• Преподавателю
  • Биология
  • Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии и химии

Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии и химии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Факультет естественнонаучного и математического образования



Курсовая работа на тему

Технология развития критического мышления через чтение и письмо и ее использование в обучение химии.



Выполнил: учитель химии и биологии

МОУ СОШ с. Маккавеево Читинского района

Зимина Ольга Викторовна

Проверил: декан , методист ЗабИПКРО

Никифорова Елена Ивановна

Чита, 2010

Содержание

I. Введение.

-Что нужно современному человеку для того, чтобы чувствовать

себя комфортно в новых социально-экономических условиях?

- Что нужно мне как педагогу для изучения интересующей меня проблемы?

II. Основная часть.

- Образовательная технология, которая отвечает требованиям

компетентностного и деятельностного подходов в образовании.

- Сущность технологии развития критического мышления через

чтение и письмо.

- Акценты целей технологии РКМЧП.

- Особенности концептуала.

- Особенности организации урока с использованием технологии РКМЧП.

-Методические приемы, используемые в технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

III. Заключение.

- Возможность использование технологии развития критического мышления

через чтение и письмо на уроках химии в условиях моей школы.

IV. Список литературы.

I Введение.

Что нужно современному человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях?

Что нужно современному человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях? Для этого необходимо, чтобы человек был способен гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем:

- критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения;

- четко осознавать, где искать и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в реальной жизни;

- уметь генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией: уметь собирать, необходимые для решения определенной проблемы, факты; анализировать их; выдвигать гипотезы решения проблем. Делать необходимые обобщения, сопоставлять с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем;

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать в командах, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

- работать над развитием своего интеллекта и философского восприятия окружения.

Какие условия для этого нам необходимо создать, обучая кого-нибудь, что бы он овладел этими способностями?

Прежде всего, необходимо обеспечить вовлечение каждого обучаемого в активный познавательный процесс получения знаний, применения этих знаний на практике и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

Для этого необходимо учиться и «работать» одновременно! Если вспомнить, что мы делали в детстве, учась быть человеком? Играли! Играя, мы моделировали реальность, закрепляя на практике «теорию». Психологи отмечают, что объем знаний и умений (в битах информации), которые мы получили дл того, как пошли в школу в несколько раз больше того, что мы приобретаем за всю последующую жизнь. Почему же мы так плохо используем свой жизненный опыт и здравый смысл?

Процесс обучения не заканчивается в школе, профессиональном училище, колледже, ВУЗе. Он становится непрерывным. Система непрерывного образования- веление времени.

Поэтому возникла потребность в создании технологии обучения, ориентированной на развитие критического мышления, овладение разнообразными способами интерпретациями и оценки информационного сообщения, способности выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, спираясь не только на логику, но и на представление собеседника. Такой ученик чувствует себя уверенно в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы.

Критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационного пространства, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

Каждый из нас является носителем уникального жизненного и педагогического опыта. Будучи «помноженным» на мощность современных систем сбора и обработки информации, мы можем за короткие сроки накопить «критическую массу» знаний и опыта, которая позволит взорвать закостенелую образовательную систему.

Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов.

Какая новая педагогическая технология наиболее перспективна для решения поставленной задачи?

К таким технологиям, я считаю без опасения ошибиться, можно отнести РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо). Авторами данной технологии являются американские педагоги Дж. Стил, К.Мередит, Ч, Темпл и С. Уолтер.

Что нужно мне как педагогу для изучения интересующей меня проблемы?

Я считаю, что развитие критического мышления учащихся актуально и важно в нашей школе. Дети сельских школ не всегда имеют возможность для полноценного общения. Мир, который их окружает, не так велик как у городского школьника. Они обладают слабыми коммуникативными навыками, недостаточно уверены в своих силах. Поэтому технология РКМЧП поможет мне разрешить существующие проблемы. Воспитать своих учащихся более успешными.

Из перечисленного выше я для себя решила подробнее познакомиться с целями, задачами технологии РКМЧП так как считаю, что данная технология является открытой по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие учащегося и учителя.

Я работаю в обычной общеобразовательной школе. Преподаю предметы химию и биологию в классах с разным уровнем подготовки учащихся. Кроме этого в школе создан естественно- научный профиль. Поэтому применение РКМЧП возможно в нашей школе для развития мышления учащихся. Применение данной технологии не требует больших затрат, что актуально для низкой материальной базы нашей школы.

