Урок Речной рак. Место обитания и образ жизни

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок Речной рак. Место обитания и образ жизниУрок Речной рак. Место обитания и образ жизни



ОБРАЗ ЖИЗНИ И ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ РЕЧНОГО РАКА
Типичный представитель класса ракообразных речной рак обитает в пресной чистой воде - реках, ручьях и озерах. Днем раки скрываются под камнями или в норах, вырытых на дне либо у берегов под корнями деревьев. Ночью они выползают из своих укрытий в поисках пищи. Речные раки всеядны. Они питаются растениями и животными, причем могут поедать и живую, и мертвую добычу. Запах пищи раки чувствуют на большом расстоянии, особенно если трупы лягушек, рыб и других животных начали разлагаться.
Речной рак, как и все членистоногие, имеет твердый покров, основу которого составляет органическое вещество - хитин. Этот легкий, но твердый хитиновый покров защищает мягкие части тела животного. Кроме того, он служит наружным, скелетом, так как изнутри к нему прикрепляются мышцы. Твердые покровы рака зеленовато-бурого цвета. Эта защитная окраска делает его невидимым на фоне темного дна. Красящие вещества покровов при варке рака разрушаются и изменяют свой цвет - рак становится красным.
Тело рака подразделяется на два отдела: массивную головогрудь и более плоское членистое брюшко.
Головогрудь состоит из двух частей: передней (головной) и задней (грудной), неподвижно сросшихся между собой. В местах срастания видна изогнутая борозда - шов. Головной отдел имеет спереди острый шип. По бокам шипа в углублениях сидят на подвижных стебельках глаза, а впереди отходят две пары тонких и очень подвижных усиков: одни короткие, другие длинные. Это органы осязания и обоняния.
По сторонам рта у рака расположено шесть пар видоизмененных конечностей - это ротовые органы. Переднюю пару называют верхними челюстями, вторую и третью - нижними. Затем следуют три пары ногочелюстей. С помощью клешней рак захватывает добычу, разрывает ее и подносит куски ко рту, ногочелюстями рак удерживает пищу, а челюстями измельчает ее.
У рака пять грудных членистых ног (отсюда и название типа - членистоногие). Первая пара ног рака самая крупная, с сильно развитыми клешнями. Это органы защиты, нападения и захвата пищи. Следующие четыре пары ног более короткие и тонкие, ходильные.
Брюшко состоит из шести подвижно сочлененных члеников и заканчивается пятилопастным хвостовым плавником. С нижней стороны брюшка видны четыре пары коротких брюшных плавательных ножек. При помощи ходильных ног рак продвигается по дну головой вперед. Плавает он вперед хвостовым концом, подгибая под себя брюшко и с силой загребая воду плавником.
У раков самки внешне отличаются от самцов. У самок брюшко уже головогруди. Хитиновый покров очень слаборастяжим, поэтому рост молодых раков происходит неравномерно. Периодически старый покров становится тесным для растущего животного. Он отстает от тела, а под ним образуется новый покров. Происходит линька: старый покров лопается, и из него выходит рак, покрытый мягким и бесцветным хитином. Рак быстро растет, а хитин пропитывается известью и твердеет. Тогда рост прекращается до новой линьки.



Технологическая карта урока. Фамилия Имя _________________________________________________

Задание № 1. Сравните организмов на картинке.

Речной рак - особенность

Сходства

Креветка - особенность

Задание № 2. Перечислите признаки членистоногих.

Признаки членистоногих:

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание № 3. Заполните таблицу помет.

V «знакомый материал»

«+ « новая информация

«- « думал иначе

? новый вопрос


Задание № 4 Ответьте на вопрос, опираясь на знания, полученные в ходе урока.

Кто?

Чем?

Где?

Как?

Какой?

Приложение 1

Карточка выхода для учителей

Урок биологии. Класс 7 А. Учитель Потапова Е.В.

Тема урока «Речной рак. Место обитания и образ жизни»

ФИО присутствующего учителя _______________________________________


  1. Что было ценного для Вас на уроке?



  1. Чем этот урок важен для учеников?



  1. Какие вопросы у Вас возникли по уроку?



  1. Ваши пожелания учителю.















Приложение 3

© 2010-2022