Анализ подготовки к ГИА по биологии

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ пробных результатов ЕГЭ в11классе 2015-2016учебный год (25.02.2016года)

Учитель биологии: Ельчанинова О.В.

Цель проведения пробного экзамена: написание пробной ЭГЕ по биологии выпускников 11 класса общеобразовательных учреждений на основе оценки уровня овладения учащимся программным материалом.

Работа проведена на текущем контроле.

Экзаменационные работы были представлены демонстрационным вариантом, рассчитаны на выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (130 минут). Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий : 1) для каждого задания части 1 - 1-5 минут

Работу писало 3 учащихся: Ратахин Н , Ревенко Е, Швабенланд К

Работа проводилась с использованием бланков ответов ЕГЭ по биологии. Мин36 балов проходной.

Класс

Кол-во учащихся, выполнивших работу

% успев.

11

3

100

Анализ результатов выполнения учащимися заданий части 1

Верное выполнение каждого задания части1 оценивается1 или 2 баллами.

Задания части проверяют существенные элементы содержания курса средней школы, сформированность у выпускников научного мировоззрения и биологической компетентности, овладение разнообразными видами учебной деятельности:

- владение биологической терминологией и символикой;

- знание основных методов изучения живой природы, наиболее важных признаков биологических объектов, особенностей организма человека, гигиенических норм и правил здорового образа жизни, экологических основ охраны окружающей среды;

- знание сущности биологических процессов, явлений, общебиологических закономерностей;

- понимание основных положений биологических теорий, законов, правил, гипотез, закономерностей, сущности биологических процессов и явлений;

- умение распознавать биологические объекты по их описанию и рисункам, решать простейшие биологические задачи, использовать биологические знания в практической деятельности;

- умения определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы;

- умения устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений; выявлять общие и отличительные признаки; составлять схемы пищевых цепей; применять знания в измененной ситуации.

Часть 1

Проверяемые элементы содержания и виды учебной деятельности

Швабенланд К

Ревенко Е

Ратахин Н

Биология как наука. Методы познания живой природы. Основные уровни организации живой природы

+

+

+

Клеточная теория. Многообразие клеток. Клетка: химический состав, строение, функции.

+

+

+

Клетка: химический состав, строение, функции органойдов

+

+

+

Клетка - генетическая единица живого. Деление клеток

+

+

+

Разнообразие организмов. Вирусы

+

+

+

Организм. Онтогенез. Воспроизведение организмов

+

+


Основные генетические понятия. Закономерности наследственности. Генетика человека

+

+

+

Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на генетический аппарат клетки и организма

+

+


Закономерности изменчивости

+

+

+

Классификация организмов. Бактерии. Грибы.

+

+

+

Царство Растения. Покрытосеменные растения

+

+

+

Основные отделы растений. Особенности строения и жизнедеятельности

+

+

+

Одноклеточные и многоклеточные животные. Основные типы беспозвоночных, их характеристика.

Классы членистоногих

+

+

+

Хордовые животные. Основные классы, их характеристика

+

+


Человек. Ткани . Органы , системы органов : опорно-двигательная, покровная, выделительная. Размножение и развитие человека.

+

+

+

Человек. Органы, системы органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфообращения.

+

+


Внутренняя среда организма человека. Иммунитет. Обмен веществ. Витамины. Эндокринная система человека

+

+

+

Нервная система человека. Нейрогуморальная регуляция. Анализаторы . Высшая нервная деятельность.

+

+


Гигиена человека. Факторы здоровья и риска

+

+

+

Эволюция живой природы. Эволюционная теория. Движущие силы эволюции

+

+

+

Эволюционная теория. Движущие силы эволюции

+

+

+

Результаты эволюции. Доказательства эволюции организмов

+

+


Макроэволюция. Доказательства эволюции. Направления и пути эволюции . Происхождение человека

+

+

+

Экологические факторы. Взаимоотношения организмов в природе

+

+


Экосистема, ее компоненты. Цепи питания. Разнообразие и развитие экосистем. Агроэкосистемы.

