ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЦЕНТРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДПВ «БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЦЕНТРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДПВ «БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА»

Г.Н. Родионова,

кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия,

Самара, Россия

Аннотация: проведен анализ сформированности экоцентрического сознания студентов естественно-географического факультета Поволжской государственной социально-гуманитарной академии при изучении дисциплины по выбору «Биологическая этика».

Ключевые слова: биологическая этика, экоцентрическое сознание, экологическое отношение, экологическое поведение.

Многополюсный мир находится в поисках решения глобальных проблем современности, возникающих в результате стремительного хода научно-технического прогресса, смены технологий и соответствующих преобразований в природе. Для формирования в обществе экологической культуры, которая будет осознана личностью и обществом, необходимо ответственно относиться к природе и окружающей среде, к собственному здоровью и здоровью других людей, в соответствии с правовыми и нравственно-этическими нормами, принятыми в обществе и формируемыми целенаправленно в течение жизни и деятельности поколений. Деформация системы экологических отношений, дефицит ответственности перед будущим являются одним из истоков кризисной экологической ситуации. У выпускников вузов, как и у населения в целом, преобладает потребительский подход к природе; низок уровень восприятия экологических проблем как лично значимых; не развита потребность практического участия в реальной работе по изучению и улучшению среды, окружающей человека (Пономарева, 1993; Симонов, Симонова, 2002; Носова, Ермакова, 2006; Чердымова, 2012).

Мы видим, что проблема взаимосвязи человека с природой не нова. В современном обществе воздействие человека на окружающую среду принимает огромные масштабы. Это означает, что эколого-нравственно-этическая проблема заключается сегодня не только в сохранении окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательное, целенаправленное и планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Оно осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологического сознания, экологического отношения и экологического поведения, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

На естественно-географическом факультете ПГСГА дисциплина по выбору «Биологическая этика» проводится с 2006 года. Данный курс соединяет в себе биологические и экологические знания с одновременным познанием системы человеческих ценностей. Для ориентации студентов в сложных вопросах современной биоэтики изданы учебные пособия: «Экоэтика и экопсихология» (Трофимова, 2008); «Основы биологической и экологической этики» (Родионова, Трофимова, 2010). В них рассматриваются как базовые принципы дисциплины, так и вопросы, носящие характер дилеммы; представлены вопросы и задания по разделам курса, экологические задачи, творческие задания. Обозначенные в заданиях темы связаны с различными областями жизни, где пересекаются разнородные моральные обязательства, предпочтения и оценки. Предложенные материалы позволяют студентам на базе общечеловеческих ценностей выработать своё отношение к рассматриваемым биоэтическим проблемам.

Несмотря на длительное преподавание курса ДПВ «Биологическая этика» на факультете, его эффективность не была изучена ранее. Цель исследования: экспериментально выявить уровни эколого-этических знаний и сформированности экоцентрического сознания студентов, посредством изучения их типа доминирующей установки в отношении природы при изучении ДПВ «Биологическая этика».

В используемой нами модели экологического образования в ходе преподавания ДПВ «Биоэтика» приняты следующие положения: 1) природа рассматривается не как объект воздействия, а как равноправный субъект общения; 2) этика ответственности включает не только ответственное отношение к окружающей среде в настоящем, но и заботу о благополучии будущих поколений, о сохранении биосферы как общего дома, о любви ко всему живому; 3) формируемое экологическое мировоззрение призвано обеспечить устойчивое развитие человечества, что предполагает неограниченно долгое сохранение стабильности и благоприятности окружающей среды для жизни людей; 4) образовательный процесс создаёт условия для диалоговой формы обучения, когда студент становится не просто обучаемым, а равноправным партнёром в диалоге с преподавателем и другими студентами, способным свободно излагать свои мысли и предположения, актуализировать собственный опыт; 5) результатом процесса является формирование этико-экологических норм поведения, соответствующих поставленным задачам экологического образования и воспитания (Родионова, Ильина, Трофимова, 2011).