При работе над выбранной темой я составила для себя план изучения:

а) изучить цели, задачи технологии РКМЧП;

б) особенности концептуала технологии РКМЧП;

в) особенности организации работы в школе с использованием технологии РКМЧП;

г) методические приемы, применяемые в технологии РКМЧП;

Для приобретения необходимых теоретических знаний я проработала следующую информацию:

  1. Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии- М. центр химпресс. 2004

2. Газета Первое сентября - химия.- 2007.- № 3- С 40-43,

2008.-№ 4- С 32-34, 2008. - №6- С 35-41.

3.Зимин В.Н. Интерактивные методы и техники обучения-учебно- методическое пособие. Иркутск-2007

4. Крившенко Л.П. Педагогика- М.: Т К Велби. Изд. Проспект.2004

5. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии -2005г

Кроме перечисленной литературы я использовала материал из интернета и лекции «Современные технологии обучения химии».

Материалы, которые я использовала для своего самообразования, написаны доступным языком, интересным языком. Научные факты представлены просто и ясно.

У авторов Крившенко Л.П., Селевко Г.К., Бересневой Е.В. изложены теоретические аспекты технологии, концепции. В газете «Первое сентября»-химия приведены примеры уроков, построенные в соответствии с технологией развития критического мышления через чтение и письмо.

В учебно - методическом пособии Зимина В.Н. подробно описаны методики работы с текстовой информацией., экспресс- метод овладения предметом и умением учиться.

Для работы над данной темой я составила индивидуальный образовательно-профессиональный маршрут, в котором обозначила для себя задачи, способы достижения результатов. И как результат это готовность применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях своей школы.





II. Основная часть.

- Образовательная технология, которая отвечает требованиям компетентностного и деятельностного подходов в образовании.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце ХХ века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развития качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

- Сущность технологии развития критического мышления через

чтение и письмо.

Критическое мышление- это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

В чем же специфика этой образовательной технологии? Во- первых, учебный процесс строится на научно обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во- вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и адекватным каждой учебной ситуации в каждый момент времени. (Речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процессах реализации проектов). В- третьих, рассматриваемая технология позволяет проводить все обучение на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Акценты целей технологии РКМЧП.

1. Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

2. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

3. Развитие аналитического, критического мышления. Задача научить школьников:

а) выделять причинно-следственные связи;

б) рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

в) отвергать ненужную и неверную информацию;

г) понимать, как различные части информации связаны между собой;

д) выделять ошибки в рассуждениях;

е) делать выводы о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

ж) избегать категоричности в утверждениях;

з) быть честным в своих рассуждениях;

и) определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

к) выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

л) уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

м) подвергать сомнению логическую непоследовательность, устной или письменной речи;

н) отделять главное от существенного в тесте или в речи и уметь акцентировать на первом.

4. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информации. С точки зрения важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

5. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Особенности концептуала.

- Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

- Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

- Коммуникативно- деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

- Умение мыслить критически- это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительный и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

- Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.

- Слова «все», «никто», «всегда», «постоянно» о обобщенные предположения типа «Учителя не понимают детей», «Молодежь не уважает стариков» и другие подобные выражения ведут к неправильным представлениям, поэтому следует употреблять слова «некоторые», «иногда», «порой», «зачастую».

Особенности организации урока с использованием технологии РКМЧП.

Правила проведения уроков по формированию критического мышления.

  1. В работу должны быть вовлечены все учащиеся. Для этого, например, используется методический прием- короткие выступления при обсуждении темы.

  2. Следует позаботиться о психологической подготовке учащихся. Для этого полезно проводить разминки, поощрять учеников за активное участие в работе, предоставлять им возможность самореализации.

  3. Учащихся должно быть не более 30 человек, тогда их можно разделить на группы по 5-6 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в группах. Очень важно, чтобы каждый был услышан, каждая группа имела возможность выступить по проблеме.

  4. Процедуру и регламент урока надо обсудить в начале занятия и не нарушать их.

  5. Ученики могут делиться на группы добровольно, но обязательно надо добиться, чтобы группы были примерно равны по силам.

Существуют конкретные приемы и стратегии для работы на этапе вызова, на смысловой стадии и на этапе размышления. Каждый прием и стратегия в технологии РКМЧП имеют своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся.

Технология РКМЧП - это надпредметная, проникающая, она применима в любых программе и предмете.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потомна осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия - «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия- «осмысление»-содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется широко: это и письменный текст, и речь учителя, и презентация.

Третья стадия- «рефлексия»- размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного теста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А.Г. Ривина- В.К. Дьяченко, так как основой является работа учащихся в динамических парах и группах.