+


Биосфера. Круговорот веществ в биосфере. Глобальные изменения в биосфере

+

Структурно-функциональная и химическая организация клетки

+

+

Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез.


Деление клетки. Воспроизведение организмов

+


Генетические закономерности. Влияние мутагенов на генетический аппарат клетки и организма

+

+

+

Селекция. Биотехнология

+

+


Многообразие организмов

+

+

Процессы жизнедеятельности организма человека

+

Человек. Нейрогуморальная регуляция. Анализаторы. Высшая нервная деятельность

+

+

+

Эволюция органического мира. Экосистемы и присущие им закономерности

+


Общебиологические закономерности

+

+

Обобщение и применение знаний о клеточно-организменном уровне организации клетки

2


Обобщение и применение знаний о многообразии организмов и человеке .Задания с множественным выбором ответов

2

2

1

Обобщение и применение знаний о надорганизменных системах и эволюции органического мира. Задания с множественным выбором ответов

1

2


Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на клеточно-организменном уровне организации жизни

2

1


Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств

1

1


Сопоставление особенностей строения и функционирования организма человек

2

2

2

Сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека

2

2

итого

45

42

26

Часть2

Часть2

Швабенланд К

Ревенко Е

Ратахин Н

Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание)

2

1

1

Работа с текстом или рисунком

1

1


Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов

3

1

2

Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира

и экологических закономерностях

1

2

1

Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации


Решение задач по генетике

2


9

5

4

Большая часть заданий экзаменационной работы предусматривала контроль освоения теоретических знаний, общебиологических закономерностей, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Из основной школы проверялся материал о строении и функциях органов и систем органов человека; классификации, строении, жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, их роли в природе. Экзаменационная работа также включала в себя задания, контролирующие освоение материала практического характера: агротехнические приемы выращивания растений, обоснование и соблюдение правил поведения в окружающей среде, меры профилактики вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов; вредные привычки, нарушения осанки, зрения и др.; оказание первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях; оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии, определение собственной позиции по отношению к экологическим проблемам. Таким образом, задания, включенные в экзаменационную работу, проверяли не только овладение выпускниками содержания курса биологии, но и их биологическую компетентность, умения применять полученные знания в различных ситуациях.

Содержание этого 1 блока проверялось только 1 заданием базового уровня в части 1 (А). 100 процент выполнения заданий. Анализ результатов показал, что экзаменуемые в целом освоили материал об уровнях организации живого и методах его изучения, роли различных биологических наук в познании природы, признаках и свойствах живых организмов. Однако при детальном разборе пробного экзамена выяснилось , что все учащиеся не смогли назвать из первого задания ученого являвшегося основоположником систематики

Клетка как биологическая система Данный блок в экзаменационной работе представлен в среднем 9-10 заданиями; из них 3 базового, 5-6 повышенного, 1 высокого уровней сложности. Проанализировав проблемные задания, вызвавшие наибольшие затруднения у экзаменуемых, выяснилось.

зада-

ния

Уро-

вень

сложно-

сти

Средний

процент

выполне-

ния

заданий

Ревенко

Ратахин

Швабенланд

Знания и умения, вызвавшие наибольшие затруднения у учащихся

2

Б

100

+

+

+

Не вызвало затруднения.

3

Б

100

+

+

+

Не вызвало затруднения

4

Б

100

+

+

+

Не вызвало затруднения

27

П

66

+

+

Функция комплекса Гольджи . Связи, поддерживающие третичную структуру белка

28

П

33

+

Подготовительный этап энергетического обмена (обра-

зование тепловой энергии). Фотосинтез: образование АТФ за счет энергии электронов

Вид связи между кодоном иРНК и антикодоном тРНК

Соответствие одной аминокислоте триплета на ДНК и

антикодона тРНК

29

П

33

+

Результат мейоза 1 - уменьшение числа хромосом

Репликация ДНК в интерфазе перед мейозом 1

36

П

66

+

+

Задания из данного блока не вызвали затруднений

37

П

33

+

Значение клеточного цикла. суждения о признаках мейоза

42

П

66

+

+

Функции органических веществ в клетке

Особенности световой и темновой фазы фотосинтеза

Характеристика этапов энергетического обмена

Сравнение признаков митоза и мейоза

43

П

100

+

+

+

Не вызвало затруднения

Часть 2 /1

П

66

+-

+-

+

Ответы были не развернутыми. Следовательно вторая часть была оценена на полностью.