Степень сформированности этико-экологических норм поведения нами диагностирована через уровни отношения человека к природе (Дерябо, Ясвин, 1995). Первый уровень характеризуется тем, что обучающиеся оценивают и осмысливают явления природы как объекты, которые можно приспособить к своим нуждам. На втором уровне они оценивают и осмысливают явления природы как возможность познания естественных явлений, как момент приобретения новых знаний и различных взглядов на окружающую среду и место человека в ней. Достигнув третьего уровня, студенты осмысливают и оценивают явления природы как процесс, вызывающий яркие эмоции, личную активность, желание усовершенствовать свои качества, совершить конкретные поступки, что ведет к формированию поведенческих навыков, личного опыта, профессиональных компетенций.

Использование обозначенного подхода определяет переход от традиционной информационно-директивной модели экологического образования к гуманистической, ориентированной на личностный профессиональный рост обучаемого. Непрерывная система эколого-этического образования на основе гуманистической модели включает следующие аспекты (Родионова, Трофимова, Ильина, 2011):

1. Научно-образовательное направление, которое осуществляет базовое формирование знаний, понятийного и терминологического аппарата, накопление фактического материала. В основе знаний студентов лежат категории: а) ценности смысла каждой индивидуальной жизни как неповторимой части единого целого; б) аналогии между законами биологической жизни и человеческой мудростью, параллели между законами природы и общества; в) осмысление функционирования и эволюции био- и геосистем, выявление философских закономерностей в единстве и многообразии всего живого, иерархической соподчиненности и цикличности развития открытых систем, а также причинно-следственных связей макро- и микромира.

2. Нравственное воспитание студентов, основу которого составляют такие системообразующие понятия как нравственность, мораль, любовь, добродетель, красота.

3. Через всю систему преподавания красной нитью проходит экологический императив: не поступай в окружающей среде - космосе, природе, обществе - вопреки естественным и нравственным законам, ибо их нарушение ведет к распаду жизненно необходимой гармонии, равновесия, связей, к гибели взаимозависимых и взаимообусловленных экологических систем, ниш, живых существ.

Экспериментальное исследование проводилось в 2010 году со студентами ЕГФ ПГСГА, изучавшими ДПВ «Биоэтика». В нём участвовали первокурсники отделения «Биология-Химия» (ныне студенты 5 курса) и третьекурсники отделения «Химия-Биология» (выпускники 2012 года), в качестве контрольного варианта взяты студенты первокурсники отделения «География-Биология» (ныне студенты 5 курса, которые будут изучать дисциплину в 10 семестре 2014 года). В опросах приняло участие 56 человек.

В качестве проверки знаний использовалась анкета с биологическими, экологическими и экоэтическими терминами, количество которых равнялось 10 в каждой группе.

Рис.1. Процентное соотношение правильных ответов к общему количеству ответов студентов до изучения курса ДПВ «Биоэтика"

Анализируя рис.1 мы видим, что процент правильных ответов на биологические термины самый высокий, по сравнению с другими и составляет 52% у студентов химиков, 48% у студентов биологов и 46% у студентов географов. На втором месте по числу правильных ответов находятся ответы на экологические термины, процент варьирует от 40% в контрольной группе географов до 38% у студентов Х3 и 45% у студентов Б1 в экспериментальной группе. Количество данных студентами правильных ответов по этическим терминам невелико, как в экспериментальных, так и контрольной группах, что составляет 6-10%.

Рис.2. Процентное соотношение правильных ответов к общему количеству ответов студентов после изучения курса ДПВ «Биоэтика»

В конце прослушанного курса студенты вновь выполнили то же самое задание. На рис. 2. видно, что по сравнению с контрольной группой, в экспериментальных группах вырос процент правильных ответов по всем группам терминов. Знание биологических терминов составило 64% у студентов первокурсников Б1 и 75% у третьекурсников Х3 (контроль Г1 48%). Знание экологических терминов составляет 62% у студентов Б1 и 69% у студентов Х3 (контроль Г1 45%). Процент правильных ответов по этическим терминам по сравнению с контрольным (8%) значительно увеличился, но в целом не превышает 56%. Соответственно можно констатировать, что изучение ДПВ «Биоэтика» повышает уровень знаний студентов Б1 и Х3 ЕГФ ПГСГА.

