Программа внеурочной деятельности по биологии «Основы культуры здоровья человека»

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Основы культуры здоровья человека»


Класс 5








Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы культуры здоровья человека» составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе требований к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844, Приказ Министерства образования РФ от 17.12.10 № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО»), Устава муниципального автономного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 имени Ф.Я. Фалалеева п.Монино Щелковского муниципального района Московской области.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Основы культуры здоровья человека»

может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательного и образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Цель курса:

создать условия для формирования у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему.

Задачи курса:

  • профилактика заболеваний, укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности ученика;

  • организовать мониторинг здоровья и физического развития;

  • обучить различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;

  • овладеть навыками проектной деятельности;

  • сформировать понимания зависимости здоровья человека от веществ, потребляемых организмом;

  • обучить практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье;

  • сформировать важнейшие социальные навыки, способствующие социальной адаптации.

Общая характеристика учебного курса

Актуальность и перспективность. В современном обществе наблюдается снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни, отсутствие навыков социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприятных условиях, неумение оказывать помощь окружающим и себе лично. И как результат - ослабление здоровья нации, гибель большого количества людей в экстремальных ситуациях. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Курс внеурочной деятельности «Основы культуры здоровья человека» знакомит учащихся с понятием и характеристикой здоровья человека, методами его сохранения, влиянием на организм вредных привычек и ориентирован на применение знаний в практической деятельности. В нем содержатся задания для выполнения исследовательских работ и проектов в соответствии с требованиями ФГОС к оформлению результатов.

Место учебного курса в учебном плане


Программа «Основы культуры здоровья человека» рассчитана для обучающихся 5,6-х классов по 1 часу (45 мин.) в неделю, программа реализуется за 35 часов в год.

Личностные, метапредметные результаты освоения учебного курса

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности является:

  • знание основных принципов и правил отношения к жизни, основ здорового образа жизни;

  • формирование культуры здоровья - отношения к здоровью как высшей ценности человека

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение своего организма;

  • Развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

-Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

-Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.

-Проговаривать последовательность действий на занятии.

-Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.

-Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

-Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).

Познавательные УУД:

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

-Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

-Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

-Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Содержание учебного курса

Раздел 1. Знакомство (2 ч.)

Модульl. Введение. Здоровье человека. (3 часа)

Виды здоровья человека. Физическое здоровье. Эмоциональное здоровье. Психическое здоровье. Нравственное здоровье. Факторы здоровья. Общее представление о строении человека. Оценка состояния своего здоровья.

Лабораторная работа: Оценка состояния здоровья.

Практическая работа: Составление формулы здоровья.

Практическая работа: Мой рост, телосложение, мой пол, цвет волос и глаз и другие внешние данные.

Модульll. Изучение организма человека. (18часов)

Общий обзор организма человека. Организм человека - единая система. Регуляция организма. Скелет человека. Мышцы. Осанка. Строение полости рта. Зубы человека. Состояние зубов. Оценка состояния своего здоровья. Ведение дневника здоровья.Кожа. Спорт в жизни человека. Органы чувств .

Практическая работа «Мой портфель».

Практическая работа »Определение сутулости и круглой спины»

Лабораторная работа «Строение и гигиена ротовой полости».

Практическая работа» Наложение шины на конечность»

Лабораторная работа «Как правильно чистить зубы».

Практическая работа «Составление упражнений для глаз».

Практическая работа» Оказываем помощь нашим глазам»

Практическая работа» Распознавание различных запахов»

Практическая работа» Распознай голоса птиц»

Практическая работа «Разработка паспорта здоровья».

Модульlll. Моё здоровье в моих руках. (11 часов)

Виды проектной деятельности, этапы работы над проектом, вещества необходимые организму, продукты питания. Стресс, его причины и негативное влияние за организм человека. Способы релаксации.

История табакокурения в Европе и в России. Влияние никотина на организм человека. Профилактика табакокурения.

Влияние сквернословия на здоровье человека (медицина и религия). Эксперименты учёных и исследования этого вопроса в России и Японии.

Экскурсия: сбор данных о составе продуктов питания.

Практическая работа: Разработка проекта для организации зон релаксации в школе.

Практическая работа: Изучение влияния курения на здоровье человека с помощью модели «курящего Сема» .

Творческая работа: Сквернословие вредит здоровью. (Стенгазета, плакат или мини-сочинение).

Модуль lV. Познай себя. (3 часа)

Что такое психология Знакомство с основными составляющими Я-образ. Что я знаю о себе и окружающих. Внимание. Что такое темперамент. Мой характер.

Коммуникативный тренинг «Рукопожатие вслепую!»

Игра «Копия памятника.

Тест «Мой темперамент».

Разыгрывание сценок из сказки о типах темперамента

Игра - импровизация «Мое отражение в озере»

Календарно - тематическое планирование

№/п

Тема

Характеристика основных видов деятельности ученика

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

I.

Введение.

Здоровье человека.




1.

Виды здоровья человека.

Участвовать в диалоге, игровых моментах, культурно формулирует свое отношение к происходящему

04.09

2.

Я и мое тело.

Извлекает из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей. Использует речь для регуляции своего поведения.

11.09

3.

Что я в себе вижу?

Участвовать в диалоге, игровых моментах, культурно формулирует свое отношение к происходящему

18.09

II.

Изучение организма человека и обеспечение его безопасности



4.

Строение организма человека и регуляция его работы.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

25.09

5.