Часть 2 /5

В

0

Синтез белка

У всех учащихся не вызвало задание затруднение на решение:

  1. Особенность бактериальной клетки - наличие кольцевой молекулы ДНК.

  2. Энергетическая ценность липидов, строение нуклеотида

  3. Определение числа хромосом в соматической клетке по числу в половой клетке

  4. Типов изменчивости. Учащиеся хорошо пронимают различия генной и геномной мутации.

  5. Последовательность процессов при синтезе белка.

Как видно из данных таблицы, наибольшие трудности вызвали у учащихся вопросы о взаимосвязи строения и функций органических компонентов и органоидов клетки, об энергетическом обмене веществ, о фотосинтезе, биосинтезе белка, репликации ДНК, различных типах деления клетки.

Слабо сформированными оказались умения сравнивать и соотносить признаки процессов, протекающих на клеточном уровне организации жизни (световой и темновой фаз фотосинтеза, митоза и мейоза, различных этапов энергетического обмена), свойства и функции органических веществ в клетке (липидов, белков, углеводов), хромосомный набор соматических и половых клеток.

Особое внимание следует обратить на выполнение заданий линии, в которых предлагались два типа задач по цитологии: 1) на применение знаний о генетическом коде; 2) на определение числа хромосом и ДНК в разных фазах митоза и мейоза, в половых и соматических клетках разных организмов.

Все учащиеся допустили ошибки при выполнении задания, требующего определить фрагмент молекулы тРНК и ее антикодон по нуклеотидной последовательности ДНК, а также определить аминокислоту, которую переносит эта тРНК. Они все не учли того, что по фрагменту одной молекулы тРНК нельзя определить всю последовательность фрагмента иРНК, а можно определить только ее кодон, которому соответствует антикодон. Они разбивали тРНК на триплеты, определяли иРНК по тРНК, а по полученным триплетам находили аминокислотную последовательность, что является грубой ошибкой. При подготовке к экзамену на это следует обратить внимание; повторить материал о биосинтезе белка, процессе трансляции и роли тРНК в нем

ВЫВОД: По данному блоку к числу слабо сформированных у учащихся знаний и умений можно отнести следующие:

1) циклы развития водорослей, мхов, папоротников, голосеменных и цветковых растений;

2) образование у растений спор в процессе мейоза, а половых клеток - в процессе митоза, что отличает их от животных;

3) сравнение гаметофита и спорофита, спор и половых клеток, спор и клеток спорофита у разных групп растений;

4) объяснение и аргументация способа деления клетки (мейоза или митоза) при образовании споры, половых клеток, прорастании гаметофита у растений.

Следующий блок. Организм как биологическая система.

Данный блок в экзаменационной работе представлен в среднем 10-12 заданиями в варианте. Задания, вызвавшие наибольшие затруднения у экзаменуемых, представлены в табл. Из нее видно, что учащихся овладели знаниями об организме как биологической системе, продемонстрировав умения решать генетические задачи. Вместе с тем выявлены определенные знания и умения, которые слабо сформированы у учащихся, как на базовом, так и на повышен ном уровне.

зада-

ния

Уро-

вень

сложно-

сти

Средний

процент

выполне-

ния

заданий

Ревенко

Ратахин

Швабенланд

Знания и умения, вызвавшие наибольшие затруднения у учащихся

5

Б

66

+

+

Бактериофаги, их систематическая принадлежность

6

Б

66

+

+

Признаки партеногенеза

7

Б

100

+

+

+

Не вызвали затруднений

8

Б

66

+

+

Характеристика генотипа как целостной системы

Установление признаков человека по родословной

Законы Менделя

9

Б

100

+

+

+

Не вызвали затруднений

29

П

33

+

Постоянство хромосомного набора при половом

размножении

30

П

100

+

+

+

Не вызвали затруднений

31

П

66

+

+

Значение массового отбора в селекции растений

Понятие штаммы микроорганизмов

36

П

66

+

+

биосфера

37

П

33

2

Биологическое значение мейоза

42

П

66

2

2

Сравнительная характеристика стадий развития

зародыша (бластула и гаструла)