В нашей работе мы также использовали ассоциативную методику «ЭЗОП», направленную на исследование типа доминирующей установки студентов в отношении природы (Дерябо, Ясвин, 1995). Выделяют четыре типа установок: личность воспринимает природу как объект красоты («эстетическая» установка); как объект изучения, получения знаний («когнитивная»); как объект охраны («этическая») и как объект пользы («прагматическая»).

В таблицах 1,2 и на рисунках 3,4 представлены обобщенные данные по отношению студентов к природе. Из таблицы 1 и рисунка 3 мы видим преобладание созерцательно-потребительского отношения к природе у студентов Б1 и Г1 курсов. У студентов Х3 преобладает когнитивно-прагматическая (исследовательско-потребительская) установка по отношению к природе.

Таблица 1

Отношение студентов к природе до изучения биоэтики

Курс

Количество студентов

Формула

Вывод

Б1

19

5,9К3,8П1,2И1,1О

На курсе преобладают студенты с созерцательным и потребительским отношением к природе.

Х3

20

3,1К3,9П3,8И1,2О

На курсе студенты принадлежат к двум группам: потребители и исследователи. Чуть меньше созерцателей.

Г1

17

4,9К5,0П1,2И0,9О

Преобладают созерцатели и потребители.

Таблица 2

Отношение студентов к природе после изучения биоэтики

Курс

Количество студентов

Формула

Вывод

Б1

19

3,6К3,9П2,3И2,2О

Уменьшилось число созерцателей, незначительно возросло число исследователей и хранителей.

Х3

20

1,2К1,4П5,1И4,3О

Значительно увеличилось число исследователей и хранителей.

Г1

17

4,4К4,5П2,1И1,0О

Незначительно возросло число исследователей.

После прохождения курса ДПВ «Биоэтика» (табл. 2, рис.4) у студентов Б1 незначительно, но всё же возросло число исследователей и хранителей. У студентов Х3 явно отношение к природе меняется на этически-когнитивное. При изучении дисциплины студенты Х3 были готовы к постоянному экологическому образованию и самообразованию, присутствовали качества, необходимые для практической деятельности охраны природы, оздоровления среды обитания человека и самого человека. Подтверждением этому явилось то, что студенты Х3 охотно посещали лекции, активно участвовали в дискуссиях, грамотно подбирали сопровождающий материал в электронном виде; ряд студентов по наиболее интересным темам самостоятельно подготовили электронные презентации.


Рис. 3. Отношение студентов к природе до эксперимента

Рис. 4. Отношение студентов к природе после эксперимента

Образование эффективно тогда, когда опирается на внутреннюю активность и сознание студента. Завершающим моментом стал выпуск газет на факультетском стенде. Студенты Х3 свою газету назвали «Качество жизни», в которой с биоэтических позиций рассмотрели критерии этого понятия для каждого человека. Студенты Б1 в газете «Умереть надо тоже уметь…» остановились на проблемах эвтаназии. Отрадно, что в подготовленных материалах были не только теоретические материалы, но и собственные социологические исследования. Ребята подготовили вопросы и провели анкетирование среди студентов ЕГФ. Студенческие газеты с интересом читали как студенты и преподаватели ЕГФ, так и других факультетов. Важным моментом явилось и то, что удалось осуществить деятельностный или поступочный компонент образовательного процесса: студенты Х3 лично участвовали 5 мая 2010 в посадке деревьев в рамках акции «65 деревьев к 65-летию победы в Великой Отечественной войне», проходившей на территории ОСЮН. Большинство студентов Х3 перечислили по 30 руб. для посадки деревьев в рамках акции компании AVON Hello Green Tomorrow «Самое время помочь природе», поддерживающей глобальную Программу ООН по защите окружающей среды «Миллиард деревьев». Каждому студенту был выслан от компании Благодарственный сертификат участия. Хочется верить, что такие маленькие поступки приводят к большим изменениям на нашей планете. Студенты Б1 в данных акциях инициативы не проявили и участия не приняли, что ещё в большей степени подтверждает преобладание у них потребительско-созерцательного отношения к природе (рис. 4).