Широко применяются различные комбинации этих форм («крест», «зигзаг», «параллельные тесты» и т.п.). Тексту отводится приоритетная роль. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, сочиняют.

Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Роль учителя - в основном координирующая.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы отражают взаимоотношение между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо появилась сравнительно недавно, когда заговорили о модернизации российского образования, когда появилась необходимость личностно- ориентированного обучения учащихся. Развитие мирового сообщества требует все более успешных людей, способных двигать научно-технический прогресс.

Учителя по-разному воспринимают новое. Кто-то говорит, что это давно известно, описано в классических педагогических трудах. Другие полагают, что в условиях нашей традиционной классно-урочной системы вряд ли получится реализовать все идеи программы. Почему же возникает столько вопросов?

Просто мы привыкли вести урок, имея перед собой достаточно ясный план, где действия учителя и учащихся расписаны по содержанию, так и по времени. Схема задается в самом начале, а любые отступления от нее воспринимаются как срыв. Поэтому иногда так сильно раздражают «отвлекающие» вопросы учеников, их медлительность при написании письменной работы или шум в классе. Задача успеть все намеченное сковывает. И задумывается ли учитель, а что нужно нашим ученикам? С какой целью они пришли на урок? Бывает, что во время урока дети скучают. Причин их скуки много. Известный психолог Карл Роджерс говорил, что любое знание будет присвоено, если оно будет основано на собственном опыте. Вызвать на поверхность представления или более устойчивые формы знания ученика по изученной теме- задача нелегкая, но она многократно упростит ребятам путь к новым знанию. В технологии развития критического мышления через чтение и письмо- это первая задача, которую решает класс, а не один учитель. Самое трудное для учителя принять все версии, которые предлагают ученики- правильные и неправильные. Лучше письменно их зафиксировать. Иногда вскрываются противоречия в точках зрения (на уроках химии при изучении Периодической системы Д .И. Менделеева у учащихся возникают разные мнения, по поводу положения водорода). Когда видны противоречия или понятно, что собранной информации не хватает, у ребят возникает стремление это преодолеть. По- существу, они сами для себя формируют цель: для чего я буду изучать новый материал, что именно мне нужно узнать, чтобы ответить на собственный вопрос.

Итак, подробно остановимся на характеристики стадий урока.

Стадия вызова

Первый этап работы называется стадией вызова. Этот этап знакомый многим. С вызова начинается работа в режиме проблемного обучения. В классической педагогической литературе используется понятие «создание мотива к обучению». Вместе с этим технология РКМЧП предлагает разнообразный набор приемов и методов для осуществления этого этапа работы. Стройная система приемов включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетания с парной и групповой работой. Учителя подкупает в этих приемах, прежде всего их простота в комплексе с осознанием их значения для реализации поставленной цели.

Когда у школьников на уроке возникает потребность узнать нечто новое, что поможет решить возникшие на стадии вызова проблемы нехватки имеющегося опыта и знаний, противоречий, проявившихся вследствие высказывания различных точек зрения, приходит время знакомиться с новой информацией. В классе нередко основным источником информации становится учитель. При этом он не только ее транслирует, но в большинстве случаев анализирует и оценивает. Ученикам нередко не предоставляется права на заблуждение. Вместе с тем в режиме технологии РКМЧП у ученика на этом этапе уже возникли собственные цели и мотивы для изучения нового. Именно это является основным стимулом развития критического и творческого мышления. Когда ученики читают текст (учебный, научно- популярный, художественный), слушают объяснение учителя, просматривают фильм, они пытаются услышать ответы на поставленные ими же, а не столько учителем вопросы. Учитель может предложить ученикам во время чтения делать карандашные заметки на полях («+»-я это знал до прочтения текста, «V»- это новая для меня информация, «?»-это мне не понятно), записывать в одну колонку основные слова, подтверждающие высказанные во время стадии вызова версии или позволяющие разрешить возникшие тогда противоречия, а также ключевые слова, характеризующие новую для каждого ученика информацию. То же самое можно делать и во время объяснения учителя. Особенно ценны вопросы, которые рождаются у учеников. Для начала можно предложить использовать для их формулирования ключевые слова (что? почему? каким образом? чем вызвано? И т.д.), а со временем ученики сами без помощи учителя смогут сформулировать простые и сложные вопросы. В процессе знакомства с содержанием художественного произведения на уроке школьники с помощью вопросов, которые формулируют учитель и они сами, ищут ответы в самом тексте, оперируя цитатами из текста.