Часть 2/1

П

66

1

1

2

Получение и способы размножения бессемянных

плодов некоторых культурных растений

Объяснение бесплодности межвидовых гибридов и

условий их преодоления (на примерах)

Часть 2/6

В

66

2

2

Задачи на дигибридное скрещивание: 1) один признак аутосомный, а другой сцеплен с Х-хромосомой, 2) сцепленное наследование и нарушение сцепления генов

У всех учащихся не вызвало задание затруднение на решение:

  1. Понятие кариотипа. Решение задачи на моногибридное скрещивание

  2. Зависимость комбинативной изменчивости от особенностей формирования половых клеток в мейозе

  3. Хромосомные мутации, их причины Признаки модификационной изменчивости (на примерах)

  4. Понятия неаллельные и аллельные гены .Хромосомный набор генома человека

ВЫВОД

Учащиеся затруднились:

1) определить систематическую принадлежность бактериофагов, относя их к бактериям;особенности партеногенеза; причины постоянства хромосомного набора организмов приполовом размножении;

2) установить причины хромосомных мутаций, признаки модификационной изменчивости,значение массового отбора в селекции растений;

3) сравнить стадии развития зародыша (бластулу и гаструлу) и определить их признаки.

Учащиеся 100% справились при решении задачи на моногибридное скрещивание в части 1.

Вызвали небольшие затруднения задания, контролирующие знания по селекции и биотехнологии. В одном из заданий практико-ориентированного характера требовалось объяснить, как получают культурные растения без семян и каков способ их размножения. Ответы в развернутой части были не полными.

В заданиях линии во второй части/6 предлагались генетические задачи на дигибридное скрещивание, наследование признаков, сцепленных с полом, сцепленное наследование признаков. Затруднения в невыполнении задания были у Ревенко (она полностью не приступила к заданию). Швабенланд и Ратахин кроме составления схем скрещивания и определения генотипов родителей и потомства по условию задачи необходимо было установить закон, который проявляется в конкретном случае, объяснить причины представленных в условии результатов

Это можно объяснить тем, что учащиеся сосредоточились только на решении задачи и составлении схемы скрещивания, не обращая внимания на то, что в условии требовалось объяснить закон и полученный результат. Из всех типов задач наибольшие трудности у учащихся по-прежнему вызывают задачи, в которых один признак был аутосомным, а другой сцеплен с Х-хромосомой, а также задачи на сцепленное наследование и нарушение сцепления генов. В первом случае ошибка

была связана с неправильной записью признака, сцепленного с Х-хромосомой.

Данный блок Система и многообразие органического мира, был представлен в среднем 11 заданиями: 5 заданий базового, 4 - повышенного, 1-2 - высокого уровней сложности. В работу включены вопросы общебиологического характера из основной школы, проверяющие материал о систематике организмов, об особенностях строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений и животных. При их выполнении экзаменуемые должны были продемонстрировать умения определять организмы и особенности их строения по рисункам или описанию. Обобщенные результаты выполнения заданий этого блока представлены в табл.

зада-

ния

Уро-

вень

сложно-

сти

Средний

процент

выполне-

ния

заданий

Ревенко

Ратахин

Швабенланд

Знания и умения, вызвавшие наибольшие затруднения у учащихся

10

Б

100

+

+

+

Не вызвали затруднений

11

Б

100

+

+

+

Не вызвали затруднений

12

Б

100

+

+

+

Не вызвали затруднений

13

Б

100

+

+

+

Не вызвали затруднений

14

Б

66

+

+

Образование млечных желез у млекопитающих

Определение по рисунку киля птицы и ее функции

Признаки приспособленности рыб к передвижению в

воде

32

П

66

+

+

Образование триплоидного эндосперма у покрытосеменных растений

Причины передвижения воды по стволу деревьев

Видоизменения побегов

38

П

90

2

1

2

Не вызвали затруднений

40

П

70

1

2

Характерные признаки растений разных отделов (мохо

видные, папоротниковидные, голосеменные

Часть 2/1

П

66

1

1

2

Не вызвали затруднений

Часть 2/2

В

33

1

1

Работа с рисунком

Часть 2/3

В

90

1

2

3

Не вызвали особых затруднений

У всех учащихся не вызвало задание затруднение на решение:

  1. Способ питания сапротофных бактерий

  2. Рост растений в толщину за счет клеток камбия

  3. Отличие мхов от многоклеточных водорослей

  4. Роль нервной системы в обеспечении связи организма со средой. Признаки коралловых полипов как представителей кишечнополостных

  5. Отсутствие плодов у голосеменных растений Условия хранения рыбных и мясных продуктов

  6. Питание коралловых полипов в связи с образом жизни .Особенности питания моллюсков разных классов.

В целом большинство учащихся справились с заданиями этого блока и показали результаты в пределах заявленных уровней. Учитывая, что учебный материал данного блока изучается только в основной школе, полученные результаты свидетельствуют о достаточно серьезной подготовке учащихся, повторении ими материала за курс 9-летней школы.

Слабо усвоен материал о жизнедеятельности организмов разных царств. В частности, учащиеся затруднились ответить на вопросы: о питании бактерий гниения, указав на хемотрофный способ вместо гетеротрофного; о росте дерева в толщину за счет деления клеток камбия; о причинах передвижения воды в растениях; об особенностях питания кишечнополостных (коралловых полипов) и моллюсков разных классов.

С низкими результатами выполнены задания, в которых требовалось определить: видоизменения побегов; приспособленность рыб к передвижению в воде (черепицеобразное расположение чешуи); признаки кишечнополостных (лучевая симметрия и двуслойность);образование млечных желез из потовых у млекопитающих. Слабо сформированными оказались умения сравнивать разные отделы растений и выявлять их ароморфные признаки, определять по рисунку органы животных и раскрывать их функции.

Из практико-ориентированных заданий самые низкие показатели выявлены при выполнении задания этого блока. В первом задании требовалось объяснить, верно ли название «кедровые орешки» для семян сибирской сосны. Однако не все экзаменуемые смогли указать, что орешек - это плод цветковых растений, а у голосеменных плодов нет.

Человек и его здоровье

Заданиями этого блока контролировались знания о строении и функционировании организма человека, составляющие основу санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Данный блок представлен в среднем 13 заданиями: 5 заданий - базового, 5 -повышенного, 3 - высокого уровня сложности.

Полученные результаты выполнения заданий этого блока свидетельствуют о достаточно высоком уровне усвоения выпускниками знаний о строении и функциях организма человека и сформированности у них основных видов учебной деятельности.

зада-

ния

Уро-

вень

сложно-

сти

Средний

процент

выполне-

ния

заданий

Ревенко

Ратахин

Швабенланд

Знания и умения, вызвавшие наибольшие затруднения у учащихся

15

Б

100

+

+

+

Не вызвали затруднений

16

Б

66

+

+

Строение скелета верхней конечности, типы соединения

костей

Условия восстановления работоспособности мышц

Распознавание по рисунку отделов сердца

Строение эпидермиса кожи

17

Б

100

+

+

+

Не вызвали затруднений

18

Б

66

+

+

Условные и безусловные рефлексы

Функция вставочных нейронов

Преобразование раздражения в нервный импульс

Железы смешанной секреции (половые)

19

П

100

+

+

+

Не вызвали затруднений

33

П

33

+

Движение крови по сосудам

Виды иммунитета, их характеристика

34

П

100

+

+

+

Не вызвали затруднений

38

П

90

2

1

2

Характеристика симпатической и парасимпатической

нервной системы, их функции

41

П

70

2

1

Отделы кишечника, их строение и функции

Классификация костей скелета

Обмен веществ в организме человека

Строение и функции кожи

Характеристика разновидностей мышечной ткани

44

П

100

2

2

2

Не вызвали затруднений

Часть 2/1

П

90

1

1

2

Разновидности соединительной ткани, их и развитие из

мезодермы

Часть 2/2

В

33

1

1

Строение и функции органов человека по рисунку

Часть 2/3

В

70

1

2

2

Оформление генетической задачи.