За время изучения ДПВ «Биоэтика» студенты Б1 и Х3 прошли путь от собственной экологической грамотности (получили определенные знания) до умения воплотить параметры экологического образования в профессиональной деятельности (подготовка эссе, сообщений, кейс-боксов, презентаций, анализ экологических ситуаций). Наиболее ценным для нас явилось то, что студенты Х3 проявили ещё и экологическое поведение. Это свидетельствует об их личностно-деятельной позиции, которая в дальнейшем в профессиональной сфере может быть направлена на природоохранную деятельность и становление ноосферного экологического сознания в единстве с этическим отношением к природе.

В условиях перехода высшей школы на ФГОС ВПО нового поколения на кафедре ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования ПГСГА накоплен положительный опыт по формированию биоэтического отношения к природе как ценностного ориентира для подготовки конкурентно способного специалиста, обладающего как профессиональными, так и общекультурными компетенциями. Дисциплина «Биологическая этика» включена в учебный план направления подготовки - 050100.62 Педагогическое образование, профиль подготовки - Биология и Химия. Дисциплина «Экологическая этика» есть в учебных планах направления подготовки - 022000 Экология и природопользование, профиль подготовки - Экология, а также направления подготовки - 020400 Биология, профиль подготовки - Экология. Несмотря на то, что названные дисциплины входят в вариативный блок изучения, следует отметить их актуальность и стратегическую важность для формирования экоцентрического мировоззрения студентов в условиях профильного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995. С.81-85.

  2. Носова Т.М., Ермакова Ю.Д. Высшее образование в зеркале Болонского процесса // Вестник исследования в области естественных наук и образования: Сб. науч. трудов. Вып. 5. Самара: Изд-во СГПУ, 2006. С. 364-372.

  3. Пономарева И.Н. Основные концептуальные положения к проблеме экологического образования в школе и педвузе: Тезисы межвузовской конференции. СПб.,1993. С. 4.

  4. Родионова Г.Н., Трофимова Н.Н. Основы биологической и экологической этики: учебное пособие для студентов естественно-географического факультета ПГСГА. Самара, 2010. 82 с.

  5. Родионова Г.Н., Ильина Н.С., Трофимова Н.Н. О преподавании дисциплины «Биологическая этика» студентам естественно-географического факультета / Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: традиции и современность. Самара: ПГСГА, 2011. С. 140-144.

  6. Родионова Г.Н., Трофимова Н.Н., Ильина Н.С. Гуманистический подход в экологическом образовании студентов Поволжской государственной социально-гуманитарной академии // ELPIT 2011. Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов: сборник трудов III Международного экологического конгресса (V Межд. науч.-технич. конференции), научный симпозиум «Образование в области экологии и безопасности жизнедеятельности. Экологическая культура», 21-25 сентября 2011 года, Тольятти-Самара, Россия. Тольятти: ТГУ, 2011. Т. 3. С. 123-127.

  7. Симонов Ю.В., Симонова Т.И. Формирование экологического сознания студентов педагогического университета. Самара, СГПУ, 2002. 232 с.

  8. Чердымова Е.И. Модель интеграции и профессиональной подготовки студентов в процессе обучения в вузе. Москва: УРАО, 2012. 231 с.

  9. Экоэтика и экопсихология: методическая разработка для студентов естественно-географического факультета СГПУ / сост. Н.Н. Трофимова. Самара, 2008. 48 с.


© 2010-2022