В любом случае, ученики не просто механически слушают или читают текст, не просто выбирают информацию для заполнения предложенной таблицы или пытаются слово в слово повторить текст или объяснение, они преломляют новый материал через призму своих целей, собственных вопросов.

Стадия осмысления и рефлексии

Вторая стадия называется осмыслением содержания. Нередко те учителя, которые используют в работе технологию РКМЧП, уменьшают долю своего участия в процессе знакомства учеников с новым материалом. Они предлагают учащимся (особенно в старших классах) альтернативные источники информации. В любом случае, большинство учителей отмечают, что ученики со временем гораздо более вдумчиво начинают читать, слушать, задают разнообразные вопросы и стремятся не ограничиваться только объяснением учителя, текстом учебника или художественным произведения.

Как часто бывает, на уроке не хватает времени на то, чтобы оценить, что школьники смогли понять и усвоить по теме урока. Учителя полагаются на то, что они смогут сделать это самостоятельно дома. На следующем уроке идет проверка знаний и умений по пройденному материалу. Вместе с тем третья стадия работы по методике развития критического мышления через чтение и письмо- стадия рефлексии необходима. Не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия.

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения. Но подобный анализ малополезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Кроме этого в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного, учащиеся имеют возможность, что один и тот же текст может вызвать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. В любом случае, этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

На стадии рефлексии ученики систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы ( различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т.д.) учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи , информации собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно- следственные связи.

Живой обмен идеями между учащимися в процессе групповой работы дает возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями. Разрешая диалог на стадии рефлексии, учитель дает возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений по одному и тому же вопросу. Это время переосмысления и перемен в учебном процессе, когда ознакомление с разнообразными способами интегрирования новой информации приводит к более гибким конструкциям, которые могут применяться в будущем более эффективно и целенаправленно.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо предлагает шесть типов взаимосвязанных уроков, в результате которых раскрывается творческий потенциал учащихся.

Таблица № 1 «Шесть типов уроков технологии РКМЧП

Номер урока

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

Тип урока

Работа с информ. тестом

Работа с худ. текстом

Взаимообучение

Дискуссия

Письмо

Исследование

Ст.1

Вызов

Мозговой штурм, составление кластера

Мозговой штурм

Верные/

неверные утверждения

Вопросы

Инвентаризация

Парная мозговая атака

Ст.2

Инсерт

Чтение с остановками

Зигзаг

Перекрестная дискуссия

Составление черного теста

Заполнение таблицы

Ст.3

Возращение к кластеру

Составление кластера

Сводная таблица

Эссе

Редактирование издания

Дальнейшее целеполагание

Существуют конкретные приемы и стратегии для работы на этапе вызова, на смысловой стадии и на этапе размышления. Каждый прием и стратегия в технологии развития критического мышления через чтение и письмо имеют своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся.

Какие же приемы включает данная технология.

Прием «Верите ли вы?» используется с целью мотивации предстоящей деятельности и подготовке учащихся к выполнению последующей работы. Обсуждение ответов идет в рабочих группах, а затем группы последовательно отвечают на вопросы для всего класса. Можно предложить 2-3 вопроса.

Стратегия «Зигзаг» имеет целью активизацию познавательной деятельности учащихся. Учитель предварительно разбивает текст на смысловые отрезки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством учеников в группах. Весь класс разбивается на экспертные группы, которые изучают текст смыслового отрывка и готовят его презентацию. Партнеры- эксперты читают и изучают свой материал сообща, планируют способы его по каждому вопросу. Затем эксперты по очереди знакомят группу с изученным материалом.

Прием «Сводная таблица» используется с целью систематизации большого объема материала, развития умений анализировать и сравнивать различные объекты и явления. Этот приём предполагает сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблицу можно строить так: по горизонтали записывается то, что подлежит сравнению, а по вертикали - различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Прием стратегии «Параллельные тесты». Данный прием предлагает учащимся проработать два текста, с начало один, а затем другой. Тексты должны быть подобраны так, чтобы по-разному трактовали одну и ту же проблему. Работа проводится в группах. Учащиеся делают записи в тетради , а затем выступают представители от каждой группы. Под руководством учителя учащиеся обобщают материал и делают выводы.

Прием «Инсерт»- интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.

1 этап. Учащиеся читают текст и делают соответствующие пометки на полях (v, +,-, ?)

2 этап. Заполнить таблицу, систематизируя информацию.