У всех учащихся не вызвало задание затруднение на решение:

  1. Функции эпителиальной ткани (секреторная). Расположение слепой кишки в пищеварительном тракте

  2. Продукты расщепления углеводов в пищеварительной системе. Роль гладкой мышечной ткани в перистальтике кишечника

  3. Тканевая жидкость и ее роль в организме

  4. Витамины

  5. Характеристика симпатической и парасимпатической нервной системы

  6. Строение серого вещества головного и спинного мозга

  7. Движение крови по малому и большому кругу кровообращения

В то же время необходимо выделить ряд вопросов, которые оказались сложными для учащихся.

- затруднились определить по рисунку, указать функции

-вопросы об обмене веществ в организме человека, строении и функциях разных отделов кишечника, кожи (эпидермиса и дермы),

- особенностях строения соединительной ткани (крови, лимфы, хрящевой и костной), ее развитии из мезодермы.

- затруднения вызвали задания о тканях.

Эволюция живой природы. В работе этот блок представлен в среднем 8 заданиями

зада-

ния

Уро-

вень

сложно-

сти

Средний

процент

выполне-

ния

заданий

Ревенко

Ратахин

Швабенланд

Знания и умения, вызвавшие наибольшие затруднения у учащихся

20

Б

100

+

+

+

Не вызвали затруднений

21

Б

100

+

+

+

Не вызвали затруднений

22

Б

66

+

+

Приспособительная окраска у животных (на примерах)

Приспособленность как результат эволюции, ее относи-

тельный характер (на примерах

23

Б

100

+

+

+

Не вызвали затруднений

35

П

33

+

Влияние популяционных волн на изменение генофонда

Изменение генофонда популяции как начальный этап

видообразования

39

П

50

1

1

1

Факторы эволюции

43

П

100

2

2

2

Не вызвали затруднений

44

П

100

2

2

2

Не вызвали затруднений

Часть 2/2

В

30

1

1

Работа с рисунком

Часть 2/4

В

50

2

1

1

Приспособленность цветковых растений к жизни в воде

как результат эволюции

Этапы экологического видообразования

У всех учащихся не вызвало задание затруднение на решение:

  1. Значение репродуктивной изоляции в целостности вида. Завершение видообразования репродуктивной изоляцией. Зависимость генетической разнородности популяции от комбинативной изменчивости

  2. Роль стабилизирующего отбора в эволюции. Творческая роль естественного отбора в формировании

  3. приспособлений

  4. Общая дегенерация и ароморфоз как пути достижения биологического прогресса. Ароморфозы и идиоадаптации (на примерах)

  5. Эволюции. Географическое и экологическое видообразование (примеры). Ароморфозы и идиоадаптации (на примерах)

  6. Последовательность процессов при формирование видов

Как видно из данных таблицы, материал об эволюции органического мира достаточно хорошо освоен.

В то же время выявлены отдельные понятия, закономерности, слабо освоенные учащимися и требующие серьезной подготовки, а также недостаточно сформированные виды учебной деятельности учащихся. К их числу следует отнести:

1) знания о приспособленности организмов как результате действия факторов эволюции, достижении биологического прогресса путем ароморфоза и общей дегенерации, об этапах географического и экологического видообразования, о формах естественного отбора и их роли в эволюции, значении репродуктивной изоляции в обеспечении целостности вида, зависимости генетической разнородности популяции от комбинативной изменчивости;

2) умения выявлять на конкретных примерах типы приспособительной окраски, идиоадаптации и ароморфозы, конвергенцию и дивергенцию признаков, географическое и экологическое видообразование; определять относительный характер приспособленности организмов.

К типичным ошибкам, повторяющимся, следует отнести устанавливать правильную последовательность процессов видообразования и формирования приспособленности как результата эволюции.

