;

- происхождение растений и основ-ные этапы разви-тия растительного мира.

Учащиеся научатся:

- объяснять проис-хождение растений и основные этапы развития расти-тельного мира.

- древовид-ныепапорот-ники,

- покрыто-семенные - господствующая группа растений,

Учащиеся смогут научиться:

- уметь выяв-лятьусложне-ния растений в связи с освое-нием ими суши.

Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать сразличнымиисточ-никами информации

Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками

Формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития

растительного мира и установления усложнений в

строении растений в процессе эволюции.

П-24 ст 132 таблица

34


Обобщающий урок

Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания

Комбинированный (смешанный) урок

Самостоятельная работа

- основные методы изучения растений;

- основные группы растений (водорос-ли, мхи, хвощи, плауны, папорот-ники, голосемен-ные, цветковые), их строение и многообразие;

давать общую ха-рактеристику рас-тительногоцарст-ва;

- объяснять роль растений в биос-фере;

- давать характе-ристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голо-семенные, цветко-вые);

.

Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать сразличнымиисточ-никами информации

Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками

Формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития

растительного мира и установления усложнений в

строении растений в процессе эволюции.



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Учебник - Автор: Пасечник В.В.

Биология. Бактерии, грибы, растения: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений

Под ред. проф. Пасечника В.В. - М.: Дрофа, 2013 - 144 с.:

Программно-методические материалы -

1.Программа курса «Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие программы. 5-9 классы» - М.: Дрофа, 2012.

4. Электронное приложение для 5 класса (drofa.ru)

5. Рабочая программа по биологии 5 класс к УМК В.В. Пасечник

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Тема 1. Введение (6 часов)

1. Личностные результаты:

Учащиеся научатся:

- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

- знать правила поведения в природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- уметь реализовывать теоретические познания на практике;

- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

- испытывать любовь к природе;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

- уметь слушать и слышать другое мнение.

2. Метапредметные результаты

Учащиеся научатся:

- составлять план текста;

- владеть таким видом изложения текста, как повествование;

- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

- получать биологическую информацию из различных источников;

определять отношения объекта с другими объектами;

- определять существенные признаки объекта.

3. Предметные результаты:

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Учащиеся могут знать:

- о многообразии живой природы;

- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

- экологические факторы;

- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

- правила работы с микроскопом;

- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся научатся:

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «среда обитания», «местообитания»;

- отличать живые организмы от неживых;

- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

- характеризовать среды обитания организмов;

- характеризовать экологические факторы;

- проводить фенологические наблюдения;

- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Учащиеся могут узнать:

- науки, изучающие живую природу; отличие среды обитания от местообитания; причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания;

Учащиеся смогут научиться:

- определять понятия флора, фауна, низшие растения, высшие растения, вегетативные органы, генеративные органы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный;

Тема 2. Клеточное строение организмов (11 часов)

1. Личностные результаты:

Учащиеся смогут узнать:

- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

- знать правила поведения в природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- уметь реализовывать теоретические познания на практике;

- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

- испытывать любовь к природе;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

- уметь слушать и слышать другое мнение.

2. Метапредметные результаты

Учащиеся научатся:

- анализировать объекты под микроскопом;

- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

- работать с текстом и иллюстрациями учебника.

3. Предметные результаты:

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Учащиеся могут узнать:

- устройство лупы и микроскопа;

- строение клетки;

- химический состав клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

- характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся научатся:

- определять понятия: «цитология», «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл», «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества», «ядро», «ядрышко», «хромосомы», «ткань»;

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

- распознавать различные виды тканей.

Учащиеся могут узнать:

- историю открытия клетки, ученых, внесших большой вклад в изучение клетки;

- клетка - единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки;

- макро- и микроэлементы,

- космическую роль зеленых растений

Учащиеся смогут научиться:

- определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты», «основная ткань», «образовательная ткань», «проводящая ткань», «механическая ткань», «покровная ткань»;

- объяснять отличия молодой клетки от старой,

- доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма;

- находить отличительные особенности строения различных типов растительных тканей;

Тема 3. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)

1. Личностные результаты:

Учащиеся смогут узнать:

- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

- знать правила поведения в природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- уметь реализовывать теоретические познания на практике;

- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

- испытывать любовь к природе;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

- уметь слушать и слышать другое мнение.

2. Метапредметные результаты

Учащиеся научатся:

- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

3. Предметные результаты:

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Учащиеся могут узнать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

- разнообразие и распространение бактерий и грибов;

- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся научатся:

- давать общую характеристику бактериям и грибам;

- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

- отличать съедобные грибы от ядовитых;

- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся могут узнать:

- значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий;

- жизнедеятельность грибов-хищников

Учащиеся смогут научиться:

- выращивать бактерии: картофельную и сенную палочку;

- выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными.- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Тема 4. Царство Растения (10 часов)

1. Личностные результаты:

Учащиеся научатся:

- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

- знать правила поведения в природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- уметь реализовывать теоретические познания на практике;

- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

- испытывать любовь к природе;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

- уметь слушать и слышать другое мнение.

2. Метапредметные результаты

Учащиеся научатся:

- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

- оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

3. Предметные результаты:

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

Учащиеся могут знать:

- основные методы изучения растений;

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

- роль растений в биосфере и жизни человека;

- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся смогут научится:

- давать общую характеристику растительного царства;

- объяснять роль растений биосфере;

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся могут узнать:

- половое и бесполое размножение водорослей,

- жизненные циклы мхов и папоротников,

- древовидные папоротники,

- жизненный цикл сосны,

- покрытосеменные - господствующая группа растений,

- редкие и охраняемые растения Омской области

Учащиеся смогут научиться:

- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,

- выявлять приспособления у растений к среде обитания,

- различать лекарственные и ядовитые растения.



41


© 2010-2022