3 этап. Заполнение таблицы.

V

-

+

?


4 этап. Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Экспресс- метод овладения предметом и умением учиться представляет новый эффективный подход работы с учебником по структурированию учебного курса и его частей, в процессе которого происходит глубокое о прочное освоение содержания учебного предмета. Основой данного метода выступает составление обучаемым конспект-схемы учебной информации.

Определяются следующие уровни глубины знаний:

  • Внешнее описание объекта;

  • Взаимодействие с оружающей средой или факторы, влияющие на объект;

  • Внутренние процессы в объекте;

  • Применение объекта в практике;

Степень изученности или проблемы дальнейшего совершенствования.

Внешнее описание

Внутренние процессы

Взаимодействие с окружающим

Практическое применение теории в практике

Нерешенные проблемы


Синквейн-э то стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

Методический прием «Шляпы мышления»-используется для групповой работы. Класс делится на шесть групп, в каждую из которых входит 5-6 человек. Каждая группа получает шляпу соответствующего цвета и задания к ней.

«Белая»- констатация факта;

«Красная»- эмоции;

«Желтая»-положительная оценка происходящего в статье;

«Черная»- критика;

«Зеленая»- творчество;

«Фиолетовая»-подведение итогов.

В своей работе технологию критического мышления я использую недолгое время. На стадии вызова использую прием «Верите ли вы?», что:

  1. Кислород образуется в процессе фотосинтеза.

  2. Молекула кислорода двухатомная?

  3. При обычных условиях кислород- твердое вещество.

  4. Образует две аллотропных модификации.

На уроках обобщения использую прием «Шляпы мышления». Например, при изучении темы «Действие спиртов на организм человека» использую отрывок о положительном и отрицательном влиянии алкоголя на организм. Выполняя задания по группам, учащиеся должны высказать различные точки зрения на проблему и прийти к выводу.

На стадии «Рефлексия» предлагаю написать синвейн.

Например, Металлы

Черные, цветные

Отдают, усиливают, окисляются

Металлы- это химические элементы, атомы которых отдают электроны с внешнего уровня, превращаясь в положительно заряженные ионы.

Восстановители.

На уроках обобщения в 11 классе использую прием «Сводная таблица»

Сравнительные признаки

Соляная кислота

Уксусная кислота

Диссоциация

Тип связи

Тип решетки

Взаимодействие с МЕ

Взаимодействие

с оксидами

Взаимодействие

с основаниями

Взаимодействие с солями

Взаимодействие

со спиртами





III Заключение

- Возможность использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках химии в моей школе.

Чему я хочу научить своих учеников? Этот вопрос задаю себе постоянно. Я глубоко убеждена в том, что главная цель любого урока- это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать взгляд на мир. По- моему, личность - это человек, не боящийся мыслить.

Чтобы достичь поставленной цели, очень важно создать определенные условия для ученика, которые помогли бы обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы ему раскрыться, способствовали формированию мировоззрения.

Главный критерий, которым я руководствуюсь при выборе темы урока, при отборе материала и самое главное, приемов работы с учениками- это осмысление, т.е. ясное представление о том, чему я хочу научить, как я буду это делать. Поэтому работа над уроком на основе технологии РКМЧП мне показалась интересной и несложной.

Я считаю, что применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо в моей школе целесообразно, так как она обладает рядом характерных черт:

  • Технология надпредметная ( возможно использование ее на любом предмете и во внеклассной работе)

  • Технология мобильна, т.е. возможно ее сочетание с технологиями развивающего обучения, проблемной технологией и другими.

  • Технология инновационная, т.к. построена на деятельностном и компетентностном подходах.

  • Технология развивает компетенции, необходимые современному человеку для успешной карьеры.

  • Технология не сложная в применении.

Что дает учащимся технология развития критического мышления через чтение и письмо?

  1. Повышается ответственность за качество собственного образования.

  2. Развиваются навыки работы с текстами любого типа и большими объемами информации.

  3. Развиваются творческие и аналитические способности, умение эффективно работать совместно с другими людьми.







IV Список литературы:

  1. Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии- М. центр химпресс. 2004

2. Газета Первое сентября - химия.- 2007.- № 3- С 40-43,

2008.-№ 4- С 32-34, 2008. - №6- С 35-41.

3.Зимин В.Н. Интерактивные методы и техники обучения-учебно- методическое пособие. Иркутск-2007

4. Крившенко Л.П. Педагогика- М.: Т К Велби. Изд. Проспект.2004

5. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии -2005г



© 2010-2022