Экосистемы и присущие им закономерности

зада-

ния

Уро-

вень

сложно-

сти

Средний

процент

выполне-

ния

заданий

Ревенко

Ратахин

Швабенланд

Знания и умения, вызвавшие наибольшие затруднения у учащихся

20

Б

100

+

+

+

Не вызвали затруднений

21

Б

100

+

+

+

Не вызвали затруднений

22

Б

66

+

+

Экологические вопросы

23

П

100

+

+

+

Не вызвали затруднений

35

П

66

+

+

Микро и макроэволюция

36

П

33

+

Саморегуляция и сохранение стабильности в экосистемах

39

П

33

1

1

1

Факторы эволюции

43

П

100

2

2

2

Не вызвали затруднений

44

П

66

2

2

Последовательность звеньев детритной цепи питания

Этапы круговорота азота в биосфере

Часть 2/4

В

66

2

1

1

Пищевые цепи

У всех учащихся не вызвало задание затруднение на решение

  1. Критерии вида

  2. Конкурентные взаимоотношения организмов в экосистеме

  3. Факторы эволюции

  4. ДНК и РНК

ВЫВОД:

Задания по экологии не вызвали особых затруднений у учащихся, что подтверждают полученные результаты. При ответе на задания экологического характера экзаменуемые продемонстрировали освоение элементов содержания и сформированность ряда учебных умений: выявлять существенные признаки экосистемы; процессов круговорота веществ и превращения энергии; абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме и типы их взаимодействия; антропогенные изменения в биосфере. Учащиеся продемонстрировали не высокие умения составлять цепи питания, сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы.

Отдельные трудности возникли у учащихся при выполнении следующих заданий:

  • на выявление конкурентных взаимоотношений в экосистеме (на конкретных примерах);

  • определение причины таяния льдов на Земле в настоящее время (парниковый эффект);

  • нахождение верного (неверного) суждения о саморегуляции экосистем и сохранении их стабильности при постоянной численности видов.

С заданиями на установление последовательности звеньев детритной цепи и этапов круговорота азота в биосфере, справились частично. Это, вероятно, обусловлено тем, что в школьной практике приводятся в основном примеры пастбищной пищевой цепи, а на детритную цепь обращается

меньше внимания.

В целом анализ ответов учащихся по данному блоку свидетельствует об успешном освоении экологического материала подавляющим большинством учащихся.

Критерии оценки:

Порог успешности 36 баллов.

Ф.И

Общее кол-во набранных баллов тестовых

Баллов первичных

Ратахин Н

56

30

Швабенланд К

86

54

Ревенко Е

75

47

Таким образом из 3 написанных работ:

% успеваемости-100

% качества-0

Минимальная граница ЕГЭ по биологии составила 13 первичных и 36 тестовых баллов. Все учащиеся преодолели минимальную границу тестового балла. Средний тестовый балл составил 72, средний первичный балл -43,6. Выше 80 тестовых баллов получила учащаяся Швабенланд К. Средний набранный тестовый бал, свидетельствует о том, что экзаменационная работа имеет необходимую степень трудности, дает возможность дифференцировать выпускников по уровню их биологической подготовки.

Выводы

Анализ результатов выполнения заданий позволяет сделать следующие выводы.

1.Учащиеся овладели базовым ядром содержания биологического образования.

2. По каждому блоку содержания выявлены знания и умения, которые вызывают наибольшие затруднения у экзаменуемых:

  1. знания о взаимосвязи строения и функций органоидов и химических веществ клетки, процессах метаболизма и реакциях матричного синтеза, спорообразования и гаметогенеза у растений;

  2. умения сравнивать стадии развития зародыша животных, различать понятия генотип, геном и кариотип, устанавливать причины и типы мутаций, их признаки, решать задачи на дигибридное скрещивание, в которых один признак аутосомный, а другой сцеплен с Х-хромосомой, задачи на сцепленное наследование и нарушение сцепления генов, объяснять полученные результаты.

