Элективный курс по биологии Решение генетических задач

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Угутская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

руководитель МО руководитель методсовета директор

МБОУ «Угутская СОШ» МБОУ «Угутская СОШ» МБОУ «Угутская СОШ»

__________/_Шишкина Е М/ ___________/Алтаева М.Г. / __________/Титоренко Е.В./

протокол №7 от протокол № 3 от приказ № 515 от

«_27_»августа 2014г. «28»августа 2014г. «29» августа 2014г.





ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Решение генетических задач»


Составила: Шишкина Елена Михайловна,

учитель биологии,

1 квалификационная категория.



с.п. Угут

2014-2015 учебный год.

Пояснительная записка


Программа предназначена для учащихся 10 класса, увлеченных биологией и сдающих ЕГЭ по биологии. Она обеспечивает подготовку по данной теме. Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки курса биологии, имеет профессиональную направленность и направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, при котором учитываются интересы, способности и склонности старшеклассников. Курс опирается на знания и умения учащихся, полученные при изучении биологии.

В процессе занятий предполагается закрепление учащимися опыта поиска информации, совершенствование умений делать доклады, сообщения, закрепление навыка решения генетических задач различных уровней сложности, возникновение стойкого интереса к одной из самых перспективных биологических наук - генетике.

Актуальность изучения раздела "Решение генетических задач" возрастает, в связи с тем, что развитие науки генетика происходит быстрыми темпами и все большее значение приобретает знание генетических вопросов для медицины, а значит и для человека.

Программа построена с учетом принципов педагогики сотрудничества и направлена на гуманизацию и индивидуализацию педагогического процесса.

Программа рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю, в течение всего года.

Цели курса:

  1. Создание условий для развития творческого мышления, умение самостоятельно применять и пополнять свои знания.

  2. Формирование и развитие интереса к биологии в целом и генетике в частности.

Задачи курса:

  1. Совершенствовать умение и навыки решения генетических задач различной степени сложности.

  2. Расширить и углублять знания данного раздела.

  3. Обеспечить высокую степень готовности учащихся к ЕГЭ по биологии.

  4. Развивать логическое мышление учащихся.


Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать: Основные генетические понятия, генетические законы и символику, методы изучения генетики.

Учащиеся должны уметь:

  • давать аргументированную оценку новой информации;

  • применять различные генетические законы при решении задач;

  • прогнозировать вероятность передачи по наследству генетических нарушений;

  • готовить материалы по теоретическому материалу;

  • составлять родословную;

  • сравнивать, анализировать, делать выводы;

  • владеть языком предмета.

Оценивание учащихся не предусматривается и основной мотивацией является познавательный интерес и успешность при изучении материала повышенной сложности. На итоговой зачетной работе по решению учащимися всех типов задач, умения и навыки оцениваются в форме «зачтено», «не зачтено».

Учебный план


п/п

Название темы

Кол-во часов

Практическая часть

Контрольные работы

I.

Введение

2



II.

Моногибридное скрещивание

6

5


III.

Дигибридное скрещивание

6

5


IV.

Полигибридное скрещивание

4

3


V.

Сцепленное наследование генов

6

4


VI.

Наследование, сцепленное с полом

4

3


VII.

Взаимодействие неаллельных генов

4

3


VIII.

Итоговые занятия

2


1


Итого:

34

23

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Общее количество часов - 34.

1. Введение. 2 часа.

Теоретический курс. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий.

2. Моногибридное скрещивание. 6 часов.

Теоретический курс - 1 час. Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы. Промежуточное наследование. Анализирующее скрещивание. Множественный аллелизм. Кодоминирование. Летальные аллели.

Практический курс - 5 часов. Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества фенотипов и генотипов потомков. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на промежуточное наследование признаков. Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям. Решение задач на анализирующее скрещивание.

3. Дигибридное скрещивание. 6 часов.

Теоретический курс - 1 час. Закономерности наследования при дигибридном скрещивании, цитологические основы наследования, III закон Менделя.

Практический курс - 5 часов. Решение прямых задач на дигибридное скрещивание. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание.

4. Полигибридное скрещивание. 4 часа.

Теоретический курс -1 час. Математические закономерности наследования, используемые при решении задач на полигибридное скрещивание.

Практический курс - 3 часа. Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками. Определение количества фенотипов и фенотипы потомков. Решение прямых и обратных задач на полигибридное скрещивание.

5. Сцепленное наследование генов. 6 часов.

Теоретический курс - 2 часа. Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования: в случае коньюгации хромосом без кроссинговера; в случае коньюгации и кроссинговера между двумя хроматидами; в случае коньюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид. Генетические карты. Хромосомная теория наследственности.

Практический курс - 4 часа. Решение задач на сцепленное наследование. Определение количества кроссоверных особей в потомстве. Определение вероятности возникновения различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами.

6. Наследование, сцепленное с полом. 4 часа.

Теоретический курс - 1 час. Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.

Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль половых хро-мосом в жизни и развитии организмов.

Практический курс - 3 часа. Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой. Решение прямых и обратных задач на сцепление с У-хромосомой.

7. Взаимодействие неаллельных генов. 4 часа.

Теоретический курс - 1 час. Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия.

Практический курс - 3 часа. Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов.

8. Итоговое занятие. 2 часа.

Самостоятельное решение генетических задач всех видов.

Ожидаемые результаты:

  • знание основных генетических законов;

  • владение генетической терминологией;

  • умение решать задачи повышенной сложности;

  • умение прогнозировать вероятность передачи по наследству различных генетических нарушений;

  • умение применять генетические законы при решении задач;

  • умение готовить доклады по теоретическому материалу.