Опорно-двигательная система.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

02.10

6.

Как сохранить правильную осанку?

Учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Контролировать действия партнера.

09.10

7

Как оказать помощь при переломе?

Участвовать в диалоге, игровых моментах, культурно формулирует свое отношение к происходящему

16.10

8.

Строение и гигиена ротовой полости.

Участвовать в диалоге, игровых моментах, культурно формулирует свое отношение к происходящему

23.10

9.

Почему я вижу?

Участвовать в диалоге, игровых моментах, культурно формулирует свое отношение к происходящему

06.11

10

Как оказать помощь при травме глаз?

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, владеет диалогической формой коммуникации.

13.11

11.

Как я распознаю запахи?

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

20.11

12

Почему я слышу?

Использовать речь для регуляции своего поведения, задавать вопросы. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению.

27.11

13

Почему я дышу?

Использовать речь для регуляции своего поведения, задавать вопросы. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению.

04.12

14

Здоровая кожа.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

11.12

15

В гостях у Мойдодыра.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

18.12

16

Как не получить солнечный ожог?

Использовать речь для регуляции своего поведения, задавать вопросы. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению.

25.12

17

Закаливание.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

15.01

18

Сон и его значение для здоровья человека.

Осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.

22.01

19

Спорт в жизни ребёнка.

Осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.

29.01

20

Режим дня -залог здоровья.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

05.02

21

Паспорт здоровья

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, владеет диалогической формой коммуникации.

12.02

III.

Моё здоровье в моих руках.




22

Зачем человек ест?

Учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Контролировать действия партнера.

19.02


23

Как питались в стародавние времена и питание нашего времени.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

26.02


24

Секреты здорового питания. Рацион питания.

Использовать средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

04.03


25-26.

Проект «Изучение состава продуктов питания»

Учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Контролировать действия партнера.

11.03-18.03

27

Культура питания.

Приглашаем к чаю.

Использовать средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

01.04

28

Культура питания. Этикет.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

08.04

29

5. Стресс. Как помогают его снять комнатные растения.

Учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Контролировать действия партнера.

15.04

30

Моё настроение.

Передай улыбку по кругу.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

22.04

31.

О вреде курения.

Учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

29.04

32

Сквернословие и здоровье.

Использовать средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

06.05

IV.

Познай себя.




33

Психология - знакомая незнакомка.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

13.05

34.

Что такое темперамент?

Учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Контролировать действия партнера.

20.05

35

Мой характер.

Учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Контролировать действия партнера.

27.05

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Для обеспечения программы учебного курса «Основы культуры здоровья человека» необходим просторный учебный кабинет и минимальный уровень оборудования:

  • комплект карточек-сценариев, карточек - проблемных ситуаций и т.д.;

  • реквизит для сюжетно-ролевых игр;

  • компьютер и подборка музыкальных записей для сопровождения речевых ситуаций, коммуникативных сценок;

  • мультимедийный комплекс;

  • проектор и экран;

Список информационных источников:

1.Александрова В.П., Болгова И.В. Культура здоровья человека: Практикум с основами экологического проектирования. М.: ВАКО, 2015.

2.Бадмаев Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству. М., 2008- 214с..

3.Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). - Екатеринбург: "ЛИТУР", 2011. - 192с.

4.Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе. Ростов н/Д: Феникс,2007.

5.Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 2001- 116с.

6.Гуревич К.Г. Основы здорового образа жизни. М.: МГМСУ Росздрава, 2011.

7.Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2003- 58 с.

8.Григорьев, Д. В., Степанов П. В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в школе [Текст] / Д. В Григорьев, П. В. Степанов. - М., 2011. Центр теории воспитания ИТИП РАО - проект.

9.Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.- Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 2005. - 116с.

10.Игры: обучение, тренинг, досуг /под ред. В.В. Петрусинского, «Новая школа», М., 2004.

11.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения

12.Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей. М.: ВАКО, 2011.

13.Программа «Обучение здоровью» для 1-11 классов. под общ. ред. Л.Ф.Шатохиной.Москва , 2005

14.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы\ Н.К.Смирнов М. АРКТИ, 2009-273с.

15.Соколов Я.В. Наш выбор: здоровый образ жизни. М.: НМЦ «Гражданин», 2010.

16.Шатохина Л.Ф.Обучение здоровью: методические рекомендации по организации учебного процесса\ Л.Ф.Шатохина.

  1. Мультимедийный проектор.

  2. Персональный компьютер.

  3. Экран проекционный.

4.Телевизор с DVD- плейером комплекты печатных демонстрационных пособий;

5.Библиотека учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;

6.Задания для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающих

Планируемые результаты изучения учебного курса

В результате освоения курса учащиеся должны:

Знать:

  • особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

  • методы биологической науки при изучении организма человека:

  • составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека:

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Уметь:

  • проводить наблюдения за состоянием собственного организма;

  • выделять эстетические достоинства человеческого тела;

  • реализовывать установки здорового образа жизни;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять еѐ в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Использовать приобретенные знания:

  • Обучающийся сможет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, будет владеть диалогической формой коммуникации(дискуссия, дебаты), используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия, выполняя различные роли в группе, будет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Сможет осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.

Планируемые уровни воспитательных результатов


Первый уровень: приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень: получение школьником опыта и переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Третий уровень: получение школьником опыта самостоятельного действия.

Основной формой учета внеурочных достижений обучающихся является портфолио.





© 2010-2022