  3. знания о процессах жизнедеятельности организмов разных царств, о видоизменениях побегов у растений,

  4. роли нервной системы в обеспечении связи организма со средой;

  5. умения определять по рисунку органы животных и раскрывать их функции, признаки приспособленности организмов к среде обитания,

  6. сравнивать разные отделы растений и выявлять их ароморфные признаки.

  7. знания об обмене веществ в организме человека, о строении и функциях разных отделов кишечника, кожи, соединительной ткани, о регуляторной деятельности симпатической и парасимпатической нервной системы, движении крови по сосудам, иммунитете, его видах и значении;

  8. знания о путях достижения биологического прогресса, об этапах географического и экологического видообразования, о формах естественного отбора и об их роли в эволюции; умения выявлять на конкретных примерах приспособленность организмов, идиоадаптации и ароморфозы, конвергенцию и дивергенцию признаков,географическое и экологическое видообразование, устанавливать последовательность процессов видообразования и формирования приспособленности как результата эволюции.

  9. знания о причинах глобальных изменений в биосфере, способах саморегуляции экосистем, признаках сохранения их стабильности; умения устанавливать последовательность звеньев детритной пищевой цепи, этапов круговорота веществ в биосфере, определять последствия воздействия на экосистемы природных и антропогенных факторов.

Учащиеся имеют определенные знания по основным разделам курса биологии.

- основные положения клеточной теории,

- химический состав, строение эукариотных и прокариотных клеток;

- значение обмена веществ в клетке и организме, виды обмена;

- деление клетки, характеристика фаз митоза и мейоза;

- процессы гаметогенеза, отличие овогенеза от сперматогенеза;

- определение наследственности и изменчивости, законов наследственности;

- особенности строения, жизнедеятельности и размножения основных отделов растений, типов и классов животных;

- строение и жизнедеятельность органов и систем органов человека, виды и значение иммунитета и предупредительных прививок;

- формы борьбы за существование;

- движущие силы эволюции, формы естественного отбора и их значение в эволюции;

- определение и критерии вида, виды приспособленности организмов;

- основные ароморфные признаки организмов, признаки родства человека и животных;

- роль организмов разных царств в круговороте веществ и превращении энергии.

Учащиеся владеют следующими умениями:

- выявлять существенные признаки биологических объектов, процессов, явлений;

- сравнивать клетки организмов разных царств живой природы, организмы животных и человека, отделы и классы растений, типы и классы позвоночных животных;

- устанавливать приспособленность организмов к среде обитания;

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Необходимо обеспечить освоение учащимися основного содержания курса биологии и оперирование ими разнообразными видами учебной деятельности, представленными в кодификаторе элементов содержания

2. В наиболее тщательной отработке нуждается материал, составляющий базовое ядро содержания биологического образования, так как проверяющие его задания должны выполняться всеми учащимися. Поэтому особое внимание следует обратить на повторение и закрепление материала, который традиционно вызывает затруднения у многих учащихся: об обмене веществ на клеточном и организменном уровнях, особенностях деления половых и соматических клеток; о движущих силах, направлениях и результатах эволюции, способах видообразования; об онтогенезе, о методах

селекции и биотехнологии; о строении органов и нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека; причинах глобальных изменений в биосфере, способах саморегуляции экосистем и признаках сохранения их стабильности.

3. Обеспечить в учебном процессе сформированность у учащихся умений анализировать биологическую информацию, осмысливать и определять верные и неверные суждения, сравнивать и устанавливать по рисункам биологические объекты и описывать их.

4. При проведении различных форм контроля более широко использовать задания разного типа, аналогичные заданиям ЕГЭ. Особое внимание следует уделять заданиям на установление соответствия и сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, а также на задания со свободным развернутым ответом, требующие от учащихся умений обоснованно и кратко излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике. В целях подготовки учащихся к решению задач по цитологии и генетике важно отрабатывать алгоритмы их решения.

Для достижения положительных результатов на экзамене следует в учебном процессе

увеличить долю самостоятельной деятельности учащихся как на уроке, так и во внеурочной

работе(консультации).


Учитель биологии: Ельчанинова О.В.


© 2010-2022