Тематическое планирование

Раздел

Тема урока

Основное содержание


Лабораторный практикум


Виды и формы контроля

I. Введение (2 часа)

1.История генетических открытий. Методы генетики.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий



2. Генетическая терминология и символика



II. Моногибридное скрещивание (6 часов)

3. Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем

Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г.Менделем и их цитологические основы. Промежуточное наследование. Анализирующее скрещивание. Множественный аллелизм. Кодоминирование. Летальные аллели.

Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества фенотипов и генотипов потомков. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на промежуточное наследование признаков. Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям. Решение задач на анализирующее скрещивание.




4.Практическая работа № 1 «Решение задач на моногибридное скрещивание».

Практическая работа № 1

Практическая работа № 1

5. Практическая работа № 2 «Решение задач на моногибридное скрещивание».

Практическая работа № 2

Практическая работа № 2

6. Практическая работа № 3 «Решение задач на промежуточное наследование признаков»

Практическая работа № 3

Практическая работа № 3

7. Практическая работа № 4 «Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям»

Практическая работа № 4

Практическая работа № 4

8. Практическая работа № 5 «Решение задач на анализирующее скрещивание»

Практическая работа № 5

Практическая работа № 5

III. Дигибридное скрещивание (6 часов)


9.Закономерности наследования при дигибридном скрещивании, 3 закон Менделя.

Закономерности наследования при дигибридном скрещивании, цитологические основы наследования, III закон Менделя.

Решение прямых задач на дигибридное скрещивание. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание.




10.Практическая работа № 6 «Решение задач на дигибридное скрещивание».

Практическая работа № 6

Практическая работа № 6

11.Практическое занятие № 7 «Решение задач на дигибридное скрещивание».

Практическое занятие № 7

Практическое занятие № 7

12.Практическая работа № 8 «Решение задач на дигибридное скрещивани

Практическая работа № 8


Практическая работа № 8



IV. Полигибридное скрещивание(4 часа)


15.Математические закономерности наследования, используемые при решении задач на полигибридное скрещивание.

Математическая закономерность наследования, используемые при решении задач на полигибридное скрещивание.

Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками. Определение количества фенотипов и генотипы потомков. Решение прямых и обратных задач на полигибридное скрещивание.




16.Практическая работа № 9 «Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками.».

Практическая работа № 9

Практическая работа № 9

17.Практическая работа № 10 «Решение задач на полигибридное скрещивание».

Практическая работа № 10

Практическая работа № 10

18.Практическая работа № 11 «Решение задач на полигибридное скрещивание».

Практическая работа № 11

Практическая работа № 11

V. Сцепленное наследование генов (6 часов)


19.Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление.

. Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования: в случае коньюгации хромосом без кроссинговера; в случае коньюгации и кроссинговера между двумя хроматидами; в случае коньюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид. Генетические карты. Хромосомная теория наследования.

Решение задач на сцепленное наследование. Определение количества кроссоверных особей в потомстве. Определение вероятности возникновения различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами



20.Хромосомная теория наследственности.



21.Практическая работа №12 «Решение задач на сцепленное наследование»

Практическая работа №12

Практическая работа №12

22.Практическая работа № 13 «Решение задач на сцепленное наследование»

Практическая работа № 13

Практическая работа № 13

23.Практическая работа № 14 «Решение задач на сцепленное наследование»

Практическая работа № 14

Практическая работа № 14

24.Практическая работа № 15 «Решение задач на сцепленное наследование»

Практическая работа № 15

Практическая работа № 15

VI. Наследование, сцепленное с полом (4 часа)


25.Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.

Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.

Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль половых хромосом в жизни и развитии организмов.

Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с X - хромосомой. Решение прямых и обратных задач на сцепление с Y - хромосомой.




26.Практическая работа №16 «Решение задач на сцепление признака с Х-хромосомой»

Практическая работа №16

Практическая работа №16

27. Практическая работа № 17 «Решение задач на сцепление признака с Х-хромосомой»

Практическая работа № 17

Практическая работа № 17

28. Практическая работа № 18 «Решение задач на сцепление признака

с У-хромосомой »

Практическая работа № 18

Практическая работа № 18

VII. Взаимодействие неаллельных генов (4 часа)


29.Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия.

Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия.

Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов



30.Практическая работа № 19 « Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов»

Практическая работа № 19

Практическая работа № 19

31.Практическая работа № 20 « Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов»

Практическая работа № 20

Практическая работа № 20

32.Практическая работа № 21 «Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов»

Практическая работа № 21

Практическая работа № 21



VIII. Итоговые занятия

(2 часа

Практическая работа № 22 "Решение генетических задач смешанного типа".

Практическая работа № 22

Практическая работа № 22

Практическая работа № 23 "Решение генетических задач смешанного типа".

Практическая работа № 23

Практическая работа № 23

33.Итоговое занятие.

Самостоятельное решение генетических задач всех видов.



Итоговая контрольная работа

Подведение итогов




34.Итоговое занятие.









Литература для учителя


  1. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов. Издательство «Лицей», 1998 г.

  2. Тренажер по общей биологии для учащихся 10-11 классов и поступающих в вузы. Тренировочные задачи. Составитель М.В.Высоцкая. Волгоград, 2006 г.

  3. Биология. 10 класс. Поурочные планы по учебнику Д.К.Беляева, П.М.Бородина, Н.Н.Воронцова. Автор-составитель А.Ю.Гаврилова. Волгоград.2006 г.






© 2010-2022